Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новости компаний


Более 250 белорусских и зарубежных специалистов в области спортивного права приняли участие в Международной научно-практической конференции "Современное спортивное право в Республике Беларусь и за рубежом", прошедшей в г. Минске 27 апреля 2012 г.

Проведению конференции предшествовали многочисленные форумы по самым различным направлениям развития спортивного права. Исследуемые на форумах темы допинга, разрешения споров, дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, трудовых отношений, социальной защиты и страхования профессиональных спортсменов вызывали широкий резонанс в среде специалистов в этой области. Необходимость организации очередной подобной встречи ведущих экспертов, объединенных идеей развития спортивного права, была обусловлена целью подчеркнуть значение юриспруденции в возможностях развития спорта высших достижений.
 
Мероприятие было организовано общественным объединением "Белорусский республиканский союз юристов" при поддержке Республиканского государственно-общественного объединения "Президентский спортивный клуб" и общества с ограниченной ответственностью "ЮрСпектр" (производитель СПС "КонсультантПлюс").
 
Представители органов государственной власти и управления в области физической культуры и спорта, спортивных федераций по различным видам спорта, руководители и работники спортивных клубов и организаций, практикующие юристы и научные работники делились накопленным опытом и идеями, а также обсуждали самые разные актуальные проблемы спортивного права.
 
В рамках мероприятия прошла церемония награждения победителей конкурса на лучшую работу по теме "Спортивное право в Республике Беларусь", которая проводилась организаторами конференции с целью привлечь общественное внимание к проблемам правового регулирования спортивных правоотношений и активизировать научную работу в сфере спортивного права. В нем приняли участие практикующие юристы, преподаватели высших учебных заведений, представители государственных органов, студенты различных вузов страны. На конкурс были представлены 83 работы, из которых 50 - студенческие. Победителем конкурса в номинации "Лучшая студенческая работа" стал студент 4 курса юридического факультета Белорусского государственного университета Владимир Климов, который с основными призами конкурса получил специальный ценный приз, учрежденный "Президентским спортивным клубом", - ноутбук. Также конкурсанты состязались в двух других номинациях: "Лучшая работа юриста, не работающего в спортивной сфере" и "Лучшая работа юриста, работающего в спортивной сфере".
 


Организаторы конференции предложили участникам и гостям насыщенную программу, в которой постарались учесть интересы и пожелания всех сторон спортивных правоотношений.
В торжественной церемонии открытия приняли участие профессор, доктор юридических наук, заслуженный юрист Республики Беларусь, Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Виктор Каменков, заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь Валерий Мицкевич, помощник Президента Республики Беларусь по вопросам физической культуры, спорта и развития туризма Игорь Заичков.
 
 
"Основные задачи, которые стоят перед данной конференцией, заключаются в обмене опытом по решению с помощью такого универсального инструмента, которым является право, повседневных забот и сложных проблем в спорте, в поиске свежих идей для развития спортивного права, – сказал в своем приветственном слове В.Каменков. - Еще недавно в Беларуси спортивное право даже не упоминалось, а вопросы совершенствования законодательства, регулирующего спортивные отношения, поднимались весьма редко. Сегодня спортивное право в Беларуси – это уже реальное явление, его не только знают, но и обсуждают как на прикладном, так и на теоретическом уровнях. Спортивное право преподается в юридических вузах и факультетах. Ныне достаточно много пишут о спортивном праве и начинают понимать его значимость".
Вместе с тем проблем в этой сфере еще достаточно. Поэтому, по словам Виктора Каменкова, очень важно выявить наиболее актуальные из них, определить пути их решения и выработать конкретные предложения по совершенствованию правового регулирования спортивных отношений.
 
"Спорт стал неотъемлемой частью нашей жизни. Только в 2011 году Президентом Республики Беларусь подписано около 10 указов, которые в той или иной степени затрагивают интересы спорта и спортивного менеджмента. В настоящее время подготовлен законопроект, который предлагает дополнить Трудовой кодекс Республики Беларусь главой, устанавливающей особенности регламентации труда спортсменов и тренеров, - отметил Валерий Мицкевич в своем выступлении. - В 2012 году также запланировано внесение изменений в Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2445-XII "О физической культуре и спорте" с учетом практики его применения". Скорее всего, это будет абсолютно новый Закон. Спорт – это динамично развивающаяся сфера, которая постоянно совершенствуется и изменяется, что требует, в свою очередь, своевременного совершенствования законодательства. В числе приоритетных направлений дальнейшего развития законодательства В.Мицкевич назвал урегулирование отношений в сфере детско-юношеского спорта, спорта инвалидов, профессионального спорта. "При этом особую роль в развитии спортивной отрасли приобретает экономика спорта", - подчеркнул замглавы Администрации Президента Республики Беларусь.
 
