12 лет назад в России случился «соляной кризис» Вот, что писало в это время известное интернет-издание: «В России набирает силу соляной кризис, грозящий перерасти в соляной бунт. Из ряда областей страны исчезла соль. Поставщики уже подняли цены в несколько раз, а граждане, опасаясь, что этот кризис — надолго, стоят в очередях и покупают товары первой необходимости впрок. Хотя соляной кризис длится уже как минимум неделю, только к середине февраля стало понятно, что очереди не сократятся, страсти не улягутся, а история не останется без внимания властей, вырвавшись с местного на федеральный уровень».

Как это было

Начало февраля 2006 года. Цена килограмма соли составляет 1 российский рубль 80 копеек.

10 февраля 2006 года, нехватку соли обнаружили в Туле и Калуге, цена на оптовых базах Тулы – 3 рубля 60 копеек.

С 11 по 14 февраля в Тамбовской области были скуплены трехмесячные запасы соли. Появились и начали распространяться слухи о том, что Украина прекратила или может прекратить поставки соли в Россию. Цена килограмма соли доходила до 30 рублей.

15 февраля тревогу забили нижегородцы. В Нижнем Новгороде цена достигала 50 рублей. Жители Новгородской области скупили 300 тонн соли за два дня.

16 февраля, нехватку соли ощутили в Саратовской и Волгоградской областях, в Чебоксарах и Тюмени. Московским властям пришлось объяснить гражданам, что запасов соли в столице хватит на два месяца.

Паника старательно подогревается теленовостями, приводит к образованию огромных очередей. Граждане, стоящие в очередях, занимают места родственникам и соседям. Огромный спрос на соль ассоциируется с воспоминаниями о военном времени. Кроме соли граждане начали скупать сахар, спички, муку и крупы — на всякий случай, вдруг пригодятся.

Власти Воронежа усмирили цены на соль. Для этого пришлось нарастить запасы «ценного» продукта до 600–800 тонн, а также силами городского полка милиции провести серию рейдов по рынкам и магазинам.

17 февраля Госдума поручила одному из комитетов «выяснить у правительства причины повышения цен на продукты первой необходимости».

В конце марта 2006 года Российская федеральная антимонопольная служба (ФАС) по результатам своего расследования опубликовала официальный пресс-релиз – «Основной причиной повышения цен послужил ажиотажный спрос населения на пищевую соль, вызванный распространением недостоверной информации о недостаче данного продукта на российском рынке».

Что за этим стояло

А мог ли быть организован скандал такого масштаба, в результате которого чуть не сняли некоторых министров, искусственно. И если да, то как?

Представьте ситуацию. В супермаркет вбегает человек с вопросом: «А где у вас здесь соль?» и скупает ее всю. После этого в супермаркете появляется другой человек с тем же вопросом, но соли в нем уже нет, или осталось немного. При этом эти люди заговорщически говорят покупателям и продавцам, что «только что передали, что скоро соли в стране совсем не будет». Поверившие этому впадают в легкое беспокойство, и решают на всякий случай прикупить килограмм-второй соли «на черный день». Но в том супермаркете, в котором они находятся, соль уже кончилась. Беспокойство людей растет и они идут в другие супермаркеты, чтобы прикупить килограмм пять-десять соли на всякий случай. А наши «покупатели» то же самое провернули уже и в других супермаркетах. Другие же покупатели, тем временем, уже начинают звонить своим знакомым, чтобы посоветовать им прикупить соли, поскольку они в магазине слышали, что ее скоро не будет, и что на их глазах люди скупили всю соль в магазине, и им самим пришлось бежать в другой, где они ее «чудом урвали».

Китайские стратагемы

Сначала делается кризис в одном конкретно взятом городе. Этот кризис подхватывается местным телевидением, которому нужны высокие рейтинги и которое знает, что больше всего аудитория любит всяческие скандалы и сенсации. А дальше запускается цепная реакция, и остановить процесс крайне сложно. Соль пропадает в городе, области, в соседних областях. Соль дорожает, и многие ее начинают воспринимать как «инвестицию», кто-то придерживает «дефицитный товар», а кто-то начинает спекулировать. Это все подогревается СМИ.

В результате получаем проблему федерального масштаба…

Сейчас многие слышали о трактате «36 китайских стратагем», которые, как правило, используют в метафоре войны. Свод правил, советов, хитростей, которые помогали в сражениях политике и интригах. Мыслить хитро, понимая, каким образом устроен человек, не попадать под действия тех, кто, воздействуя на тонкие места в восприятии, на привычках и модели мира, манипулирует. Мыслить точно, затрачивая минимальные ресурсы для достижения результата, - это то, чему учат стратагемы. Понимание технологии и причин действенности той или иной стратагемы, дает больше, чем контекст конкретного сражения или ситуации.

«Соленой кризис» и возможный сценарий его запуска, яркий пример применения только одной из 36 стратагем, которая звучит так – «Извлечь нечто из ничего». Одна из сущностей этой стратагемы – «Достать что-либо из воздуха; представить выдумку реальностью; распускать слухи; устраивать лживые, клеветнические кампании; делать из мухи слона». Это стратагема мистификатора, стратагема обмана и блефа или, как сказала одна моя знакомая, стратагема «пушапа».

Но что, если китайские традиции перенести в более мирное русло, в коммуникации, ведь они очень хорошо ложатся в переговорные приемы. Причем переговоры могут быть в разных контекстах: переговоры с контрагентами, в блогах и социальных сетях, с друзьями и в семье, где переговоры часто могут быть сложнее, чем с контрагентами. Осознав стратагемы и пропустив их через себя, начинаешь мыслить по-другому, коммуникации становятся более точными. Вы затрачиваете значительно меньше ресурсов для решения задач, а ресурсы – это время, деньги, аргументы и ваши собственные силы.

Историей с вами поделилась Марина Жогальская – организатор тренингов с Михаилом Пелехатым в Минске (2016г.-наст.вр), а также совладелец образовательных проектов www.suits.by и www.intc.by.

 


 

30-31 мая эксперт в области психотехнологий Михаил Пелехатый подробно расскажет о применении этой и остальных 36 стратагемах в переговорах на тренинге «36 победоносных приемов в переговорах».

Более подробно о Михаиле читайте тут

Подробности и запись на тренинг на сайте suits.by

 


ИП Жогальская Марина Викторовна
УНП 192607793

-20%
-15%
-55%
-40%
-20%
-50%
-20%
-20%
-30%
-10%
-30%