Вспомните, с какими мыслями вы покидали школу? Наверняка многие сразу же пытались забыть скучные уроки, непонятные домашние задания, строгих учителей и стрессовые контрольные работы по нелюбимым предметам. Руководители частной школы «Город Солнца» говорят, что в их учебное заведение дети ходят с удовольствием. Здесь учатся не ради оценок, посещение может быть свободным, а уроки проходят в игровой форме. Способна ли такая школа стать альтернативой классическому образованию? Насколько адаптированы будут ее выпускники к жизни в реальном мире? Об этом и многом другом рассказала основатель проекта Татьяна Есис.

Вас многое отличает от обычной школы. Даже учебный год начинается в непривычное время — 15 сентября вместо первого. Почему именно эта дата?

Все получилось само собой. Идеей школы нового типа нас увлек педагог мирового класса, грузинский академик Шалва Амонашвили. После обучения под его началом мы вернулись в Минск только в 20-ых числах августа прошлого года с твердым намерением реализовать услышанное от него в Беларуси. И отчетливо понимали, что к первому сентября не успеем провести все согласования, закупить оборудование, учебные материалы и начать работу. Укрепил в решении сдвинуть начало учебного года на две недели также тот факт, что в Грузии и в европейских странах дети идут в школу тоже 15 числа. Конечно, из-за этого летние каникулы у нас начинаются чуть позже — 10 июня.

Но 1 сентября для нас все равно знаковая дата — настоящий День знаний. Потому что начинает свою работу Школа для Родителей. Ведь образование ребенка начинается в семье. И очень важно выяснить, чего ожидают, в первую очередь, родители от школы, по каким критериям они выбрали именно нас? Все мы разные. Кто-то ведет свое чадо в ближайшую к дому школу, другие интересуется личностью Учителя, для третьих имеет значение престижность заведения… Нам очень важно настроить взрослых на процесс обучения, дать им понимание того, чему мы будем обучать их детей, как будут вестись занятия. Делиться проверенными на своем опыте знаниями с родителями взялся преемник Шалвы Александровича, наш близкий друг и партнер в реализации проекта Евгений Исаченко. Оплата обучения — добровольная, т.е. сколько человек хочет или может — столько и оставляет. Все средства идут на закупку книг для детей, инвентаря, вспомогательных материалов и т.д.

А чем ваша школа отличается от привычной системы, в которой воспитывался каждый из нас?

Задумывались ли мы, взрослые, что вообще обозначают слова «учитель», «урок», «школа»? И в целом, какую цель мы ставим, когда отправляем своего малыша учиться? Когда я впервые услышала, что «урок» на санскрите состоит из двух слов: У — Свет и Рок — судьба, а «школа» в переводе с латинского «scale» — это «лестница», то в голове сложилось понимание — учитель дарит свет, чтобы ребенок нашел свою судьбу, свою миссию, поднялся до понимания самого себя… Этому учит Гуманная Педагогика. Понятие ввел Шалва Амонашвили. От авторитарной педагогики, с которой мы все знакомы с детства, она отличается тем, что принимает ребенка таким, каков он есть, ценит его как личность, и поддерживает его право развивать способности, заложенные природой. Я не хочу сказать, что педагоги в обычных школах желают детям чего-то плохого. Нет, мы все считаем себя гуманистами и любим детей. Мы все говорим, что хотим только лучшее нашим детям. Но что такое лучшее? Лучшее для нас или для ребенка?

Поэтому первое, что должны принять те, кто начинают практиковать гуманную педагогику, это то, что взрослый и ребенок равны. И каждый может друг у друга чему-то научиться. Это довольно трудно, ведь мы привыкли к совсем иному подходу — слова учителя воспринимались как истина в последней инстанции. Он говорил, как что-то делать, и мы повторяли за ним, особенно не отдавая себе отчета, зачем нам это вообще все надо и как применить знания на практике. А гуманный педагог дает человеку то самое понимание и помогает развить интерес к познанию, чтобы ребенок сам доходил до правильных формул, определений и т.д. Сравните две фразы: «Дети, сегодня я вас научу, как решается эта задача» — «Дети, какая интересная задача, но один я никак не могу ее решить. Может, вы мне поможете? Как думаете, как она решается?». И ребенок включается, начинает искать выходы — точно также он будет поступать потом и в жизни. Не говорить «у меня нет нужной формулы», а придумывать свои способы решения. Старая школа только учит, а наша задача еще и в том, чтобы раскрыть ребенка в процессе передачи знаний. Нам хотелось добиться того, чтобы ребенок с радостью бежал в школу, потому что сегодня будет «тот самый» урок.

