Создание бизнеса и первые шаги по его развитию — это непростой этап для каждого предпринимателя. Доходы ожидаются завтра, а многие вложения требуются уже сегодня, и приходится выбирать, какие траты наиболее важны в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Многие начинающие бизнесмены полагают, что расходы на профессиональные услуги бухгалтера можно отложить на потом, а на стартовом этапе, когда обороты небольшие, можно разобраться с налогами и учетом самостоятельно либо спросить совета у знакомых или у налогового инспектора. Важно понимать, какие финансовые риски сопутствуют данной стратегии и как избежать упущенной выгоды или штрафов.

Самый эффективный путь — это учиться на чужих ошибках, вместо того, чтобы совершать свои собственные.

Руководитель группы бухгалтерских компаний «ЛидерПартнер» Ирина Ковельская рассказывает о том, обращались ли к ним начинающие индивидуальные предприниматели и руководители молодых организаций за помощью после того, как разочаровались в идее вести налоговый и бухгалтерский учет самостоятельно.

Оказалось, что таких клиентов действительно немало. Их истории мы приведем в нашей статье, чтобы позволить тем, кто находится на старте реализации своей мечты, эффективно наладить работу всех бизнес-процессов и не платить рублем за незнание.

Специально для индивидуальных предпринимателей и для малого бизнеса в компании «ЛидерПартнер» предусмотрены пакеты услуг «Старт» и «Комфорт», которые включают всю необходимую на первоначальном этапе поддержку от профессиональных бухгалтеров по разумной цене.

1. Подать статочет не вовремя — можно, но будет стоить очень дорого

Галина, семейный бизнес по продаже и доставке цветов.

  • Что произошло?

«Открыли с мужем интернет-магазин продажи и доставки цветов. Все шло неплохо, но бухгалтера решили пока не нанимать, так как лишних средств не было на это — предпочли выделить бюджет на услуги SEO-специалиста, чтобы вывести сайт в топ „Гугла“. Просто советовались с двоюродной сестрой мужа по вопросам ведения бухгалтерии. Дела шли неплохо, расходы на SEO принесли свои плоды, и к приходу Дня влюбленных и Восьмого марта на нас обрушилась долгожданная лавина заказов. Мы работали и ездили по городу с утра до ночи, и я спохватилась, что не успеваю подать статотчеты вовремя. Решила, что не беда, доходы наши легко позволят оплатить пеню за несколько дней просрочки. Но все оказалось куда серьезнее: как гром среди ясного неба на нас обрушились один за другим два штрафа: один на 510 бел. руб. и сразу за ним на 1020 бел.руб. Вся прибыль от нашей нечеловеческой загрузки пошла на уплату штрафов, отношения с сестрой мужа испортились, так как сгоряча обвинила ее в том, что она не предупредила о таких серьезных последствиях».

  • Почему это произошло?

Галина не знала, что в случае просрочки подачи данных статотчетности ей грозит не пеня, а штраф. А повторное нарушение наказывается еще более строго.

«Представление должностным лицом и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за составление и представление данных государственной статистической отчетности, либо ИП искаженных данных статотчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности органам государственной статистики, если в этих деяниях нет состава преступления, повлекут наложение штрафа в размере от 10 до 100 базовых величин (БВ).

За такие же нарушения, совершенные повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания, штраф составит от 50 до 200 БВ».

  • Сколько это стоило?

1530 бел. руб. (60 БВ)

2. Одни налоги могут быть выгоднее для вашего бизнеса, чем другие…

Игорь, ИП по уборке жилых помещений.

  • Что произошло?

«Я открыл ИП и по совету товарища решил применять упрощенную систему налогообложения, а спустя год работы узнал, что если бы я выбрал единый налог, то мог бы рассчитывать на существенную скидку. Получается, переплатил кучу денег, но теперь уже поздно переходить на ЕН, так как скидка только новичкам положена».

  • Почему это произошло?

Игорь не знал, что, зарегистрировавшись впервые как ИП и выбрав единый налог, он мог бы получить скидку в 25% от налога на первые 3 месяца (как впервые зарегистрированный ИП).

Зарегистрировался впервые как ИП и решил применять УСН и заплатил за год 1320 руб. налога.

А если бы выбрал ЕН (единый), то получил бы скидку в 25% от налога на первые 3 месяца (как впервые зарегистрированный ИП) и заплатил бы за год 394 руб.

Расчеты сверху для ИП, который в день зарабатывает 100 руб.

  • Сколько это стоило?

Зарабатывая в среднем 100 руб. в день, индивидуальный предприниматель заплатит за год по УСН 1320 руб. налога. По ЕН, с учетом скидки, он бы заплатил за год 394 руб. налога.

Таким образом, экономия могла бы составить 926 бел. руб.

3. Если вы оказываете IT-услуги — вступайте в ПВТ, чтобы существенно сэкономить на налогах

Артем, IT-стартап, услуги ERP/BI on-demand

  • Что произошло?

