Большинство родителей уже давно определилось с дополнительным образованием для своего ребенка. Но что делать в выходные дни, когда сезон дач и прогулок в парке закончился, а до теплой весенней погоды еще далеко? Как интересно и полезно, а, главное, всей семьей, проводить выходные дни?

О новом формате развлечения и образования в Минске и интерактивной науке для всей семьи, где каждый ребенок примеряет на себе роль настоящего химика, физика, биолога или медика, рассказали организаторы научно-образовательного проекта «Умный Минск» Олег Стефанович и Сергей Савкин.

Расскажите о концепции вашего проекта и новом ивент-направлении «игровое обучение».

О.: На сегодняшний день существует много развлекательных шоу для детей, в том числе химических, где аниматор с чемоданчиком приходит к Вам и показывает научные фокусы с сухим льдом и пеной. Но ребенок в большинстве таких шоу просто наблюдает со стороны за происходящим и не является активным участником процесса научного познания.  У нас же в «Умном Минске» главный принцип –  дети всё делают своими руками. Участники программы под руководством педагогов выполняют увлекательные задания, участвуют в настоящем научном эксперименте, и в итоге каждый «на руки» получает продукт, который получился в процессе проведённого опыта. Таким образом, каждый ребенок вовлечен в процесс на 100%.  Чтобы ребёнок почувствовал себя настоящим учёным, мы оборудуем научные лаборатории, где есть микроскопы и горелки, пробирки и реактивы. 

С.: Формат наших научных программ базируется на принципе «edutainment», т. е. образование через развлечение. Поэтому, в отличие от развлекательных  детских шоу, в проекте «Умный Минск» мы решили соединить развлечение и процесс познания. Формат такого научного проекта способствует формированию у детей интереса к науке, к научным знаниям. На наших занятиях дети убеждаются на практике, что физика и химия не менее интересны, чем просмотр блокбастера в кинотеатре. Согласитесь, что такое практическое знакомство с наукой может помочь ребятам определиться с выбором будущей профессии.

В подготовке и проведении нескучных заданий в различных научных областях принимают участие молодые ученые – магистранты, аспиранты ведущих профильных ВУЗов нашей страны.  Мы уверены, что в нашем деле профессиональная команда – это одна из важнейших составляющих успеха.

Как проходят занятия в «Умном Минске»? Что нужно сделать, чтобы одновременно увлечь детей и родителей?

С.: Все зависит от темы научной программы, но основной принцип остается неизменным: юных исследователей в зависимости от возраста (6-9 лет или 10-14 лет) мы объединяем в небольшие группы, а затем каждая группа в течение 2 часов посещает различные лаборатории, где ребята под руководством опытных и внимательных преподавателей проводят научные эксперименты.

Например, на программе «Химия и жизнь», которая пользовалась особой популярностью в Минске, ребята изучали и осваивали процесс производства таблеток, изготавливали текстильные нити, создавали парфюмерные композиции и даже собственный газированный напиток. С помощью таких экспериментов ребенок на практике узнаёт, как устроены привычные вещи вокруг нас, что химия – это увлекательная наука, которая делает нашу жизнь более комфортной.

Вы спросите, как ребенок может это все сделать? Поверьте, мы прорабатываем каждую научную программу кропотливо, шаг за шагом, не упуская ни одной мелочи. Результат такой подготовки -  восторженные и радостные лица детей. Очень часто после программы родители благодарят нас за то, что наконец-то появилось место, где детская любознательность и тяга к познанию раскрывается в полной мере.

Помимо научных мероприятий, благодаря нашим творческим коллегам и друзьям, мы проводили интересную программу «Современное искусство», где дети пробовали себя в роли юных фотографов, модных граффитистов, открывали волшебный мир древневосточной живописи «эбру» (рисование на воде) и осваивали совсем новое направление для творчества –  объёмное моделирование «3D-ручкой».

О.: В концепции проекта «Умный Минск» заложена идея полезного совместного досуга для всей семьи. Мы считаем важным увлечь не только детей, но и их родителей. На нашем проекте родители не ходят по магазинам, оставив своих детей нам, а параллельно участвуют в программе, специально составленной для взрослых.

Как проходит такая программа для родителей? Сначала наш ведущий  - профессионал  озвучивает утверждения, а их около 20, которые могут быть как правдивыми, так и ложными, а задача взрослых разобраться, верят или не верят они в это. Например, мы спрашиваем: «Правда ли, что в системе надува подушки безопасности заложена именно химическая реакция, которая протекает за 50 миллисекунд и подушка безопасности вырывается со скоростью 300 км/ч?».

