Фото с сайта gorad.by
Фото с сайта gorad.by
На днях в СМИ прошла информация о череде скандалов со столичными вузами. Сначала в БГУ, а позже в БНТУ были выявлены факты получения взяток от студентов. Сейчас сотрудникам университетов может грозить реальный срок. Кто провоцирует нарушение закона – сами преподаватели или ленивые студенты? На эту тему рассуждали наши читатели на форумах. Приводим некоторые интересные комментарии в нашей рубрике "Глас народа".

Всю жизнь проработала в вузе. Никогда никакой взятки не взяла, хотя попытки студентов всучить ее были. Студенты учиться не хотят, пытаются все купить, в том числе экзамены, зачеты, курсовые и дипломные. Систему управления вузами и в вузах нужно менять, и процесс обучения реформировать. Нынешняя зарплата преподавателей вузов в 2-3 раза ниже советских времен и ниже уборщиц Евроопта. Что делать в этих условиях предприимчивым преподавателям? Да и разве это взятки? Это же копейки. Это софинансирование, по Тузику.
 
Какая бы маленькая ни была зарплата в вузах, взятка - это взятка. И самое ужасное в ней - это не алчность преподавателя, а то, что получая деньги за сдачу предмета и выставляя положительную оценку человеку, не способному освоить вузовскую программу, они сами подрывают ту систему, в которой работают, и сами нивелируют ценность образования! А потом на эту нивелировку изволят жаловаться! Да, образование сейчас разваливают все, кому не лень: государство, администрации университетов, которые набирают тысячи студентов, не способных учиться. Но преподаватели - это основа всего, и очень жаль, что она у нас с душком, так как сами же преподы не уважают свое дело! У меня тоже в свое время с деньгами было туго. Мне что, надо было вымогать деньги, украсть или ограбить, а потом оправдываться тем, что мне, хорошему человеку, государство мало платило, чтобы тролли на форумах рукоплескали такому смелому поступку? Маленькая зарплата? Бастуйте! Пишите обращения, добивайтесь достойной оплаты труда законными методами. В конце концов, есть и другие работы, где у вас будет достойная оплата, если вы хороший специалист (ключевое слово - если). Это трудно, потому что чтобы отстаивать свои интересы нужно бороться, а вот чтобы брать взятки достаточно общей трусости, обидчивости на систему, жадности до денег, неуважения к своему делу. Замечательно, что таких преподавателей в вузах станет меньше!
 
За все время обучения: ни разу никому не давал на лапу, ни разу не покупал курсовой или чертеж. Зачем поступать в институт, чтобы потом покупать экзамены за валюту, а после окончания работать не по специальности, и ещё говорить, что учёба тебе ничего не дала кроме корочки? Считаю, что спрос рождает предложение. Нормальный студент платить не будет, проще разок прочитать, а деньги потратить на что нравится.
 
При зарплате в 2,5-4 млн и на столб ярмарочный залезешь. Хотя я их и не оправдываю. Выход есть всегда: сменить работу, поменять страну, наконец.
 
Во многом сами преподаватели эту проблему и создали. Объем информации, которую необходимо освоить к экзаменам, огромен. Информация разобщена и порой имеет мало общего с реальностью, а оттого и не применима на практике. В большинстве своем заочники просто не хотят загромождать голову лишним мусором, и в лучшем случае списывают, в худшем - пытаются решить проблему за деньги. Это касается 3/4 изучаемых предметов. На профильные предметы даже и времени не остается. Да и глупо не замечать еще одну сторону той же проблемы: дипломы и курсовые продаются в открытую, объявления висят в метро, интернете и прямо в университетах! К этому прикладывают руку как минимум методисты на кафедрах, а не исключено, что и сами преподы. Курсовая стоит от 50 у.е. Как правило, ее дорабатывать нужно, но это не всегда проблема. Требования к работам застряли в 90-х, когда даже тупо переписать чужую работу было трудом, достаточным для оценки. Причем мозг выносят преподаватели из-за глупых мелочей, вне зависимости от того, сделана ли работа самостоятельно - и это видно; либо она куплена. В большинстве случаев проще купить. Проблема лежит не в заочниках, а в самой системе образования, которая через десяток лет начнет выпускать экономистов, не способных понять разницу между дефолтом и девальвацией. Я с подобными людьми уже сталкивался.
 
И еще хотелось бы добавить. В свое время я училась в двух разных вузах: из одного перевелась в другой. В каждом вузе "своя программа": в одном нас действительно "обязывали" делать подарки, в другом - только знания и старания нужны были на сессиях.
 
Сама получаю второе высшее на заочном - и могу сказать, что это палка о двух концах. Есть, конечно, студенты, которым нужна только корочка, и которые только на экзамены приходят. Но простите, когда наша группа впервые собралась перед началом учебы, пришел к нам завкафедрой и в лоб сказал, что никто нам тут не рад, никому мы не нужны, и вообще - не рассчитывайте на серьезное отношение, потому что заочка - дело несерьезное. И таки да - две трети преподавателей так и относятся. Единицы всерьез принимают экзамены, читают контрольные и дают качественный материал на лекциях. Еще меньшее количество обстоятельно отвечает на возникшие вопросы - вы не поверите, но за ваши деньги на заочке запросто можно услышать: "Некогда на ваши вопросы отвечать - вы заочники и ваш удел разбираться самостоятельно". Преподаватели опаздывают на 15-20 минут, позволяют себе вообще не являться на пары, не приходят на консультации. Про то, как составлена программа обучения, вообще молчу - на ведущие и важные предметы отводится по 2-3 пары, а на то, что можно было в принципе опустить - по 10-15. Цена вопроса - 1000 у.е. за год, две сессии по три недели... И это, заметьте, БГУ!
 
Вот аккурат сегодня на кафедре подписала некий документ о коррупции, срочно состряпанный нашим ректоратом (БГУ): дескать, ознакомлена и не буду. Так ведь там прописано, что я не имею права брать со студентов ВООБЩЕ никаких денег. Теперь ситуация. Коллега подготовила учебное пособие для студентов-иностранцев (рабочую тетрадь, в которой можно выполнять упражнения и домашние задания) и издала его за свой счет - для оперативности (если этого не сделать, то пособие выйдет лет через 5 уже морально устаревшим). Вполне понятно, что счет у нее не в швейцарском банке. Естественно, ни о каком гонораре речи нет. Так что, она должна за бесплатно студентам книжки раздавать? А если я не один курс веду, а 5-6? Говорят: сделайте электронную версию, пусть студенты сами распечатывают. Я сделала. В итоге прихожу на занятия - двое из группы распечатали задания, а 10 - нет. Занятие сорвано. Конечно, я бы поставила соответствующие оценки и не парилась. Но вступает в игру деканат: иностранцы деньги за обучение заплатили - и вы обязаны их учить. Значит, распечатывайте им пособия сами. В итоге, за всё платит преподаватель. Это нормально? 

Мнения высказавшихся могут не совпадать с точкой зрения редакции.ать полностью:  https://news.tut.by/reporter/386316.html
 

-10%
-30%
-10%
-15%
-57%
-10%
-10%
-10%
-25%
-61%