Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новости компаний


Оформляя страховку, любой добропорядочный гражданин надеется, что этим полисом ему никогда не придется воспользоваться. Но если вдруг беда случится, каждый из нас хочет быть уверен, что страховая компания выполнит свои обязательства и произведет обещанную выплату. Как определяется сумма возмещения? Что делать, если вы с ней не согласны? Как быстро можно получить деньги по страховке? На эти и другие важные вопросы, касающиеся рассмотрения страховых случаев, ответит Наталья Хомич, начальник управления урегулирования убытков ЗАСО «Промтрансинвест» — страховой компании, которая является одним из лидеров страхового рынка Республики Беларусь.

Главный вопрос, беспокоящий людей, которым предлагают застраховаться по какому-либо направлению, не обманет ли меня страховщик, когда действительно что-то случится? Выплатит ли реальную сумму убытков? Расскажите, как происходит оценка нанесенного ущерба?

Следует знать, что страхование осуществляется в формах обязательного и добровольного страхования. Условия, на которых заключается договор добровольного страхования, включая порядок определения ущерба и выплаты страхового возмещения, определяются в правилах соответствующего вида страхования, утвержденных страховщиком и согласованных с Министерством финансов. При заключении договора добровольного страхования, правила по соответствующему виду страхования, должны прилагаться к договору, о чем страхователь, после ознакомления с условиями страхования, удостоверяет своей подписью на страховом полисе. Поэтому важно, чтобы страхователь внимательно ознакомился с условиями страхования, изложенными в правилах, это, прежде всего, в его интересах.

Обязательное страхование осуществляется государственными страховыми организациями и страховыми организациями с долей собственности государства в уставном фонде более 50 процентов. Порядок и условия проведения обязательного страхования определяются законодательством. С условиями соответствующего обязательного вида страхования нужно ознакомиться при заключении договора страхования (извлечения из условий страхования напечатаны на обратной стороне страхового свидетельства), о чем удостоверить своей подписью на страховом свидетельстве.

Условиями страхования определен порядок действий страхователя при наступлении страхового случая. Чтобы подтвердить факт происшедшего события, зачастую требуется участие представителей компетентных органов. Например, если речь идет о ДТП, в которое попали застрахованные автомобили, то его участники сообщают о нем в органы ГАИ (если иное не предусмотрено законодательными актами), если соседи залили квартиру, которая застрахована, то следует вызвать представителя ЖЭСа, полученную застрахованным лицом травму, должно зафиксировать медицинское учреждение, пожар или стихийное бедствие — МЧС, факт ограбления — органы милиции и так далее. На основании представленного компетентными органами заключения страховщик примет решение о признании заявленного случая страховым и о страховой выплате. По согласованию со страховщиком страхователь может ликвидировать ущерб из собственных средств, после чего, на основании предоставленных им подтверждающих документов (чеки, заказ-наряды СТО и т. д.), страховщик покроет фактически понесенные расходы с учетом условий правил страхования. А когда речь идет о таких специфических услугах для юридических лиц, как страхование ответственности перевозчиков или экспедиторов, страхование грузов, когда ответственность страховщика действует за пределами Беларуси, то на место событий всегда могут выехать наши партнеры, представляющие интересы компании «Промтрансинвест» за рубежом. Они осмотрят поврежденное имущество, соберут необходимые документы, определят размер причиненного ущерба и направят все документы к нам для осуществления страховой выплаты.

Оценщик, специалист по оценке транспортных средств проводят оценку ущерба. Но, если у страхователя возникнут какие-то сомнения по поводу их компетентности или беспристрастности, то в соответствии с условиями страхования, процедурой урегулирования убытка, предусмотрена возможность его обращения к представителям независимых экспертных организаций.

То есть, если клиент не согласен с принятым страховщиками решением (отказом в страховой выплате или ее размером), то он может подать апелляцию?

Конечно, законодательство позволяет прибегать к услугам сторонних экспертов в случае, если произведенная оценка ущерба штатным специалистом страховщика (оценщиком) или привлеченным для этого со стороны специалистом (оценщиком) не удовлетворила страхователя. К тому же, уже принятое решение страховой компании можно попробовать обжаловать. Начинать эту процедуру рекомендую со встречи с представителем страховой компании. Возможно, это расставит точки над «i», и вы убедитесь, что сумма ущерба рассчитана правильно, а если речь идет об отказе в выплате страхового возмещения, то для этого были законные основания. Если же понимания достичь не удалось, то можно обратиться в суд. При этом хочу заметить, что страховая компания «Промтрансинвест», как правило, всегда идет навстречу своим клиентам и не уклоняется от исполнения своих обязательств.

