Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новости компаний


Накануне завершения приема работ на фестиваль мобильных буктрейлеров velcom Smartfilm литературные эксперты фестиваля — мастлiт — подготовили список белорусских книг, которые они рекомендуют к прочтению начинающим режиссерам. По мнению мастліта, это топ самых «кинематографичных» произведений наших современников.*

Своеобразный топ беллита получил название «портфолио», в него вошли романы, повести, рассказы и документальная проза. Мастліт (Андрей Хаданович, Владимир Орлов, Виктор Мартинович) руководствовался при отборе в первую очередь актуальностью текстов, их созвучностью современности. При этом литераторы стремились избежать банальностей и штампов и противостояли искушению составить список «седой» классики. Число позиций в портфолио — 18, по словам поэта Андрея Хадановича, оно символизирует «паўнагодзьдзе сучаснага белліту».

Валентин Акудович. «Код адсутнасці», эссеистика. Провокационное исследование белорусской ментальности, у которого много апологетов, но также и ярых критиков. Попытка документально-поэтического фильма по книге, родившейся из курса лекций, могла бы закрыть очевидную лакуну — недостаток non-fiction фильмов на острые, волнующие темы.

Светлана Алексиевич. «Время сэконд-хэнд», non-fiction.* Книга Нобелевского лауреата, пятая и последняя в цикле «Голоса утопии», исследующая феномен homo soveticus, попытка «освобождения от черно-белого мира».

Владислав Ахроменко. «Тэорыя змовы», кинороман-фарс. Белорусский иронический «вестерн» от драматурга и сценариста. Районный центр, люди в погонах, путешествия во времени, продажа души дьяволу и вполне кинематографичный ответ на вопрос «как выглядит белорусский ад».

Игорь Бобков. «Хвілінка: Тры гісторыі», роман. История про трех разных героев, которые в конце 80-х попадают в минскую кофейню и… больше оттуда не выходят. Убедительный опыт магического реализма. Премия Гедройца-2014, литературная премия Вышеградской группы.

Антон Франтишек Брыль. «Ян Ялмужна», сказка. Яркий прозаический дебют известного поэта и переводчика. Повесть-сказка, интересная как детям, так и взрослым. История Великого Княжества в контексте высокой европейской культуры. Мудрые персонажи разговаривают римскими стихами, а ирландские духи живьем переселяются в белорусские леса, чтобы помочь герою завоевать свое счастье. Шорт-лист Гедройца-2015.

Ева Вежновец. «Шлях дробнай сволачы», повесть и рассказы. «Она пишет по-женски. Она пишет по-чародейски. Ее пером говорят те, кто сами не умеют или не хотят держать перо» («Наша Нива «). Главное белорусское «прозаические открытие» конца 90-х, по версии журнала «ARCHE».

Адам Глобус. «Казкі пра дарослых», сказки для взрослых. У сказок Глобуса далеко не всегда счастливый конец. Как это, собственно, частенько случается со взрослыми. Сам автор рекомендует читать свою книгу из 100 сказок девочкам от 15-ти лет, потому что они раньше взрослеют, а мальчикам — «все-таки с 21-го». Действие сказок разворачивается в разных частях мира, но некоторые из них вполне узнаваемы, как, скажем, «Шэрая акадэмія-павук» или стадион «Динамо». Лонг-лист Гедройца-2014.

Сергей Дубовец. «Сіні карабель у блакітным моры плыве, або Шукальнікі вечнасьці», фантасмагория. Лучшая на сегодняшний день художественная книга культового белорусского публициста, критика и редактора. Книга, которую можно читать как гротескную антиутопию, а можно как пронзительную лирику. "Это книжка о том, чего не бывает, никогда не было и в принципе не может быть" (автор). Шорт-лист Гедройца-2015.

Татьяна Замировская. «Жизнь без шума и боли», рассказы. Тот самый белорусский магический реализм. Мир сновидений, искажений и парадоксов, где герои (чаще героини) тащат чужие чемоданы, находят порталы в деревьях и разрубают топором ящики с изменами. Балансируют между бредом и явью, оставаясь при этом пронзительно честными и удивительно несчастными.

