Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новости компаний


Снять фильм за три часа — что для этого нужно и как это сделать? 29 января режиссер Митрий Семенов-Алейников («Одной крови») провел эксперимент: специально для фестиваля мобильного кино velcom Smartfilm в присутствии журналистов и блогеров снял буктрейлер к сказке белорусский писателей. Условия жесткие: один смартфон, одна локация, ограничения по реквизиту и времени, бюджет в 300 тыс. белорусских рублей. До окончания приема конкурсных работ на фестиваль осталось всего 72 часа, и Митрий, помогая коллегам успеть к дедлайну, на своем примере решил показать, как успеть снять ролик за 180 минут.

Эксперимент начинается в 11.00. Локация, где собираются зрители и в которой будет работать Митрий Семенов-Алейников совершенно не сказочная: обычный офис в центре города. Столы для переговоров, телевизор, лампа, два кресла. Митрий расставляет на подоконнике свой скромный реквизит: черный чемодан, перевязанный желтой подарочной лентой, две деревянные марионетки («актер» и его «дублер»), старенький подсвечник, торт «Графские развалины», набор праздничных свечек и восковые цифры «40». Это потому, что главный персонаж сказки — «мальчик» лет сорока. «Что для наших широт не редкость», — одобряюще кивают ему представители СМИ.

Митрий признается, что не выспался и всю ночь паниковал, что времени на подготовку, в том числе моральную, у него совсем не было, но он готов принять этот вызов.

«Главное — не усложнять, — делится он советами. — Если нет ресурсов, как в данном случае, не надо мудрить. Наш буктрейлер будет состоять из кадров со статичными элементами, которые что-то расскажут про персонажа. Движение и саспенс создаст камера».

Изолента, скотч и «лампочка Ильича» вместо дорогой техники

«Сегодня мои скромные реквизиты — это „скейтер“, чтобы камера шла плавно и штатив с лайт-панелью. Все это мне ничего не стоило — взял у друзей. Когда я сам участвовал в первом фестивале velcom Smartfilm, у нас не было и такого. Все крепили на скотч и изоленту, а вместо рельс использовали два приклеенных к телефону роликовых конька. Лайт-панель можно смело заменить на обычную настольную лампу. А вместо фильтра мы как-то купили кучу гофрированной синей бумаги и обвязывали ей обычную „лампочку Ильича“ в ванной комнате. Вышло хорошо. Но будьте осторожны — у нас в конце концов все загорелось, и чуть не случился пожар».

Буктрейлер выходит бюджетным: чемодан 50-х годов обошелся на барахолке в 80 тысяч рублей, торт — в 120, свечки стоили 90 тыс., лента — еще 21. Марионетки, говорит Митрий, бесплатно одолжил у друзей. Как и подсвечник. «Если ты хочешь делать хорошо, это будет стоить денег. Но если у тебя есть связи и знакомства, можно сэкономить значительные средства». Митрий утверждает, что его фильм «Одной крови», взявший более 10 международных наград, он снял за $ 7 тыс. Если бы снимал без связей, вышло бы около $ 35 тыс. А если бы режиссер работал над ним сегодня, со своими нынешними знакомствами — всего $ 4 тыс.

Главная задача — заинтриговать и заинтересовать

Митрий бодро руководит зрителями, и те постепенно становятся маленькой, но слаженной съемочной группой. Задергивают шторы, двигают стол, переключают каналы в поиске помех. Блогер Дмитрий Волотко репетирует у дверей роль ветра. Ему предстоит с минуты на минуты задуть на торте все свечки. Причем сделать это нужно одним махом папки. Без дублей. Воск плавится быстро. А дополнительного реквизита у Митрия нет.

Тем временем, не отрываясь от камеры, Семенов-Алейников рассказывает, что сказка, по которой он снимает буктрейлер, необычная. Она была написана специально для фестиваля мобильного кино velcom Smartfilm целой командой белорусский литераторов по принципу детской игры. Первый участник пишет свою часть, сворачивает бумажный лист «гармошкой» и передает следующему. Тот видит только последнее предложение, дописывает, сворачивает, и передает дальше по кругу.

Начал «игру» известный белорусский прозаик, колумнист, лауреат премии «Гліняны Вялес», неоднократный финалист премии Ежи Гедройца Альгерд Бахаревич («Сарока на шыбеніцы», «Шабаны. Гісторыя аднаго знікнення», «Дзеці Аліндаркі»). К нему присоединились писатель Адам Глобус («Казкi пра дарослых», «Сказы», «Сшыткi», «Лiтары»), писатель Сергей Календа («Кантынентальны сняданак», «Мiмiкрыя»), журналист и писатель Сергей Дубовец («Дзёньнік прыватнага чалавека», Майстроўня) и другие белорусские литераторы.

Митрий снимает четыре фрагмента и показывает поучившийся материал зрителям. Последний штрих — звук и монтаж Митрий обязуется доделать дома. «Это займет еще около четырех часов», — говорит он.

Финальной точкой эксперимента станет презентация сказки и снятого буктрейлера, которая состоится 2 февраля в 19.00 в галерее TUT.BY. Вход на презентацию с участием режиссера и писателей — свободный. И сказка, и видео будут доступны для широкого круга зрителей.

Напомним, что фестиваль velcom Smartfilm проходит уже в пятый раз. Его тема в этом году — буктрейлеры, небольшие видеоролики, рассказывающие о книге. Отправить свою работу можно до позднего вечера 31 января включительно. Победитель получит 30 миллионов рублей.

Фестиваль мобильного кино velcom Smartfilm проходит при поддержке TUT.BY