Поддержать TUT.BY
Коронавирус: свежие цифры


Борьба с пластиком в Беларуси вышла на новый уровень: с 19 сентября власти обязали магазины закупить бумажные пакеты. Теперь экологичная упаковка должна появиться на всех объектах торговли.

Повлияет ли закон на цену упаковки, хватит ли мощностей обеспечить спрос у её производителей? Учредитель ООО «Суперпак компани» Вячеслав Шах прокомментировал данное решение и кратко ответил на эти вопросы.

— Насколько остро сегодня в Беларуси стоит вопрос загрязнения пластиком?

— Согласно данным ООН, количество пластика за 65 лет увеличилось в 190 раз. Всего лишь 10% от этого количества было переработано. Всё остальное было просто выброшено. Время разложения пластика с маркировкой РЕТ составляет 450−500 лет для HDPE — до 1000 лет. По этой причине мы наблюдаем, как быстро маленькие места для мусора становятся огромными мусорными свалками. Например, рядом с нашей кольцевой дорогой. Газы и вредные вещества, выделяемые этими рукотворными монстрами, вредят как нашей экологии, так и здоровью человека, вдыхающего этот воздух. Чем дольше длится процесс разложения, тем дольше и ещё в большей мере человечество травит себя. Мы довольны тем, что руководство нашей страны придало новый импульс в решении этой проблемы.

— Обязательная бумажная упаковка в магазинах — это серьёзный шаг. Что следует за ним?

— Да, действительно, это всего лишь один шаг, за которым, я надеюсь, последуют другие. Что я имею в виду? Объясняю: не секрет, что моду в торговле задают крупные сети, и они, конечно, выполняют это решение МАРТ. Уже на сегодняшний день мы видим, что у всех магазинов имеются в наличии бумажные пакеты. Однако сети не спешат реально заменять пластик на бумагу. Больше всего в сетях используется отрывной полиэтиленовый пакет. Из общего используемого числа, которое приблизительно 70 000 000 пакетов в месяц, больше 50 000 000 пакетов — это отрывные и фасовочные пакеты. И ведь именно они ко всему прочему напрямую контачат с продуктами питания. Вот этот вид пакета необходимо максимально, где это возможно, заменять бумажным. А не только предлагать покупателю бумажный пакет с ручкой, выполняя указания МАРТ, и больше ничего.

— Как Вы считаете, с чем связана такая, скажем, нерасторопность торговых сетей в увеличении ассортимента бумажных пакетов?

— Думаю, здесь имеется несколько причин. Привязанность к поставщикам полиэтиленовой упаковки, цена, а также отсутствие большого спроса на бумажный пакет. Многие поставщики за долгие годы хорошо проявили себя. Торговля не видит острой необходимости обзаводиться новыми поставщиками, не проверенными годами. Кроме того, по словам представителей торговли, потребитель приучен получать полиэтиленовый пакет бесплатно. А за бумажный платить не захочет, так они считают. Добавлю чуточку чёрного юмора в нашу серьёзную тему: берите, мол, полиэтиленовый пакет бесплатно и загрязняйте дальше окружающую среду. Именно так это выглядит сейчас.

— Какой выход, на Ваш взгляд, может быть из этой ситуации?

— Уверен, покупатель должен иметь выбор. В сетях имеются десятки видов однотипного товара, выбора бумажных пакетов практически нет. Только в основном пакеты с ручками. Такой вид бумажного пакета в первую очередь предназначен для непродовольственных товаров. Мы предлагали нескольким сетям бесплатно предоставить пару тысяч пакетов для овощей и фруктов. С красочным рисунком, нескольких размеров. Но, представляете, никто даже бесплатно не захотел взять! Невзирая на то, что очень многие покупатели, включая меня и моих знакомых, хотят упаковывать помидоры, огурцы, лук, чеснок, виноград и т. д. именно в бумажный пакет. Периодически наблюдаю, как покупатели берут пакет для хлеба и кладут туда фрукты или овощи. Думаю, МАРТ нужно принять эту информацию к сведению и помочь торговым сетям решиться на предложенный нами шаг. Мы предлагаем такой пакет за 2 копейки. Такой пакет, уверен, позволит себе каждый. Кроме того, мы провели испытания на фасовочные хлебные пакеты в системе Хлебпрома. Предложили свои пакеты по цене полиэтиленовых. До настоящего момента у нас не купили ни одного бумажного пакета для автоматической фасовки. Хотя все вышеупомянутые организации, считаю, должны формировать культуру и прививать потребителю желание думать не только об экологии, но и о собственном здоровье.