Родители должны записать свои ответы, а затем  озвучиваем правильный ответ и рассказываем интересные научные факты и истории, связанные с этим вопросом.

Многие подумают, что научная лекция - это же скучно? Это точно не про нас. Наши программы похожи скорее на выступление в стиле «научный стендап», но при этом затрагивают важные и интересные темы.

А еще родители, как и дети, испытывают восторженные эмоции от правильных ответов. Кстати, самых смекалистых родителей мы поощряем подарками – билетами на нашу следующую научную программу. Но самое главное, по нашему мнению, -  это то, что детям и родителям есть о чем поговорить после такой научной программы. Именно поэтому мы делаем акцент на особом формате мероприятия в Минске -  интерактивная наука для всей семьи. Мы считаем, что для формирования интереса ребёнка к наукам огромное значение имеет тот факт, как родители относятся к проектам такого рода.  

А если абстрагироваться от проекта, какие принципы, на ваш взгляд, должны составлять основу обучения?

О.:  Меня в свое время впечатлило высказывание Конфуция: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать – и я пойму». Вот на этом принципе, я считаю, должно базироваться любое обучение.

С.: Мне кажется, что нужно принять тот факт,что будущее поколение более успешно предыдущего.Надо обязательно верить в своих детей, показывать им как можно больше направлений для их развития.

Есть такая сказка у аргентинского психотерапевта Хорхе Букая.

Приходит сын к отцу и спрашивает:

- А правда ли то, что родители всегда умнее своих детей?

- Конечно, - отвечает отец.

- И папа Карло умнее чем, Карло?

-Да.

- И родители Матильды умнее Матильды? – не унимается сын.

- А как же!

- Папа, а кто изобрел телефон?

- Александр Грейам Белл, - гордо ответил отец, демонстрируя свои знания.

- Тогда почему он, а не его отец? – спросил сын.

Что, кроме знаний и эмоций, получают участники на занятиях научно-образовательного проекта «Умный Минск»?

С.: Проект рассчитан на детей 6-14 лет, а в школах изучение естественных наук начинается с 6 -7 класса, т.е. дети на нашем проекте гораздо раньше могут познакомиться с естественными науками.   Мы не заставляем детей «зазубривать», какой именно реактив нужно добавить в какой раствор, чтобы произошла определенная реакция.  Главное состоит в том, чтобы ребёнок понял, что наука - это интересно и увлекательно, и, независимо от предметных предпочтений ребенка, заинтересовать его, увлечь, вызвать в нём любопытство и расширить его кругозор. Ведь важно развить любознательность не только в рамках определенного проекта, но и вообще в жизни. Именно любознательность позволила многим гениальным личностям сделать открытия, которыми мы пользуемся сейчас.

О.: Мы предлагаем увидеть ребятам, какими захватывающими могут быть физика, химия, биология, медицина, при этом у нас Вы не увидите дыма, взрывов и прочих детских фокусов с сухим льдом или жидким азотом, мы удивляем детей по-другому. В лабораториях через участие в совместном опыте с учеными мы стремимся выработать у детей понимание того, что наука требует кропотливости и точности, мы учим правильно работать с лабораторной посудой, микроскопом. Кроме этого, вырабатываются такие качества характера, как целеустремленность и умение сосредоточиться, умение работать индивидуально и в команде.

Какие научные программы в «Умном Минске» ждут минчан и гостей столицы в ближайшее время?

О.: С огромным интересом мы готовим программу по географии/геологии «Планета Земля», которая состоится уже скоро:28 января и 4 февраля.

Ребят ждут задания в 5 лабораториях. В одной из лабораторий займемся конструированием вулкана и устроим его управляемое извержение. В двух других будем выяснять, почему растут горы и текут реки. Также участников ждёт коллекция минералов и настоящая метеорологическая станция, где ребята попробуют себя в роли синоптиков и попытаются сделать прогноз погоды (это, оказывается, несложно). И куда же сегодня без нефти – в одной из лабораторий разведываем, бурим, качаем.

Для родителей у нас, как и всегда, отдельная программа — интерактивная лекция-викторина, в ходе которой мы расскажем, опасно ли глобальное потепление, почему ошибаются синоптики, когда закончится нефть и много других интересных вещей.

