Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новости компаний


Система социальной защиты касается всех и каждого, она определяет жизнь каждого гражданина в каждый момент его становления как члена общества, начиная с рождения и до конца жизненного пути.
 
Во всем мире особый интерес, как правило, уделяется вопросам социальной защищенности социально-профессиональных групп, работа которых связана с риском для жизни и здоровья. Среди них профессиональные спортсмены. Эта группа требуют особого внимания к формированию социальных гарантий, ведь спортсмены нацелены на достижение спортивного успеха и упускают возможность становления и реализации себя как личности в период, наиболее благоприятный для социализации и овладения социальной ролью, перспективной в последующие периоды жизни. Кроме того, состояние здоровья профессиональных спортсменов, вопреки широко распространенному мнению обывателей, далеко не всегда идеально: сказываются последствия постоянных занятий спортом. Значительная доля вины в общих заболеваниях действующих профессиональных спортсменов приходится на "вклад" тренера и врача из-за использования стимуляторов и допинга в процессе спортивной карьеры. Спортивная деятельность предполагает обязательную смену социальной роли по завершении спортивной карьеры, причем в том возрасте, когда для других видов профессиональной деятельности только наступает пора расцвета. Все это требует накопления не только финансового капитала для последующего материального обеспечения, но и капитала социального. И средством социальной защиты в этом случае будет также помощь в переориентации профессиональной деятельности и развитие умения эффективно действовать в новой сфере.
 
Повышение социального статуса спортсменов и тренеров являлось и является актуальной проблемой на всех этапах развития белорусского законодательства. При этом первостепенное значение приобретают вопросы социальной защиты не только действующих спортсменов и тренеров, но и спортсменов и тренеров, уже ушедших из профессиональной спортивной деятельности; выдающихся спортсменов, внесших весомый вклад в развитие белорусского спорта, а также представителей неолимпийских видов спорта. Все они должны иметь право на различные виды социальной защиты.
 
Как решаются проблемы социальной защиты в системе спорта в Республике Беларусь, обсудили участники очередного спортивного форума, состоявшегося в Минске 16 февраля 2012 г. под эгидой общественного объединения "Белорусский республиканский союз юристов" при участии общества с ограниченной ответственностью "ЮрСпектр" (производитель СПС "КонсультантПлюс").
 
В дискуссии приняли участие представители спортивных клубов и федераций, детско-юношеских спортивных организаций, государственных органов, спортивные юристы.
 
 
О социальных гарантиях, предоставляемых в Республике Беларусь профессиональным спортсменам и тренерам, рассказала главный советник управления социального законодательства Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь В. Сморчкова.

Социальная защита призвана, с одной стороны, возмещать издержки, связанные с возникновением социальных рисков, включать систему превентивных мер, направленных на снижение этих рисков. А с другой стороны, обеспечивать систему социальных гарантий профессиональным спортсменам и тренерам, способствовать предупреждению социальных конфликтов. Во многом уровень социальной защиты этих категорий лиц зависит от уровня экономического развития государства и его финансовых возможностей.
 
Наше государство сделало достаточно много для развития системы защиты спортсменов и тренеров, отметила эксперт.
 
Так, согласно п. 2 ст. 31 Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2445-XII "О физической культуре и спорте" государственные органы обязаны создавать необходимые условия для спортсменов, тренеров, которые достигли высоких спортивных результатов или содействуют повышению международного авторитета Республики Беларусь.
 
Указом Президента Республики Беларусь от 27.09.2010 № 500 "Об именных стипендиях в сфере физической культуры и спорта" учреждены 2 вида именных стипендий: 255 именных стипендий Президента Республики Беларусь спортсменам, добившимся выдающихся спортивных результатов на Олимпийских, Паралимпийских, Дефлимпийских играх, чемпионатах мира и Европы, а также тренерам, обеспечившим их подготовку; и 240 именных стипендий за высокие спортивные результаты и (или) заслуги перед физкультурным движением Республики Беларусь спортсменам и тренерам, которым не назначены именные стипендии.
 
Именные стипендии Президента Республики Беларусь назначаются в размерах, кратных тарифной ставке первого разряда, устанавливаемой Правительством Республики Беларусь для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, за спортивные результаты. Минимальный размер именной стипендии составляет 65 ставок первого разряда, максимальный – 200, что на сегодня равно 40 млн белорусских рублей.
 
