ОАО "БЕЛГИПС" начало поставки гипсокартона нового поколения на внешние рынки. Первым экспортным рынком стала Украина. О перспективах БЕЛГИПСА на украинском рынке стройматериалов, растущей конкуренции и продвижении выпускаемой продукции в Украине и Беларуси рассказал директор белорусского предприятия Станислав Бабицкий.

- Географически рынок Украины – перспективное направление для поставок гипсокартона и сухих строительных смесей. С другой стороны, нестабильная экономическая ситуация и снижение уровня платежеспособности негативно влияет на спрос на многие группы товаров. В этой связи насколько перспективным является рынок Украины для БЕЛГИПСА с точки зрения ожидаемых объемов потребления, в частности, гипсокартона, учитывая, что компания увеличила свои мощности до 10 млн кв. метров в год?

- Мы учитываем экономическую и политическую ситуацию в Украине. Тем не менее, рассчитываем, что рынок строительных материалов, и, в частности, гипсокартона, будет активно развиваться. Население Украины 40 млн человек. При объеме потребления даже 1,5 кв. м.гипсокартонных листов на душу населения мы получаем потенциальный спрос в объеме 60 млн кв. метров в год.

- Но там уже присутствуют другие игроки, которые заинтересованы распределить эти объемы между собой. Насколько высока конкуренция на украинском рынке?

-  В Украине есть месторождения гипсового камня. То есть внутренние производители имеют возможность работать на собственном сырье. Сам рынок относительно монополизирован. Основным игроком на рынке гипсокартона и сухих строительных смесей является немецкий производитель. Кроме того, на рынке присутствуют импортеры из различных стран. Кстати, рынок в некотором смысле парадоксальный. Цены на энергоносители на рынке Украины значительно выше, чем в Беларуси, но при этом цены на конечный продукт – гипсокартон, сухие строительные смеси – ниже, чем в Беларуси или России.

- Какие у БЕЛГИПСА есть конкурентные преимущества перед другими игроками, позволяющие частично переориентировать спрос в пользу белорусской продукции?

- При появлении на рынке нового товара всегда появляются игроки, которые готовы его пробовать. И украинский рынок позитивно воспринял появление альтернативы в виде продукции БЕЛГИПСА. Благодаря проведенной модернизации производимый нами гипсокартон соответствует лучшим мировым аналогам, а это немаловажный фактор в конкурентной борьбе. Кроме того, сформировавшийся имидж белорусских товаров также позволяет БЕЛГИПСУ рассчитывать на рост интереса со стороны потенциальных покупателей в Украине.

- Какой объем продукции БЕЛГИПС уже поставил на рынок Украины? Каковы планы по поставкам на 2016 год?

- На текущий момент на украинский рынок было отгружено около 15 вагонов с гипсокартоном. Также мы начали поставки сухих строительных смесей. На следующий год мы планируем поставить в Украину около 5 млн кв. метров гипсокартонных листов и более 15 тыс. тонн сухих строительных смесей.

- Кто основные заказчики БЕЛГИПСА в Украине?

- В части поставок компания работает в двух направлениях. Часть продукции поставляется в крупные торговые сети, часть – напрямую строительным компаниям. Рассчитываем, что по обоим направлениям объемы отгруженной продукции будут расти. Проведение ремонтов, ввод в эксплуатацию зданий и сооружений с использованием материалов на основе гипса – одна из текущих тенденций в строительной отрасли. При меньших затратах сокращаются сроки проведения ремонтов и строительство объектов.

- В текущем году в реальном секторе обострилась проблема неплатежей. В числе должников белорусских субъектов хозяйствования фигурировали как местные компании, так и зарубежные. В наиболее выгодном положении оказались компании, работавшие по предоплате. На каких условиях БЕЛГИПС поставляет продукцию на рынок Украины?

- БЕЛГИПС не работает по предоплате. Поставки осуществляются с отсрочкой платежа и проблем с оплатой мы не видим. К тому же сегодня работает система возврата долгов, суды. Если компания не смогла вовремя обеспечить поступление товара или валютной выручки, могут быть применены жесткие меры на уровне Торгово-промышленной палаты Украины. В случае нарушений предприятиюмогут заблокировать возможность осуществлять экспортные поставки.

- Одним из факторов влияния на финансовые показатели и деятельность компаний-экспортеровявляются валютные риски и курсовые разницы. В этом году валютные риски заметно выросли.Насколько серьезно может отразиться на спросе на белорусскую продукцию в Украине возможное ослабление российского рубля в 2016 году, учитывая присутствие на этом рынке российских импортеров?

- Российская  продукция повысит свою конкурентоспособность по ценовому диапазону в Украине. Но это будет актуально и для белорусского рынка. В начале этого года после существенного ослабления российского рубля к доллару и евро на белорусском рынке в больших объемах появилась дешевая продукция из России. И если российский рубль продолжит падать, будет усиливаться конкуренция на рынке стройматериалов.

- Прогнозировалось, что в текущем году емкость белорусского рынка гипсокартона снизится на 12,5-17,0% до 10,0 млн. кв. метров. Оправдались ли эти прогнозы?

