Главное
Минск
Эксклюзив
Деньги и власть
Общество
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Спорт
Авто
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
Про бизнес.
TAM.BY

Программы и проекты TUT.BY
  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
    2627282930311
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    303112345

Новости компаний


На сегодняшний день выявление лидеров в области маркетинга и брендинга – устоявшаяся традиция, которую можно назвать таковой даже применительно к рынкам постсоветского пространства.
 
Конкурсы на звание лучшего бренда, марки, продукта или события проводятся ежегодно как в нашей стране, так и у наших ближайших соседей (например, Россия, Украина, Азербайджан, Туркменистан) и насчитывают как минимум десятилетнюю историю. Однако форматы таких конкурсов и методология проведения имеют определённые различия в разных странах.
 
Старожилом на данном поприще по праву можно назвать награду EFFIE, которая вручается за достижения в сфере рекламы и маркетинговых коммуникаций. Впервые конкурс был проведён в 1968 году Нью-Йоркской маркетинговой ассоциацией. Конкурс EFFIE – это профессиональная оценка номинантов специалистами и экспертами, входящими в состав жюри.
 

 
Процедура оценки компаний-заявителей проводится в каждой товарной группе, каждым членом жюри строго конфиденциально и включает в себя два этапа. Первый этап – оценка экспертами каждого претендента в рамках каждой категории в отдельности без сравнения с другими претендентами. На втором этапе отобранные кандидаты оцениваются на основе сравнения друг с другом.
 
В результате второго этапа формируется перечень номинантов на победу в каждой категории. Система оценивания реализуется следующим образом:
 
  • 70% общей оценки номинанта – это баллы за коммуникационную стратегию и цели, идею, реализуемость идеи;
  • 30% оценки – это баллы за достигнутые результаты.
Система оценивания предполагает награждение золотой, серебряной и бронзовой медалями в рамках каждой категории. В категории может быть от одного до четырёх победителей на каждый уровень наград, кроме того, эксперты могут не присудить награду ни одному из номинантов в категории.
 
В России "Брэнд года" также проводится в рамках международного конкурса EFFIE "Брэнд Года/EffieRussia". Заявки финалистов оцениваются в каждой категории конкурса с выставлением баллов за конспект (эффективность маркетинговой стратегии) и креатив (креативность идеи). Конспект и креатив оценивается жюри по 100-балльной шкале отдельно. Окончательная оценка заявки складывается из усредненных баллов за конспект и креативные материалы. Оценка за креатив и оценка конспекта заявки суммируются в соотношении 1:2 для сохранения приоритета эффективности над креативом при окончательной оценке.
 

 
Выявление брендов-лидеров украинского рынка осуществляется на основе проведения массового опроса населения Украины — всенародного референдума по потребительским предпочтениям. Цель достигается в результате распространения в течение года более 1 000 000 анкет "Народное признание" (100 000 анкет ежемесячно). Анкеты публикуются в периодической печати, интернете, распространяются на массовых мероприятиях (День города, День Независимости и т.д.). Такое массированное распространение анкет позволяет получить отклик в 10% от общего числа распространённых.
 

 
В рамках опроса населения замеряются следующие показатели:
 
  • степень известности бренда (BrandAwareness);
  • лояльность к бренду (BrandLoyalty);
  • соответствие бренда (BrandRelevance);
  • идентификация бренда (BrandIdentity);
  • присутствие бренда (BrandPresence).
Для каждого из данных компонентов выставляется балл по шкале от 0 до 100, где 100 – совокупность максимальных баллов. Оценки отдельных компонентов суммируются. Таким образом, максимально возможная оценка для отдельного бренда-номинанта – 500 баллов. На основании синтеза результатов, для каждого номинанта определяется индекс потребительской репутации и присваивается итоговое место в рейтинге.
 
Своеобразным аналогом вышеупомянутых конкурсов в Великобритании выступает премия "BrandEventAwards".



Конкурс имеет профессиональный формат и предполагает голосование жюри. Бренды-лидеры выявляются в 17 категориях. Отличительная особенность британского конкурса – оценка событийности маркетинга, применяемого при продвижении бренда в каждой конкретной категории.

Говоря о ситуации в Европейском Союзе, можно отметить, что ЕС изобилует различными ежегодными рейтингами и конкурсами в области дизайна, туризма, автомобильного рынка и других отраслях. Методология выявления лидеров основывается как на экспертных оценках, так и на интернет-голосовании. В зависимости от конкурса награды могут присуждаться в рамках отдельной страны или целого региона, а могут носить глобальный (мировой) характер.
 

 
Интересным примером выявления брендов-лидеров является конкурс "DeBrand 2011", проводимый в Германии. Главная цель конкурса – определить 100 самых дорогих брендов Германии.
 
"DeBrand 2011" имеет профессиональный формат и предполагает экспертную оценку брендов-номинантов. Географическая принадлежность происхождения бренда именно к Германии является основным критерием для участия марки в рейтинге.
 

