Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новости компаний


БРЭНД ГОДА — это первая в Беларуси и самая авторитетная награда, которая основывается на профессиональной оценке уровня маркетинга и маркетинговой активности компаний. Сегодня стратегическое управление брэндом становится важным инструментом глобального лидерства, возрастает значение брэнда как конкурентного преимущества и нематериального актива бизнеса.
 
Национальный конкурс БРЭНД ГОДА вызывает рекордное количество разнообразных откликов в профессиональной среде.
 
Наряду с вручением наград в Профессиональной номинации членами Международного жюри, население страны ежегодно выбирает "брэнды-лидеры" (Потребительская номинация). Определение "брэндов-лидеров" происходит на основе общереспубликанского опроса.
 
Ежегодно исчезают торговые марки, на смену им приходят новые брэнды. Мы проанализировали динамику некоторых аспектов белорусского брэнд-пространства за последние 5 лет.
 
- ОБУВЬ

Среди наиболее узнаваемых и предпочитаемых брэндов лидируют белорусские торговые марки: например, "Маруся", "Оранжевый верблюд", "Мегатоп", "Милавица", "Серж", "Conte". Появившись в 2007 году, в 2013-м брэнд "Мегатоп" уже входит в топ самых узнаваемых и покупаемых отечественных брэндов обуви и является одним из наиболее динамично развивающихся. Торговые марки "Белвест" и "Марко", стабильно лидируя среди брэндов обуви (в 2013 году доля населения, знающая брэнд, составила 70,8% ("Марко") и 62,2% ("Белвест")), сохраняют небольшие, но положительные темпы прироста (рис.1).
 
 
- ГИПЕРМАРКЕТЫ

Отдельно хотелось бы остановиться на анализе потребительской номинации в товарной группе "Гипермаркеты". Отрасль розничной торговли ежегодно насыщается новыми брэндами крупных гипермаркетов, которые вытесняют более мелкие объекты розничной сети. Неизменно на протяжении пяти лет "брэндами-лидерами" в данной номинации являются "Евроопт", "Корона", "Простор" и "Гиппо". Наиболее динамично развивающимся брэндом можно считать "Евроопт", который с каждым годом наращивает свои темпы узнаваемости и сохраняет положительные темпы прироста предпочтения среди населения. Остальным брэндам-лидерам более свойственна позиция удержания рыночной доли (рисунок 2)
 

 
- БАНКИ

Интересны итоги анализа развития банковского брэнд-пространства Беларуси, представленного на рисунке 3. Достаточно сложно в целом оценить ситуацию с развитием брэндов в номинации "Банки", в силу того, что банковский сектор во многом определяется социально-политической ситуацией в стране. Так, 2011 год стал для банков, независимо от их формы собственности, рейтинга и доли отечественного и иностранного капитала, критическим годом, когда в целом снизилась доля узнаваемости брэндов банков, а также потребительская активность населения. 
 

 
Несмотря на все социально-экономические изменения в стране, несомненным лидером данной группы потребительской номинации уже на протяжении нескольких лет является "Беларусбанк" (2013 год — 90,1% ответов в группе "знание брэнда"). Анализируя динамику развития брэндов в данной сфере, можно выделить две стратегии, которых придерживаются белорусские банки:
 
1. Большие темпы прироста при невозможности длительного удержания доли рынка.
2. Минимальное наращивание аудитории брэнда при устойчивом сохранении доли рынка.
 
В статье приведены данные по результатам ежегодных количественных национальных опросов городского населения Республики Беларусь в возрасте от 18 до 60 лет; объём выборки — 1 000 респондентов. Отобранные брэнды, по которым проведён анализ, — "брэнды-лидеры" в своих товарных группах. Данные на рисунках показывают темпы прироста знания и предпочтения в каждой из анализируемых товарных групп по брэндам-лидерам за период с 2009 по 2013 годы. Продолжение статьи вы можете прочитать на сайте компании SATIO.
 
Статья подготовлена Ириной Буйневич, руководителем полевого отдела департамента маркетинговых и социологических исследований Группы компаний SATIO