- Падение будет еще большим. В этом году объем потребления гипсокартона составит порядка 8-8,5 млн кв. метров. Это на 40% меньше максимального объем внутреннего рынка, который достигал 12-12,6 млн кв. метров. Основные причины падения рынка – снижение уровня платежеспособности и сокращение количества реализуемых строительных проектов. Крупные застройщики отмечают падение численности работников почти в два раза. Строительных площадок фактически нет, обострились проблемы с финансированием проектов при том, что предприятия и без того закредитованы.

- Основной потребитель гипсокартона в Беларуси – сектор В2В. Из общего объема потребления гипсокартонных листов на сектор В2В, по оценкам, приходится 70%, на В2С – 30%. Население также снизило активность на рынке стройматериалов, как и бизнес?

- Как раз наоборот в кризис белорусы стали активнее вкладывать деньги в ремонт, поэтому спрос на стройматериалы относительно устойчивый.

- Сколько гипсокартонаи сухих строительных смесей Белгипс поставил на внутренний рынок в 2015 году?

- Белорусский рынок в текущем году в месяц потреблял 800-850 тыс. кв. метров гипсокартона, в сезон – до 1 млн. Максимальные объемы отгрузок гипсокатрона нашего производства в текущем году составляют около 450 тыс. кв. метров в месяц. Объемы поставок сухих строительных смесей пока небольшие – около 1 тыс. тонн в месяц. Но мы только начинаем активно развивать это направление.

- Как изменилась рыночная доля БЕЛГИПСА в текущем году?

- В прошлом году более 50%  белорусского рынка занимали производители Польши, Knauf. Кстати, еще пять лет назад доля Knaufсоставляла порядка 85%. После введения ограничений на ввоз стройматериалов польский товар фактически перестал ввозиться на внутренний рынок. В то же время активизировались поставки из России. Что касается БЕЛГИПСА, то доля компании на внутреннем рынке гипсокартона выросла до 40%.

- Мощности БЕЛГИПСА по выпуску гипсокартона составляют 10 млн кв. метров. То есть компания может самостоятельно полностью закрыть потребности внутреннего рынка. Учитывая наличие на рынке других игроков, падение объемов потребления гипсокартона, какие перспективы у компании на внутреннем рынке в 2016 году? На какие объемы поставок БЕЛГИПС рассчитывает выйти?

- У нас амбициозные планына следующий год. В частности, объем отгрузки сухих строительных смесей мы хотим увеличить до 30-50 тыс. тонн. План по выпуску гипсокартона – 10 млн кв. метров, из которых значительный объем будет поставлен на внутренний рынок.

- Какой объем рынка гипсокартона прогнозируется в 2016 году?

- Думаю, он останется на уровне 2015 года – не менее 8,5 млн кв. метров.

- Какие факторы указывают на сохранение устойчивого спроса на гипсокартон на белорусском рынке при всех текущих проблемах?

- Во-первых, увеличивается строительство энергоэффективного жилья. Во-вторых, крупнопанельное домостроение занимает меньшую долю рынка, чем раньше. Увеличиваютсяобъемы строительства каркасно-монолитных домов с системой утепления, где в больших объемах применяются такие материалы, как гипсокартон, сухие строительные смеси, штукатурки, шпатлевки на основе гипса.

- Каким образом БЕЛГИПС планирует в следующем годупродвигать продукцию на внутреннем рынке и стимулировать продажи?

- Особенностью рынка в  следующем году будет ценовая конкуренция между всеми игроками. В этой связи мы рассматриваем возможность предоставлять лояльным покупателям-субъектам хозяйствованияразличные системы скидок.

Так как БЕЛГИПС является белорусским производителем, будем пытаться попасть в различные госпрограммы. Одновременно компания реализует совместные проекты с двумя белорусскими компаниями. Например, нами были проведены испытания системы утепления с применением стекловаты производства стеклозавода Неман и гипсокартона производства БЕЛГИПС. Похожие испытания системы утепления были проведены с компаний Аснова, которая производит газетную бумагу и каркасно-панельные дома.

Кроме того, БЕЛГИПС предлагает рынку штукатурные станции, которые позволяют многократно увеличить скорость проведения отделочных работ.

- Значительная часть продукции реализуется через розничные сети. Есть ли необходимость БЕЛГИПСУ активизировать работу этого канала сбыта?

- Взаимодействие с розницейесть куда улучшать. На сегодня сетевые игроки диктуют условия относительно присутствия различных брендов. И не так просто попасть на полки. Сети выставляют жесткие условия относительно поставок, вплоть до времени, когда продукция должна доставляться, чтобы не было сбоев. И мы готовы выполнять такие условия. Кроме того, БЕЛГИПС для продвижения своей продукции планирует активнее использовать демонстрационные автомобили и проведение в торговых объектах мастер-классов для потребителей по использованию гипсокартона, сухих строительных смесей, их преимуществ.  Возможно, распространим такую практику и в Украине.

ОАО "БЕЛГИПС"
УНП 191780919

-20%
-25%
-12%
-30%
-50%
-10%