Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новости компаний


Журнал "Промышленно-торговое ПРАВО" 1 марта 2012 г. собрал участников правового форума "Национальный сегмент сети Интернет: ответственность" обсудить вопросы ответственности за нарушение требований по использованию национального сегмента сети Интернет.
 
В качестве экспертов на мероприятии выступили А.Г. Макаревич, первый заместитель директора НЦЗПИ; М.В. Попова, начальник отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан управления по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов Генеральной прокуратуры Республики Беларусь; В.А. Прибытко, начальник отдела правовой работы управления Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля по Минской области и г. Минску, и И.Д. Матрёнин, член Комитета по совершенствованию законодательства, правовому обеспечению и защите авторских прав в сфере информационных технологий научно-технологической ассоциации "Инфопарк".
 


Указ Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 60 "О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет" (далее – Указ) действует достаточно долго, однако административная ответственность за нарушение установленных требований введена только в ноябре 2011 г. Законом Республики Беларусь от 25 ноября 2011 года № 317-З "О внесении дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях", дополнившим КоАП новой ст. 22.16.
 
По мнению А.Г. Макаревича, вопрос ответственности должен был возникнуть не сегодня, после вступления в силу ст. 22.16 КоАП, а много раньше, ведь данная норма не содержит существенных нововведений по сравнению с п. 2 Указа, речь в котором идет об осуществлении уже с 1 июля 2010 г. деятельности по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь с использованием информационных ресурсов (сетей, систем) национального сегмента сети Интернет юридическими лицами (их филиалами и представительствами) и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Республике Беларусь, с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, размещенных на территории Республики Беларусь и зарегистрированных в установленном порядке.
 
Таким образом, для того чтобы определить, за какую именно деятельность наступает ответственность по ст. 22.16 КоАП, необходимо обратиться к п. 2 Указа.
 
Выступающий акцентировал внимание на наиболее часто встречающихся вопросах в отношении применения данной статьи. Так, к ответственности могут быть привлечены только те субъекты хозяйствования (индивидуальные предприниматели), которые зарегистрированы на территории Республики Беларусь.
 
По поводу существования запрета на использование информационных сетей, систем и ресурсов, размещенных не на территории Республики Беларусь, представитель НЦЗПИ отметил: "Данная норма не говорит о том, что запрещается использовать иные информационные сети при реализации товаров на внешний рынок".
 
Возникают вопросы о пунктах коллективного пользования (компьютерный клуб, интернет-кафе, домашние сети, иные места, в которых обеспечивается коллективный доступ пользователей к сети Интернет). А.Г. Макаревич считает, что к ним относятся и точки доступа Wi-Fi.
 
Согласно части 2 ст. 22.16 КоАП нарушение требований законодательства при оказании интернет-услуг в пунктах коллективного пользования влечет наложение штрафа в размере от 5 до 20 базовых величин. Субъекты ответственности в данном случае – физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели), должностные лица юридических лиц и иные лица, на которых собственник возложил обязанность обеспечивать выполнение требований законодательства. Так, если руководитель предприятия не определил иное ответственное лицо, то он как должностное лицо будет нести ответственность. Если такие обязанности вменены работнику предприятия и закреплены документально, то при нарушении требований законодательства он и будет нести ответственность. "Неидентификация может произойти и из-за прямого умысла физического лица, – отметил А.Г. Макаревич. – Именно поэтому законодатель определил физическое лицо в качестве субъекта ответственности в данном случае".
 
М.В. Попова считает, что тема правового форума актуальна, поскольку в сети Интернет можно увидеть и информацию, свободный доступ к которой недопустим (торговля оружием, экстремизм, терроризм и др.).
 