 
Главной особенностью методики оценки брендов является то, что стоимость бренда включает в себя исключительно стоимость торговой марки (имени) без учёта производственных мощностей, инфраструктуры компании, патентов, изобретений и других материальных или интеллектуальных ценностей.
 
Далёкий Восток в лице Китайской Народной Республики также проводит конкурсы в области маркетинга и брендинга на протяжении последних десяти лет.
 
"HongKongTopBrandAwards" – конкурс на звание бренда-лидера с двухступенчатым отбором претендентов. На первом этапе формируется перечень финалистов из числа всех поступивших заявок. Затем среди отобранных на первом этапе участников выбирается бренд-лидер, посредством опроса жюри и опроса населения. Опрос населения проводится через интернет-голосование, а также анкетирование посетителей по месту проведения мероприятия/премии.
 

 
Примечательно, что номинация "Самый популярный онлайн-бренд" базируется только на результатах онлайн-опроса. Остальные номинации – на опросах как населения (онлайн и по месту проведения), так и жюри.
 
Наиболее масштабным с точки зрения применения опросных методик в оценке брендов-лидеров можно назвать национальный конкурс "TopBrandAward", проводимый в Индонезии. Выявление лидирующих позиций в различных категориях осуществляется на основе построения TopBrandIndex, который замеряется через следующие параметры:
 
  1. спонтанное знание,
  2. последнее потребление,
  3. будущие планы в потреблении.
     

 
Индекс строится на основе личных интервью 5 200 респондентов в возрасте от 15 до 65 лет. Применяется случайная выборка респондентов, различающихся по уровню дохода от "А" (самый высокий уровень расходов на семью в месяц) до "D" (самый низкий уровень расходов).
 
На протяжении последних 10 лет в нашей стране проводится ежегодный национальный конкурс "БРЭНД ГОДА".
 
Важно отметить, что проведение такого конкурса – это сильнейший катализатор развития белорусского маркетинга и брендинга. Белорусский "БРЭНД ГОДА" – это интеграция оценок международного жюри и мнения потребителей в выявлении брендов-лидеров.
 
Конкурс включает в себя две составляющие: профессиональную и потребительскую номинации. Победители потребительской номинации определяются по результатам замера спонтанного знания и потребления в каждой товарной группе. Замер проводится на основе национального телефонного опроса населения в возрасте от 18 до 65 лет, проживающего в пунктах с населением от 50 000 жителей. Выборка исследования насчитывает 1 000 респондентов и является репрезентативной для всей географии проведения исследования. Победители потребительской номинации получают дипломы "бренд-лидера".
 

 
Профессиональная номинация включает в себя закрытый и открытый день работы жюри.
 
На закрытом дне члены международного жюри знакомятся с бренд-пакетами участников. На открытом дне конкурса участники-заявители презентуют свои бренд-пакеты и отвечают на вопросы жюри.
 
По окончании открытого дня проводится конфиденциальное голосование членов жюри. По итогам подсчёта голосов каждому участнику выставляются баллы от 55 до 100 и выявляются победители с присуждением золотых, серебряных или бронзовых медалей. Важно отметить, что может присуждаться как несколько наград одного уровня (например, несколько золотых), так и может быть не выявлено ни одного победителя.
 
Компании-участники, бренд-пакеты которых набирают менее 55 баллов, получают "диплом финалиста". Завершающим аккордом конкурса выступает заключительная церемония вручения наград и объявления победителей. Более подробную информацию о конкурсе и условиях участия можно найти на сайте www.bestbrand.by.
 
Мария Чернянская,
Ольга Фаблинова.
Иллюстрации из интернет-источников

 
Профессиональный конкурс БРЭНД ГОДА проводится в национальном масштабе и направлен на развитие компетенций в области маркетинга и брендинга в стране, конкурентоспособности отечественных марочных товаров и брендового сознания потребителей. БРЭНД ГОДА не просто констатирует лидеров, но и даёт возможность проанализировать опыт успешного создания и продвижения ведущих марок, изучить динамику потребительского поведения на отечественном рынке. Мероприятия, проводимые в рамках конкурса, направлены на развитие профессионализма в области маркетинга и брендинга. Организатором конкурса с 2003 года является Группа компаний SATIO.

Группа компаний SATIO основана в 2003 году. Основными направлениями деятельности SATIO является консалтинг (стратегический и оперативный менеджмент, постановка маркетинга и сбыта, бренд-консалтинг), маркетинговые исследования, корпоративное обучение. Группа компаний SATIO является учредителем и организатором Профессионального конкурса БРЭНД ГОДА, Международного Саммита Директоров, конференции ADVANCEDBRANDING, а также фестиваля профессионального маркетинга и брендинга OPEN, соучредителем Ассоциации Профессионального Маркетинга Беларуси.