Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новости компаний


Как эффективно работать в рамках Единого экономического пространства, какие проблемы волнуют субъектов хозяйствования, обсудили участники 3-й Практической конференции "Актуальные аспекты применения законодательства Республики Беларусь при осуществлении предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности", которая состоялась 30 марта 2012 г. в г. Минске.

Организаторами мероприятия традиционно выступили Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь и общество с ограниченной ответственностью "ЮрСпектр" (производитель справочных правовых систем "КонсультантПлюс"). Партнер конференции – компания "Редль и партнеры".
 
В работе конференции участвовали представители органов государственной власти и бизнеса: руководители предприятий, специалисты юридических служб, практикующие юристы, представители юридических фирм.
 
В числе проблемных вопросов, предложенных для обсуждения участникам были: изменения в Закон Республики Беларусь "О хозяйственных обществах", государственные закупки, торговля и общественное питание, долевое строительство коммерческой недвижимости, обязательное подтверждение соответствия.
 
 
Открыл конференцию с докладом "Единое экономическое пространство: готовимся работать в новых условиях" директор Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь Вадим Ипатов.
С 1 января 2012 г. вступили в силу 17 международных договоров, формирующих правовую базу Единого экономического пространства, которое объединило таможенные территории трех стран: Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Беларусь начала работать в новых условиях: перед отечественными предприятиями открылись новые возможности, новые рынки труда и сбыта продукции. Вместе с тем нормативная база ЕЭП отличается от законодательства Республики Беларусь.
"Единое экономическое пространство уже существует, и Республика Беларусь в нем участвует. Это не означает, что положения международных договоров, формирующих ЕЭП, уже сегодня должны применяться: все договоры предусматривают ряд дополнительных мероприятий по их реализации. В их числе – разработка дополнительных соглашений, технических актов, переходные периоды, отсрочка начала реализации. Тем не менее работа по исполнению обязательств в рамках ЕЭП должна проводиться как на внутригосударственном уровне в части разработки новых и пересмотра существующих актов законодательства и принятии необходимых административных мер, так и на внешнем уровне во взаимодействии с партнерами по ЕЭП", - отметил директор НЦЗПИ.
 
Отметив особое значение и актуальность конференции, с приветственным словом в адрес участников конференции выступил заместитель Министра экономики Республики Беларусь, Председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Сергей Семашко.
"На эффективность правовой базы напрямую влияют два фактора: степень учета результатов практического применения принимаемых нормативных правовых актов, а также публичное создание новых документов, совместная работа над ними с чиновниками, юристами, представителями реального сектора экономики. Депутатами этим аспектам законотворчества придается серьезное значение", - подчеркнул С.Семашко. "Мы сейчас работаем над другими важными законодательными актами экономического блока, принятие которых повлияет на условия ведения хозяйственной деятельности. Один из таких документов – проект Закона "Об экономической несостоятельности (банкротстве)", призванный обновить правовое поле при предупреждении банкротства и стабилизации деятельности предприятий, оказавшихся в силу обстоятельств в состоянии неплатежеспособности, – рассказал депутат. - К работе над ним привлечены непосредственно представители рынка антикризисных услуг, ставшими экспертами в практической оценке закладываемых норм. Надеюсь, что законопроекту будет дана хорошая оценка, и в ближайшее время мы сможем его принять во втором чтении".
Председатель комиссии отметил, что в процессе подготовки принципиально нового документа - Закона "О государственных закупках товаров, работ и услуг" работа велась совместно с непосредственными организаторами таких закупок. Главная задача этого Закона – установление единого четкого порядка организации и проведения процедур государственных закупок, значительное повышение их эффективности. И поставленные цели обусловили необходимость использования при подготовке этого проекта рекомендаций и предложений отечественных и зарубежных экспертов.
