Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новости компаний


В Беларуси спорт давно стал важной составляющей жизнедеятельности общества, фактором здоровья населения и крупнейшим зрелищным явлением.
 
Вместе с тем в законодательстве до сих пор не разрешен ряд проблем, которые постоянно волнуют спортсменов, тренеров, руководителей спортивных федераций и клубов. В их числе - вопросы правового регулирования трудовых отношений спортсменов и тренеров, социальной защиты спортсменов, вопросы, связанные с переходом спортсменов из одного клуба в другой, а также с поиском спонсоров в непростой экономической ситуации и многие другие.
 
Как разрешить эти и другие непростые задачи в сфере спорта, обсуждали участники прошедшей в столичном культурно-спортивном комплексе "Минск-Арена" 18 ноября 2011 г. второй мини-конференции "Спорт в Республике Беларусь: правовые проблемы и перспективы развития".

Организаторами мероприятия выступили Общественное объединение "Белорусский республиканский союз юристов" при участии общества с ограниченной ответственностью "ЮрСпектр" (производитель СПС "КонсультантПлюс").
В работе конференции приняли участие более 100 специалистов: представители органов государственной власти и управления в области физической культуры и спорта, спортивных федераций по различным видам спорта, руководители и работники спортивных клубов и организаций, научные работники, преподаватели, аспиранты юридических и спортивных вузов, спортсмены, спортивные судьи и тренеры.
 
"В Беларуси назрела необходимость приступить к разработке проекта Спортивного кодекса", - заявил в своем приветственном слове доктор юридических наук, профессор, Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, председатель Белорусского республиканского союза юристов, заслуженный юрист Республики Беларусь Виктор Каменков. С момента принятия первой редакции Закона Республики Беларусь N 2445-XII "О физической культуре и спорте" прошло почти два десятка лет. За эти годы многое изменилось в сфере спорта на международном уровне. "Поэтому, если мы желаем соответствовать международным стандартам и иметь высокие достижения в спорте, национальное правовое регулирование не должно отставать", - подчеркнул В.Каменков. Именно кодифицированный нормативный правовой акт позволит не только систематизировать существующее законодательство о физкультуре и спорте, но и закрепить мировые тенденции в правовом регулировании спортивных отношений.
 
 
В первую очередь в Спортивном кодексе следует разобраться с понятийным аппаратом.
 
Современное представление о спорте должно увязываться не только со спортивными соревнованиями и спортивными достижениями, но и с деятельностью широкого круга субъектов: государства, спортивных организаций, клубов, спонсоров, организаций - производителей спортивной формы, оборудования и инвентаря, банков, транспортных и страховых компаний, средств массовой информации, зрителей. Без этих участников и четкого регулирования их правового положения спорт, в особенности профессиональный, эффективно существовать не сможет, поскольку утратит основные свои особенности: зрелищность, привлекательность и массовость.
 
Особо остро стоит вопрос с правовым урегулированием вопроса перехода профессиональных спортсменов из одного клуба в другой. Поэтому следует закрепить понятие договора о выплате компенсаций за подготовку игрока, в котором детально и четко прописать обязанности сторон по выплате компенсаций. Для того, чтобы не допустить оттока спортсменов из страны, необходимо ввести выдачу спортивных паспортов начинающим спортсменам. Нужно четко определить круг прав и обязанностей, ответственность таких спортивных субъектов, как Национальный олимпийский комитет (НОК), республиканские федерации, Министерство спорта и туризма, спортивные клубы и т.д.
 
Бизнес должен быть в спорте. "Спорт нужно рассматривать не только как социально-культурную, но и предпринимательскую, трудовую и иную не запрещенную законодательством деятельность", - отметил Виктор Каменков. Спорт – это уникальное комплексное явление с множеством функций, в том числе имиджевой, экономической, инвестиционной, спонсорской. Любые инвестиции предусматривают получение прибыли, и спорт не является исключением. Поэтому необходимо законодательно обеспечить развитие спортивной индустрии: государство должно создать "правила игры" внутри союза "государство, спорт, инвестор". В этом союзе каждая из трех сторон является заинтересованной.
 