«Имея неплохой опыт программирования в работе по найму, я решил уйти во фриланс и затем оформить ИП и нанять двух работников, выпускников вузов, которых я быстро обучил работать в рамках моих задач. ИП я открыл в 2017 году. Дела идут хорошо, и в текущем 2019 году решился заключить договор с аутсорсинговой бухгалтерской компанией для того, чтобы быть уверенным, что веду правильно всю документацию и не будет проблем с налоговой. Мой консультант сказала мне, что я могу стать резидентом Парка высоких технологий, что даст мне существенные преимущества по выплатам подоходного налога и взносов в ФСЗН. Для этого нужно написать бизнес-план и пройти несколько административных процедур. Оказалось, что я мог сделать это с самого начала и сэкономить существенную сумму за эти два года».

  • Почему это произошло?

Артем не знал, что существующие налоговые льготы для резидентов ПВТ — это существенная сумма для малого бизнеса, и, если бы он консультировался с бухгалтером при оформлении ИП, ему рассказали бы об этих преимуществах и о требованиях к тем, кто желает стать резидентом.

  • Сколько это стоило?

Льгота по размеру отчислений в ФСЗН, в частности обязательные страховые взносы, не начисляются на часть дохода резидента, превышающую однократный размер средней заработной платы работников в республике за предшествующий месяц. Снижена ставка подоходного налога при выплате заработной платы сотрудникам до 9% (вместо 13%).

В таблице приведем пример экономии на взносах в ФСЗН за июнь 2018 года для компании — резидента ПВТ в зависимости от размера начисленной заработной платы.

Как правило, сотрудники IT-компаний не отличаются низкими зарплатами, поэтому для резидентов ПВТ экономия на налогах может быть очень существенной!

4. Отсутствие доходов — не повод не подавать налоговую декларацию

Елизавета, фирма клининговых услуг.

  • Что произошло?

«Компания друзей открыла небольшую фирму клининговых услуг. Но деятельность не задалась, заказов не было. Так как выручки не было и никакая деятельность не велась, отчеты в налоговую инспекцию никто не подавал. А нужно было. И не только в налоговую».

  • Почему это произошло?

Даже если предприятие не осуществляет деятельность в течение определенного периода времени, согласно законодательству РБ, предприниматель обязан предоставлять отчеты в фонд социальной защиты, налоговую инспекцию, статистику и Белгосстрах, пока предприятие официально зарегистрировано и значится в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР РБ).

За нарушение сроков сдачи налоговой декларации юридическому лицу грозит штраф до 10 базовых величин и более (статья 13.4 КОАП РБ), а по статистической отчетности от 20 до 100 базовых величин (статья 23.18 КОАП РБ).

  • Сколько это стоило?

От 510 бел. руб.

5. Если вы одновременно занимаетесь своим бизнесом и работаете по найму — не забудьте про возможность сэкономить на ФСЗН

Мария, прокат детских товаров.

  • Что произошло?

«Я решила открыть ИП по прокату детских товаров (игрушек, колясок, кроватей, весов и молокоотсосов). Выбрала этот бизнес, так как его легко можно совмещать с работой „на дядю“. Чтобы не рисковать, я всегда платила налоги и другие отчисления, как полагается. А потом узнала, что зря платила взносы в ФСЗН за целый год — именно потому, что совмещала свой бизнес и работу по найму. Оказывается, за меня моя организация платила эти отчисления в ФСЗН».

  • Почему это произошло?

«ИП, адвокаты и нотариусы освобождаются от уплаты взносов в ФСЗН, если параллельно с ИП работают по трудовому договору и работодатель платит за них взносы».

  • Сколько это стоило?

1281 бел. руб. (сумма взносов за 2018 год)

6. Если ваш бизнес расширяется, не забудьте перейти с ИП на другую организационно-правовую форму предприятия

Наталья, изготовление мебели по индивидуальным заказам

  • Что произошло?

«У меня ИП по изготовление кухонь и шкафов-купе. Когда-то мы были вдвоем с мужем: я рисовала, он собирал. Мужа решили оформить официиально, чтобы не был тунеядцем. Постепенно я при помощи инстаграма смогла раскрутить бизнес, заказов стало много. Наняли двух сборщиков. Потом у нас в семье наметилось прибавление, и я решила, что сама буду заниматься больше семьей, и наняла дизайнера. После очередной проверки мы получили штраф, так как нельзя нанимать более трех работников, если ты ИП. Обычно я сама при помощи „Гугла“ разбиралась во всех этих вопросах, но при большой загрузке у меня выскочило из головы, что нужно проверить, сколько я могу нанять работников».

  • Почему это произошло?

Деятельность ИП с привлечением более 3 физических лиц одновременно является запрещенной. За осуществление запрещенной законодательством предпринимательской деятельности установлена административная ответственность в виде штрафа от 20 до 200 БВ с конфискацией до 100% суммы дохода, полученного в результате такой деятельности (ч. 2 ст. 12.7 КОАП. Если дела у индивидуального предпринимателя идут хорошо, стоит переходить на другую организационно-правовую форму предприятия, например ЧУП.