"Совершенствование экономического законодательства по объективным причинам является непрерывным процессом", - подчеркнул парламентарий. И уже сегодня идет разработка целого ряда новых законопроектов, напрямую затрагивающих экономическую тематику. "Необходимо серьезно поработать над внесением изменений в Закон "О хозяйственных обществах" и обсудить ту проблему, о которой мы говорили и говорим, – создание деятельности хозяйственного общества с одним участником", – считает Сергей Семашко.
Совместными усилиями предполагается работать и над законодательными актами по противодействию монополистической деятельности, развитию конкуренции, естественных монополий, ценообразования. "Необходимо также качественно подготовить концепцию законодательного акта о государственно-частном партнерстве, – заявил депутат. - Документ ориентирован на закрепление взаимовыгодных направлений и новых форм сотрудничества государства и бизнеса. Комиссия будет рада получить конструктивные предложения практиков, тех, кто не понаслышке знает о трудностях в хозяйственной деятельности".
 
Первый заместитель директора Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь Александр Макаревич представил пленарный доклад на тему "Становление и развитие института ответственности юридических лиц в административно-деликтном праве Республики Беларусь".
В своем выступлении А.Макаревич обратил внимание, что Законами Республики Беларусь от 28.12.2009 "О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам уголовной и административной ответственности" и от 30.11.2010 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях" предусматривается исключение административной ответственности либо смягчение санкций по ряду составов административных правонарушений, что свидетельствует о либерализации законодательства, регулирующего вопросы административной ответственности в области предпринимательской деятельности. Это было обусловлено необходимостью устранения излишнего административного регулирования предпринимательства и иной хозяйственной деятельности, стимулирования деловой активности, привлекательностью для внутренних и внешних инвестиций, исключения большого количества норм, предусматривающих ответственность за одни и те же действия в различных сферах. Смягчение ответственности нацелено на обеспечение соразмерности наказания тяжести проступка, предупреждение случаев банкротства предприятий вследствие чрезмерно высоких штрафов.
"Нормы КоАП по ответственности юридических лиц требуют и дальнейшего совершенствования, в том числе и в части выбора оптимальных мер воздействия для нарушителя с целью предупреждения совершения им дальнейших противоправных действий, - отметил заместитель директора НЦЗПИ. - Законодатель в этом плане находится в постоянном поиске и во взаимодействии с предпринимательским сообществом вырабатывает наиболее оптимальные меры, чтобы учесть интересы и предпринимателей, и государства. Следует обеспечить баланс частного и публичного интересов на основе разумного компромисса между необходимыми, в целях защиты экономической безопасности страны, карательными мерами и одновременным формированием благоприятных условий для осуществления экономической деятельности". Направления совершенствования законодательства в данной сфере определены в Директиве Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь": оптимизация размеров штрафов за совершение административных правонарушений в области предпринимательской деятельности, уменьшение размера штрафа в случаях добровольного устранения вредных последствий правонарушения, расширение сферы применения такого вида административной ответственности, как предупреждение по нарушениям формального характера, исключение административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за административные правонарушения, не связанные с получением ими какой-либо выгоды.
Эти тенденции сохранятся: по словам Александра Макаревича, очередной законопроект, предусматривающий комплексную корректировку положений КоАП, уже подготовлен.
 
 
Об актуальных вопросах обязательного подтверждения соответствия в условиях Таможенного союза и формирования Единого экономического пространства рассказал заместитель начальника отдела гражданского и хозяйственного законодательства управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях НЦЗПИ Дмитрий Буга.
Правовое регулирование вопросов подтверждения соответствия продукции и иных объектов технического регулирования (выполнения работ, оказания услуг, профессиональной компетентности персонала и других) требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь на современном этапе осуществляется на двух уровнях: национальном и наднациональном. Причем значение наднационального уровня правового регулирования в условиях Таможенного союза и формирования ЕЭП в последнее время значительно возросло. Конгломерат международных договоров и принятых на их основе решений органов Таможенного союза и ЕЭП отличается большим количеством норм прямого действия. По мнению эксперта, в ближайшей перспективе неизбежно существенное изменение белорусского законодательства и это следует учитывать субъектам предпринимательской деятельности, государственным органам, иным организациям при планировании своей деятельности на перспективу.
