Фото с сайта: komsomol-museum.ru
Фото с сайта: komsomol-museum.ru
Нередко от педагогов или родителей учеников можно услышать упреки относительно современных школьных учебников. На днях журналист издания "Знамя юности" провела эксперимент, где сравнила советские и новые пособия по химии, физике и геометрии. Материал очень активно обсуждали читатели, приводим самые интересные комментарии по теме в рубрике "Глас народа".

Что, реально сейчас в школьных учебниках пишут, как в примерах из статьи? Сложные определения без рассуждений, как из университетских учебников. Тогда не удивителен печальный объем знаний сегодняшних школьников. Попытки запихнуть в учебники как можно больше информации приводят к тому, что она перестает вообще восприниматься детьми, и в результате имеем в голове детей информации еще меньше. Даже мне, взрослому человеку с высшим образованием, пришлось часть определений повторно медленно перечитать, чтобы понять суть. А детям нужно подавать информацию интересно. Все же я согласен, советские учебники были лучше. 
Судя по приведенным определениям, не все так страшно в новых учебниках. В любом случае, учится ученик. Если ему неинтересно, то учебник ему не поможет.

Краткость - сестра таланта (Чехов). Если человек не может максимально коротко и ясно объяснить сложные вещи, то писать учебники ему незачем.
 
Иногда мне приходится делать рерайт статей в интернете. То есть мне, в принципе, без разницы, понятно будет или нет читателю то, что я написала (суть работы в том, чтобы перефразировать текст так, чтоб было не менее 98-99% оригинальности). Вот новые учебники напоминают именно такую работу - не важно, понятны они или нет, как будто кто-то тупо перефразировал их, проверили на оригинальность и рукой махнули на понятность самого текста.
 
Как недавний школьник (1993 год рождения), готов сказать, что советские учебники гораздо понятнее. Не понимаю, зачем детям объяснять материал вузовским языком.

Я учился по учебникам начала 80-х. Приведенные примеры в них были изложены лаконичнее и строже. Хвала моим родителям - у меня дома горы старой доброй литературы: технической, учебной. Откройте учебник по физике Ландау или феймановские лекции. А чего стоит Азамов с его "Нейтрино"? Бестселлеры, великие труды.
 
Все примеры, приведенные в статье, говорят о полезности учения, которое большинство забывает сразу после окончания урока. Я закончил изучение физики в 66 году, но она мне дала конкретные знания, которыми не владеют некоторые даже нынешние выпускники технических вузов. Попадались мне индивидуумы, которые даже закон Ома не знали. Я не говорю уже про то, чтобы его применить на практике. Многие даже не знают, как изменить вращение эл. двигателя. Все учили химию, но мало кто знает, что кислоту надо лить в воду, а не наоборот. Про молекулярную я вообще промолчу. Мы учили географию и даже рисовали контурные карты всего мира, но мало знали про свой город. Нынешние выпускники даже не знают, сколько областей у нас. Надо не учебники изучать, а то, что грузят в головы учеников ненужного.
 
А полистайте учебники моей юности. Я училась в 76-86 годах. Я имею в виду базовые. Предметы: алгебра, геометрия, химия, языки - русский, белорусский... Почти 30 лет прошло после школы, а правила помнятся. Формулировки были просты и логичны. Когда сын мой учился в начале 2000-х, я только удивлялась тому, как все усложнили и испортили.
 
Курс школьных лекций должен быть рассчитан не на подготовленного слушателя, а на ученика, обладающего на данном этапе вообще почти нулевыми знаниями... Знакомая картинка: "Мы не для дураков учебник писали"... А надо бы - для "дураков"! Как это и делали всегда гениальные авторы гениальных учебников! А иже с ними гениальные популяризаторы науки в своих книгах "для дураков". Возьмите того же Жюля Верна (я молчу про Перельмана, т. к. Перельман свои "Занимательные" затачивал все же под людей, увлекшихся данной наукой хоть чуть-чуть). Почитайте "Краткую историю почти всего на свете" Брайсона, и, возможно, вас заинтересует наука!!!
 
Частенько ловлю себя на мысли, что нынче стремятся не проще изложить мысль, а вычурнее. Например, раньше было: "Граждане, не забывайте своевременно оплачивать проезд!". Теперь: "Чтобы избегнуть конфликтов с работниками контролирующих органов, не забывайте своевременно погашать билет на одну поездку с применением электронного компостера и прикладывать к валидатору БСК". Или раньше писали просто и доходчиво: "Считайте деньги, не отходя от кассы", теперь - "Претензии к недостаче денежной наличности не могут быть удовлетворены, если она не была пересчитана в присутствии уполномоченного сотрудника банка". То же и с учебниками... нет чтобы попроще написать - надо вычурнее. Показать, что, дескать, не лаптем щи хлебаем.

Мнение высказавшихся может не совпадать с мнением редакции.
{banner_819}{banner_825}
-20%
-45%
-10%
-20%
-20%
-10%
-30%
-20%