"Спорту в Республике Беларусь уделяется очень большое внимание: наше государство рассматривает спорт как основу здоровья и процветания нации. Но спорт - это не только здоровая нация и престиж государства, о спорте можно говорить как об отдельной отрасли экономики. Ведь во многих странах это высокодоходный бизнес, приносящий большие дивиденды, - подчеркнул помощник Президента Игорь Заичков. - Сегодня спорт – это самая массовая сфера деятельности, в которой задействованы все – государство, общественные организации, спортсмены, тренеры, болельщики и их семьи. Это отдельный мир со своими кумирами, правилами, традициями". Вместе с тем, как констатировал И.Заичков, "мы все еще отстаем в вопросах правового регулирования отношений в спорте и организации управления данной сферой".
 
Виктор Каменков в своем содержательном докладе отметил, что популяризация и развитие спорта и физической культуры в Республике Беларусь всегда были и будут важными направлениями политики нашего государства. "Спорт — это самый короткий и дешевый путь поднять престиж страны на международной арене", - процитировал Председатель ВХС высказывание Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко.
 
"Спорт - комплексное явление с множеством функций: имиджевой, экономической, инвестиционной и спонсорской. Так как любые инвестиции имеют своей целью получение прибыли, спорт для инвесторов не является исключением. Поэтому для привлечения частных инвестиций в спортивную индустрию необходимо законодательно обеспечить ее развитие. Государство должно создать основные правила игры внутри союза "Государство – Спорт – Инвестор", - подчеркнул В.Каменков.
 
"С момента принятия Закона Республики Беларусь № 2445-XII "О физической культуре и спорте" прошло почти два десятка лет. За это время произошло много изменений в сфере спорта на международном уровне. И национальное правовое регулирование не должно отставать, если мы хотим соответствовать международным стандартам и иметь высокие достижения в спорте", - заявил глава ВХС.
 
В стране накоплен определенный положительный опыт применения норм этого Закона, в основном сформирована система управления спортом, начали по-новому выстраиваться финансовые и другие отношения между государством и спортивными организациями, между спортивными клубами и спортсменами, на иных принципах производится государственное регулирование физкультурно-спортивных отношений на республиканском и региональном уровнях.
 
"Вместе с тем в вопросах правового регулирования этих отношений мы еще не нашли оптимальных решений", - констатировал В.Каменков. По его мнению, без государственной поддержки спорту сегодня обойтись трудно. Но в будущем нужно стремиться к самофинансированию, развивать необходимо не только нормативную правовую базу в спортивной сфере, но и систему управления спортом.
 
"Прежде всего, необходимо разобраться с понятийным аппаратом", - заявил эксперт. Необходимо четко разделить понятия физической культуры, спорта, профессионального спорта и всех составляющих этих понятий, их структур, функций, целей и задач, субъектов спортивных правоотношений.
 
Современное представление о спорте должно увязываться не только со спортивными соревнованиями и спортивными достижениями, но и с деятельностью очень широкого круга субъектов - государства, спортивных школ и клубов, спонсоров, организаций - производителей спортивной формы и инвентаря, банков, транспортных и страховых организаций, СМИ, зрителей. Без этих участников профессиональный спорт существовать не сможет, поскольку утратит основную цель и отличительные особенности – зрелищность, привлекательность и массовость. Такой круг субъектов также предполагает соответственную систему управления.
 
В.Каменков обратил внимание на необходимость законодательного урегулирования вопросов перехода профессиональных спортсменов из одного клуба в другой, закрепления понятия договора о выплате компенсаций за подготовку игрока, в котором также необходимо установить права и обязанности сторон по выплате компенсаций. На законодательном уровне следует также прописать методики измерения стоимости потенциала профессионального спортсмена, тренера или другого спортивного специалиста. Пока эти вопросы регулируются только на уровне спортивных федераций.
 
Чтобы не допустить оттока из страны молодых талантливых спортсменов, по мнению эксперта, необходимо вводить выдачу спортивных паспортов начинающим спортсменам.
 
По мнению В.Каменкова, в вопросах господдержки спорта необходима системная скоординированная работа всех государственных и общественных структур.
 
Но, как он отметил, недостаточно активно ведется работа по развитию физической культуры и спорта со стороны местных исполнительных и распорядительных органов. Несмотря на обширные полномочия, предоставленные Законом "О местном управлении и самоуправлении" местным властям, в некоторых регионах вообще не принимались отдельные решения, посвященные развитию физкультуры и спорта.
 
"Для нормального функционирования субъектов в сфере спортивных отношений необходимо разработать нормативные правовые акты, в комплексе способные регулировать деятельность спортивных ассоциаций, федераций, клубов и других спортивных структур. Одновременно нужно обеспечить систематизацию спортивного законодательства", - предлагает В.Каменков.
 