Именные стипендии за высокие спортивные результаты и (или) заслуги перед физкультурным движением Республики Беларусь назначаются приказом Министра спорта и туризма Республики Беларусь. Максимальный размер такой стипендии может достигать 7 млн белорусских рублей.
 
Кроме того, Указом Президента Республики Беларусь от 25.06.2010 № 333 "О некоторых мерах по подготовке белорусских спортсменов к Олимпийским, Паралимпийским и Дефлимпийским играм" в целях создания надлежащих условий для подготовки белорусских спортсменов к Олимпийским, Паралимпийским и Дефлимпийским играм определены существенные размеры призов белорусским спортсменам, завоевавшим медали на XXX летних Олимпийских играх и XIV Паралимпийских играх 2012 г. в Лондоне, XXII Дефлимпийских играх 2013 г. в Афинах, XXII зимних Олимпийских играх и XI Паралимпийских играх 2014 г. в Сочи; и вознаграждения тренерам, обеспечившим подготовку этих спортсменов: за золотую медаль на Олимпийских играх будет выплачено 150 тыс. долларов США, на Паралимпийских и Дефлимпийских – 50 тыс. долларов США, за серебряную медаль – 75 и 30 тыс. долларов США соответственно, за бронзовую – 50 и 20 тыс. долларов США. Эти вознаграждения не облагаются подоходным налогом, напомнила юрист.
 
Кстати, огромная разница в выплате вознаграждения по итогам Олимпийских и Паралимпийских игр вызвала недоумение участников мероприятия, поскольку не понятны критерии, лежащие в основе выплат. Такие выплаты должны быть одинаковыми, считает спортивная общественность.
 
Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 "О страховой деятельности" профессиональные спортсмены и тренеры подлежат обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
 
Для этой категории лиц предусмотрены льготы в сфере налогообложения в виде профессионального вычета. В частности, от подоходного налога с физических лиц освобождаются в том числе призы, полученные спортсменами за участие в международных и республиканских соревнованиях, а также победители республиканских соревнований.
 
Спортсмены, занимающиеся командными видами спорта, имеют право на профессиональный налоговый вычет по оплате проезда к месту проведения соревнований, оплате проживания на период участия в соревнованиях, оплате стоимости спортивного снаряжения и отдельных фармакологических восстановительных средств.
 
Широко в Беларуси применяется такая форма социальной поддержки, как предоставление служебного жилья профессиональным тренерам и спортсменам, отметила В. Сморчкова.
 
Кроме этого, поскольку профессиональная спортивная деятельность является краткосрочной, спортсменам предоставляется возможность получить профессию, не связанную со спортом. Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 80 "О правилах приема в высшие и средние специальные учебные заведения" установлен ряд льгот: отдельные категории спортсменов принимаются без вступительных экзаменов, еще ряд спортсменов – вне конкурса или за пределами установленных цифр приема.
 
Указом Президента Республики Беларусь от 17.11.2009 № 555 учреждены ежемесячные государственные стипендии олимпийским чемпионам в размере 300 % наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь. Они назначаются гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим на территории страны, которые, выступая в составе национальных и сборных команд Республики Беларусь или бывшего СССР по видам спорта, завоевали золотые медали на Олимпийских играх, при достижении мужчинами возраста 60 лет, женщинами – 55 лет. С 1 февраля 2012 г. размер такой стипендии составляет 2 120 640 белорусских рублей, уточнила эксперт.
 
Немаловажной формой поддержки назвала эксперт пенсионное обеспечение спортсменов и тренеров, ведь помимо профессионального пенсионного обеспечения спортсмены и тренеры, имеющие особые заслуги перед Республикой Беларусь, имеют право на соответствующий вид пенсии согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30.03.1993 № 185 "Об утверждении Положения о пенсиях за особые заслуги перед Республикой Беларусь".
 
Все эти меры позволяют не только поддерживать профессиональных спортсменов и тренеров, но и вовлекать в эту деятельность новых участников, заключила В. Сморчкова.
 