Законом Республики Беларусь от 05.01.2004 "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации" предусмотрено обязательное и добровольное подтверждение соответствия. Реализация продукции, выполнение работ, оказание услуг и функционирование иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, без прохождения всех необходимых процедур подтверждения соответствия и наличия документов об оценке соответствия запрещаются. Перечень продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, утвержден постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16.12.2008 № 60 и сохранит свое действие до 1 января 2016 г. После этой даты обязательное подтверждение соответствия должно осуществляться лишь в отношении объектов, указанных в технических регламентах.
Вопросы подтверждения соответствия также регламентируются постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.11.2007 № 1648, Правилами подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утвержденными постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 26.05.2011 № 23, техническими кодексами установившейся практики.
Эксперт особо остановился на относительно новом документе – Правилах подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь.
До недавнего времени большинство норм, регламентирующих процедуры подтверждения соответствия, содержалось в технических кодексах установившейся практики. Однако жалобы субъектов предпринимательской деятельности на непрозрачность процедур и необходимость сокращения количества технических нормативных правовых актов обусловили принятие Правил.
В Правилах устанавливается ряд уточняющих и дополняющих Закон положений, таких как определение состава и последовательности действий заявителей на подтверждение соответствия, закрепление оснований для принятия декларации о соответствии, регламентация договорных отношений заявителей на подтверждение соответствия и аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), установление требований к документам об оценке соответствия, порядку их оформления и срокам хранения, регулирование вопросов приостановления, возобновления, отмены действия сертификатов.
Правила являются документом переходного периода в части регулирования процедур обязательной сертификации продукции или декларирования соответствия, они будут применяться в отношении конкретных видов продукции только до момента вступления в силу технических регламентов Таможенного союза. Что касается обязательной сертификации иных объектов (работ, услуг, профессиональной компетентности персонала, систем управления), то актуальность Правил с учетом Закона в той или иной степени будет сохраняться до 1 января 2016 г., поскольку именно к этой дате Республика Беларусь должна будет перейти на систему технических регламентов в отношении иных (кроме продукции) объектов оценки соответствия.
Что касается наднационального уровня правового регулирования, тут эксперт обратил внимание на два договора. Во-первых, это Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза, заключенное в г. Санкт-Петербурге 11.12.2009, которое облегчает обращение продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, на таможенной территории Таможенного союза, поскольку предусматривает возможность получения документов об оценке соответствия (в отношении определенной номенклатуры продукции) по единой форме, действительных на всей территории Таможенного союза, и соответственно исключает необходимость проведения дополнительной процедуры признания национального документа об оценке соответствия в другом государстве - члене Таможенного союза. Во-вторых, это Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования, в котором предусматривается, в частности, введение Единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза. На сегодняшний день Единый перечень продукции, по которой устанавливаются обязательные требования, утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 526 и включает 61 позицию. Данный Перечень имеет значение не только для сферы технического нормирования, но и для сферы подтверждения соответствия. Кроме того, в Соглашении закреплен комплекс норм о технических регламентах Таможенного союза, которые должны регулировать в том числе вопросы подтверждения соответствия продукции, на которую распространяется действие технического регламента Таможенного союза. Уже утверждены 24 технических регламента Таможенного союза. Соглашение также устанавливает порядок обращения продукции на таможенной территории Таможенного союза, включая общие вопросы подтверждения соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.
В качестве экспертов по теме выступили начальник управления оценки соответствия и лицензирования Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь Василий Королюк и старший юрист международной юридической компании "Сорайнен и партнеры" Мария Юрьева.