— Очень интересная информация. А что ещё можно сделать для того, чтобы бумажная упаковка была более востребована нами, простыми гражданами? И сможете ли Вы, производители, в этом случае обеспечить всех желающих?

— Не волнуйтесь. Только у нас в стране более 7 предприятий выпускают бумажную упаковку. Большая часть мощностей этих предприятий не загружена из-за отсутствия спроса. Одно лишь ООО «Суперпак компани» способно на 100% обеспечить всех фасовочными пакетами для хлеба, пакетами навынос и другими бумажными пакетами. Конечно, мы бы хотели, чтобы произошли некоторые изменения во взимании утилизационного сбора, который существенно влияет на цену пакета. Сегодня в Беларуси этот сбор одинаков для производителей как бумажной упаковки, так и полиэтиленовой. Однако из одной тонны полиэтилена можно изготовить более 100 000 пакетов, а с тонны бумаги 10 000, сумма же утилизационного сбора будет равной. Тот, кто производит полиэтиленовый пакет, имеет несравнимо больше возможностей снижать цену и зарабатывает во много раз больше, но во много раз больше способствует загрязнению среды, по сравнению с производителем бумажной упаковки. Тем не менее вы уже видите, что цена на нашу бумажную упаковку соизмерима с полиэтиленовой и в некоторых случаях даже ниже.

— А в каких ещё сферах используется бумажная упаковка? И что нам как потребителям важно знать о ней?

— Скажу о нашем предприятии. ООО «Суперпак компани» является членом концерна «Беллесбумпром». Мы выпускаем бумажную упаковку для сухих, сыпучих, строительных и пищевых продуктов. Пакеты с ручками, пакеты навынос, хлебные пакеты и пакеты для всех видов фастфуда, для соли, сахара, чая, медицинские пакеты. Очень много производим упаковочной и обёрточной бумаги. Что вам нужно знать? Отвечу следующее: если вы приобрели мешок цемента или строительной смеси и он порвался у вас в руках, знайте: это не наш мешок. Просто наши, отечественные цементные заводы при проведении закупок многослойных мешков уделяют внимание только цене. Во время испытаний все поставщики предоставляют качественные мешки, но затем, чтобы удешевить стоимость, заменяют в мешке бумагу в некоторых слоях на более дешёвую. Поэтому, например, мешок, произведённый в Украине, сегодня стоит, как бумага, из которой он сделан. Вы скажете — парадокс. Руководство цементных заводов заботит лишь цена, и они уверены, что если приобретут наш, отечественный, мешок дороже, но качественней, то их незамедлительно привлекут к ответственности. Я считаю, это лукавство. Каждый руководитель объяснит экономическую целесообразность своего решения. В завершение беседы скажу, что все мы вместе должны подумать о том, как сохранить нашу природу и наше здоровье, как содействовать развитию нашей экономики и улучшить уровень жизни. Руководство нашей страны делает очень важные шаги в этом направлении, за что мы очень признательны, но оно не может заставить отдельно взятого человека подумать о себе, вопреки собственному желанию. Уверен, что наша беседа поможет нашим гражданам сделать правильный выбор. Все заводы, торговые сети — это люди. Когда каждый в отдельности поймёт важность заботы об экологии и своих близких, мы увидим, как увеличится в числе прочего спрос на бумажную упаковку и как начнут таять наши мусорные свалки.

ООО «СуперПАК компани»
УНП 808000398

-10%
-10%
-20%
-20%
-10%
-10%
-25%
-16%
-20%
-30%