Югася Каляда. «Галоўная памылка Афанасія», повесть. У белорусского постмодернизма женское лицо, и это лицо — Югася Коляда. Ироничная, интеллигентная, захватывающая. Дебютная повесть автора, с которой она порвала интернет, выиграла престижный писательский конкурс и вошла в современную белорусскую литературу.

Артур Клінаў. «Шклатара», роман. Как утверждает сам автор, стеклотара в названии символична и «обозначает круговорот пустоты в природе. Пустая бутылка наполняется, опорожняется, потом опять наливается и передается другому, чтобы тот её снова опорожнил». Роман, который наделал много шуму, ведь в нем вполне очевидно прописаны завсегдатаи Галереи Ў и всей мало-мальски богемной тусовки. Выходил по-русски в культовом московском издательстве Ad Marginem.

Александр Лукашук. «След матылька. Освальд у Менску», non-fiction. Документальное исследование, посвященное минскому периоду жизни того самого Ли Харви Освальда. Собрание огромного количества фактов о том самом американце, о людях, его окружавших, о Минске, в котором он жил. Книга состоит из воспоминаний знакомых Освальда, документах, взятых из КГБ, дневниковых записей главного героя и авторских размышлений по теме. В итоге труд вышел убедительный и внушающий почтение. На заметку: окна в квартиру Освальда можно увидеть и сегодня, стоя у домика РСДРП.

Людмила Рублевская. «Скокі смерці», готический роман. Возможно, самая талантливая последовательница Короткевича среди белорусских авторов, которые сегодня создают приключенческую и историческую литературу. Успешная романистка, которая пишет как для подростков, так и для взрослых, во «всех жанрах, кроме скучного». Лауреат премии Франтишка Богушевича за свою прозу.

Юрий Станкевич. «Мільярд удараў», рассказ. Одна из скандальнейших фигур современной белорусской литературы. Его любят или ненавидят, но не остаются равнодушными. Писатель может пугать своими правыми взглядами и резкими оценками, но ему невозможно отказать в умении писать и держать в напряжении читателей. «Миллиард ударов» — одно из самых захватывающих рассказов автора.

Владимир Степан. «Зялёны бідончык», новелла. Классный художник и в своей короткой прозе остается художником. Его новеллы — прежде всего, психологические миниатюры — при минимуме деталей и описанных событий максимально цепляют читателя за живое. А тут еще «нежный возраст» героя-подростка, когда чувствуешь сильнее, и детская трагедия приобретает мировой масштаб, но подается с иронического расстояния мудрого взрослого.

Андрей Федоренко. «Чарнавікі і пісьмы», рассказ. «Последний классик» белорусского литературы, мастер моральной оценки и психологического анализа, а «Черновики и письма» — одна из вершин его короткой прозы. Иногда слова не столько передают мысль, сколько ее скрывают. Читая письмо, редко задумываешься, как много замазанных версий ему предшествовало, а они иногда и есть самые правдивые.

Саша Филипенко. «Бывший сын», роман. Книга про Минск от уехавшего работать на «Дожде» и в GQ журналиста. Трагические события (давка на Немиге), ностальгические воспоминания, поиски идентичности на фоне декораций самого «невысказанного» города европейских литератур.

Кастусь Тарасов. «Апошняе каханне князя Міндоўга», повесть. 13 век. Сбор белорусских и литовских земель вокруг Новогрудка. Князь Миндовг с головой затянут в дела большой политики, которая не выбирает средств и часто пахнет кровью. Тем более, если эта кровь рифмуется с любовью. Потеряв жену, князь влюбляется в ее младшую сестру и насильно удерживает ее в своем замке. А у нее уже есть муж, способный на интриги и жестокую месть… Одно из лучших произведений классики белорусской исторической прозы.

* экранизации возможны по предварительному согласованию с авторами

Фестиваль мобильного кино velcom Smartfilm проходит в пятый раз. Тема работ начинающих кинорежиссеров — буктрейлеры. Снимать ролики про книги по условиям конкурса нужно на камеру смартфона. В этом году обладатель Гран-При конкурса velcom Smartfilm получит 30 миллионов рублей.

Дедлайн приема работ — 31 января включительно.

Фестиваль мобильного кино velcom Smartfilm проходит при поддержке TUT.BY