 
О порядке осуществления государственных закупок, в том числе через электронные аукционы, изменениях в нормативном регулировании в 2012 году и спорных вопросах правоприменения рассказала заместитель начальника управления торговли и государственных закупок Министерства экономики Республики Беларусь Татьяна Козловская.
В Беларуси появится единый порядок осуществления государственных закупок: соответствующая работа ведется над проектом Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)".
Закон определит единый порядок выбора поставщика при осуществлении государственных закупок. Кроме того, законодательство Республики Беларусь будет приведено в соответствие с Соглашением о государственных (муниципальных) закупках, подписанным Беларусью, Россией и Казахстаном, ратифицированным Законом Республики Беларусь от 28 декабря 2010 г. и вступившим в силу с 1 января 2012 г.
В статьях законопроекта определяются: основные термины и их толкование; компетенция государственных органов в области государственных закупок, а также заказчиков и организаторов процедур государственных закупок; виды процедур государственных закупок и условия их применения; детализированный порядок организации и проведения всех видов процедур закупок; система обжалования; заключительные положения.
Как отметила Т.Козловская, несмотря на то что в Беларуси давно существует понятие государственных закупок, каждый толкует его по-своему. Государственными закупками считаются любые бюджетные закупки - приобретение товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов любым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, являющимся получателем таких средств. К бюджетным средствам следует относить средства республиканского и местного бюджетов, а также средства государственных целевых, государственных внебюджетных и инновационных фондов.
В соответствии с проектом Закона Республика Беларусь предоставляет национальный режим в области госзакупок на взаимной основе, что означает обеспечение равных с отечественными субъектами и товарами условий доступа к национальному рынку государственных закупок.
С 1 января 2012 г. Республика Беларусь дала обязательство предоставить национальный режим субъектам хозяйствования и товарам (работам, услугам) Российской Федерации, а с 1 января 2014 г. - субъектам хозяйствования и товарам (работам, услугам) Республики Казахстан, если аналогичный режим будет установлен этими государствами для субъектов хозяйствования и товаров (работ, услуг) Республики Беларусь.
Проект Закона устанавливает единый порядок организации и проведения процедур государственных закупок на территории республики, включая закупки при строительстве.
Предлагается максимальная формализация и унификация всех закупочных процедур в соответствии с Соглашением.
Соглашение предусматривает осуществление государственных закупок только посредством открытых конкурсов, электронных аукционов, процедур запроса ценовых предложений, процедур закупки из одного источника и биржевых торгов. Исключение составляют закрытые конкурсы, которые законопроектом предлагается применять при осуществлении государственных закупок, сведения о которых составляют государственные секреты. На такие закупки Соглашение не распространяется. И соответственно из используемых сегодня процедур исключаются двухэтапные конкурсы, в том числе конкурсы-редукционы, процедура оформления конкурентного листа, а также процедуры, используемые при закупках в строительстве, - торги, упрощенные торги и переговоры.
Впервые законопроектом предлагаются расширенные возможности для субъектов малого и среднего предпринимательства: для них по определяемому Правительством Республики Беларусь перечню товаров (работ, услуг) заказчик обязан будет формировать специальные лоты (до 10% объема закупки), что не лишает их права участвовать в иных лотах.
Законопроектом предусматривается широкое использование информационных технологий, включая электронный документооборот при проведении процедур государственных закупок. При этом электронный аукцион предусматривает проведение всех мероприятий процедуры закупки (включая обмен документами и сведениями, торги по снижению цен предложений) в электронном формате, а открытый конкурс – только обмен документами. Электронный документ должен содержать электронную цифровую подпись.
Расширяется перечень информации, размещаемой в открытом доступе на официальном сайте: будут публиковаться не только планы государственных закупок, но и корректировки к ним, а также конкурсные документы, протоколы заседаний конкурсных комиссий, акты законодательства о государственных закупках.