"В погоне за спортивными достижениями, которых у нас немало, мы отстали в ряде вопросов правового регулирования отношений в спорте и организации управления данной сферой, - заявил в своем пленарном докладе Помощник Президента Республики Беларусь по вопросам физической культуры, спорта и развития туризма Игорь Заичков. - Произошедшие в последние десятилетия изменения в спортивной сфере требуют надлежащего правового осмысления и регулирования на всех уровнях, начиная от международного и заканчивая региональным уровнем".
 
Говоря о проблемах регулирования правовых отношений, Помощник Президента Республики Беларусь обозначил первостепенные цели и задачи такой деятельности в будущем на государственном уровне: нужна систематизация имеющихся нормативных правовых актов, необходимо определиться с направлением дальнейшего развития спортивного законодательства, следует законодательно закрепить примерную структуру и квалификационные характеристики по каждому виду спорта, систему его управления и финансирования, установить более четкое соотношение государственных и негосударственных организаций в управлении спортом и конкретизировать роль спортивных федераций.
 
В своем докладе Игорь Заичков подробно остановился на правовых аспектах взаимодействия НОК, Министерства спорта и туризма и национальных федераций по видам спорта, особо отметив проблемные вопросы взаимодействия. В качестве примера он привел случай, когда финансирование участия национальных сборных команд на чемпионатах Европы и мира осуществляется Министерством спорта и туризма и федерацией по виду спорта. Если невозможно обеспечить полное финансирование, недостающие денежные средства должна находить федерация. И на практике возникает ситуация, когда отсутствие определенности в отношении объема финансирования не позволяет более качественно спланировать и организовать выступления команды. Выход из создавшегося положения И.Заичков видит в аккумулировании денежных средств в одной организации для своевременного сопоставления объемов соответствующих денежных средств с планируемыми затратами и оперативном принятии мер по привлечению недостающего финансирования за счет спонсорских средств. В случае передачи денежных средств в адрес национальной федерации по виду спорта необходимо установить обязанность федерации в отношении целевого использования полученных средств с последующим представлением финансового отчета об их использовании.
 
Председатель Белорусского физкультурно-спортивного общества "Динамо" (БФСО "Динамо"), заместитель председателя центрального совета РГОО "Президентский спортивный клуб", председатель постоянной комиссии НОК Беларуси по работе с федерациями по видам спорта, член исполнительного комитета НОК Беларуси Юрий Бородич поделился особенностями эффективного участия БФСО "Динамо" в реализации направлений государственной политики в сфере физической культуры и спорта, обеспечения безопасности и правопорядка.
 
БФСО "Динамо" – это старейшая и наиболее авторитетная спортивная организация Беларуси. О масштабе ее деятельности можно судить по тому, что БФСО "Динамо" занимает ведущее место среди ведомственных организаций страны по спорту высших достижений и вносит весомый вклад в копилку медалей, завоеванных спортсменами на чемпионатах, кубках, первенствах мира и Европы. За период с 2009 года и по настоящее время динамовцами завоевано 487 медалей. Из 3548 спортсменов, входящих в различные составы национальных команд по 34 видам спорта, 838 являются динамовцами. Из 100 лицензий по 16 видам спорта, завоеванных белорусскими спортсменами на участке в ХХХ летних Олимпийских играх 2012 года в г. Лондоне, половина на счету динамовцев.
 
БФСО "Динамо" постоянно приходится соприкасаться с действием спортивного права и законодательства, руководствоваться его основными положениями в повседневной деятельности, разрешать неурегулированные вопросы.
 
"Национальное спортивное право требует дальнейшего ускоренного развития", - считает Председатель БФСО "Динамо". И отправной точкой в решении существующих проблем национального спортивного законодательства, по мнению Ю.Бородича, должен стать разрабатываемый Министерством спорта и туризма Республики Беларусь совместно с другими заинтересованными проект Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О физической культуре и спорте".
 