Только сейчас, обладая знаниями и сопоставляя факты, я осознаю, что моя дочь, которая ужасно боялась экзаменов в четвертом классе, неспроста на ровном месте сломала руку. А когда в августе пришло время пересдавать пропущенный экзамен по математике — она вдруг сломала ногу… и снова радовалась удачному «стечению обстоятельств». А ведь это был сигнал! Что мы делаем, взрослые? Зачем дрессировать детей? Какие свои нереализованные амбиции мы реализуем через них? Мы хоть раз разговаривали с ними по душам? Мы хоть раз спросили, чего хочет он, ребенок? Даже мы с мужем, имея на двоих пятеро детей, еще недавно ничего о них не знали, не рассматривали ребенка как отражение себя.

Лично для меня гуманная педагогика — это когда ты взращиваешь в себе больше любви, развиваясь сам, делишься этим с детьми. Именно делишься, не учишь! Когда в каждом ребенке ты видишь своего Учителя! Но если дети тебя раздражают, если не ведешь себя как с равными, если не можешь в самом «слабом» или «вредном» ребенке раскрыть его талант, то нужно просто признаться в этом и захотеть что-то менять, прежде всего, в себе.

Где же взять таких учителей? Ведь все нынешние специалисты так или иначе выросли в условиях традиционной системы образования — как удалось найти тех, что придерживаются ваших взглядов?

В нашей команде сейчас 38 человек. Коллектив сформировался довольно быстро. Когда у тебя в голове четко сформулирован образ того, что ты ищешь, это появляется будто бы по волшебству. Так и с учителями — мы точно знали, какие люди нам нужны, и они пришли. Кто-то по совету знакомых, кто-то прочитал о нас статью и понял, что взгляды сходятся. Некоторые педагоги сотрудничали с нами в прошлом году, одновременно продолжая преподавать по основному месту работы, а теперь перевелись к нам на постоянную основу. Бывало такое, что по делам школы мы пересекались с опытнейшими профессионалами, которые на хорошем счету в своих учреждениях, даже занимали руководящие посты и, в общем-то, не планировали в своей жизни что-то менять. Мы могли только мечтать о том, чтобы «заполучить» такого ценного специалиста. Но неожиданно разговор по душам, наш искренний рассказ о том, что мы хотим дать детям, давал толчок такому человеку. И теперь мы коллеги. Сама удивляюсь, но учеников и учителей нам удалось собрать всего за полтора месяца!

Как удается адаптировать утвержденную Минобразованием программу под ваш стиль преподавания?

Мы видим, что дети должны пройти за год. Но каким именно способом — там не указано. Поэтому нам никто не запрещает применять другие методы преподавания. Учебники используются как стандартные, так и собственные, разработанные нами под отдельные проекты. Как итог, дети не только успевают изучить то, что предусмотрено, но и идут на опережение, мы не ставим никаких рамок. При этом нельзя сказать, что дети перегружены, у них глаза горят и уроки воспринимаются как праздник.

А как строится учебный день?

Ученики начинают собираться с 8.30, занятия стартуют в 9.00, им предшествует настройка на учебу, когда дети садятся в круг и распределяют роли на сегодня — кто-то цветочек, кто-то, к примеру, снежинка… И они начинают взаимодействовать друг с другом. Если ты не пришел на уроки с самого утра, то оказался выключенным из всеобщей игры, поэтому все ученики чуть ли не бегут в школу. Также мы настраиваем на то, что этот день мы кому-то дарим (хоть птичке на ветке за окном). Мы учим детей отдавать, а не быть потребителями, делать добро другим, учитывая не только свои, но чужие интересы.

Далее следует несколько уроков по программе, второй завтрак, общеобразовательные уроки, обед в 13.00. Творческое занятие, прогулка часовая. По четвергам выезжаем в Город Солнца — это наш участок в Аксаковщине, где, как мы рассчитываем, через несколько лет вырастет целый комплекс для детей и родителей. На природе играем в подвижные игры, мальчики работают в мастерских, возделываем свой огородик. Основной «учебный» день длится до 15.00, затем продленка до вечера. Также наши ученики выезжают на выставки, экскурсии, участвуют в литературных вечерах, играх «Что? Где? Когда?» с родителями, постановках сказочного театра. В нем дети, олицетворяя себя с героем, проигрывают какие-то сложные ситуации, собственные страхи, тревоги, вызванное чем-то негодование, получая эмоциональную разрядку.

А домашние задания в вашей школе есть?

