Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новости компаний


Инициативы по формированию добросовестной конкурентной среды традиционно лидируют среди предложений белорусского бизнеса по реформированию делового климата в стране. И в этом году власти вроде бы признали актуальность такой задачи. В программном Указе Президента № 78 от 23 февраля 2016 года «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь» наконец-то появился тезис о необходимости принять дополнительные меры по развитию добросовестной конкуренции и повышению роли в экономике антимонопольного регулирования. Однако, как считают эксперты «Дела», побудительным мотивом для этого стало, скорее всего, не осознание необходимых перемен, а желание быть в фарватере евразийских тенденций. Дело в том, что партнеры по ЕАЭС давно имеют независимые антимонопольные органы, а Беларусь в этом вопросе осталась аутсайдером.

В текущем году тезис о необходимости развития в стране добросовестной конкуренции снова попал в «Национальную платформу бизнеса-2016». Причем, теперь бизнес призвал создать в стране систему противодействия монополистическим проявлениям с помощью Государственного агентства по антимонопольной политике и развитию конкуренции. Однако, как считают эксперты «Дела», подобное агентство в Беларуси вряд ли будет создано. Пока государство намерено лишь провести «рокировку» существующей системы антимонопольного регулирования. У Минэкономики как у формально «антимонопольного органа» заберут эти функции и передадут их Министерству торговли Беларуси.

Тем временем белорусские предприниматели не перестают жаловаться на засилье монополистических практик со стороны госпредприятий, особенно в торговле и сфере услуг. И хотя антимонопольный орган Беларуси уже признал около 600 субъектов хозяйствования занимающими доминирующее положение на товарных рынках и около 200 субъектов — естественными монополиями, в стране по-прежнему продолжается кампания по созданию крупных холдингов.

Представители бизнеса сомневаются, что ситуация с антимонопольным регулированием в Беларуси изменится, пока около 60% активов экономики принадлежат одному собственнику — государству. Они считают, что пока государство в одном лице выступает и регулятором, и собственником, Беларусь обречена на монополистическую модель экономики.

Кроме этого, в свежем выпуске журнала «Дело» вы найдете ответы на ряд других важных вопросов.

  • Что такое хроническая усталость… бизнеса, и может ли излечить этот недуг наемный директор?
  • Сколько долга приходится на каждого гражданина Беларуси, и почему отечественная экономика больше не может развиваться только за счет заимствований?
  • Какие технологии позволяют эффективно продвигать товары и услуги в Интернете, и почему белорусские компании пока недостаточно активно ими пользуются?