Содействуя повышению своего социального статуса, достойно зарабатывая, спортсмен повышает уровень собственной социальной защищенности.
 
Тему пенсионного обеспечения профессиональных спортсменов продолжила научный сотрудник отделения исследований в социальной сфере Института правовых исследований Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь И. Долголева.

Пенсионное обеспечение является одним из основных механизмов материального обеспечения граждан в случае наступления старости, инвалидности. До 2009 г. профессиональные спортсмены подлежали пенсионному обеспечению за выслугу лет в соответствии с ст. 49-2 Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596-XII "О пенсионном обеспечении". Так, право на пенсию за выслугу лет имеют спортсмены: мужчины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 15 лет профессиональной спортивной деятельности; женщины – по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет профессиональной спортивной деятельности. Отдельные категории спортсменов, находившиеся в штате национальных сборных команд Республики Беларусь не менее 5 лет, имеют право на пенсию за выслугу лет при стаже работы не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. Перечень категорий спортсменов, имеющих право на такую пенсию, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.1994 № 205.
 
С 1 января 2009 г. пенсионное обеспечение профессиональных спортсменов претерпело существенные изменения в связи с введением профессионального пенсионного страхования. Впервые постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2008 № 1490 "О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования" был закреплен перечень видов спорта для целей профессионального пенсионного страхования отдельных категорий спортсменов, занимающихся профессиональным спортом, и перечень спортивных достижений, дающих спортсменам из числа членов национальных команд Республики Беларусь по видам спорта право на профессиональную пенсию раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет.
 
Все профессиональные спортсмены, по мнению эксперта, подразделяются на две категории: спортсмены, являющиеся членами национальных команд Республики Беларусь, и иные спортсмены.
 
Для первой категории предусмотрены следующие условия профессионального пенсионного страхования:
1) включение в состав национальной команды Республики Беларусь по виду спорта;
2) заключение трудового договора;
3) достижение одного из установленных постановлением № 1490 спортивных результатов;
4) наличие у застрахованного лица профессионального стажа не менее 5 лет, стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин;
5) достижение досрочного пенсионного возраста – 50 лет у мужчин и 45 лет у женщин;
6) уплата нанимателем после 1 января 2009 г. дополнительных страховых взносов в размере 4,8 % от доходов спортсмена.
 
Для второй категории предусмотрены следующие условия профессионального пенсионного страхования:
1) заключение трудового договора;
2) непосредственная занятость профессиональной спортивной деятельностью;
3) наличие у застрахованного лица профессионального стажа не менее 15 лет у мужчин и 10 лет у женщин, а также стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин;
4) достижение досрочного пенсионного возраста – 55 лет у мужчин и 50 лет у женщин;
5) уплата нанимателем после 1 января 2009 г. дополнительных страховых взносов на персональное пенсионное страхование.
 
Таким образом, отмечает И. Долголева, при наличии всех необходимых условий профессиональный спортсмен имеет право на дополнительную и досрочную профессиональные пенсии. Досрочная выплачивается до достижения общеустановленного пенсионного возраста, дополнительная – после его наступления.
 
Кроме того, профессиональный спортсмен имеет право на негосударственное пенсионное страхование, которое осуществляется на основании Указа Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 "О страховой деятельности".
 
Назначение и выплата пенсии за выслугу лет осуществляется профессиональным спортсменам на общем основании.
Профессиональная пенсия выплачивается в ином порядке – ее выплаты производит ФСЗН.
Дополнительная профессиональная пенсия выплачивается только в том случае, если на специальной части индивидуального лицевого счета имеются пенсионные сбережения, предупреждает специалист.
 
Современная система подготовки профессиональных спортсменов характеризуется исключительно высокими тренировочными и соревновательными нагрузками, что может приводить к травмам, завершению спортивной карьеры вследствие нетрудоспособности, инвалидности и даже смерти.
 
Поэтому еще одной важной темой мероприятия стало обсуждение связанных со страхованием жизни и здоровья вопросов, с которыми спортсменам приходилось нередко сталкиваться в своей профессиональной деятельности.
 