По его мнению, законодательного закрепления требует и создание многоступенчатой системы отбора и подготовки спортсменов, применительно к игровым видам спорта по схеме: школьная лига – студенческая лига – спортивные клубы – национальная сборная. Также нормативного урегулирования требует и порядок проведения селекционной работы. "По какой причине в других государствах замечают наших спортсменов еще в школьном возрасте и увозят играть в свои клубы? Почему селекционной работой не занимаются у нас в стране? Такую ситуацию нужно менять в корне", - заявил Председатель ВХС.
 
Самой острой правовой проблемой в спортивной сфере он назвал отсутствие нормативного правового регулирования профессиональной деятельности главных действующих лиц – спортсменов. По мнению эксперта, на вопросы: достаточно ли защищены спортсмены в социальном плане, существуют ли нормы, в полной мере предоставляющие им защиту, гарантии и компенсации со стороны государства, - ответ в настоящее время может быть дан только отрицательный.
 
Особой темой Виктор Каменков считает увеличение количества допинговых проблем.
 
"На сегодняшний день в Республике Беларусь назрела самая острая необходимость не просто в подготовке изменений в действующий Закон о физической культуре и спорте, а в разработке и принятии Спортивного кодекса Республики Беларусь, который позволит не только систематизировать существующее законодательство о физической культуре и спорте, но и закрепить мировые тенденции в правовом регулировании спортивных отношений", - пояснил Председатель ВХС.
 
Определенные успехи в этом направлении уже есть. С учетом международного опыта уже разработан проект Спортивного кодекса, насчитывающий около 130 статей, в котором предлагается комплексно урегулировать правоотношения в области физической культуры и спорта. С учетом острой нуждаемости в кадрах-специалистах, без которых дальнейшее развитие и популяризация спорта в современных условиях просто невозможны, разработана учебная программа спецкурса "Спортивное право" и с 2011 года этот курс уже начали преподавать в вузах республики. Более того, имеется ряд научных исследований в данной сфере. Ведется работа по созданию спортивного арбитража. Появилась возможность создавать третейские суды при федерациях по видам спорта. Ведь спорт, как и другие сферы человеческой деятельности, предполагает конфликты между спортсменами, спортивными организациями, тренерами и болельщиками.
 
Подводя итог, Виктор Каменков обратил внимание на первостепенные цели и задачи: нужно систематизировать имеющиеся нормативные правовые акты, касающиеся сферы правового регулирования спорта, и определить место спортивного права в системе права и законодательства; следует определиться с направлениями дальнейшего развития спортивного законодательства, в том числе о профессиональном спорте, о трансферах, о спортивных спорах, допинге, судействе и т.д.; необходимо закрепить законодательно примерную структуру и квалификационные характеристики каждого вида спорта, групп, систему его управления и финансирования, установить более четкое соотношение участия государственных и негосударственных организаций в управлении спортом, конкретизировать роль спортивных федераций. По мнению эксперта, этот перечень можно продолжать.
 
"Развитие спорта напрямую зависит от отношения к нему руководителей всех уровней, тренеров, спортсменов, других заинтересованных", - резюмировал свое выступление глава ВХС.
 
В пленарной части конференции свой доклад представил также заместитель Министра спорта и туризма Республики Беларусь Сергей Неред.
 
"Спорт является одним из приоритетных направлений развития нашего государства. При этом в Республике Беларусь действует модель, при которой государство берет на себя обязательства по ее развитию", - отметил замминистра.
Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2445-XII "О физической культуре и спорте" после внесения в него изменений в 2003 году, по мнению С.Нереда, стал прорывом в регулировании отношений в спорте. Был принят еще ряд концептуальных нормативных правовых актов и в первую очередь – на уровне Главы государства. Однако отношения в спорте развиваются очень стремительно и активно. Поэтому, несмотря на наличие целостностной системы правового регулирования, на практике встречаются отдельные проблемы, задающие направления совершенствования законодательства.
 
"Перед нами стоит задача наиболее полно урегулировать отношения в спорте, исключить проблемы, выявленные на практике", - сказал С.Неред. По его словам, в ближайшее время приоритет будет отдан вопросам урегулирования правоотношений в профессиональном спорте и созданию Спортивного арбитража.
 
О влиянии спортивных регламентных норм на трудовые отношения спортсменов и честность соревнований рассказал заведующий кафедрой спортивного права Московской государственной юридической академии им. О.Е.Кутафина, советник Министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, правовой консультант Российского футбольного союза Денис Рогачев. Необычная тема доклада вызвала огромный интерес аудитории.
Дело в том, что за последние 50 - 60 лет наблюдается усиление конкуренции норм, издаваемых государством и спортивными федерациями. Соответственно встает вопрос: не вытесняются ли государственные нормы нормами федераций?
"Сейчас наблюдается некий триумф спортивного законодательства, так как во многих государствах существует специализированное законодательство в этой сфере, - рассказывает юрист. - Вместе с тем регламентные нормы в спорте могут вступать в серьезное противоречие с национальным законодательством и с интересами общества. Очевидно, что автономность спорта от государства и общества не должна быть неограниченна. Поэтому поиск правильного соотношения государственного и регламентного регулирования является одной из главных задач в развитии спортивного права".
 
