Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новости компаний


Единственное часовое производство в Беларуси и одно из немногих предприятий советского часпрома, которому удалось сохранить полный цикл выпуска механических часов, «Луч» переживает свое второе рождение. О том, как идет ребрендинг Минского часового завода, на кого его дизайнеры ориентируются в своих новых коллекциях, и как создаются знаменитые часы сегодня — расскажет коммерческий директор Азат Маргарян.

Процесс ребрендинга начался около года назад. Какие цели вы перед собой ставите?

Главное — это продукт. Если есть продукт, который нужен, современен и актуален, то вокруг него все выстраивается по цепочке: финансовый результат и профессионализм кадров, а также образ и имидж марки. Управление большим предприятием — это как плавание на большом корабле — вы не можете мгновенно остановится или развернуться на 180 градусов. Поэтому мы последовательны в том, что мы делаем: структурируем процессы, работаем с кадрами, открываем магазины и дизайн, дизайн, дизайн... (смеется).

Первые изменения уже заметны. Они коснулись оформления ваших фирменных магазинов, упаковки, ну, и самих часов, конечно же…

Да, мы решили немного освежить наш стиль, переориентироваться на что-то более соответствующее духу времени. Сделали новый брендбук, а уже основываясь на нем, взялись за атрибуты бренда — от упаковки и ассортимента до вывесок наших магазинов и их интерьера. Мы постепенно приводим общий вид торговой марки к одному знаменателю. Логотип «молния» (речь идет о фирменном знаке часов луч) лично я считаю одним из лучших в своем роде за всю историю советского дизайна, к нему сложно что-либо добавить. Скорее, важно ничего не испортить. Скоро будет и новый сайт — посвежевший, более удобный и понятный. Новый сайт начнет работу уже в сентябре. А в фирменных магазинах мы изменили не только стиль, но и стандарты обслуживания.

И на что теперь может рассчитывать клиент, который придет в фирменный магазин «Луч»?

Магазины стали бутиками по своей сути. Мы сейчас проводим переподготовку персонала. Продавец должен быть готовым оказать помощь покупателю, рассказать о всех деталях и особенностях наших часов. Рассматривать товар очень удобно благодаря полкам, расположенным под углом. Мы поработали с освещением, в окнах появились световые рекламные вывески и Shopping Window. Новый подход вы можете наблюдать не только в нашем столичном флагмане на Независимости, 18, но и в других фирменных торговых точках. Мы видим, что людям нравятся наши часы, и это придает нам новые силы.

За прошедший год не только обновились уже существующие фирменные магазины «Луч», но также открылись новые…

Пару недель назад открыли новый магазин в ТЦ Galleria Minsk. Наша собственная розница сегодня — это шесть магазинов: три в Минске и по одному в Гомеле, Витебске и Гродно. В планах было до конца осени открыть 8 магазинов. Но мы видим большой интерес со стороны людей и будем действовать активнее. До конца года еще два салона появятся в Минске и по одному — в Бресте и Могилеве, а также в Москве и Киеве в каком-нибудь бойком месте или торговом центре. Думаю, в следующем году фирменная сеть «Луч» вырастет до 20−25 магазинов в Беларуси и за рубежом.

Вы заговорили о магазинах в России и Украине. Готовы ли соседи покупать белорусские часы, как в прежние времена?

Да, конечно. Уже сейчас Россия — наш основной партнер, а в целом, мы экспортируем продукцию Минского часового завода в 20 стран мира. Зарубежный рынок, конечно, более конкурентный. Но у нас есть одно неоспоримое преимущество — стоимость при сравнимом качестве. Иностранных комплектующих в часах «Луч» — менее 20%. И те компоненты, что приходят из-за границы, опять же, высокого класса. Для кварцевых часов мы закупаем японскую и швейцарскую «начинку», а механические часы, за исключением тех, что автоподзаводом, делаем собственными силами.

К слову, а кто он — ваш покупатель?