В новом Законе следует дать более четкое определение основных субъектов сферы физической культуры и спорта, в том числе понятий спортивной федерации и спортивного клуба, их прав и обязанностей, правового статуса национальной спортивной федерации по виду спорта, ее компетенции и полномочий. Кроме того, необходимо регламентировать правоотношения "треугольника": Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, НОК Беларуси, Национальная спортивная федерация, уточнить порядок финансирования и материально-технического обеспечения спортивных федераций и клубов и критерии оценки эффективности деятельности спортивных федераций и клубов.
 
Поддерживает Юрий Бородич и идею разработки законодательного акта с систематизированными нормами, определяющими отношения именно в сфере профессионального спорта, - отдельного закона или Спортивного кодекса Республики Беларусь. Для его подготовки можно использовать нормы Модельного закона от 31.05.2007 N 28-8 "О профессиональном спорте", принятого Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ и определяющего компетенцию спортивных федераций в процессе взаимодействия практически со всеми наиболее значимыми субъектами спортивных правоотношений.
 
Ю.Бородич напомнил, что 26 сентября на совещании у Президента Республики Беларусь была поставлена задача последовательного сокращения господдержки спортивных клубов к 2015 году до 50% от общей суммы их доходов, оставшуюся часть клубы должны зарабатывать за счет собственной хозяйственной деятельности.
 
3 ноября 2011 г. Президентом Республики Беларусь был подписан Указ N 497 "Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта", направленный на оптимизацию мер поддержки игровых видов спорта, обеспечение на данном этапе гарантированного уровня оплаты труда спортсменов и работников клубов, а также стимулирование самостоятельного зарабатывания средств спортивными организациями и достижение ими более высоких спортивных результатов. Указ будет действовать только в 2012 году. Правительство Республики Беларусь до 1 декабря 2012 г. по результатам применения Указа должно внести на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения о дальнейшем регулировании условий поддержки спортивных организаций. Поэтому в гандбольном и хоккейном клубах "Динамо-Минск" уже спланирован и реализуется комплекс мероприятий, направленных не только на достижение спортивных задач, но и на повышение эффективности коммерческой деятельности, доходов от маркетинговой и рекламной работы. Позитивные результаты этой работы особенно видны в ХК "Динамо-Минск": в этом сезоне клуб уже заработал 1 млн.дол. США.
 
Вместе с тем, как отмечает Юрий Бородич и как показывает практика, необходимо проделать большую работу по совершенствованию правовой базы, снимающей препятствия на пути реализации инвестиционных проектов в спортивной отрасли. Она должна обеспечить благоприятные условия для консолидации усилий государства, спортивных организаций и бизнеса, способствовать налаживанию четкого взаимодействия между всеми этими субъектами. Без этого дальнейшее развитие спорта в Беларуси невозможно.
 
В качестве конкретного предложения Юрий Бородич считает насущным на законодательном уровне закрепить особенности трудовых отношений спортсменов, тренеров и нанимателей. Еще ряд вопросов, требующих скорейшего разрешения, связан с медицинским обеспечением спортсменов, разрешением спортивных споров, заключением договоров о трансфере, льготами производителям спортивной экипировки и оборудования, подготовкой квалифицированных менеджеров и маркетологов для спорта.
 
Доклад советника-консультанта управления законодательства о национальной безопасности и правоохранительной деятельности Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь Инессы Лемак был посвящен одной из самых сложных и актуальных тем – проблеме финансирования спорта и перспективам этой главной составляющей развития спорта.

Беларусь относится к странам, в которых активно применяется модель вмешательства государства в развитие спорта, и поэтому общественные отношения в области спорта характеризуются преобладающей долей государства в их финансировании.