По мнению Д.Рогачева, сейчас регламентные нормы гораздо ближе к правовым нормам, нежели это было ранее. Обязанность соблюдать регламентные нормы возложена на спортсменов Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", регламентные нормы косвенно упомянуты и в Трудовом кодексе РФ. Эти нормы становятся обязательными для субъектов спорта только через своеобразный акт признания: это может быть, например, заявка на соревнования.
 
Влияние регламентных норм на трудовые отношения оказывается практически на любой институт трудового права, на любую стадию возникновения, течения и прекращения трудовых отношений спортсмена со спортивной организацией.
 
Например, на стадии заключения договора регламентными нормами может быть предусмотрено, что возможность вступить в переговоры о заключении нового трудового договора предусмотрена только в последние 6 месяцев срока действия действующего трудового договора. В случае выявления нарушения этого положения применяются санкции.
 
Несвойственной для других социально-экономических сфер деятельности эксперт назвал и форму трудового договора в сфере спорта: так, например, в КХЛ формы типовые, а в РФС - рекомендуемые.
 
Когда обсуждается содержание трудового договора, регламентные нормы могут оказать серьезное влияние и на такое условие договора, как срок его действия: регламентами могут предусматриваться минимальные и максимальные сроки трудовых договоров, не совпадающие со сроками, установленными действующим законодательством. Так, максимальным сроком, за который ратуют в других сферах, по мнению эксперта, в спорте можно просто закабалить игрока.
 
Что касается прекращения трудового договора, т.н. аренды игроков, трудовое право Российской Федерации решилось на уникальный эксперимент для спортсменов - приостановление трудового договора. "Это абсолютно новое явление в трудовом праве России", - отмечает Денис Рогачев. Этот институт полностью отвечает идее, когда игрок временно выступает за другой клуб и обязан вернуться в установленный срок в свой клуб для возобновления трудовых отношений.
 
По оплате труда также предусматривается ряд любопытных новелл, в частности введение минимального и максимального размера вознаграждения в КХЛ.
Финансовые санкции в российском спорте могут применяться за любое досрочное расторжение договора либо в связи с дисциплинарным взысканием. Размер финансовых компенсаций уходящего спортсмена должен быть четко зафиксирован в договоре. Если этого не сделано, возникает коллизия, когда Трудовой кодекс не дает ответа, что делать в таком случае, но согласно регламенту игрок обязан уплатить за расторжение (прекращение) договора.
 
В части разрешения спортивных споров регламентные нормы опережают российское законодательство. Поэтому, по мнению Д.Рогачева, рассматривать спортивные споры следует не только в государственных судах.
 
Обратившись к теме честности соревнований, эксперт отметил, что манипуляторы уничтожают саму сущность спорта - состязательность процесса, непредсказуемость его результата, зрелищность. Явление это повсеместное, бороться с ним можно и нужно.
"Влиять на результаты матча можно не только за деньги. Это и классический обмен результатом, и попытки мотивировать нематериально, - пояснил юрист. – Поэтому необходимо менять нормы УК РФ, а также реформировать регламентное право, т.к. по косвенным признакам можно установить манипулирование результатом и применить соответствующие санкции". "Регламентные нормы не следует недооценивать: это как раз тот случай, когда государство не вмешивается и можно действовать через спортивную ответственность", - подчеркнул Денис Рогачев.
 
Свою точку зрения на особенности взаимодействия lex sportiva и спортивного права высказал доктор юридических наук, профессор кафедры правового обеспечения государственной и муниципальной службы Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Игорь Понкин, разбавивший прикладные вопросы, обсуждаемые на конференции, академической мыслью.
 
"Многие проблемы, возникающие в трудовых отношениях в спорте, вытекают из того, что государство сегодня не вполне соблюдает свои же декларации об автономности сферы спорта и не признает многие нормативные установления, реализуемые в области спорта и как раз lex sportiva", - пояснил эксперт. Необходимо найти приемлемую форму такого взаимодействия, при котором государство на законном основании отдало бы часть компетенции на откуп саморегулируемым организациям, и это не воспринималось бы как некое грубое посягательство на Гражданский кодекс и Конституцию. Эти вопросы рано или поздно придется поднять". Сегодня, по мнению И.Понкина, необходимо создавать условия для развития как lex sportiva как неправовой формы нормативной регламентации, так и спортивного права.
 
