Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новости компаний


 
19 декабря 2008 года в отеле "Европа" в рамках мероприятий Профессионального конкурса "БРЭНД ГОДА" состоится ТРЕТИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ САММИТ ДИРЕКТОРОВ. Заявленная ранее тема "Конкурентоспособность Беларуси" была заменена на новую: "Стратегия управления в условиях глобального кризиса". Более подробно о предстоящем Саммите и том, что полезного могут для себя услышать на нем руководители предприятий страны мы попросили рассказать Председателя Оргкомитета конкурса "БРЭНД ГОДА" директора ЦСБТ "Сатио" Жанну Гринюк.
 
- Жанна Владимировна, какова цель Саммита и чем вызвана замена тематики?
 
- Цель Саммита - содействие диалогу управленческой бизнес-элиты, экспертов и правительства для формирования эффективных стратегий в условиях мирового экономического кризиса, возможность просчитать возможные последствия, чтобы действовать на опережение. Успешный бизнес упреждает появление проблемы, а не борется с ее последствиями. Поэтому на данном этапе важнейшей задачей управленцев высшего звена является анализ и прогноз влияния кризиса на отрасль и на предприятие в частности, а также выработка грамотных альтернативных стратегий.
 
К сожалению, сегодня в РБ действуют две негативные тенденции управленческого мышления. Во-первых, появилась кризисная тревожность ряда управленцев. По цепной реакции она вызывает аналогичную реакцию персонала, способную вызвать ажиотаж потребительского рынка. Экономическая паника ведет к неадекватным решениям и директоров, и персонала, и потребителей. Как экономический психолог, оперируя рядом примеров и фактов из истории, могу утверждать, что именно экономическая психология человека и подобная цепная реакция на рынках способна принести более ощутимый вред, чем сама рецессия. Психологическая реакция людей во много раз умножает сам кризис.
 
Вторая тенденция не менее негативна. Утверждение того, что Беларусь - островок абсолютной безопасности может привести к недооценке рисков. Управленческое мышление это рациональное оперирование факторами, прогнозами и трендами. В мировой экономике все взаимосвязано, а белорусская экономика - открытая структура. Мы не можем быть изолированы от кризиса и его последствий. Наши экспортные поставки подвержены им в первую очередь. Как только уменьшается экспорт, снижаются объемы производства, зарплата, налоги экспортеров в бюджет. Все это не может не отразиться и на других компаниях, работающих на внутренний рынок.
 
- И чего будем ожидать от директоров на предстоящем Саммите - жалоб или ценного опыта выживания?
 
- Конечно, опыта построения управленческих стратегий в таких неординарных ситуациях. Традиционно Саммит будет работать в трех форматах. Участники саммита смогут ознакомиться с оценкой и рекомендациями а) представителей власти, б) экспертов и в) самих директоров. Полагаем, что в ходе дискуссий получится живой диалог с обменом идеями и предложениями. Ведь чем активнее в этой ситуации обмениваемся опытом и знаниями, тем более верные решения впоследствии будут приниматься управленцами.
 
Рассчитываем, что в Третьем Саммите Директоров примут участие представители правительства - конкурс Брэнд года предыдущие годы традиционно проходил при поддержке и участии правительственных структур - Минэкономики, Минфина, Нацбанка, Минпрома, МИДа. Не менее интересной будет и экспертная панель. В числе приглашенных - директор Российского института проблем глобализации Михаил Делягин, белорусский аналитик и прогнозист Леонид Заико. С докладами на Саммите выступят представители директорского корпуса генеральный директор СП ЗАО "Милавица" и генеральный директор ПОДО "Онега" Сергей Метто. От украинских экспертов выступят давний партнер Брэнд Года Генеральный директор группы компаний Advanter Group" Андрей Длигач и Управляющий партнёр консалтинговой компании ТРИАРХ Александр Ногачевский,. Кстати, член ВТО Украина уже вступила в полосу кризиса: там идет сокращение кадров, рекламных бюджетов. Также как и в Москве, метро которой практически освободилось от рекламных постеров, - рекламные и маркетинговые бюджеты урезаются на 70-80%. Правда, и там, и у нас многие рассчитывают получить плюсы от кризиса. Но их получат далеко не все отрасли, не все ценовые сегменты.
 
-И у кого больше шансов заработать на нем?
 