 
 
В соответствии со ст. 5 Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 N 2445-XII "О физической культуре и спорте" (в ред. от 09.11.2009) финансирование физической культуры и спорта осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, организаций физической культуры и спорта и иных источников, не запрещенных законодательством.
 
"Вместе с тем участие государства в финансировании спорта в нашей стране не ограничивается прямым выделением финансовых средств из бюджета на развитие спорта", - поясняет эксперт. В Беларуси получила развитие и такая форма государственного финансирования, как предоставление налоговых льгот и преференций организациям, непосредственно вкладывающим средства в развитие спорта. Свое место среди источников финансирования спорта занимает спонсорская помощь. Однако искать спонсоров нужно самостоятельно: спонсора нужно заинтересовать, доказав, что его помощь – выгодное капиталовложение.
 
"Указ N 497 "Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта", являющийся комплексным нормативным правовым актом и вступающий в силу с 1 января 2012 г., поднял вопросы поддержки спортивных организаций на качественно новый уровень", - подчеркнула И.Лемак.
 
Продолжила тему помощник председателя БФСО "Динамо" по правовым вопросам Елена Косенкова. Эксперт считает, что в последние годы происходит трансформация экономических взаимоотношений в белорусском спорте: далеко в прошлом остались механизмы полного бюджетного финансирования в спорте, и спортивные организации перешли на рыночные принципы функционирования, сочетая бюджетное финансирование с предпринимательской деятельностью. Такой смешанный тип финансирования характерен для европейской модели спорта, в отличие от американской модели, где бюджетное финансирование вообще не предусмотрено, но существуют максимальные льготы и преференции для спонсоров спорта.
 
В Беларуси с недостаточностью финансирования сталкивается преимущественно профессиональный спорт. С одной стороны, действующее законодательство и Указ N 497 предоставляют определенные льготы как для спортивных организаций, так и для спонсоров. Но на практике спортивные организации сталкиваются с явлением "неработающего законодательства". Если сейчас действующим законодательством за клубами закреплены спонсоры, которые поддерживают клубы в установленных объемах финансирования, то Указ N 497, вступающий в силу уже в начале следующего года, возлагает обязанность по поиску спонсоров на сами клубы. "Из имеющегося опыта есть основания предполагать, что проблема спонсорской помощи и поддержки для клубов станет еще острее, - убеждена спортивный юрист. - В процессе развития спорта должна быть заинтересованность и государства, и частного сектора. Но реальность сегодня такова, что без механизма государственного принуждения говорить сегодня о возможности полноценного финансирования спорта едва ли стоит".
 
Привлечение спонсоров в настоящее время Е.Косенкова считает реальной проблемой для белорусских спортивных клубов и организаций, которые вынуждены обращаться за поддержкой к местным органам власти.
 
Действующее законодательство позволило предоставлять спонсорскую помощь без ограничения ее размера и согласования, не указывать в договорах товары и услуги, которые будут приобретены спортивными организациями, и т.д. Но спонсорам не всегда хочется расставаться с частью своей прибыли, если у них отсутствует взаимовыгодный интерес в оказании спонсорской помощи.
 
"Что касается поддержки государства, необходимо на законодательном уровне создавать благоприятные условия для спонсоров, инвесторов и самих клубов, в том числе предоставлением определенных преференций, установлением налоговых льгот и послаблений", - предлагает Елена Косенкова. Без начального стартового капитала клубы не смогут заняться предпринимательской деятельностью.
 
Кстати, коммерческая деятельность большинства белорусских клубов сегодня недостаточно эффективна: они не умеют зарабатывать деньги от продажи билетов, сувениров, абонементов, атрибутики. По мнению Е.Косенковой, это особенность нашего белорусского спорта.
 
Что касается спонсоров, им нужно предлагать креатив. Но в связи с тем, что у нас в стране во многих видах спорта ослаблен внутренний чемпионат, отсутствует интерес широкой общественности к тем или иным видам спорта.
 