Домашние задания, конечно же, есть. Но мы их так не называем. Дети выполняют проекты. Например, по предмету «Архитектура и дизайн» ученики рисовали Город Солнца таким, каким они его себе представляют, делали макеты из подручных материалов, а потом в своей детской усадьбе в Аксаковщине вместе с родителями строили прототипы своих работ. Или еще пример: тренируя правописание и каллиграфию дети пишут письма другу — явному или тайному. Техника чтения совершенствуется с помощью кролика, который по легенде когда-то жил в очень читающей семье и с тех пор привык, чтобы ему каждый день читали сказки. Учителя, конечно же, «не успевают» это делать, поэтому воспитанники им активно помогают. Сложение и вычитание осваивается во время игры в магазин — дети приносят книги, игрушки, свои поделки и покупают их друг у друга, рассчитываясь монетками. К слову, чтобы продать книгу, нужно ее сначала прочитать, чтобы рассказать «покупателю», чем история так примечательна. Ну и в целом, у нас много других «фишек», как их модно теперь называть. Перечислить все — не хватит дня. Да и не в них суть. Грустно, что вместо того, чтобы объединяться, начать вместе что-то менять в образовании, частные школы конкурируют этими самыми «фишками». Вот и растет поколение «Кто лучше?». А ведь детям не нужны голые методики, дети идут на любовь! Вспомните свой любимый предмет, а значит и любимого Учителя…

Кстати, о предметах. Какие дисциплины, помимо утвержденных Минобразованием, вы преподаете в своей школе?

Помимо традиционных уроков мы стараемся вводить те, которые, на наш взгляд, вдохновляют ребенка и раскрывают его потенциал. Ну, например: естествознание, экспериментариум, урок мудрости, музыки, интуитивного танца, английского по авторской программе, живописи, хора для всех — детей и учителей, тренинг саморегуляции, занятие йогой, а также курс ЗОЖ, во время которого детям даются основы знаний по сочетаемости продуктов, чтобы они могли питаться осознанно, необходимости зарядки, чтобы ребенок понимал, из чего он состоит и как себя вести, чтобы жить здорово и счастливо.

Любое образование нацелено на результат. В обычной школе показателем хорошего образования служит «красивый» аттестат и успешное поступление в вузы. А какие цели ставите вы в своей школе?

Мы ставим цель воспитать счастливого и образованного Человека. Сильного и свободного. Свободу часто путают с вседозволенностью. Свобода в нашем понимании — это право выбора по совести. Мы даем возможность ребенку осознать, что его выбор принесет ему, его друзьям, родителям. Чтобы он сам увидел созидание в своем поступке, либо разрушение. А знания на этот стержень со временем нанизываются.

Вести ребенка к поставленной цели начинаем уже в раннем детстве. У нас есть детский сад с группой совместного пребывания для самых маленьких деток с родителями, чтобы адаптация шла без стрессов, с группой для детей 3−4 лет и двумя экспериментальными классами-нулевками — раздельные классы для девочек и для мальчиков.

Сейчас у нас практически полностью сформирована начальная школа — будут действовать классы с 1 по 3. Когда ученики перейдут в четвертый класс, мы начнем процесс получения аттестата на обучение в старшей школе — с 5 класса по 11. Также мечтаем об Университете… Естественно, мы понимаем, на что замахиваемся. Это возможно только в тесном сотрудничестве с государством. Слову, в Министерстве образования нам идут навстречу. Этой весной мы участвовали в Международных Чтениях по Гуманной Педагогике, где проводили лекцию «Рождение будущего в Городе Солнца», которая имела большой отклик у сотен учителей. Также в последние полгода мы проводили семинары, вебинары для родителей всей страны по воспитанию детей, а также курсы для учителей. Конечно, всю систему пока очень тяжело менять — она большая, а мы пока маленькие. И, наверное, пройдет еще не одно десятилетие, пока эти изменения действительно станут заметны. Должно вырасти, как минимум, целое поколение, чтобы мы увидели результаты. Мы уже сделали первые шаги к этим изменениям.

Вы сказали, что у вас действуют экспериментальные нулевые классы, в которых мальчики обучаются отдельно от девочек. Сейчас это вновь входит в моду. В чем плюсы такого воспитания? Или минусы… вы ведь уже наверняка заметили тенденцию?

У девочек и мальчиков разные задачи в жизни. Нет первого или второго в семье — есть сила мамы и сила папы. У мамы сила в ее любви и мудрости, у папы — в умении брать на себя ответственность. Знание о том, что такое быть мужчиной или женщиной, закладывается с детства. Мальчикам очень важен пример взрослого мужчины — отца или, например, деда. А в школе он обычно попадает в «женское царство», но только не у нас. В экспериментальном классе с мальчиками работает учитель-мужчина. А девочек мы учим быть настоящими леди. В общем, возрождаем семейные ценности.

Услышав про «настоящих мальчиков» и «истинных девочек» кто-то наверняка скажет: что за «домострой» они развели в XXI веке?!

Человека можно «зацепить» двумя способами — либо восхитить и вдохновить, либо разозлить. Это нормально, у всех разные взгляды на жизнь. Я не буду кого-то убеждать, что наш подход правильный, а вы ошибаетесь. Если кто-то не принимает нашу точку зрения, то он просто не приведет к нам своего ребенка. Никогда нельзя ничего навязывать. Это право каждого выбирать наш путь или осуждать. Но мы не боимся критики и нормально ее воспринимаем.