Генеральная прокуратура Республики Беларусь, осуществляя надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов и соблюдением прав и свобод граждан (в том числе права на получение ими достоверной информации), исходя из своих полномочий, включает идентификаторы интернет-ресурса в список ограниченного доступа. Это позволяет отслеживать наполняемость ресурсов и ограничивать доступ к ним. На сегодня по инициативе Генеральной прокуратуры доступ запрещен к 13 ресурсам. Частью 3 ст. 22.16 КоАП устанавливается ответственность в размере от 10 до 30 базовых величин за нарушение требований законодательства по ограничению доступа пользователей интернет-услуг к информации, запрещенной к распространению. Субъект ответственности – индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.
 
Положение о порядке ограничения доступа пользователей интернет-услуг к информации, запрещенной к распространению в соответствии с законодательными актами, утверждено постановлением Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 29 июня 2010г. № 4/11.
 
"Еще рано говорить о том, что практика о привлечении к ответственности по ст. 22.16 КоАП сложилась, – вступил в дискуссию В.А. Прибытко. Тем не менее можно отметить особенности этой статьи".
 
Протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять должностные лица органов внутренних дел, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, государственной безопасности и налоговых органов. Эти же органы рассматривают дела об административных правонарушениях.
 
В.А. Прибытко обратил внимание, что невыполнение требований, изложенных в п. 2 Указа, является грубым нарушением законодательства, а состав правонарушения определяется различными способами. Так, все вышеперечисленные органы имеют право доступа к Государственному реестру информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь, ведение которого осуществляет РУП "БелГИЭ". Отсутствие сайта в таком реестре – повод для начала административного процесса. Поводом может стать и обнаружение подлежащего регистрации, но не зарегистрированного в установленном порядке ресурса с доменным именем, отличным от "BY".
 
Он также напомнил, что в настоящее время остро стоит вопрос ответственности за неосуществление регистрации в зоне "BY" интернет-сайта, с помощью которого не занимаются реализацией товара (т.е. ресурс информационный, а не коммерческий). По мнению выступающего, ответственность наступит, если сайт используется в предпринимательских целях, например на интернет-странице размещается информация, способствующая реализации товара (услуги) резидентам Республики Беларусь.
 
И.Д. Матрёнин напомнил, что п. 2 Указа содержит три элемента, которые необходимо проанализировать дополнительно, – деятельность по реализации; товары, работы, услуги; размещение на территории Республики Беларусь. В словаре С.И. Ожегова синоним слова "реализовывать" – продать. Существует мнение, что деятельность по реализации – это не только продажа товара, т.е. сделка, предполагающая переход права собственности, но и действия, предшествующие его продаже (поиск контрагента, переговоры, заключение договора). По мнению И.Д. Матрёнина, "действия, предшествующие продаже товара, не есть реализация, поскольку не влекут перехода права собственности". Подтверждением тому служит ст. 31 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), которая под реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав понимает отчуждение товара (выполнение работ, оказание услуг) одним лицом другому, передачу имущественных прав на возмездной (безвозмездной) основе вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг) или формы сделки. Ключевое понятие, на взгляд выступающего, "отчуждение".
 
И.Д. Матрёнин также напомнил участникам форума содержание ст. 128 ГК, которая к объектам гражданских прав относит не только вещи, деньги и ценные бумаги, но и имущественные права; работы и услуги; охраняемую информацию; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. При этом исключительные права как объект гражданских прав в п. 2 Указа не названы, следовательно, их реализация не регулируется данным законодательным актом.
 
Что понимать под словами "размещение на территории Республики Беларусь"? Статья 32 НК местом реализации товаров признает нашу республику, если товар находится на ее территории и не отгружается и не транспортируется и (или) в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Республики Беларусь. Статья 33 НК, в свою очередь, разъясняет, что является местом реализации работ, услуг, имущественных прав. И.Д. Матрёнин считает, что "если товар продается с территории Республики Беларусь, в частности экспортируется, то имеет место реализация товара на территории Республики Беларусь. Иными словами, любой экспортер может быть привлечен к ответственности".
 