Пока исследовательский пыл вашего ребёнка ещё не начал вредить работоспособности домашней техники — приводите его к нам 4 и 11 марта  на программу по физике и технологиям «Фабрика Гаджетов, познакомимся поближе с чудесами техники и поймём, какие принципы лежат в их основе.

 Мы направим энергию познания в мирное русло, а именно изготовим различные хитроумные приборы и узнаем, как они работают: своими руками дети соберут аудиоколонку, сделают подзарядку для смартфона на солнечных батареях и даже смастерят рабочий видеопроектор!

В апреле с нетерпением ждем программы «Биологические Эксперименты». Эта программа получилась насыщенной. Судите сами — в одной лаборатории мы будем ставить эксперименты на мышах — проверим их обучаемость и реакцию на внешние раздражители (ни одна мышка не пострадает). В другой нас ждут мухи-дрозофилы — речь, конечно же, пойдёт о генетике, будем скрещивать их. В третьей мы будем овладевать навыками препарирования беспозвоночных — посмотрим изнутри на рака и жука и найдём их общие черты. К тому же обязательно будут любимые всеми микроорганизмы.

А в середине мая планируем провести программу по медицине «Лечебное Дело», где наши участники смогут  поставить диагноз и изучить рентгеновские снимки, наложить повязки на «порезанный палец», изготовить лекарство. А ещё ребята будут сверлить зубы, ставить пломбы (на манекенах) и даже проведут лапароскопические операции.

Внимание! После нашей медицинской программы боязнь посещения врачей  может смениться желанием стать хирургом или стоматологом!

 

С.: Что касается цены, то стоимость семейного билета (1 ребенок + до 2 взрослых) на двухчасовую научную программу будет составлять 39,9 руб. (эта цена актуальна на все программы). Для школьных групп от 10 детей предлагаем приятные скидки.

До того, как человек у нас побывает, иногда слышим отзывы о том, что у нас дороговато, а после того, как человек приходит к нам, появляется другой взгляд: да, это недешево, но стоит этих денег. В то же время в Минске выйти с ребенком в кафе воскресным днем или сходить в кино с попкорном и напитком будет стоить примерно столько же. Мы же предлагаем «пищу для ума».

Стоимость билета обусловлена немалыми издержками на разработку и проведение программ. Ведь в наших научных лабораториях дети работают с настоящей лабораторной посудой и химическими реактивами, микроскопами и другим оборудованием. А еще мы предоставляем для детей всю защитную амуницию: очки, перчатки, халаты. Все это нужно для безопасности.

Во-вторых, довольно большие затраты идут на разработку экспериментов.  Ведь раз в полтора месяца мы предлагаем жителям Минска совершенно новую программу, а не «гоняем» одну и ту же программу 10 лет. Плюс у нас высокие требования к самим экспериментам: они должны быть воспроизводимыми, чтобы каждый ребенок смог их сделать, и они должны быть безопасными. И это мы перечислили только несколько из ограничений, которые на нас накладываются. Кстати, с декабря 2017 года мы начали сотрудничать с научно-просветительским проектом «Умная Москва», поэтому у минчан появилась возможность посетить программы, разработанные учеными и популяризаторами наук Московского Государственного Университета, к слову, эти программы пользуются популярностью более чем в 13 городах России и ежемесячно их посещают более 10 000 детей с родителями.

В-третьих, расходы на аренду площадки. Для проведения мероприятия нам нужно 5 помещений для детских лабораторий и 1 большой актовый зал, которые располагались бы рядом и имели достойный внешний вид. В Минске, на самом деле, с такими помещениями дела обстоят плохо: либо дорого, либо помещения не подходят под наши другие критерии, так как мы стремимся, чтобы родителям и детям было у нас комфортно.

О.: Кстати, в феврале 2018 года исполняется ровно год нашему проекту Умный Минск. Поэтому для тех, кто еще не был на наших программах, предлагаем воспользоваться скидочным кодом «SMINSK35» (подробнее на нашем сайте smartminsk.by либо по телефону +375-29-764-89-91, +375-29-370-57-25). По этому промокоду Вы получите скидку 5 рублей на программу «Планета Земля».

Приглашаем родителей с детьми на наш праздник науки, где Вы проведете время интересно и с пользой для ума!

Умный Минск в соц сетях. Подписывайтесь!

ИП Стефанович О.С.,
УНН № 591488166