Будет усовершенствован досудебный порядок обжалования процедуры закупки. Любое лицо, законные права и интересы которого нарушены, сможет подать жалобу в специально определенный для этих целей государственный уполномоченный орган по государственным закупкам либо урегулировать спор непосредственно с заказчиком либо организатором процедуры закупки. Сегодня досудебный порядок предусматривает возможность участников подать жалобу заказчику или в его вышестоящий орган.
В дискуссии приняли участие член рабочей межведомственной группы по разработке проекта Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)" Григорий Лысаковский и главный советник отдела гражданского и хозяйственного законодательства управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях НЦЗПИ Анна Чикилева.
 
Консультант управления организации торговли и услуг Министерства торговли Республики Беларусь Людмила Петраковская ознакомила участников форума с правовым регулированием предпринимательской деятельности в сфере торговли и общественного питания в 2012 году.
В числе наиболее значимых проектов, направленных на регулирование в сфере торговли и общественного питания, Л.Петраковская отметила проекты законов "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь" и "О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь "О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта".
Проект Закона Республики Беларусь "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь" направлен на выработку системы мер по государственному регулированию торговли и общественного питания, исключающих излишнее вмешательство государственных органов в деятельность субъектов торговли и общественного питания.
В числе основных новаций законопроекта - создание государственной информационной системы в области торговли и общественного питания. Основу системы составит торговый реестр Республики Беларусь – созданная в соответствии с действующим Законом единая база данных, включающая перечень торговых объектов, рынков, торговых центров, зарегистрированных интернет-магазинов, реестры выданных лицензий на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий и на розничную торговлю алкогольными напитками и (или) табачными изделиями.
В законопроекте предусматривается, что единые требования к организации и осуществлению торговли и общественного питания будут устанавливаться только правилами, утверждаемыми Правительством Республики Беларусь.
Закреплены права субъектов торговли и общественного питания на самостоятельное принятие решений по отдельным вопросам порядка и условий осуществления ими деятельности. Так, будет определено, что субъекты предпринимательской деятельности при намерении начать свой бизнес в сфере торговли самостоятельно осуществляют открытие торговых объектов, определяют вид торговли (розничная, оптовая), формы торговли (в стационарных торговых объектах, без (вне) стационарных торговых объектов, в том числе развозная, разносная торговля, торговля по образцам, торговля на аукционах и иные формы торговли), вид и тип розничного торгового объекта.
Они также по своему желанию выбирают порядок и условия осуществления деятельности, в том числе в части определения ассортимента реализуемых товаров, перечня оказываемых услуг, приемов и способов, с помощью которых осуществляется продажа товаров, систему продаж товаров со скидками, иные условия организации и осуществления торговли.
В то же время, по словам Л.Петраковской, сохранится необходимость прохождения отдельных административных процедур, в том числе таких, как регистрация интернет-магазинов, согласование с исполкомами режима работы и ассортиментного перечня.
Для защиты интересов субъектов предпринимательской деятельности законопроектом запрещается при согласовании этих процедур требовать от субъекта выполнения дискриминационных условий, заведомо невыгодных для этих субъектов, и не допускается дискриминация в отношении отдельных товаров, в том числе по признакам страны их происхождения либо производителя товара.
Законопроектом будут урегулированы взаимоотношения между субъектами торговли и поставщиками товаров. Предлагается признать незаконными действия сетевых торговых организаций, требующих от поставщика отдельной платы, к примеру, за выкладку в торговом зале товаров, разгрузку транспорта, подготовку товаров к продаже и другие операции торгово-технологического процесса. Кроме того, урегулированы требования к организации работы рынков, ярмарок, фирменных магазинов, размещению нестационарных торговых объектов, осуществлению торговли с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.
Что касается проекта Закона Республики Беларусь "О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь "О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта", он уже принят в первом чтении.