Выход один – привлекать в клубы хороших управленцев и укреплять клубы опытными тренерами и перспективными спортсменами. Чтобы решить финансовые проблемы, следует озаботиться вопросами льготного кредитования клубов и спортивных организаций, предоставления беспроцентных ссуд, создания условия для занятия предпринимательской деятельности. Для клубов, которые достигли высот и показывают хорошие результаты на международной спортивной арене, стоит предусматривать субсидии из республиканского и местных бюджетов.
 
Все это можно реализовать только при повышенной роли государства и местных органов власти, которые, безусловно, заинтересованы в достойном представлении своей страны за ее пределами, развитии детско-юношеского спорта, поддержании и укреплении здоровья населения. "Следует признать, что сегодня без механизма "государственного вменения" в обязанности для определенных юридических лиц оказания поддержки белорусскому спорту либо без пересмотра режима налогообложения говорить о перспективах полноценного финансирования спорта трудно и с точки зрения прогноза – невозможно, – констатировала эксперт. – Нам очень важно сохранить государственную поддержку и закрепить ее на законодательном уровне".
 
О том, как разрешаются спортивные споры с участием белорусских спортсменов на примере ХК "Динамо-Минск", рассказал управляющий партнер адвокатского бюро "Право и спорт", адвокат Сергей Буякевич.

Адвокат акцентировал внимание на дискриминационных, по его мнению, положениях договора, который заключается между автономной некоммерческой организацией "Континентальная хоккейная лига" и клубом для его участия в открытом чемпионате России по хоккею.
 
Любой клуб при заключении данного договора принимает на себя обязательства нести ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за нарушение регламента и условий договора как клубом, так и его руководителями, тренерами, хоккеистами и другими официальными лицами, принимающими участие в чемпионате КХЛ.
 
ЗАО "ХК "Динамо-Минск" осуществляет свою деятельность на территории Республики Беларусь, его представители – на территории как нашей страны, так и на территории Российской Федерации, Республики Казахстан, Латвии и Словакии. В связи с этим возникает закономерный вопрос: как может ЗАО "ХК "Динамо-Минск" нести ответственность в связи с российским законодательством за нарушение регламента и условий договора на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан, Латвии и Словакии?
 
Адвокат также обратил внимание на уязвимость позиции нероссийских клубов, и в частности ЗАО "ХК "Динамо-Минск", при разрешении споров в Спортивном арбитраже при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. "Это еще один довод, подтверждающий назревшую необходимость в реализации идеи создания Спортивного арбитража в Республике Беларусь", - подчеркнул С.Буякевич.
 
Помощник председателя Белорусской ассоциации футбола, член Комиссии по спортивному праву Белорусского республиканского союза юристов Сергей Ильич продолжил тему, детально остановившись на общих принципах арбитражного процесса в ФИФА.
 
О правовом регулировании договорных отношений в сфере профессионального спорта рассказал юрист ООО "ФК БАТЭ", представитель постоянной комиссии ассоциации "Белорусская федерация футбола" по агентской деятельности Юрий Колонтай.

В своем выступлении он отметил, что в настоящее время профессиональный спорт не может являться в полной мере предпринимательской деятельностью. Трудовая деятельность в данной сфере также не соответствует тем постулатам, на основании которых регулируется трудовое законодательство Республики Беларусь. Таким образом, в договорных отношениях в профессиональном спорте присутствует смешение институтов – гражданского и трудового законодательства, что вызывает на практике определенные сложности.
 
Эту точку зрения разделяет и спортивный юрист ООО "Баскетбольный клуб "Горизонт", член Комиссии по спортивному праву Белорусского республиканского союза юристов Вера Каменкова. "Между субъектами спортивной деятельности могут складываться специфические спортивные отношения, которые нельзя отнести в чистом виде ни к одной из известных отраслей права и законодательства", - отмечает юрист.
 