  • Сколько это стоило?

От 510 до 5100 бел. руб., если не назначена конфискация дохода.

7. Режим труда и отдыха полезно соблюдать не только для здоровья, но и для финансового благополучия

Андрей, таксист.

  • Что произошло?

«Полгода назад я начал работать в такси. В машине установлен таксометр, совмещенный с кассовым аппаратом. Я знал, что мне нужно будет заплатить налог со всех доходов, указанных по таксометру. Но не учел, что могу получить штраф за переработку, информация о которой также отражается в данных этого прибора».

  • Почему это произошло?

Нарушение водителем ТС установленного режима труда и отдыха во время выполнения автомобильной перевозки влечет наложение штрафа в размере от 5 до 25 БВ.

Нарушение предусмотренных законодательством сроков перенесения информации из контрольного устройства (тахографа) или карточки водителя в программно-технические средства либо сроков хранения информации о режиме труда и отдыха водителя влечет наложение штрафа от 2 до 5 базовых величин.

  • Сколько это стоило?

Более 150 бел. руб.

8. Если вы лишились места работы, можно сократить издержки, вернув единый налог

Игорь, мастерская по ремонту обуви.

  • Что произошло?

«Я открыл мастерскую по ремонту обуви, арендовав небольшое помещение. Через некоторое время у здания поменялся владелец, который хотел повысить цену всеми правдами и неправдами. Нашел к чему придраться и вынудил расторгнуть договор аренды по соглашению сторон. Два месяца искал помещение, прежде чем возобновить работу. Позже оказалось, что я мог вернуть часть уплаченного единого налога, предъявив заверенную копию соглашения о расторжении договора аренды помещения».

  • Почему это произошло?

Если ИП потерял право пользоваться торговым местом и это стало основанием для прекращения предпринимательской деятельности, он может осуществить возврат определенной суммы уплаченного налога или учесть ее в зачет будущих выплат. Пункт 2 статья 344 Налогового кодекса Республики Беларусь.

  • Сколько это стоило?

количество дней без осуществления деятельности

количество дней в месяце

x

сумма уплаченного налога

=

сумма налога к возврату (зачету)

9. Если бизнес близок к провалу, лучше не затягивать с прекращением деятельности

Владимир, услуги грузоперевозок.

  • Что произошло?

«Когда меня уволили с работы, я решил, что самое время создать свое дело и работать на себя. Купил подержанный Ford Transit в кредит, полгода поездил, но заказов было не так много, в основном хватало на уплату кредита, налоги и еду. Потом машине потребовался дорогостоящий ремонт, хотел сэкономить, долго искал в интернете нужную деталь. После ремонта через месяц попал в аварию, сам в больнице оказался и, выйдя из нее, провалялся дома, пока восстанавливал здоровье. Машине потребовался серьезный ремонт, она несколько месяцев простояла в гараже, потом искал, где дешевле возьмут за кузовные работы. Жена уговаривала свернуть бизнес, а я сперва не хотел, но постепенно окончательно понял, что финансово я прогорел. В итоге к тому моменту, когда решился на ликвидацию бизнеса, оказалось, что я должен уплатить за три месяца взносы в ФСЗН. Мне сказали, если бы я взял больничный, эта сумма была бы меньше. А я подумал, я ж на себя работаю, а не на дядю, зачем мне больничный?»

  • Почему это произошло?

Владимир не знал, что даже если он не осуществлял деятельность, взносы в Фонд соцзащиты продолжали начисляться. Избежать этого можно было, начав раньше процедуру прекращения деятельности. Также, если бы Владимир брал официальный больничный будучи индивидуальным предпринимателем, он смог бы уменьшить размер данных выплат.

  • Сколько это стоило?

«Объектом для исчисления обязательных страховых взносов в ФСЗН индивидуальными предпринимателями является определенный ими самими доход за период осуществления предпринимательской деятельности в отчетном году. При этом сумма таких взносов не должна быть менее суммы, исчисленной за указанный период из суммы размеров минимальной заработной платы, установленной и проиндексированной в соответствии с законодательством. В 2019 году размер месячной минимальной заработной платы составил 330 рублей».

Расчет за 3 месяца: 330*3*35%= 346,5 бел. руб.


Нужна бесплатная консультация по бухгалтерии и налогообложению?

Звоните и записывайтесь по номеру +375 29 150–71–72.

Подпишитесь на наши новости в социальных сетях:

Действительно, Google, опытные коллеги и родственники с экономическим образованием — неплохая поддержка для небольшого бизнеса на стартовом этапе. Однако одно существенное различие между ними и профессиональной помощью от бухгалтерской компании состоит в том, что фиксированная оплата за эти услуги сводит ваши финансовые риски к нулю. Это подтверждается стандартным пунктом в договоре, где указано, что компания обязуется сама выплачивать штрафы, допущенные по вине ее специалиста. А вот неточное понимание найденных в интернете статей или невнимательность безвозмездно помогающего родственника ляжет финансовым бременем только на ваши плечи.