Какие документы необходимо предоставить клиенту страховой компании, в какие сроки и как правильно их оформить, чтобы у отдела урегулирования убытков не возникало по этому поводу никаких вопросов?

Для начала вам необходимо как можно скорее, но не позднее срока, указанного в условиях по конкретному виду страхования, сообщить в страховую компанию о произошедшем событии. Сделать это следует в письменной форме.

Что касается перечня документов, то он может отличаться в зависимости от объекта страхования. В любом случае от страхователя требуется заявление и оригинал полиса. А далее — по ситуации. Как уже говорилось ранее — нужно будет подтверждение из компетентных органов: ГАИ, МВД, МЧС, МЖКХ, Минздрава и других, — в котором будут указаны факт и обстоятельства наступления события, которое может быть впоследствии признано страховым случаем. Если речь идет о повреждении, утрате или гибели имущества, то необходимо составить опись всех предметов, на которые распространяется ответственность по данному договору страхования и представить документы, подтверждающие наличие на момент наступления события права собственности или иного законного основания на утраченное, погибшее или поврежденное имущество.

В большинстве случаев этого пакета документов бывает достаточно. Остается только решить вопрос по сумме компенсации. Мы можем провести калькуляцию размера причиненного ущерба или произвести выплату на основании документов, подтверждающих оплату страхователем из собственных средств, руководствуясь условиями правил соответствующего вида страхования.

Если каких-то документов не хватает, страховщик может самостоятельно сделать запрос в компетентные органы. Как только все необходимые документы собраны, и нет никаких сомнений в том, что страховой случай действительно произошел, компания в кратчайший срок произведет страховую выплату.

О каких сроках речь? Как быстро происходит рассмотрение страхового дела?

Сроки оформления документов и страховой выплаты определяются по добровольным видам страхования — правилами страхования, а по обязательным видам — законодательными актами.

Например, решение о признании (непризнании) заявленного события страховым случаем или об отказе в страховой выплате по добровольным видам страхования в компании «Промтрансинвест» принимается в течение 5 рабочих дней со дня получения всех необходимых документов. Решение о признании заявленного события страховым случаем оформляется путем составления акта о страховом случае. Страховая выплата производится страхователю (выгодоприобретателю) в
течение 5 рабочих дней со дня составления акта о страховом случае.

Что касается обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, то акт о страховом случае должен быть составлен страховщиком в течение 3 рабочих дней, следующих за днем получения им документов, предусмотренных законодательством. Выплата страхового возмещения производится в течение 3 рабочих дней, следующих за днем составления страховщиком акта о страховом случае.

Работая с клиентом и для клиента, в страховой компании «Промтрансинвест» не забывают, что обслуживание по урегулированию убытков — это «момент истины» во взаимоотношениях страхователя со страховщиком. Именно этот этап наиболее важен для клиента, и от того, какое обслуживание он получит при урегулировании его убытка, более всего зависит, продолжит ли он сотрудничать с компанией или уйдет к конкурентам.

Наверняка в своей практике вы сталкивались и со страховым мошенничеством, когда клиенты сами провоцируют страховые ситуации с целью наживы. В каких сферах чаще всего выявляется обман?

Более всего подвержена мошенничеству транспортная сфера, когда происходят подставные ДТП с целью получить страховку по повреждениям, которые были у автомобиля прежде. Но страховщики с этим довольно успешно борются, разбирая подозрительные случаи при участии компетентных органов.

Немного сложнее доказать мошенничество в медицинской сфере. Нередки случаи, когда человек выезжает за рубеж будто бы на экскурсию или отдых, а на самом деле имеет целью решение уже существующей проблемы с его здоровьем у иностранных специалистов. Здесь следует помнить о том, что страховка, которую граждане предоставляют в посольство во время оформления визы, не покрывает расходы на плановые операции. Она называется «страхование от болезней и несчастных случаев на время поездки за границу» и предусматривает только оказание неотложной помощи по внезапно возникшему или обострившемуся заболеванию. Действительно ли врачи столкнулись с экстренным случаем, мы всегда выясняем.