В соответствии с позицией, которая закреплена в ст. 32 Закона Республики Беларусь "О физической культуре и спорте", профессиональный спорт - предпринимательская, трудовая и иная не запрещенная законодательством деятельность, направленная на достижение высоких спортивных результатов и получение доходов (вознаграждений) от организации спортивных мероприятий и участия в них. Отношения, возникающие в профессиональном спорте между спортсменами, тренерами, судьями, иными гражданами, осуществляющими деятельность в сфере физической культуры и спорта, а также спортивными организациями, иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере физической культуры и спорта, регулируются ГК, ТК, Законом о спорте и иными актами законодательства.
 
Нормы какой отрасли права применимы к отношениям, возникающим в сфере спорта, и, в частности, к договорным отношениям между спортсменами и спортивными организациями? Одни ученые полагают, что деятельность в области профессионального спорта может регулироваться нормами как гражданского, так и трудового права, другие, напротив, придерживаются точки зрения, что такая деятельность должна регулироваться исключительно нормами трудового права. Однако ТК Республики Беларусь, в отличие от ТК Российской Федерации, не содержит норм, регулирующих отношения с участием спортивных субъектов.
 
Поэтому, как рассказывает В.Каменкова, отношения между спортсменами-профессионалами, тренерами и спортивными клубами могут регулироваться при помощи либо гражданско-правовых, либо трудовых, либо смешанных договоров. И эта неопределенность является помехой для развития профессионального спорта. Кем же является профессиональный спортсмен, в том числе легионер, профессиональный тренер и другой спортивный функционер, — наемным работником или предпринимателем? Ведь не могут они одновременно или поочередно иметь два этих правовых статуса.
 
По мнению эксперта, с учетом специфики отношений целесообразно заключать именно гражданско-правовые договоры.
В первую очередь необходимо определиться с тем, что понимается под профессиональной спортивной деятельностью. Кроме того, необходимо выяснить, что является основанием возникновения отношений по поводу профессиональной спортивной деятельности. Спортивный юрист придерживается позиции, что это гражданско-правовой договор. Однако национальное законодательство о спорте не содержит норм о договорах в сфере профессиональной спортивной деятельности и не определяет их понятие.
 
Существует совместное постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь и Министерства труда Республики Беларусь от 31.01.2000 N 1/9, которым утверждены Положение о порядке и условиях заключения контрактов со спортсменами-инструкторами и тренерами национальной команды Республики Беларусь по виду спорта, примерная форма контракта со спортсменом-инструктором национальной команды Республики Беларусь по виду спорта, примерная форма контракта с тренером национальной команды Республики Беларусь по виду спорта.
 
Соответственно напрашивается вывод, что отношения, возникающие между спортсменами, тренерами, должны оформляться трудовым контрактом, а отношения между иными субъектами — как трудовым, так и гражданско-правовым договором.
"Действительно, на практике большинство спортивных организаций идут по пути заключения со спортсменами трудовых договоров и затем сталкиваются с рядом сложностей, которые возникают из-за того, что положения трудового права не соответствуют особенностям спортивной отрасли", - предупреждает Вера Каменкова.
 
Функция, выполняемая спортсменами-профессионалами, существенно отличается от деятельности, традиционно регулируемой нормами трудового законодательства. Как правило, организуя производство и нанимая работников, работодатель рассчитывает на достижение определенного результата, получение прибыли или иного дохода. А сущность профессиональной спортивной деятельности - это создание продукта "спортивное зрелище", соревновательный процесс, результаты которого не поддаются точной оценке и планированию. В профессиональном спорте складываются отношения, которые нельзя с уверенностью отнести к трудовым. Более того, так называемый наниматель в спорте может предполагать и рассчитывать на самые высокие результаты (показатели) своих работников (спортсменов). А если у них окажутся самые низкие результаты? Что делать в этом случае? Не платить им зарплату или заплатить по самым низким расценкам, снизить премиальные или заплатить за простой?
 