Неподдельный интерес участников конференции вызвало выступление начальника отдела по надзору за исполнением налогового и таможенного законодательства Управления Генеральной прокуратуры Республики Беларусь по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов Михаила Денисюка, посвятившего свой доклад уголовной и административной ответственности в сфере спорта.
 
Значительное внимание в своем выступлении он уделил вопросам безопасности объектов, в которых проводятся спортивные мероприятия.
 
УК и КоАП содержат много норм, которые могут быть применены в связи с проведением спортивных мероприятий: безопасность, взяточничество или подкуп, хулиганство, хищение, распитие спиртных напитков в общественном месте и т.п. Кроме того, вопросы ответственности за все возможные нарушения регламентированы и в нормативных актах спортивных организаций.
И здесь, по словам эксперта, возникает вопрос конкуренции норм: как наказывать лицо, совершившее нарушение?
 
С одной стороны, в Беларуси не ставится под условие ведение каких-либо иных видов процесса кроме уголовного и административного. И наоборот, ведение дисциплинарного процесса не является препятствием для ведения уголовного и административного процесса. Это публичная обязанность правоохранительных органов – выявить нарушителя и принять меры.
С другой стороны, имеются регламенты спортивных организаций, в которых прямо прописано, что все споры разбираются в рамках этих организаций и обращение в суды запрещается.
 
По мнению М.Денисюка, особых проблем в таких случаях нет, т.к. запрет на обращение в суды и необходимость ведения арбитражного процесса не касаются объектов, защищаемых публично. Ведь к категории споров сложно отнести факт причинения телесных повреждений, к категории споров невозможно отнести взяточничество, воровство. Эти категории защищаются публично, уголовно-правовые и административно-правовые деликты не охватываются запретами, которые налагались нормативными документами спортивных организаций, и потому деяние может квалифицироваться совокупно.
 
Что касается хулиганства при проведении общественных спортивных мероприятий, то эксперт считает возможным дополнить КоАП специальной нормой, предусматривающей ответственность за такие действия, а также предусмотреть как вид санкций лишение права на посещение спортивных мероприятий.
Еще один вопрос, несомненно заслуживающий внимания, касался правовой оценки причиненного вреда здоровью спортсмена. Юрист придерживается точки зрения, что, если действия носят публичный характер, привлечение к ответственности возможно.
 
На вопросах правового регулирования договорных отношений в сфере профессионального спорта остановилась спортивный юрист ООО "Баскетбольный клуб "Горизонт", член комиссии по спортивному праву ОО "Белорусский республиканский союз юристов" Вера Каменкова.
 
В своем выступлении она отметила, что отношения в сфере спорта, и в частности договорное регулирование, имеют свои особенности. Правовое регулирование спорта на настоящем этапе в незначительной степени отражает специфику этой сферы и ее комплексный характер. "К сожалению, в белорусском законодательстве не указывается, что между субъектами спортивной деятельности могут складываться специфические спортивные отношения, которые нельзя отнести в чистом виде ни к одной из известных отраслей права", - отметила спортивный юрист.
 
Профессиональный спорт сегодня в законодательстве определяется таким образом, что порождается дискуссия о том, нормы какой отрасли права применимы к профессиональным спортивным отношениям. Одни ученые полагают, что деятельность в области профессионального спорта может регулироваться нормами как гражданского, так и трудового права, другие, напротив, придерживаются точки зрения, что деятельность в сфере спорта должна регулироваться исключительно нормами трудового права.
 
По этой причине роль договорного регулирования в профессиональном спорте весьма существенна, т.к. именно договор позволяет урегулировать отношения, когда нормативные правовые акты отсутствуют или в них не отражаются существенные составляющие возникающих правоотношений.
"В связи с этим необходим новый комплексный подход в решении вопросов правового регулирования профессионального спорта, и эта задача может быть решена разработкой и принятием комплексного нормативного акта, соответствующего специфике отрасли спорта, – Спортивного кодекса Республики Беларусь", - резюмирует В.Каменкова.
В своем докладе эксперт подробно остановилась на основных положениях проекта Спортивного кодекса, особо выделив нормы, касающиеся профессионального спорта.
 
Помощник председателя Белорусской ассоциации футбола, член комиссии по спортивному праву ОО "Белорусский республиканский союз юристов" Сергей Ильич предложил к обсуждению тему правового статуса спортивных агентов.
"Что касается профессиональной репутации спортивного агента, это лицо не должно действовать в качестве нелицензируемого агента игроков до получения лицензии, не должно иметь непогашенную судимость, к нему не должна быть применена санкция в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с футболом, наложенная дисциплинарными органами ФИФА или национальной ассоциацией, - пояснил на примере футбольных агентов С.Ильич. - Баскетбольная международная ассоциация дополнительно требует подтверждения хорошего финансового положения и отсутствия уголовного преследования".
 