В частности, предполагается разрешить продажу алкогольных напитков в автомагазинах, предназначенных для обслуживания жителей в сельских населенных пунктах, в которых отсутствует стационарная торговая сеть, всеми субъектами хозяйствования при условии соблюдения ассортиментного перечня товаров и наличия у его владельца стационарного магазина.
Кроме того, уточняются положения, касающиеся продажи алкогольных напитков в общежитиях, на автозаправочных станциях, в розлив в магазинах, предоставления алкогольных напитков в качестве призов.
В целях ограничения продажи алкогольных напитков в законопроекте предлагается запретить розничную торговлю алкогольными напитками в торговых объектах, представляющих собой часть неизолированной торговой площади магазина; розничную торговлю алкогольными напитками по образцам вне торгового объекта (т.е. по почте, каталогам, с использованием средств массовой информации); оказание услуг по доставке алкогольных напитков физическим лицам.
Будет запрещена розничная торговля алкогольными напитками в розлив в магазинах, за исключением продажи вин (например, из кег, бочек) в тару потребителя либо в бутылки без потребления на месте.
Проектом Закона предусматривается разрешение зачета стоимости возвращаемой отечественным производителям возвратной многооборотной тары в счет оплаты отгруженных алкогольных напитков торговым организациям (осуществляющим прием стеклотары).
В качестве экспертов выступили начальник главного экспертно-правового управления Комитета государственного контроля Республики Беларусь Василий Герасимов и младший юрист ReveraConsultingGroup Александра Кучминская.
 
О правовом регулировании и спорных вопросах правоприменения в сфере долевого строительства коммерческой недвижимости рассказала судья хозяйственного суда г. Минска Татьяна Миколенко.
Договор строительного подряда традиционно является одним из наиболее сложных видов договоров прежде всего потому, что затрагивает отношения, связанные с недвижимостью и землей, одними из наиболее сложных и значимых объектов гражданских правоотношений. Сложность договора строительного подряда обуславливает также тот факт, что правоотношения по строительству имеют достаточно сложную структуру лиц: в них кроме заказчика (застройщика) и подрядчика в зависимости от обстоятельств и стадии строительства вовлекаются проектировщик, технический надзор, многочисленные субподрядчики, местные власти.
В своем выступлении судья сразу же отметила, что Гражданский кодекс Республики Беларусь не предусматривает такого вида договора, как договор долевого строительства.
В сфере строительства жилья принят и действует Указ Президента Республики Беларусь от 15.06.2006 № 396 "О долевом строительстве многоквартирных жилых домов", который распространяется на отношения по строительству только жилых помещений, а также объектов недвижимости, связанных с многоквартирным жилым домом (исключая объекты промышленного производственного назначения).
В сфере долевого строительства коммерческой недвижимости (например, офисных помещений) отдельного нормативного правового акта не существует.
Судебная практика хозяйственных судов показывает, что при исполнении таких договоров долевого строительства между сторонами возникают споры по вопросам определения сторонами объекта долевого строительства, цены договора, изменения и расторжения договора, порядка возврата денежных средств инвестору, обнаружения инвестором в процессе эксплуатации объектов недвижимости недостатков (дефектов) построенного объекта, которые препятствуют его нормальной эксплуатации.
По словам судьи, большинство споров связано с оплатой по договорам долевого строительства, а также последствиями прекращения договорных отношений.
Так, при определении стоимости строящегося объекта долевого строительства в целях минимизации имущественных рисков стороны применяют нормы статьи 298 ГК, предоставляющие право установить цену договора и порядок оплаты цены строительства в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте. Как правило, сумма подлежащих внесению денежных средств в белорусских рублях определяется по официальному курсу соответствующей валюты на день фактической оплаты.
При этом общая стоимость объекта строительства определяется при наличии утвержденной проектно-сметной документации (ПСД), устанавливается исходя из стоимости одного квадратного метра на основании площади, отраженной в ПСД.