"Кстати, денежная выплата при досрочном расторжении трудового договора по инициативе спортсмена-работника также является чужеродной для трудового права", - отмечает спортивный юрист. И трансферная система, которая является мировой практикой, вовсе не согласуется с действующим трудовым законодательством. Трансферный договор представляет собой куплю-продажу работника (спортсмена). Но как быть с компенсацией средств, потраченных на подготовку спортсмена, при досрочном расторжении договора? Ведь на основании ст. 40 ТК спортсмен-работник может уведомить нанимателя о расторжении договора за месяц и быть свободным. И если в коллективных (командных) видах спорта заключение трудового договора хоть как-то соотносится со спортивной деятельностью, то как быть с представителями индивидуальных видов спорта, которые самостоятельно тренируются и участвуют в соревнованиях?
 
Выход из сложившейся ситуации Вера Каменкова видит в отнесении взаимоотношений между спортивными организациями и профессиональными спортсменами к сфере гражданско-правовых и распространению на них норм гражданского законодательства. Однако даже при таком варианте нельзя ограничить право спортсмена на досрочное расторжение договора. Но в этом случае можно прибегнуть к предусмотренным гражданским законодательством способам обеспечения исполнения обязательств - денежная выплата при одностороннем расторжении договора по характеру близка к неустойке.
 
"Мы предлагаем заключение между спортсменом и спортивной организацией гражданско-правового договора возмездного оказания услуг, регулируемого гл. 39 ГК. Именно такое оформление отношений в профессиональном спорте является преимущественным, поскольку позволяет предусмотреть ответственность сторон за нарушение договорных обязательств, упорядочить взыскание спортивных штрафов и, что самое важное, в значительной степени обеспечить стабильность договора", - резюмирует В.Каменкова.
 
Помощник Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, член комиссии по спортивному праву ОО "Белорусский республиканский союз юристов" Алексей Корочкин также придерживается мнения, что спортсменам и спортивным клубам необходимо предоставить альтернативу трудовому договору и нормативно урегулировать и закрепить порядок заключения гражданско-правовых договоров. Тем самым спортсмены смогут сделать выбор между заключением гражданско-правового договора либо трудового договора.
 
Научный сотрудник отделения исследований в социальной сфере Института правовых исследований Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь Елена Касьянова тоже считает вопрос об отраслевой принадлежности этих правоотношений самым дискуссионным в сфере регулирования труда. В связи с этим эксперт изложила ряд направлений, по которым следовало бы совершенствовать законодательство о труде для целей профессионального спорта.
 
Исходя из анализа основополагающих принципов гражданского права (равенство сторон, свобода договора) и принципов трудового права (обеспечение свободы труда, право на охрану труда и право на защиту трудовых прав) следует отнести такие отношения к предмету правового регулирования трудового права, что уже реализовано в национальном законодательстве и законодательстве ряда других государств. Например, ТК Российской Федерации дополнен гл. 54.1 "Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров". В Беларуси уже подготовлен проект закона, которым предполагается дополнить ТК гл. 26-1 "Особенности регулирования труда спортсменов, тренеров".
 
"Профессиональные спортсмены и тренеры как особая категория работников объективно нуждаются в определенных гарантиях и повышенной социальной защите со стороны государства, в том числе посредством распространения законодательства о труде на отношения, возникающие между субъектами профессионального спорта, - считает эксперт. - Необходим дифференцированный подход в правовом регулировании трудовых и связанных с ними отношений в профессиональном спорте при обязательном применении общих норм трудового права".
 
Необходимо установить для профессиональных спортсменов специальный возраст, с которого допускается осуществлять трудовую деятельность в указанной сфере. При применении общего правила о возрасте лица, заключающего трудовой договор (лицо, достигшее 16 лет, либо лицо, достигшее 14 лет, с письменного согласия одного из его законных представителей), остается нерешенным вопрос в отношении таких "ранних" видов спорта, как например, художественная гимнастика, когда в 14 лет подросток уже является профессиональным спортсменом, а в 18 может быть профессионально непригодным, и в первую очередь по возрастным показателям.
 