Кстати, Белорусская ассоциация футбола разработала свой регламент, касающийся деятельности футбольных агентов. Требования для лиц, которые планируют оказывать агентские услуги, следующие: наличие высшего образования; отсутствие судимости; представление документа, подтверждающего то, что кандидат не состоит на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансерах.
В Белорусской федерации футбола в настоящее время уже 12 человек получили аккредитацию в соответствии с регламентом ФИФА.
В год белорусские футбольные клубы совершают около 100 трансферов, более 20 из которых – международные, в которых участвуют футбольные агенты.
Свою деятельность агенты осуществляют, используя 3 формы юридического статуса: в качестве физического лица, юридического лица и в смешанной форме.
 
В законодательстве Беларуси отсутствует понятие "спортивный агент", следовательно, агентская деятельность в спорте не получила надлежащей регламентации.
Белорусская федерация футбола требует регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, так как агентская деятельность является предпринимательской. Вместе с тем, по мнению спортивного юриста, деятельность спортивных агентов следовало бы приравнять к деятельности, не являющейся предпринимательской, как это, например, предусмотрено для нотариусов и адвокатов.
 
Специально приглашенный гость конференции - профессор, доктор юридических наук, адвокат, медиатор, президент юридической комиссии Олимпийского и Спортивного комитета Румынии, член Совета директоров Международной ассоциации спортивного права (IASL) Александру Виргил Войцу поделился опытом организации спортивного менеджмента в Румынии.
По мнению зарубежного эксперта, любая деятельность, в том числе и деятельность спортивного менеджера, должна быть эффективна, должен соблюдаться баланс между инвестициями и прибылью в пользу конечных потребителей спортивных услуг. Спорт должен быть подчинен правовым основам общества.
 
О деятельности Спортивного арбитража при ТПП РФ рассказал заместитель Директора центра арбитража и посредничества ТПП РФ Дмитрий Подшибякин.

Спортивный арбитраж был образован при ТПП в октябре 2003 г. Он является постоянно действующим третейским судом, осуществляющим свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации", и, несомненно, имеет все объективные преимущества третейского разрешения споров, возникающих в сфере физической культуры и спорта.
Спортивный арбитраж разрешает споры субъектов спортивной деятельности, в том числе: споры, вытекающие из уставов, положений, правил, регламентов и иных документов физкультурно-спортивных организаций, регулирующих правила проведения чемпионатов, первенств и иных соревнований на территории России; споры, связанные с определением статуса и порядка переходов (трансферов) спортсменов (игроков); споры, вытекающие из агентской деятельности; споры, возникающие из спонсорских контрактов; споры, связанные с правами на телетрансляцию спортивных мероприятий, а также любые иные споры, возникающие из договорных и других гражданских правоотношений в сфере физической культуры и спорта, если иное не установлено федеральным законом.
 
Спортивный арбитраж в порядке апелляции может рассматривать и другие споры.
В настоящее время Торгово-промышленной палатой РФ заключено 15 соглашений о сотрудничестве Спортивного арбитража с различными спортивными организациями и объединениями, среди них - КХЛ, РФС, Российское Антидопинговое агентство "РУСАДА", Паралимпийский комитет и др.
Количество обращений за разрешением споров ежегодно увеличивается, и это, как считает Д.Подшибякин, дает основание утверждать, что третейское разбирательство развивается как наиболее эффективный способ рассмотрения споров в области спорта.
 
Однако практика рассмотрения показывает, что стороны не всегда учитывают особенности и существенные отличия третейского разбирательства от государственного судопроизводства, а также особенности судебного разбирательства в Спортивном арбитраже.
 
Так, эксперт обратил внимание на то, что разрешение спора в Спортивном арбитраже возможно лишь при согласии сторон, выраженном в форме третейского или апелляционного третейского соглашения. То есть сторона спора может обратиться за защитой своих прав и интересов в Спортивный арбитраж только в том случае, если между истцом и ответчиком заключено арбитражное соглашение – третейская оговорка, путем его включения в договор или заключения отдельного соглашения к договору. Она может быть сформулирована следующим образом: "Все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего контракта (договора, соглашения) или в связи с ним, в том числе касающиеся его исполнения, нарушения, прекращения или недействительности, подлежат разрешению в Спортивном арбитраже при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в соответствии с его Регламентом. Решение Спортивного арбитража является окончательным". Третейская оговорка может также содержаться и в регламентах, правилах и других документах общероссийских спортивных федераций, профессиональных спортивных лиг или их дисциплинарных инстанций.
 
Отсутствие компетенции Спортивного арбитража зачастую связано с неарбитрабельностью спора: например, спор вытекает из трудовых отношений и соответственно он не может быть предметом рассмотрения третейского суда, который вправе рассматривать только гражданско-правовые споры.
 