- Именно изменениям поведения клиентов на потребительских и корпоративных рынках будет посвящен, в частности, и мой доклад "Стратегия маркетинга и продажи с учетом кризисных миграций потребителя". Сегодня нужно говорить о том, у кого больше рисков, чем шансов. Риски большие. Больше других рискуют финансовый сектор, сектор недвижимости. В РБ два эти сегмента - не самые крупные, но именно они оказываются самыми уязвимыми. Сегодня появились очевидные угрозы для флагманов белорусской промышленности. Есть проблемы в строительном сегменте как товаров, так и услуг ранее сориентированном на российский строительный рынок, который, по разным оценкам, сократился на 30-60%. Влияние кризиса первыми ощутили экспортеры - производители строительных материалов, машиностроители, деревопереработчики и производители коммуникационных устройств.
 
- А каковы Ваши прогнозы влияния мировых тенденций для белорусского рынка?
 
- Наименее пострадают отрасли, производящие товары повседневного пользования. Низкоценовые и среднеценовые сегменты могут быть вообще не затронуты. Более того. Среднеценовой сегмент может получить приток потребителей от группы премиум-сегмента. Выиграют также те бизнесы, которые быстро перестроятся на производство и сбыт товаров именно этих ценовых групп. Но если этот прогноз лежит на поверхности, то есть ряд достаточно скрытых трендов рынка. Так, потребители, а значит и их деньги, мигрируют не только под влиянием ценовых стимулов, но и под влиянием факторов рациональной мотивации. В целом мотивация человечества и потребительского поведения, в частности, будет подвержена серьезным изменениям в результате кризиса.
 
- Беларусь всегда была сильна производством товаров этой ценовой категории.
 
- Да, именно по этой причине некоторые эксперты склонны считать, что у Беларуси есть определенные шансы остаться т.н. "островком безопасности". Но все же в условиях глобальной рецессии 2008 года спад будет всеобщим и охватит все отрасли и регионы. Кстати, от экономического кризиса может выиграть и китайская экономика, те страны, бизнесы которых работали в этих сегментах. Говоря языком психологии антиглобалистов, экономический кризис на руку бедным странам. Я хотела бы предостеречь управленцев от перепроизводства, затоваривания складов в условиях падения спроса на ряд товаров. Расчет на старый ассортимент, старые каналы сбыта - эта системная ошибка уже заработала на ряде предприятий. Некоторые бизнесы начинают "завинчивать гайки" - давить на сбытовиков, искать новые каналы сбыта в рамках старых рыночных сегментов и т. д., не останавливая производство.
 
На мой взгляд, наименее пострадают инновационные, интеллектуальные бизнесы, управляемые гибкими управленческими командами, способными к быстрой перестройке и принятию решений. Быстро оправятся от кризиса компании, которые грамотно строят свой бизнес, обеспечат оперативный SWOT - анализ, сокращение расходной части и реструктуризацию ассортиментного портфеля.
 
- А каков Ваш прогноз влияния мирового экономического кризиса на общество и мировой экономики в целом? Так ли страшен кризис, как его "малюют"?
 
- Его не нужно бояться. Не случайно слово "кризис" на китайском языке состоит из 2 иероглифов: "угроза" и "возможность". Он станет стимулом самоочищения экономик большинства государств, переходом к рациональным принципам деятельности предприятий, потребителей. Развитые страны чересчур разбалованы возможностями постиндустриального общества. Нормы морали т.н. потребительского сообщества не стыкуются с принципами рационального использования финансовых ресурсов и времени, природо- и ресурсопользования. Мы слишком раздули свой потребительский портфель. Не умеем экономить. Меняем автомобиль на новый лишь потому, что это престижно.
 
Кризис - уникальная возможность для человеческой цивилизации отказаться от пошлых ценностей и принципов и перейти к новым, более рациональным и гуманным. В целом кризис даст толчок к развитию нового политического и экономического мышления мировых элит. Первая мировая война привела к укрупнению экономик и формированию региональных альянсов, вторая мировая - к организации ООН, объединившей народы на решение новых глобальных проблем человечества. Нынешний кризис - хороший стимул для построения партнерского взаимодействия, формирования новых международных институтов, способных поднять жизнедеятельность земной цивилизации на новую ступень.
 
ПРОГРАММА САММИТА ДИРЕКТОРОВ 2008 на сайте www.bestbrand.by
 
 
 
РЕГИСТРАЦИЯ УЧАСТИЯ В САММИТЕ ДИРЕКТОРОВ 2008 
  • производится посредством оформления договора
  • стои­мость участия - 1 162 516 белорусских рублей, включая НДС по ставке 18%
  • участникам Профессио­нального конкурса БРЭНД ГОДА 2008 предоставляется скидка 15%
 
ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОР­МАЦИЯ 
Штаб Профессионального конкурса БРЭНД ГОДА 
Центр системных бизнес-технологий SATIO  
220094 г. Минск, 2-й Велосипедный переулок, 30. оф.718-720  
тел.: +375 17 220 79 44 
+375 29 629 95 91 
+375 29 568 95 84
 
e-mail: pr@satio.by