26 февраля 2018 г. в силу вступила норма Декрета Президента Республики Беларусь № 7 от 23 ноября 2017 г. «О развитии предпринимательства» предоставившая право субъектам хозяйствования, как юридическим лицам, так и ИП, работать без печатей.

Прошло уже несколько месяцев, однако вопросов по порядку использования печати среди субъектов хозяйствования только прибавилось, причем некоторые жизненные ситуации затронули уже и интересы обычных граждан. Например, в случае, когда запись об увольнении сотрудника в трудовой книжке не была заверена печатью нанимателя и по новому месту работы отказывались признавать ее надлежащее оформление.

По мнению партнера международной юридической фирмы PETERKA & PARTNERS Наталии Аношка и старшего юриста Елены Гриценко первое, на что необходимо обратить свое внимание при рассмотрении данного вопроса, это то, что, по сути, печать является механическим приспособлением, устройством, содержащим клише печати для последующего проставления оттиска на бумаге. Основная цель использования печати состоит в том, что оттиск печати заверяет подлинность подписи должностного лица на документах.

Наталия Аношка,
Партнер, Директор

 

Елена Гриценко,
Старший юрист

Таким образом, печать является «первой степенью защиты» в части подтверждения подлинности волеизъявления и полномочий на совершение юридически значимых действий от имени субъекта хозяйствования. Причем, оттиск печати может заверять подлинность подписи на документах, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами, а также на иных документах, предусматривающих заверение подлинности подписи. Еще не нотариус, но…

На сегодняшний день еще действует большое количество нормативных-правовых актов, устанавливающих обязательность применения печати в деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей. Самым ярким примером является п. 5 ст. 186 Гражданского кодекса Республики Беларусь, который гласит: «доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, скрепленной печатью этой организации».

С другой стороны, в связи со вступлением в силу вышеназванной нормы декрета постепенно происходит корректировка нормативно-правовых актов, закрепляющих обязательное использование печати субъектами хозяйствования. Примером может служить изменение, вступившее в силу с 04 апреля 2018 г., пункта 44  Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40 «О трудовых книжках», в результате чего записи об увольнении работника заверяются подписью нанимателя (лица, уполномоченного на внесение записей в трудовые книжки) и проставление печати, ранее прямо предусмотренное в качестве процедуры заверения, не требуется.

Таким образом, в практике существует две разнонаправленных тенденции. С одной стороны, субъекты хозяйствования стараются использовать печать для заверения подлинности подписи уполномоченных лиц и придания документам юридической силы где это нужно, и где не особенно нужно (по крайней мере, не обязательно с точки зрения законодательства). С другой стороны, законодатель призывает к использованию такого инструмента в ограниченном количестве случаев, прямо предусмотренных в нормативно-правовых актах. Причем, перечень случаев обязательности применения печати субъектом хозяйствования неуклонно сокращается.

Предлагаем также помнить о том, что свобода использования печати была, по сути, предоставлена субъектам хозяйствования и ранее. Так, ч. 6 п. 18 и п. 62 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 N 4 (ред. от 05.03.2018) предусматривает, что для отдельных видов документов дополнительным реквизитом, придающим им юридическую силу, является печать, причем, печать ставится на документах, требующих особого удостоверения их подлинности. Легко представить такой случай, например, в виде, заверения копии документа, оригинал которого хранится у субъекта хозяйствования. Однако сам перечень документов, на которых проставляется печать, определяется организацией на основании законодательства Республики Беларусь самостоятельно.

Следовательно, сегодня любой субъект хозяйствования, может самостоятельно установить перечень документов, на которых проставляется оттиск печати, но законодательство Республики Беларусь еще содержит некоторые случаи обязательности применения печатей.

Таким образом, для уже осуществляющих сегодня деятельность субъектов хозяйствования алгоритм действий может быть следующий:

Шаг 1. Проверка обязательности проставления оттиска печати и наличия печати у субъекта хозяйствования в соответствии с собственными учредительными документами и локальными нормативно-правовыми актами:

  1. содержится ли в утвержденных и действующих учредительных документах субъекта хозяйствования требование о наличии печати;
  2. разработана и применяется ли субъектом хозяйствования собственная инструкция по делопроизводству и или подлежат применению общие положения Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 N 4 (ред. от 05.03.2018). В том числе, утвержден ли перечень документов, на которых проставляется оттиск печати.
  3. содержатся ли в иных действующих у субъекта хозяйствования локальных и (или) ведомственных нормативных правовых актах требования о проставлении оттиска печати и применении печати в тех или иных случаях (правила внутреннего трудового распорядка, положение о заработной плате и премировании, положение о направлении работников в командировку и т.д.).

Шаг 2. Проверка обязательности применения печати субъектом хозяйствования в каждом отдельном случае для каждого отдельного документа, форма которого утверждена и (или) требования к оформлению и заполнению которого содержатся в нормативно-правовых актах.

Это могут быть трудовые книжки, товарные и товарно-транспортные накладные, заявления на совершение разного рода административных процедур и т.д.

Одно можно утверждать точно: сегодня количество нормативно-правовых актов, подлежащих применению в ежедневной работе кадровых, бухгалтерских, юридических и иных подразделений и сотрудников субъектов хозяйствования очень велико и в условиях изменяющегося правового регулирования многие действия подлежат регулярной проверке на соответствие действующему законодательству.

-10%
-20%
-10%
-70%
-10%
-10%
-50%
-30%
-10%