Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новости компаний


 
Вот что можно сделать, будучи просто второкурсником Академии искусств? Можно прилежно заполнять конспекты и мечтать о серьезной карьере в будущем, а можно собраться с друзьями и снять пару-тройку фильмов на свой мобильный. Потом получить за это дорогую камеру и попасть на фестиваль мобильного кино в Сан-Франциско! Правда, Лина Чайковская, о которой идет речь, от съемок на мобильник и с новой камерой не отказалась – еще с тех пор, как вместе с друзьями выиграла свой первый серьезный фестиваль мобильного кино velcom Smartfilm у себя дома, в Минске.
 
– Были свои сложности, когда мы впервые снимали на телефон свой первый фильм. Это несовершенный аппарат, с ним технически трудно. В то время еще не написали действительно хороших приложений для съемки видео, так что было непросто выставлять на мобильном телефоне экспозицию и фиксировать фокус, а из-за малых размеров и веса телефона трудности были и с плавностью движений камеры, панорамами. Конечно, были и другие сложности. Многие из них куда более увлекательные. Маше Курачевой, режиссеру, приходилось разрываться между планированием процесса и своей основной задачей. Особенно трудно было работать с ребенком на площадке, так как времени было слишком мало, снимать надо было много, а дети всегда быстро от этого устают и капризничают. Перед нашей художницей Аней Шматок стояла на первый взгляд невыполнимая задача - придумать декорации пиратского корабля с бюджетом в ноль рублей. Аня предложила гениальное решение – использовать картон, тогда я предложила снимать все в силуэте, и Маше эта идея понравилась. Так что мы просто нашли на задворках хозяйственного магазина склад ненужного (мы на это надеялись) картона и загрузили им полную машину. Еще нужен был подходящий интерьер с камином. Мы нашли коттедж, он стоил как полайфона, но Маша просто сказала хозяину дома "Денег у нас нет". Я не знаю каким чудом, но мы прожили там два дня бесплатно, пока снимали, за что человеку большое спасибо. А наша подруга Настя Маркова, которая согласилась помочь с монтажом, сидела всю ночь перед дедлайном, а это был ее день рождения. В общем, трудно было не только нам, но и всем нашим друзьям. Кто-то работал за водителя, кто-то одолжил айфон, нам бесплатно предоставили осветительное оборудование. Нам повезло, нам помогали добрые люди, за что им всем огромное спасибо.
 
 
"Американцы до сих пор представляют русских только с водкой"

После этой победы вы не оставили идею мобильного кино?

– Скорее мобильное кино не оставило нас. Так получилось, что через год после этого нам с Машей предложили поработать над другим проектом. Основатели фестиваля Iphone film festival нашли нашу работу для velcom Smartfilm по тегам в интернете и предложили свой проект. Они придумали сценарий сериала, действие которого разворачивается в Америке, Франции и России в разное время. Актеры и локации в нем не пересекались, то есть можно было снимать так, как снимают "Игру престолов" - несколько юнитов в разных странах трудятся одновременно. Ребята хотели использовать это и сделать недорогой тизер своего сериала, а потом найти финансирование на дальнейшую работу. Для этого им нужны были две команды в Европе. Снимать нужно было на айфон, а мы это уже умели, вот нам и предложили. Еще одна команда нашлась в Париже. Так опыт съемок на мобильный телефон привел нас к международной киноавантюре.
 


Картина получилась масштабной или все-таки мобильной?

– Мобильной и масштабной. Например, ребята из Франции умудрились договориться о съемках в национальном аэропорту в Париже, достали полицейские машины, договорились с дорогим отелем и так далее. Мы же снимали русскую мафию 90-ых, так что нужно было достать реквизит типа Гелендвагена, 600-го мерседеса и оружия. Камеру можно заменить на мобильник, а бандитский реквизит нет. В американском сценарии русские были прописаны очень комично, постоянно в кадре была бутылка водки или что-то такое "русское" по мнению американцев. Так что мы немало повеселились работая над реквизитом, но постарались подобрать что-то более достоверное.
 

На мобильный особенно эпичное полотно не снимешь, как кажется…

– Это правда, нужно понимать, что мобильное кино это мобильное кино. Но это не значит, что не стоит за него браться. Это неплохой опыт, законченный результат и отличные воспоминания для вас и ваших друзей. Мне кажется фестивали мобильного кино это отличный способ себя испытать. Когда каждый человек с мобильным девайсом получает возможность высказаться, он начинает думать: "А о чем рассказать?". Это тоже здорово.
 

"Идей часто не хватает больше, чем качественного оснащения"

Вы почти сняли кино о молодых талантах, которые покидают страну. Съемки прекратились уже ближе к концу, а вы уехали в Москву, тут есть особая ирония, Вам не кажется?

– Ирония скорее в том, что режиссеру предложили работу в Одессе посреди съемок и нам пришлось остановиться. Я тоже в Минске не осталась, поступила в Московскую школу кино на оператора, к замечательному мастеру из ВГИКа Илье Викторовичу Демину. В Академии у нас не было достаточной технической базы, так что и опыта у меня немного, отсюда и необходимость "подучиться". В МШК очень хорошие условия: полное техническое оснащение, суперсовременные камеры, свой павильон. Нужны только идеи и упорство для их воплощения. А идей часто не хватает больше, чем техники.
 
Иногда меньшие возможности рождают лучшие решения. В Беларуси пока мало возможностей, остается удивляться почему не появляются интересные решения. Тут так много кинематографичных тем, но интересных авторских проектов куда меньше, чем могло бы быть. Но я верю, что все еще впереди.
 
 
Какой проект для тебя стал самым запоминающимся?

– Пока что это крайний проект, на котором я работала – 8-серийный фильм "Фарца", он выйдет весной. Это уже совсем "взрослый" проект, с известными актерами и так далее. Удалось поработать под началом замечательного оператора Эдуарда Мошковича ("Рассказы", "Кино про Алексеева"), но для меня этот проект все равно был скорее сложным, чем вдохновляющим. Когда каждое мгновение отражается либо на стоимости проекта, либо на его качестве, нельзя терять ни секунды, поэтому атмосфера на площадке напряженная и нет права на ошибку. Так что я каждый день с доброй улыбкой вспоминала студенческие проекты, наши с единомышленниками эксперименты в мобильном кино – это чистое творчество и свобода.
 


Лина Чайковская – оператор, камермен, фотограф, выпускница БГАИ и студентка Московской школы кино, победительница первого фестиваля мобильного кино velcom Smartfilm. Работала на различных проектах для российского телевидения ("Обратная сторона луны", "Реальные пацаны", "Универ", "Фарца" и др).