Стоимость обучения в вашей школе — 774,0 руб. В то же время, вы утверждаете, что школа для всех, а не для избранных. Но, оценим трезво: обычная белорусская семья с зарплатами по 300,0 — 600,0 руб у каждого из родителей просто не сможет себе позволить такое обучение, даже если полностью проникнется вашей идеей…

Если бы мы нашли попечителей, которые поверили бы в нашу Идею и смогли бы оплачивать все затраты школы — это был бы идеальный вариант. Но пока мы делаем свои первые шаги, у нас нет возможностей бесплатного обучения. И, если сказать по сердцу, то мне кажется, что какую-то плату все равно вносить нужно. Это как обмен энергиями. Не обязательно это должны быть деньги — многие родители просто искренне помогают нам на волонтерских условиях. И тут же хочется дать им нечто взамен — обучение для детей, которое они уже смогут себе позволить. Дети учителей у нас тоже обучаются за полцены. А зарплаты у нас не очень высокие. Мало кто верит, что для нас это не бизнес. А ведь только для того, чтобы выходить в ноль, нам нужно 90 учеников. Сейчас набрано около 70. Но мы верим в будущее проекта.

Всякое бывает — доход родителей падает или семья меняет место жительства… Как считаете, сможет ли ребенок после вашей школы продолжить учиться в обычном учреждении образования? Не станет ли для него переход от свободы к рамкам системы непосильным стрессом?

Дети, которые поучились в нашей школе хотя бы год-два, обретут очень сильный внутренний стержень. Такого ребенка уже не сбить с толку и не сломать. К тому же я верю, что подобное притягивает подобное. Родители и наш бывший ученик будут искать тот класс, который ему подойдет, где будут те дети и учителя, с которыми он найдет общий язык. Ну, а если все-таки кто-то из педагогического состава будет раздражительно относиться к ребенку, то эту проблему можно решить. Мы учим этому, ведь в жизни нас тоже не всегда окружают только единомышленники. Поэтому нужно поработать над собой. Когда начинаешь понимать, что раздражение — процесс взаимный, то находишь в себе ресурсы изменить отношение к человеку, чтобы он изменил свое по отношению к тебе. «Недруга» можно если не полюбить, то хотя бы спокойно к нему относиться, принимая его таким, каков он есть. Но вообще, конечно, грустно, когда в учителя идут люди, которые не любят детей или пытаются их подмять под себя. Вот поэтому мы на базе Города Солнца открыли также Школу Учителей.

Расскажите об этом проекте…

Двери у нас открыты для всех учителей. Приезжали даже педагоги из других городов — Бреста, Барановичей, Гомеля… Мы делимся практиками о том, как внедрять гуманную педагогику в свои уроки — разыгрываем ситуации, даем примеры, рассказываем о методах. Школа для учителей — бесплатная. И это принципиально.

Вы называетесь «Город солнца», также, как и книга Томмазо Кампанеллы. Это одна из самых известных утопий. Не опасаетесь ли, что ваши методы образования тоже назовут утопическими?

Совсем скоро, 15 сентября, к нам придут дети! А ведь совсем недавно многие говорили, что это нереально. Конечно, и сейчас некоторые настроены скептически, мол, вас ждет столько мороки с документацией, вы не справитесь, остановитесь и подумайте, во что ввязываетесь со своей философией и утопической идеей! О каком возрождении семейных ценностей, о каких школах «настоящих мужчин» и «юной леди» мы говорим? Когда компьютеры заполняют жизнь, и та проходит практически в виртуальном мире, где не важно кто ты: мальчик или девочка… Уроки нравственности и общения, уроки математического воображения … В каком веке мы живем? Но мы считаем, что родители ведут своих детей туда, где методы преподавания близки им по духу.

Да, идея Города Солнца, на первый взгляд, иллюзорна. Многие считают ее утопической. Но только мы знаем, какой ценой она к нам пришла, и что за ней стоит. Пока будем живы мы, наши дети, внуки, правнуки и, конечно же, наши единомышленники, Город Солнца тоже будет жить. Уже сегодня наши дети мечтают работать в проекте, а значит, Городу Солнца быть!

Сайт школы: школа.городсолнца.бел

Сайт проекта: http://gorodsolnca.by/

Facebook: https://www.facebook.com/Город-Солнца-979751102080797/

Vk.com: https://vk.com/gorodsolnca2016

              https://vk.com/gorodsolnca2016

УО «учебно-педагогический комплекс детский сад — начальная школа «Город Солнца», УНП 192947187

{banner_819}{banner_825}
-10%
-20%
-30%
-20%
-20%
-10%
-45%
-50%
-99%
-50%