Рассказывая об особенностях страхования участников международных соревнований и методах работы со спортсменами, заместитель директора представительства ЗАСО "ТАСК" № 3 (Минск) Н. Титовец отметила, что, к сожалению, на белорусском рынке страхование спортсменов не получило массового распространения из-за недостаточной платежеспособности спортсменов и спортивных клубов, а также непонимания важности этого института родителями несовершеннолетних спорстменов.
 
Самым популярным видом страхования среди спортсменов по-прежнему является страхование для выезжающих за пределы Республики Беларусь.

Отчасти именно этот вид страхования спортсмены выбирают потому, что в посольствах ряда стран наличие страхового полиса – обязательное условие при обращении за визой, пояснила эксперт.
 
Страхование спортсменов от несчастного случая имеет ряд специфических отличий. При обычном страховании случаи получения травм во время спортивных занятий, соревнований обычно исключаются из объема ответственности. А вот при страховании спортсменов именно эти случаи и являются главной частью страхового покрытия. Для спортсменов применяются повышающие коэффициенты, дифференцированные в зависимости от вида спорта и регулярности спортивных занятий.
 
Конечно, для спортсменов такой договор страхования обходится несколько дороже, чем для обычных граждан, не планирующих за границей заниматься спортом. Вместе с тем этот договор не является дорогостоящим, хотя страховое покрытие у него очень высокое – оно начинается от 70 тыс. долларов США и доходит до 110 тыс. Поскольку такие договоры рисковые, убытки страховых компаний при этом очень велики, отметила представитель страховой компании. Только в 2011 г. убыточность составила примерно 70 %. В договор страхования включается организация медицинской помощи за границей, госпитализация, транспортировка, реабилитация и т.д.
 
Эксперт рекомендовала профессиональным спортсменам обратить внимание на договор добровольного страхования от несчастных случаев за счет собственных средств. Такой договор может действовать не только на территории страны, но и за ее пределами.
 
Определенной проблемой, отметила Н. Титовец, является то, что трудовые договоры, которые в настоящее время заключаются с профессиональными спортсменами, содержат только социальные гарантии по страхованию – пенсионное страхование и отчисления по обязательному страхованию. Что же касается дальнейшей жизни профессиональных спортсменов, этот вопрос, по мнению эксперта, остается открытым. Выход из сложившейся ситуации Н. Титовец видит в дополнении трудового контракта положениями, предусматривающими обязательное страхование жизни и здоровья профессионального спортсмена. Это предложение представителя страховой компании вызвало оживленную дискуссию среди участников мероприятия, поскольку для начала следовало бы определиться, кому вменить в обязанность обязательное страхование: нанимателю или работнику?
 
Кроме того, по мнению эксперта, стоит рассмотреть возможность утверждения Правил страхования профессиональных спортсменов, которые бы могли стать основой дополнительных гарантий для спортсменов. Данной группе риска требуется страховая защита.
 
Как обычно, самый пристальный интерес вызвало выступление директора Национального антидопингового агентства Республики Беларусь (НАДА) А. Ванхадло, который остановился на отдельных аспектах правовой базы проведения допинг-контроля.
 
 
Рассказывая о санкциях, применяемых в отношении спортсменов национального и международного уровней и их персонала, нарушивших антидопинговые правила, и о методах защиты от таких санкций, директор НАДА напомнил, что применение допинга спортсменами и тренерами преследует только одну цель – искусственное повышение спортивного результата. В то же время применение допинга имеет два последствия: колоссальный вред здоровью спортсмена и нарушение правил честной игры.

Что касается реализации антидопинговых программ в других странах, А. Ванхадло привел в качестве примера страны Южной Америки, где профилактика допинга на уровне образовательных программ начинается в детских садах: для детей устраивают психологические игры на честность в борьбе.
 
Государственная антидопинговая политика нашей страны проводится по разным направлениям, рассказал А. Ванхадло. Основные среди них – проведение допинг-контроля и формирование общественного мнения.

Но самым действенным средством, считает эксперт, по-прежнему является допинг-контроль и применение санкций к нарушителям. Причем чем масштабнее контроль, тем больше опасения спортсменов и тренеров быть уличенными в нарушении. Чем четче применяются санкции, тем быстрее формируется осознание неизбежности наказания.
 