В этой части между сторонами возникают разногласия при определении размера денежных средств, подлежащих возврату заказчиком дольщику в случае прекращения договорных отношений по каким-либо основаниям: расторжение договора по соглашению сторон, существенное нарушение условий договора одной из сторон, односторонний отказ от договора (отказ от исполнения договора) одной из сторон.
Т.Миколенко рекомендует при заключении договора сторонам устанавливать конкретный порядок, сроки и размеры подлежащих возврату дольщику денежных средств. В противном случае, если сторонами в договоре не согласован порядок возврата денежных средств исходя из курса иностранной валюты на определенную дату, суд при толковании договора в порядке ст. 401 ГК может исходить из буквального толкования условий договора, определив размер подлежащих возврату денежных средств в сумме, полученной заказчиком в белорусских рублях, без привязки к увеличению (уменьшению) курса иностранной валюты.
В части расторжения договора в связи с существенными нарушениями условий договора одной из сторон суд будет оценивать понятие существенности в порядке ст. 420 ГК: существенным признается нарушение договора одной из сторон, влекущее для другой стороны такой ущерб, в результате которого она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Для заказчика существенным нарушением условий договора со стороны дольщика является неисполнение договора (ненадлежащее исполнение договора) в части сроков оплаты. Для дольщика же очевидным существенным нарушением договора со стороны заказчика будет являться нарушение сроков строительства объекта.
В случае отсутствия в договоре согласованных сторонами конкретных оснований для расторжения договора по требованию застройщика либо дольщика суд будет оценивать доводы сторон с точки зрения существенности нарушения в каждом конкретном случае.
А вот является ли существенным нарушением, например, приемка объекта в эксплуатацию с просрочкой на шесть месяцев либо нарушение срока внесения денежных средств два раза подряд с просрочкой платежа на два месяца, будет оценено судом исходя из всей совокупности обстоятельств.
"Для того, чтобы исключить различную оценку и толкование вопроса существенности нарушения обязательства, сторонам в договоре долевого строительства целесообразно конкретно согласовывать, нарушение каких обязательств, в каком объеме и в какие сроки будет являться безусловным основанием возникновения права стороны на расторжение договора по ее требованию", - рекомендует Татьяна Миколенко.
Кроме того, стороны могут воспользоваться не только правом на расторжение договора, но и правом на односторонний отказ от договора (отказ от исполнения договора), установленным п. 3 ст. 420 ГК. Это позволит сторонам избежать судебного порядка прекращения договорных отношений, поскольку расторжение договора в судебном порядке в любом случае требует определенного времени. В случае же включения в договор права на односторонний отказ от исполнения договора для прекращения договорных отношений будет достаточно уведомления об этом другой стороны в письменной форме и договор будет считаться расторгнутым с момента получения другой стороной соответствующего уведомления, если иной срок не будет установлен уведомлением либо соглашением сторон.
Однако в данном случае у второй стороны также имеется способ судебной защиты: односторонний отказ от договора (от исполнения договора) можно оспорить в судебном порядке.
Еще одной из категорий споров по договорам долевого строительства являются споры по вопросам качества построенного объекта недвижимости. Поэтому в целях избежания неясностей и различного толкования, а также обеспечения взаимных прав сторон договора долевого строительства, по мнению Т.Миколенко, разумно включать в договор положения, регулирующие гарантии качества в договоре долевого строительства, понятие и размер гарантийного срока, а также порядок предъявления требований в случае обнаружения дольщиком недостатков (дефектов) построенного объекта.
Судья рекомендует в договоре долевого строительства предусмотреть, какие же права имеет дольщик в случае обнаружения в пределах гарантийного срока недостатков (дефектов) построенного объекта.
Целесообразно включать и право требования к застройщику о безвозмездном устранении недостатков в разумный срок. А установление в договоре долевого строительства норм об обеспечении исполнения данного обязательства, например, в виде пени за несвоевременное устранение дефектов, выявленных в период гарантийного срока эксплуатации объекта, позволит дольщику повлиять на заказчика в части своевременного исполнения им обязательств по устранению дефектов.