С профессиональными спортсменами нужно заключать только срочные трудовые договоры.
Следует установить иные по сравнению с ТК критерии (квалификация, особые условия труда, количество и качество выполняемой работы) начисления зарплаты спортсменам. На оплату труда профессионального спортсмена существенное влияние оказывают спонсорские контракты, а также дополнительные выплаты, такие как, например, за получение медали на Олимпийских играх. Таким образом, спортсмен-профессионал получает вознаграждение не только от организации физической культуры и спорта, заключившей с ним срочный трудовой договор, но и от других субъектов, не являющихся сторонами трудового правоотношения.
 
Целесообразно разработать особый подход к определению рабочего места и времени, а также нормированию рабочего времени профессионального спортсмена и тренера.
 
В ТК предусмотрено, что рабочее место - место постоянного или временного пребывания работника в процессе трудовой деятельности. В то же время в профессиональном спорте рабочим местом может быть не только спортивный зал, тренировочная площадка, стадион, но и другие объекты, в том числе расположенные за границей. Как, например, нанимателю гарантировать и выполнять требования законодательства об охране труда? "Да и определить рабочее время, в течение которого профессиональные спортсмены и тренеры в соответствии с трудовым и коллективным договорами, правилами внутреннего трудового распорядка обязаны находиться на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности, практически невозможно", - рассказывает эксперт. Тренировочный процесс - длящееся явление, сопряженное с соблюдением постоянного спортивного режима, а спортивные соревнования могут проходить в любое время, в том числе ночное, если это другой часовой пояс, и выполнить положения ТК здесь затруднительно. Особенности в нормировании рабочего времени профессионального спортсмена и тренера не согласуются с положениями ТК. Так, полная норма продолжительности рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (ст. 112 ТК), а для работников моложе 18 лет - 35 часов в неделю (ст. 114 ТК). Для профессиональных спортсменов рабочее время не совпадает с понятием рабочего времени по законодательству о труде и, как правило, превышает установленные нормы.
 
По мнению юриста, нужно установить специальные основания прекращения срочного трудового договора с профессиональным спортсменом. На практике расторжение трудового договора с профессиональными спортсменами и тренерами допустимо по основаниям, предусмотренным в нем. Это может быть: дисквалификация, получение положительного результата теста допинг-контроля, недостижение определенного результата и др. "Но это явно противоречит законодательству о труде, поскольку указанных оснований прекращения трудового договора нет ни в ТК, ни в иных нормативных правовых актах", - подчеркивает юрист.
 
"Кстати, повсеместно существующая трансферная система также противоречит действующему законодательству о труде, в рамках которого возможно осуществить временный перевод от одного нанимателя к другому в случае производственной необходимости (простоя) на срок до одного месяца либо по согласованию между ними и работником (спортсменом, тренером), но денежной компенсации при этом не предусмотрено", - обращает внимание Елена Касьянова.
 

******************************************************************************
Очевидно, что в ходе конференции были подтверждены имеющиеся правовые коллизии, требующие оперативного разрешения, прозвучали различные точки зрения на наиболее актуальные проблемы становления, формирования и развития спортивного права.
Вместе с тем участники мероприятия пришли к общему выводу о необходимости дальнейшего активного совершенствования законодательства Республики Беларусь в целях более эффективного осуществления профессиональными спортсменами и тренерами своего труда.
Именно законодательное регулирование спорта является насущной предпосылкой для организации эффективного менеджмента спортивных федераций и клубов, их результативной финансово-экономической деятельности, а также решения проблемы подготовки специалистов спортивной отрасли в целом.
Мини-конференция явилась контекстным мероприятием всех состоявшихся в 2010 и 2011 годах многочисленных форумов по спортивному праву и предварила Международную спортивную конференцию, планируемую к проведению в г. Минске в апреле 2012 г.