Чтобы искоренить допинг, следует найти причину его применения, а заодно заняться теми, кто стоит у истоков распространения допинга, – тренерами, врачами и вспомогательным персоналом, уверен эксперт.
 
Применение санкций – очень серьезное и тонкое дело, поскольку мы фактически распоряжаемся судьбой спортсмена. Наказание должно быть неотвратимым, но санкции, уверен А. Ванхадло, должны применяться индивидуально в отношении каждого случая выявленного нарушения. При этом следует учитывать степень вины не только спортсмена, но и тренера и врача. Кроме того, нельзя применять одинаковое наказание к спортсмену международного уровня, сознательно принимающему допинг, и к несовершеннолетнему спортсмену, который без назначения врачом в поликлинике принял лекарство от кашля, в котором содержится запрещенный препарат.
 
В 2008 г. Республика Беларусь присоединилась к Международной конвенции ООН о борьбе с допингом в спорте и, как ее участник, обязана следовать Всемирному антидопинговому кодексу Всемирного антидопингового агентства. А между тем санкции, предусмотренные этим Кодексом, очень жесткие, уточнил директор НАДА.
 
Еще одним основанием для применения санкций за употребление допинга является ст. 34 Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2445-XII "О физической культуре и спорте", согласно которой спортсмены, биопробы которых показали использование запрещенных к применению методов и веществ; лица, виновные в применении их спортсменами; спортсмены, отказавшиеся от допингового контроля, подлежат лишению права участвовать в официальных спортивных соревнованиях Республики Беларусь и в спортивных соревнованиях в составах национальных и сборных команд Республики Беларусь в порядке, определяемом Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, а также несут ответственность в соответствии с законодательством. Спортивные результаты, достигнутые с использованием таких методов, веществ, могут быть признаны недействительными лицами, проводящими соревнования. Кроме того, в Беларуси утверждены и согласованы со Всемирным антидопинговым агентством Национальные антидопинговые правила, регламентирующие порядок проведения допинг-контроля и порядок апелляции.
 
В конце 2010 г. по требованию Всемирного антидопингового агентства при Министерстве спорта и туризма Республики Беларусь была создана Национальная антидопинговая комиссия, которая совместно с представителями федераций рассматривает все спорные вопросы в отношении спортсменов международного уровня. Апелляциями спортсменов национального уровня занимается Палата арбитров при общественном объединении "Белорусский республиканский союз юристов".
 
Что касается апелляций в отношении санкций, применяемых к спортсменам международного уровня и их персоналу, нарушившим антидопинговые правила, то здесь, по словам директора НАДА, имеются определенные правовые сложности при вынесении наказания некоторым категориям спортсменов и тренеров. Дело в том, что национальное трудовое законодательство не содержит санкций, предусмотренных Всемирным антидопинговым кодексом для случаев применения допинга.
 
Отдельная тема – санкции, применяемые к тренеру, заметил А. Ванхадло. Наказать тренера сложнее, чем наказать спортсмена. Всемирный антидопинговый кодекс требует пожизненной дисквалификации для тренеров несовершеннолетних спортсменов, уличенных в допинге. И тренера действительно можно дисквалифицировать. Если мы сумеем доказать его вину, подчеркивает эксперт. Необходимо, чтобы спортсмен указал, что препарат ему назначил именно тренер. Тренера можно отстранить от участия в соревнованиях, он будет продолжать заниматься тренировочным процессом, но уволить его нельзя – нет оснований.
 
-----------------------------
Участники форума сошлись во мнении, что у профессиональных спортсменов должна быть достойная не только старость, но и жизнь после ухода из большого спорта. А для этого необходим комплексный подход к проблеме социальных гарантий: для обеспечения социального благополучия действующих профессиональных спортсменов и тренеров следует параллельно решать вопросы их социальной защиты в перспективе. Необходимо разрабатывать новые структуры и механизмы управления социальной защитой профессиональных спортсменов и совершенствовать уже имеющиеся.
Поскольку в этом вопросе важную роль играет также мнение спортивного сообщества Беларуси, организаторы мероприятия предложили всем субъектам спортивных правоотношений направлять в адрес общественного объединения "Белорусский республиканский союз юристов" свои аргументированные предложения о внесении изменений в конкретный акт законодательства.