Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новости компаний


 
 
Практика контроллинга, широко распространенная в ряде европейских стран (в первую очередь наиболее экономически стабильных, таких как Германия, Швейцария и Австрия), большинству белорусских компаний знакома весьма поверхностно. Между тем, как считает председатель правления Controller Akademie Мартин Хаузер, в современных реалиях контроллинг является важнейшей составляющей финансового благополучия бизнеса.
 
Самый известный эксперт в области контроллинга в мире даст один мастер-класс в Беларуси "Экономическая совесть компании: лучший опыт и современные тренды в контроллинге", который состоится 14-15 мая в Бизнес-школе ИПМ. Корреспондент портала www.interfax.by перед визитом гуру в Минск ознакомился с его взглядами на место контроллинга в компании, компетенции, которыми должны владеть специалисты в этой сфере, и подготовке кадров в Controller Akademie. И пришел к выводу: на мастер-класс идти стоит. Ведь, по сути, Мартин Хаузер готов рассказать, как достигается знаменитое немецкое (швейцарское, австрийское) качество. Кстати, согласно проведенному в Германии исследованию, в списке из 40 самых востребованных профессий контроллер находится на престижном 6 месте.
 
Кто такой контроллер?

В первую очередь - это методист, который создает определенную структуру и наводит порядок. К этому пункту относятся его классические задачи, связанные с постановкой учета, подготовкой отчетов, планированием. Связанные с этим навыки осваиваются будущими специалистами легко и быстро.
 
Однако он также является агентом изменений, выступая их инициатором и сопровождая их проведение. Здесь ему нужны "мягкие" навыки - коммуникация, модерация, поведение людей. Наконец, важны личные качества контроллера.
 
Что же касается списка требований, предъявляемых к контроллеру, то он во многом зависит от его места в организационной структуре… Важно также понимать, что по мере увеличения размеров компании увеличивается степень специализации контроллера. "Другими словами, чем меньше компания, тем большим универсалом должен быть ее контроллер", - отмечает М.Хаузер.
 
Как учат в Controller Akademie?

В интервью журналу Controller magazine Мартин Хаузер рассказал о процессе подготовки специалистов в Controller Akademie.
"В рамках нашей 5-сессионной программы мы передаем нашим слушателям все необходимые им в работе инструменты – от методик учета затрат до стратегического планирования. Наряду с так называемыми "жесткими" навыками (hard skills) неотьемлемой частью нашей программы являются "мягкие" навыки (soft skills).
 
Правильность такого подхода подтверждается практикой. Какой толк в том, что контроллер в совершенстве владеет методами расчета затрат, но не способен на продуктивный диалог с руководителем центра затрат? Реализация идей на практике всегда должна находиться в центре нашего внимания. Поэтому обучение социальным навыкам является важной частью нашей программы. Видео-камера в аудитории является такой же необходимой, как и ноутбук", - подчеркнул глава наблюдательного совета Академии.
 
По его словам, в рамках обучения тренеры Академии стараются помочь контроллерам самостоятельно внедрять на практике те или иные инструменты (в идеале – без помощи консультанта). "Мы стремимся к тому, чтобы 25% нашего рабочего времени мы проводили в компаниях наших клиентов. Мы больше походим на повивальных бабок, которые помогают своим клиентам "рожать". Такой подход обеспечивает нам непрерывную связь с практикой", - добавил Мартин Хаузер.
 
Мировые тренды: новые технологии, простота, управление рисками

Рассуждая о новых трендах и вызовах времени, Мартин Хаузер утверждает, что скорость изменений во внешней среде сегодня такова, что контроллеры не могут себе больше позволить реагировать на случившиеся события "пост-фактум". "Они должны их предсказывать", - заявил он.
 
Также, считает эксперт, не нужно забывать об информационных технологиях. Само собой, контроллер должен уметь работать в MS Excel. Но этого сегодня, уже недостаточно.
 
"Без сомнения, важным трендом является все большее проникновение в бизнес международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Еще один мега-тренд – это развитие систем управления рисками", - утверждает он.
 
Сегодня, отмечает эксперт, значительное количество рабочего времени контроллера уходит на возню с подготовкой отчетов. Если раньше можно было ограничится ежеквартальной отчетностью, то сегодня необходима обширная ежемесячная, причем ко 2-му числу следующего месяца! "К чему такая спешка? Мы видим, что при таком подходе неизбежно страдает качество информации и точность представленного анализа. В итоге роль контроллера как консультанта отодвигается на второй план", - признается М.Хаузер.
 
"Многие компании понимают, что бюджеты должны быть проще и быстрее. Тоже самое касается учета. Сложность уже не выглядит сексуальной. Простота должна быть важным требованием к процессу составления отчетов", - добавил глава Controller Akademie.
Наконец, еще один важный тренд: раньше контроллинг интересовал в основном крупные компании. Теперь он должен быть адаптирован к размеру средних компаний. И, кроме того, начнет активно распространяться на новые территории – Восточную Европу и Азию, считает эксперт.
 
Счастье контроллера

Фраза, вынесенная в заголовок ("Мы хотим сделать контроллеров счастливыми!") – это миссия Controller Akademie. Она написана мелом на доске за спиной Мартина Хаузера в его кабинете.
 
"Для меня лично тренер – это больше, чем профессия. Многие примеры, которые я привожу на семинаре, это – ситуации из собственной жизни, в том числе семейные. Для нас как тренером девиз звучит так: Controlling is everywhere ("контроллинг – везде")", - утверждает эксперт.
 
"Но самое большое профессиональное счастье контроллер испытывает тогда, когда он может на практике реализовать вещи, рассмотренные на семинаре. Поэтому мы стремимся предлагать клиентам только практически применимые инструменты", - рассказывает М.Хаузер.
 
Мастер-класс Мартина Хаузера, организованный Бизнес-школой ИПМ, состоится 14-15 мая в Минске.

Дополнительная информация – на сайте Бизнес-школы ИПМ, у менеджера проекта Анны Подберезной (E-mail: anna.podbereznaya@ipm.by) или по тел. (+375 17) 277-04-04.
 
по материалам Interfax.by