По мнению эксперта, заслуживает внимания также вопрос апелляционного обжалования решений дисциплинарных органов антидопинговых организаций и российских спортивных федераций и профессиональных спортивных лиг. Это обжалование нельзя сравнить с классическим обжалованием решения в системе общих судов, где апелляционный суд выступает как суд второй инстанции. Спортивный арбитраж в этом случае выступает как суд первой инстанции. Заявителем в таких делах может быть клуб, спортсмен, иной объект спортивной деятельности, а ответчиком - антидопинговая организация, федерация, лига. По результатам рассмотрения спора решение дисциплинарного органа может быть оставлено без изменения, отменено полностью, изменено полностью или частично.
 
Кстати, срок рассмотрения по конкретному делу не может превышать 2 месяцев со дня формирования состава арбитража или назначения арбитра.
 
Заместитель руководителя Аппарата Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по социальной политике, заместитель Председателя Спортивного арбитража при ТПП РФ Андрей Шаповалов выступил с докладом на тему "Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте".

Основным нормативным документом, регламентирующим отношения в сфере физической культуры и спорта, является Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", вступивший в силу в 2008 году. Многие институты государственного регулирования в этой сфере впервые получили законодательное регулирование. Но за время, прошедшее с момента принятия закона, в него было внесено около двух десятков изменений. Среди самых значимых изменений эксперт назвал введение в закон понятий всероссийского реестра видов спорта (сейчас ведется работа по его формированию) и антидопинговых правил. В 2008 году вступила в силу новая глава Трудового кодекса РФ "Особенности правового регулирования труда спортсменов и тренеров" и в российском законодательстве впервые появились нормы, определяющие специфику труда спортсменов и тренеров. В качестве особенностей эксперт выделил возможность временного перевода спортсмена к другому работодателю (фактически заемный труд), особые дополнительные основания для расторжения трудового договора со спортсменом, введение института направления спортсмена в спортивные сборные команды России. Таким образом, в дискуссии о том, нормами какого права: трудового или гражданского – должны быть урегулированы отношения между спортсменом и тренером, с одной стороны, и физкультурно-спортивной организацией, с другой стороны, поставлена точка. Однако практика применения норм Трудового кодекса РФ показала невозможность эффективного правового регулирования отношений со спортсменом исключительно нормами трудового законодательства. В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится проект поправок в Трудовой кодекс, которыми предлагается дать возможность работодателям локальными актами увеличивать установленный Трудовым кодексом срок для увольнения спортсмена по собственному желанию до одного года. Кроме того, прорабатывается вопрос о внесении изменений в базовый закон о спорте, которые бы предусматривали право спортсмена заключать как трудовой, так и гражданско-правовой договор.
 
В 2006 году Россия ратифицировала Международную конвенцию о борьбе с применением допинга в спорте. В целях введения юридической ответственности за применение допинга в конце прошлого года внесены соответствующие поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
 
В июле этого года вступит в силу Федеральный закон, устанавливающий правовую регламентацию спортивной подготовки. Он позволит устранить правовую неопределенность деятельности по подготовке спортсменов, закрепить механизмы установления требований к тренировочному процессу, регламентировать деятельность тренеров и т.п. Этот Закон должен создать условия для качественной подготовки резерва спортивных сборных команд Российской Федерации. Вместе с тем, по мнению эксперта, Закон не дает четкого ответа на вопрос: деятельность по подготовке спортсменов является разновидностью образования или это самостоятельная деятельность? А.Шаповалов считает, что подготовку спортсменов нельзя рассматривать как образовательный процесс. Эксперт также отметил отсутствие в Федеральном законе положений об обязательном социальном страховании, мерах ответственности за несоблюдение федеральных стандартов спортивной подготовки, а также правовом положении работников организаций спортивной подготовки, в первую очередь тренеров, и т.п. По словам юриста, уже в этом году будет начата работа по подготовке изменений законодательства, направленных на устранение этих и других недостатков и на совершенствование нового базового закона о спорте.
 
Еще одним важным направлением, которое нуждается в совершенствовании нормативного регулирования, А.Шаповалов назвал правовой статус спортивных федераций и механизма их взаимодействия с органами государственной власти. Этот вопрос встал особенно остро после неудовлетворительных итогов выступления российских спортсменов на Олимпийских играх в Ванкувере в 2010 году. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Думе.
 
Уже достаточно давно специалистами обсуждается необходимость принятия самостоятельного федерального закона, регулирующего вопросы обеспечения безопасности при проведении крупных культурных и спортивных мероприятий. Главным является вопрос о том, за счет каких средств и какими силами должна обеспечиваться безопасность при проведении массовых мероприятий. Необходимо определиться и в части разграничения ответственности при проведении массовых мероприятий. Уже разработана концепция и такого законопроекта.
 