Дольщику следует включать в договор долевого строительства право на устранение недостатков собственными силами и право требования от заказчика возмещения убытков, составляющих расходы по устранению недостатков.
Если заключенным между сторонами договором долевого строительства не предусмотрены условия относительно порядка установления и устранения недостатков (дефектов), применению подлежат общие нормы гражданского законодательства, в том числе регулирующие вопросы возмещения убытков, – ст. 14, 364 ГК.
Поэтому в случае доказанности факта возникновения в объекте недвижимости, принадлежащем дольщику, недостатков, дефектов дольщик вправе заявить требование о взыскании убытков, размер которых составляет стоимость работ по устранению недостатков, поскольку застройщик выступает лицом, гарантировавшим дольщику при заключении договора передачу в собственность объекта, который должен соответствовать проектно-сметной документации и возможности эксплуатации объекта.
При этом в случае возникновения судебного спора дольщик как лицо, участвующее в деле, согласно ст. 100 ХПК обязан доказать факт наличия недостатков (дефектов) выполненных строительно-монтажных работ, момент, когда дольщик узнал или должен был узнать о возникновении недостатков, направление заказчику требования об устранении недостатков в разумный срок, стоимость работ по устранению недостатков (дефектов) и иные фактические обстоятельства в подтверждение своей позиции.
Кроме того, у дольщика остается право, предусмотренное п. 4 ст. 710 ГК, согласно которому собственник (владелец, пользователь) объекта вправе до истечения гарантийного срока в установленном законодательством порядке потребовать устранения недостатков от подрядчика.
В качестве экспертов свое мнение представили начальник юридического отдела Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь Антонина Петрушина и управляющий партнер ООО "Строительный консалтинг и аутсорсинг" Андрей Бобков.
"Ничего более проверенного и надежного, чем договор долевого строительства, если это хороший договор, еще не изобрели, - утверждает А.Бобков. - Судебная практика воспринимает нормально эти договоры. Если учитываются те особенности и нюансы, с которыми до вас уже столкнулись другие, лучше не изобретать велосипед, а пользоваться проверенными способами инвестирования в строительство".
 
 
С основными направлениями совершенствования законодательства Республики Беларусь о хозяйственных обществах приглашенных познакомил заместитель начальника управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях НЦЗПИ Михаил Хиль.
В числе основных корректировок Закона о хозяйственных обществах – уточнение перечня аффилированных лиц, корректировка взаимосвязанных сделок как по составу, так и по содержанию, возможность создания хозяйственного общества с одним участником. Помимо этого, рассматривается вопрос о закреплении в Законе такого института, как Акционерное соглашение или Договор об осуществлении прав участников ООО, ОДО, как способа установления контроля за принимаемыми на общем собрании хозяйственного общества решениями.
В диалоге приняли участие главный специалист отдела корпоративных отношений и банкротства главного правового управления Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Ирина Ермоленкова и начальник юридического управления Министерства экономики Республики Беларусь Владимир Хлабордов.
 
 
****************************************************************
Подводя итоги конференции, заместитель начальника управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях НЦЗПИ М.Хиль поблагодарил всех участников конференции за активное участие в ее работе и отметил, что такие мероприятия являются актуальными как для правоприменителей, так и для законодателей, поскольку вопросы, вынесенные на конференцию, были сформулированы на основании поступающих обращений субъектов хозяйствования и могут служить законодателям ориентиром в направлении совершенствования законодательства.
Михаил Хиль предложил всем заинтересованным, у кого имеются конструктивные замечания и предложения по проектам, присоединиться к законотворческому процессу и присылать свои конкретные варианты норм законопроектов с кратким и аргументированным обоснованием в НЦЗПИ. С текстами проектов законов, над которыми ведется работа в НЦЗПИ, можно ознакомиться на сайте центра в глобальной сети Интернет.