Что касается указанного страхования для выезжающих за границу, то хотелось бы обратить внимание страхователей, что у компании «Промтрансинвест» за рубежом есть ассистирующая организация, которая доступна 24 часа в сутки 7 дней в неделю. И если во время нахождения застрахованного за пределами Беларуси возникли какие-то проблемы со здоровьем, нужно позвонить по указанным в полисе телефонам, связаться с представительством по скайпу или электронной почте, и ему будет организована медицинская помощь. Специалисты клиник-партнеров примут Застрахованного, проведут осмотр и необходимые исследования, поставят диагноз и назначат лечение. В особых случаях произведут эвакуацию на родину. При этом гарантию оплаты расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, берет на себя ассистирующая компания, а Застрахованное лицо, обратившееся за медицинской услугой, таких расходов не несет. Но если обращение к врачу происходит Застрахованным лицом самостоятельно, то в таком случае он рискует своими деньгами. Дело в том, что некоторые клиники могут назначить ненужные процедуры, обязательность которых не будет подтверждена документально, а значит, не будет покрываться страховым полисом, либо стоимость оказанных услуг будет завышена, что повлечет дополнительные расходы Застрахованного, а учитывая, что не у каждого может найтись необходимая сумма денег для оплаты услуг иностранного медицинского учреждения или специалиста, можно попасть в неприятную и, возможно, безвыходную ситуацию, так как в подавляющем большинстве случаев клиники не отпускают обратившихся пациентов без оплаты. К слову, стоимость всех телефонных разговоров с представителями ассистирующей компании будет возмещена клиенту после предоставления выписки детализированного отчета мобильного оператора, заверенного его печатью.

Конечно, если человек попал в клинику в тяжелом состоянии или без сознания, т. е. у него не было возможности согласовать свое обращение с ассистирующей компанией, то каждый конкретный случай такого обращения рассматривается в индивидуальном порядке. Такой нюанс оговорен в Правилах страхования.

Существуют люди, которым тотально не везет. То в автоаварию попадут, то их ограбят, то соседи зальют, то еще что-то случится. Конечно, для них страхование — лучший выход. Но у вас, наверное, все такие «невезунчики» учтены… Для них применяются какие-то особые тарифы?

Да, люди, которые часто попадают в ситуации, требующие выплат на крупные суммы — они все на особом счету у страховых компаний. Потому что, как показывает опыт, зачастую дело вовсе не в невезении. Такие граждане рискуют попасть в так называемые «черные списки» страховых компаний, которые постоянно обновляются, и доступ к ним есть у всех компаний, оказывающих страховые услуги. Все-таки страхование носит функцию возмещения — мы возмещаем ущерб и покрываем затраты, вызванные страховым случаем. Страхование не предусматривает обогащения, поэтому страховщики должны защищать себя от людей, которые преследуют такие цели.

Какие сферы страхования чаще всего требуют вашего участия? Где урегулировать убытки сложнее всего?

Чаще всего возмещать убытки приходится в транспортной сфере: сюда входят так называемые «автогражданка» и «зеленая карта» (обязательные виды страхования ответственности владельцев транспортных средств, как для граждан, так и организаций), а также АвтоКАСКО (добровольное страхование транспортных средств). Значительное количество выплат производится предприятиям, застраховавшим свое имущество. В отпускной сезон за возмещением регулярно обращаются страхователи, выезжавшие за границу, которые обращались в зарубежные медицинские учреждения в связи с полученными травмами и внезапными заболеваниями.

Все эти случаи хоть для страховщика и возникают достаточно часто, тем не менее, сложными их не назовешь. Другое дело — страхование грузов, воздушных судов, гражданской ответственности перевозчика и экспедитора. Здесь происшедшее событие может быть уникальным, требующим детального разбора, нестандартных решений и индивидуального подхода к урегулированию ущерба. Но компания «Промтрансинвест» специализируется на обслуживании сложных рисков. Наши высококвалифицированные специалисты не боятся трудностей и всегда готовы оказать качественную страховую защиту.

Что касается других видов, то мы постоянно стремимся к тому, чтобы клиенты были удовлетворены нашей работой: оперативно рассматриваем документы и производим страховые выплаты; открыто говорим о том, какие убытки покрывает полис, а какие нет; оказываем консультационную поддержку нашим клиентам при наступлении непредвиденных событий, называемых страховыми случаями. Умение специалистов «Промтрансинвест» объективно и оперативно урегулировать убытки обеспечило компании доверие наших клиентов, которым мы очень дорожим.

ЗАСО «Промтрансинвест»

на рынке более 20 лет, является одним из лидеров страхового рынка Республики Беларусь. Страховая компания «Промтрансинвест» предлагает своим клиентам более 50 услуг по видам обязательного и добровольного страхования и обеспечивает оказание своих услуг с помощью сети, состоящей из 10 представительств и более чем 220 центров и пунктов по всей территории Республики Беларусь.

Контактная информация:

375 (17) 228 12 48, www.promtransinvest.by, skype: promtransinvest.insurance