В России, как и в Беларуси, обсуждается возможность принятия Спортивного кодекса. Однако это происходит на уровне экспертного сообщества, а не на уровне государственных органов. "Уровень развития спортивного законодательства в России еще недостаточен для того, чтобы говорить о принятии Спортивного кодекса. Это вопрос будущего", - высказал мнение эксперт.
 
На вопрос о том, действительно ли спортсмены обладают правом на справедливое судебное разбирательство в допинговых делах, не основанных на неблагоприятных результатах анализов, ответил кандидат юридических наук, магистр права Женевского университета, член коллегии адвокатов штата Нью-Йорк (США), юрист юридической фирмы "Froriep Renggli" Дмитрий Пенцов.

В качестве примера эксперт привел громкое дело семи российских легкоатлеток: 31 июля 2008 г. они были обвинены в подмене допинг-проб, взятых весной 2007 года.
 
После долгих разбирательств, в ходе которых вина спортсменок так и не была доказана, поскольку никаких доказательств со стороны Всемирного антидопингового агентства и ИААФ представлено не было, спортсменок дисквалифицировали и отстранили от участия в соревнованиях, в том числе в Олимпиаде-2008, а все их результаты, среди которых мировые рекорды двух из них, были аннулированы. Этот случай создал серьезный прецедент из-за метода сбора доказательств вины спортсменов.
По мнению эксперта, решение о нарушении антидопинговых правил было вынесено на основании косвенных доказательств, было нарушено право спортсменов на доступ в независимый и беспристрастный суд, созданный на основании закона. Кроме того, был нарушен принцип равенства процессуальных возможностей сторон, когда на спортсменок возложили обязанность доказать, что это не они подменили пробы.
 
Чтобы защитить права в случае временного отстранения от участия в соревнованиях, необходимо выполнить ряд действий: спортсмену следует сразу же подать апелляцию в Спортивный Арбитражный суд в Лозанне, затем обжаловать отказ (если таковой будет) в Верховном Суде Швейцарии и уже затем подать жалобу в Европейский суд по правам человека на нарушение ст. 6.1 Европейской конвенции о правах человека. "Пока таких решений не было, но все победы начинаются с маленьких шагов", - резюмировал юрист.
 
В заключение форума о проблемах, имеющихся в правовом регулировании профессионального спорта, рассказала научный сотрудник Института правовых исследований Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь Елена Касьянова.

По ее словам, очевидна необходимость дальнейшего совершенствования трудового законодательства Республики Беларусь с целью более эффективного осуществления профессиональными спортсменами и тренерами своего труда.
 
В отношении правового регулирования профессионального спорта необходимо совершенствовать нормы как материального, так и процессуального права, прежде всего, совершенствовать понятийный аппарат. Так, одним из спорных вопросов эксперт считает следующий: понятия профессионального спорта и спорта высоких достижений рассматриваются как одно и то же. Поэтому на законодательном уровне, по мнению Е.Касьяновой, следовало бы ограничиться термином "профессиональный спорт". Необходимо также определить круг субъектов в сфере профессионального спорта. При определении профессионального спортсмена, как предлагает эксперт, разумно взять дефиниции, содержащиеся в Модельном Законе о профессиональном спорте.
Кроме того, спортсмену целесообразно предоставить право выбора варианта оформления своей деятельности – на основании трудового или гражданско-правового договора.
 
По-прежнему остается актуальным вопрос правовой регламентации трудовой деятельности профессиональных спортсменов и тренеров: дискуссия о том, предметом какой отрасли законодательства – трудового или гражданского - является эта деятельность, продолжается.
 
По мнению юриста, представляется правильным закрепление на законодательном уровне обязательного страхования жизни и здоровья профессиональных спортсменов и тренеров в период тренировочного процесса и во время проведения соревнований, а также вопросов о защите интеллектуальной собственности, ответственности за причинение вреда и т.п.
 
"Положения, касающиеся социальной защиты профессиональных спортсменов и тренеров, рассредоточенные по многим законодательным актам, необходимо закрепить в отдельном законе", - уверена Елена Касьянова.
 
Завершая работу конференции, Виктор Каменков отметил, что все больше сторонников появляется у спортивного права. И это неудивительно, ведь конференция по спортивному праву становится традиционным мероприятием для Беларуси, открывающим не только новые направления, исследования и размышления в сфере спортивного права, но и новые имена специалистов в этой непростой сфере.
 
Более того, спортивная конференция уже приобрела статус международной и проведение таких научно-практических спортивных конференций как в Беларуси, так и в России будет способствовать дальнейшей интеграции двух стран в рамках Союзного государства.
 
В.Каменков выразил надежду, что все прозвучавшие предложения будут в будущем восприняты законодателем и позволят избежать новой неопределенности в регулировании труда профессиональных спортсменов нашей страны. Адекватное, понятное и современное спортивное и трудовое законодательство позволит отечественной спортивной юриспруденции идти в ногу с мировыми стандартами и тенденциями развития.