У нас широкая линейка. Сегодня выпускаем 2000 вариантов и модификаций часов. Думаю, каждый человек может найти модель, которая будет соответствовать его характеру. Например, у нас есть необычные однострелочники, а также часы, стрелки которых движутся в обратном направлении (коллекция «Время вспять»). Есть более дорогая (около 400 рублей за единицу) коллекция «Эго». Сердце часов этой линейки — японский механизм с автоподзаводом, за ним можно наблюдать через прозрачную заднюю крышку. Корпус выполнен из нержавеющей стали, а циферблат защищен сапфировым стеклом. Только что выпустили новую коллекцию «Вышыванка» с белорусским орнаментом. Это — серийное производство. А до того были лимитированные коллекции — «Абярэг», «Вытокі», «Ў». Последнюю из упомянутых серий мы выпустили ко дню Белорусского языка. А прототипом коллекции «Ретро» послужили часы, которые выпускались на заводе еще в 60-е годы.

Да, насколько мы помним, часы «Луч» с белорусским характером были нарасхват. Кто автор этой и других идей для коллекций?

Коллекцию «Вышыванка» для нас разработала художник, иллюстратор и дизайнер из Бреста Аня Редько. В основном идеи для коллекции отрабатываем сами. У нас в штате работают молодые амбициозные дизайнеры, которые привносят свежие идеи. Темы коллекций обсуждаются на специальном совете. Я живу в Беларуси с 2011 года и вижу, что с идеями здесь нет проблем.

Сколько времени обычно занимает разработка коллекции от появления идеи до выпуска? В целом, расскажите, как создаются новые модели часов…

Около трех-четырех месяцев. В целом это довольно обычный «воркфлоу» технического дизайна. Есть несколько основных этапов — формулировка идеи, концепция, технический дизайн, изготовление серийного образца. После утверждения образцов начинается запуск в производство, изготовление оснастки, техкарт и наладка оборудования. Завершающий этап — сборка и проведений испытаний по качеству.

Каковы сейчас объемы производства на Минском часовом?

200 000 штук наручных часов в год. В это число входит серийное производство и изготовление часов по специальному заказу — можем нанести логотип и другие надписи на циферблат, сделать гравировку на задней крышке корпуса часов. Помимо различных компаний мы сотрудничаем с известными персонами — мы работали с фристайлистом Антоном Кушнером. Делали специальные часы для резидентов российского «Comedy Club» Гарика Харламова, Павла Воли с супругой. Вадим Галыгин тоже наш давний поклонник — раньше он часто покупал часы «Луч» на подарки своим друзьям и партнерам, а сейчас мы решили выпустить совместную серию часов.

Как мы понимаем, все это стало возможным благодаря приходу в 2010-ом году на практически обанкротившееся предприятие зарубежного инвестора…

С его приходом, прежде всего, появилась возможность по-другому расставлять приоритеты. Самый важный вопрос, традиционно, кадровый. Qualis rex, talis grex (лат. Каков царь, такова и толпа). Еще завод получил современное оборудование и технологии, которые позволили нам выпускать часы с улучшенными характеристиками, например — корпуса из нержавеющей стали, выпуклое сапфировое стекло и т.д. К слову, мы единственные на постсоветском пространстве, кто делает такое стекло самостоятельно. Работа по модернизации предприятия продолжается — в планах строительство нового корпуса завода вместо морально устаревших зданий по ул. Натуралистов. Туда в будущем будет перенесена большая часть производства, администрация, будет создано несколько торговых помещений, а также кафе. Вокруг обустроим парковую зону отдыха. Общая площадь нового здания — семь тысяч квадратный метров.

А еще, как мы слышали, уже в самое ближайшее время вы хотите организовать обзорную площадку прямо под знаменитыми часами…

Мне кажется это отличная идея. Сейчас согласовываем эскиз с властями города. Если все пройдет успешно, то желающие смогут полюбоваться видом на город и парк Челюскинцев с часовой башни. Ну, а тех, кто интересуется процессом производства часов, приглашаем на экскурсии уже сейчас. Двери завода открыты для школьников, туристов и горожан, желающих увидеть место, где зарождается «Луч».

luch.by