Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новости компаний


Физическое воспитание и спортивная подготовка детей, подростков и юношества – эффективный инструмент оздоровления любой нации. Поэтому одним из важнейших направлений государственной социальной политики Республики Беларусь стало развитие спорта, прежде всего детско-юношеского.
 
В Минске 22 сентября 2011 г. в рамках развития в Республике Беларусь спортивного права состоялся правовой форум на тему "Перспективы развития права в сфере детско-юношеского спорта", организатором которого выступило ОО "Белорусский республиканский союз юристов" при организационной поддержке ООО "ЮрСпектр" и редакции журнала "Промышленно-торговое ПРАВО". Представители спортивных клубов и федераций, детско-юношеских спортивных учреждений и организаций, руководители и специалисты Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, НЦЗПИ, сотрудники управления физической культуры, спорта и туризма Мингорисполкома, юристы обсудили проблемные моменты правового регулирования детско-юношеского спорта.
 
В качестве экспертов в мероприятии приняли участие Николай Бабец, заслуженный тренер Республики Беларусь; Инесса Лемак, советник-консультант управления законодательства о национальной безопасности и правоохранительной деятельности НЦЗПИ; Людмила Кошкалда, начальник отдела учебно-спортивных организаций управления спорта Министерства спорта и туризма Республики Беларусь; Анна Ковалева, главный специалист этого же отдела.
 
 
Николай Бабец во вступительном слове отметил положительную динамику развития и потенциал детско-юношеского спорта на современном этапе и вместе с тем выделил недостатки, среди которых:
 
– утрата былой конкурентоспособности отдельных видов спорта (плавание, спортивная гимнастика, пулевая стрельба, фехтование, настольный теннис и др.);
– отказ ряда предприятий содержать спортивные школы под предлогом экономической нецелесообразности;
– расширение сферы платных услуг в ущерб бесплатным учебным государственным программам, что в целом не принесло хороших результатов.
 
Инесса Лемак отметила, что в Республике Беларусь отсутствует единый нормативный правовой акт, регулирующий детско-юношеский спорт. Так как отношения в этой сфере разносторонние и комплексные, то и законодательство отличается многообразием, наиболее значимые отношения регламентируют акты Президента Республики Беларусь.
 
Эксперт обратила внимание на Модельный закон "О детско-юношеском спорте", принятый постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств от 19 апреля 2001 года № 17-7, установивший основы для разработки и реализации в странах СНГ, в том числе Республике Беларусь, общегосударственной политики в области детско-юношеского спорта с целью создания эффективной системы всестороннего совершенствования физической культуры и спорта как средства утверждения здорового образа жизни, непрерывного образования и развития личности.
 
Физическое воспитание и спорт – составная часть системы образования, в которую входят учреждения образования всех уровней независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности и организации дополнительного образования (специализированные учебно-спортивные учреждения).
 
Людмила Кошкалда описала ситуацию с финансированием специализированных учебно-спортивных учреждений и акцентировала внимание на том, что материально-техническое обеспечение спортивных баз во многом зависит от хозяйственности их руководства. По мнению эксперта, государство, являясь основным инвестором физкультурно-спортивного движения, выделяет достаточно финансовых средств сфере детско-юношеского спорта. Однако существует проблема их перераспределения: все больше бюджетных денег идет на спорт высших достижений в ущерб детскому спорту.
 
О перспективах развития детско-юношеского спорта и совершенствовании нормативной правовой базы рассказала Анна Ковалева. Она считает, что в нашей стране сложилась устойчивая и динамично развивающаяся система подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса, которая позволяет ежегодно тренировать спортсменов для 49 штатных национальных команд Республики Беларусь по видам спорта.
 
В целях достижения стабильно позитивной динамики и укрепления позиций страны среди ведущих мировых спортивных держав Совет Министров Республики Беларусь принял постановление от 24 марта 2011 г. № 372, утвердившее Государственную программу развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2011–2015 гг. Кроме того, Министерство спорта и туризма Республики Беларусь совместно с заинтересованными государственными органами разработало проекты постановлений об утверждении:
 
– Положения о специализированных по спорту классах и порядке приема лиц для получения начального образования, базового образования, среднего образования в специализированных по спорту классах учреждений общего среднего образования;
– Положения о средней школе – училище олимпийского резерва;
– Инструкции о порядке приема лиц для получения общего среднего образования в средних школах – училищах олимпийского резерва.
 
Сложности с реализацией этих проектов связаны с тем, что в Кодексе Республики Беларусь об образовании (в развитие которого они разработаны) отражены нормы построения только образовательного процесса, а в спецклассах, училищах олимпийского резерва дополнительно организуется учебно-тренировочный процесс, принципиально отличающийся от образовательного.
 
 
Участники мероприятия не пришли к единому мнению о целесообразности принятия в Республике Беларусь спортивного кодекса. Была высказана позиция, что это несколько преждевременно, поскольку нет достаточной правовой основы для такого глобального документа. Необходимо сначала упорядочить те отношения в спорте, которые еще не урегулированы, прежде всего доработать Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 года № 2445-XII "О физической культуре и спорте", который наша страна приняла первой в СНГ.
 
Представителей Спортивного клуба Федерации профсоюзов Беларуси среди прочего интересовала возможность получения частичной финансовой поддержки за счет местных бюджетов, а также субсидий специализированными учебно-спортивными учреждениями профсоюзов.
 
Дискуссионным остался вопрос, стоит ли рассчитывать на завоевание определенного количества медалей белорусскими спортсменами юношеского, юниорского и молодежного возрастов.
 
Участники форума поддержали предложение о введении ставки психолога в специализированных учебно-спортивных учреждениях. Сложным остается планирование фонда оплаты труда тренеров-преподавателей по спорту, находящихся в отпуске по уходу за ребенком или в декретном отпуске.
 
В заключение Инесса Лемак высказала точку зрения, что не только спортивные школы должны решать проблему развития детско-юношеского спорта: она связана и с экологией, и с питанием, и с родительским воспитанием, и с недостаточным количеством уроков физической культуры в общеобразовательных школах. Прозвучало единое мнение, что в первую очередь необходимо культивировать детям здоровый образ жизни, а спорт – часть этой жизни.