С выступающим не согласился А.Г. Макаревич, который вступил в дискуссию по поводу того, что понимать под деятельностью по реализации. По мнению представителя НЦЗПИ, деятельность по реализации товаров намного шире, чем просто сделка по отчуждению права собственности. Это и реклама товара, и иные действия, направленные на его реализацию. Если бы законодатель имел в виду реализацию товара, он бы так и написал, "ведь реклама может звучать по-разному. Одно дело – пропаганда конкретного товара без сведений о том, где и по какой цене его можно купить, и совсем другое – каталог продукции с указанием цены и контактного телефона продавца… Более того, в сети Интернет физически невозможно что-либо купить или продать".
 
Во время оживленной дискуссии практикующие юристы задавали специально приглашенным гостям вопросы. Наиболее интересные из них вместе с ответами приводим ниже.
 

 
 
Вопрос: Предприятие имеет сайт в доменной зоне "RU". При этом существует и его "урезанная версия" в доменной зоне "BY". Является ли это нарушением требований законодательства?
Ответ: Законодательство не оперирует понятиями "полная либо урезанная версия сайта" и не ограничивает владельцев сайта в данном вопросе (А.Г. Макаревич).
 
Вопрос: С какого момента административное правонарушение считается совершённым?
Ответ: Необходимо рассматривать каждую отдельную ситуацию. Например, продавец разместил информацию о реализации товара резидентам Республики Беларусь в иной доменной зоне. Этого уже достаточно для привлечения к ответственности (А.Г. Макаревич).
Ответ: Нахождение сайта на зарубежном хостинге – это уже нарушение (В.А. Прибытко).
 
Вопрос: Запрет осуществлять деятельность с использованием иных сетей все же существует?
Ответ: Речь идет о том, чтобы, реализовывая свой товар на территории Республики Беларусь, продавец пользовался национальным сегментом сети Интернет. Толковать нужно исходя из положений Указа, который не содержит запрета осуществлять такую деятельность с использованием других сетей. Речь идет о том, что такой субъект должен зарегистрироваться в установленном порядке (А.Г. Макаревич).
 
Вопрос: Как положения Указа будет соотноситься с интересами законодательства государств – участников ЕЭП? Не будет ли нарушений принципов международного права?
Ответ: Действие Указа распространяется только на резидентов Республики Беларусь. Зарубежные компании вправе не размещать свои ресурсы в национальном сегменте сети Интернет. Если нормы Указа будут в рамках ЕЭП препятствовать продвижению товаров и услуг, то вполне вероятна дальнейшая корректировка законодательства (А.Г. Макаревич).
 
Вопрос: Распространяется ли действие Указа на представительства зарубежных компаний?
Ответ: Да, если представительство – налоговый резидент Республики Беларусь (В.А. Прибытко).
 
Вопрос: Международная компания имеет сайт с информацией обо всех входящих в ее состав подразделениях, в том числе белорусском офисе, что способствует продвижению ее товаров и услуг в Беларуси. Собственник сайта – головная организация. Необходимо ли в данном случае создавать отдельный ресурс, ориентированный на Беларусь, и регистрировать его в доменной зоне "BY"? Если этого не сделать, будет ли юридическое лицо нести ответственность?
Ответ: Если белорусская компания не является филиалом, представительством, то ответственность не наступает (А.Г. Макаревич).
Ответ: Необходимо исходить из анализа содержания сайта. Так, если товар либо услуга предлагаются не для территории Республики Беларусь, и собственник сайта – нерезидент Республики Беларусь, то оснований для начала административного процесса не имеется (В.А. Прибытко).
 
Редакция журнала "Промышленно-торговое ПРАВО" благодарит участников правового форума за активное участие в дискуссии.
В № 3/2012 вы сможете ознакомиться с иными спорными вопросами по теме "Национальный сегмент сети Интернет: ответственность". На страницах журнала на вопросы ответят А.Г. Макаревич, А.А. Авдонин, И.Д. Матрёнин и А.С. Козлова.
 
Полезная информация для читателей: Инструкция о порядке регистрации доменных имен в пространстве иерархических имен национального сегмента сети Интернет, утвержденная приказом Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 18 июня 2010 г. № 47, приказом Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 6 марта 2012 г. № 23 изложена в новой редакции.