Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новости компаний


Более 200 практикующих бухгалтеров, экономистов и специалистов финансовых служб собрались 27 мая 2011 г. в Минске на конференцию "Актуальные вопросы бухгалтерского учета, ценообразования и налогообложения деятельности организаций".
 
 
Конференция была организована Министерством экономики Республики Беларусь Министерством финансов Республики Беларусь, Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь при организационной поддержке общества с ограниченной ответственностью "ЮрСпектр" (производитель СПС "КонсультантПлюс"). Партнером конференции выступило ИООО "Эрнст энд Янг".
 
Необходимость проведения подобного форума была вызвана целым рядом причин: изменениями законодательства в сфере ценообразования, в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также планируемым переходом белорусских компаний на МСФО.
 
Как отметила в приветственном слове начальник управления инфраструктуры предпринимательской деятельности Департамента по предпринимательству Министерства экономики Республики Беларусь Тамара Ахраменко, конференция позволит всесторонне рассмотреть наиболее важные проблемные вопросы в данной сфере и в последующем выработать новые подходы для их решения. Конференция должна стать отправной точкой в этой сложной, но необходимой работе.
 
Начальник управления прямого налогообложения Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь Светлана Яцкевич в своем выступлении уточнила, что налоговая система Беларуси пришла к определенной стабильности и каких-либо глобальных изменений в этой сфере не предполагается. Вместе с тем специалист особо остановилась на актуальных изменениях в налогообложении, которые вступят в силу в 2012 году. В частности, изменения коснутся механизма переноса убытков: принято решение о переносе убытков в течение 10 лет, при этом в целях поступления доходов в бюджет установлено ограничение 50% прибыли, подлежащей налогообложению. Кроме того, предполагается снижение ставки налога на прибыль. Изменения предполагаются и в упрощенной системе налогообложения: до 12 млрд. бел. руб. увеличивается критерий перехода на упрощенную систему налогообложения. Также, по словам налоговика, с января на март переносятся сроки предоставления налога на недвижимость.
 
Начальник Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Министерства финансов Республики Беларусь Александр Гончар акцентировал внимание на планируемом смещении акцентов с процесса накопления, сбора и систематизации учетной информации на финансово-бухгалтерскую отчетность. Кроме того, по словам представителя Министерства финансов, особое внимание будет уделяться последовательному сближению с международными стандартами финансовой отчетности.
Центральным событием пленарной части конференции стало выступление заместителя начальника Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита – начальника управления методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Республики Беларусь Татьяны Рыбак. Рассказывая о перспективах развития бухгалтерского учета в Республике Беларусь, она отметила, что наиболее оптимальной моделью развития является поэтапная адаптация международных стандартов финансовой отчетности с учетом национальных экономических интересов и организационных особенностей учетной системы. Сближение бухгалтерского учета с МСФО требует принятия законодательных решений по данной проблематике. Концептуальные основы развития национальной системы бухгалтерского учета определены в проекте Закона Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности", анализ которого и представила участникам мероприятия Т.Рыбак.
После завершения пленарной части работа конференции продолжилась в 4 тематических секциях.
 
Бухгалтерский учет
 
В 1-й секции конференции обсуждались вопросы бухгалтерского учета.
Начальник Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Министерства финансов Республики Беларусь Александр Гончар рассказал о новациях в отношении первичных учетных документов, предусмотренных Указом Президента Республики Беларусь 15.03.2011 №114 "О некоторых вопросах применения первичных учетных документов".
 
Актуальные вопросы бухгалтерского учета запасов и основных средств в 2011 году подробно осветил Александр Лапин, заместитель начальника управления методологии бухгалтерского учета и отчетности – начальник отдела международных стандартов финансовой отчетности Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Министерства финансов Республики Беларусь.
 
Анна Крупнова, консультант отдела методологии бухгалтерского учета управления методологии бухгалтерского учета и отчетности Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Министерства финансов Республики Беларусь, детально прокомментировала изменения в Типовой план счетов бухгалтерского учета с 2012 года.
Об особенностях бухгалтерского учета нематериальных активов в 2012 году рассказал Александр Шавлюк, консультант отдела международных стандартов финансовой отчетности управления методологии бухгалтерского учета и отчетности Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Министерства финансов Республики Беларусь.
 
Как всегда, неподдельный интерес присутствующих вызвало выступление представителя контролирующего органа: начальник отдела правовой и договорной работы Комитета государственного контроля Минской области Сергей Нестеренко рассказал о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, в сфере бухгалтерского учета и отчетности и ответственности за данные нарушения.
 
 
 
От государственного регулирования – к свободному ценообразованию
 
Тематика 2-й секции была посвящена вопросам ценообразования и привлекла особое внимание специалистов организаций.
 
С основными направлениями ценовой и антимонопольной политики в Республике Беларусь участников ознакомил Игорь Фомин, директор Департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь.
Во исполнение Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" (далее – Директива № 4) и в соответствии с Указом Президента от 25.02.2011 № 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь" (далее – Указ № 72) было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.04.2011 № 495 "Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, Министерством здравоохранения, облисполкомами и Минским горисполкомом, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь" (далее – Постановление № 495), которое вступило в силу с 21.04.2011.
 
Указанным постановлением утверждены 4 отдельных перечня товаров, работ и услуг, цены на которые государство оставляет под своим контролем.
 
Игорь Фомин отметил, что Указ № 72 явился правопреемником Указа Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 № 285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь".
 
В рамках соглашений, формирующих Единое экономическое пространство Беларуси, Казахстана и России, Республика Беларусь ратифицировала Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции, заключенное в г. Москве 09.12.2010 (далее – Соглашение). До 01.07.2011 Казахстан и Россия также должны это сделать, пояснил эксперт.
 
В статье 17 "Порядок введения ценового регулирования" данного Соглашения указывается, что введение Сторонами государственного ценового регулирования на товарных рынках, не находящихся в состоянии естественной монополии, осуществляется в исключительных случаях, к которым относятся в том числе чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия, соображения национальной безопасности, при условии, что возникшие проблемы невозможно решить способом, имеющим меньшие негативные последствия для состояния конкуренции.
 
В качестве временной меры Стороны могут вводить государственное ценовое регулирование на отдельные виды социально значимых товаров на отдельных территориях на определенный срок в порядке, предусмотренном законодательством Сторон. Общий срок применения предусмотренного настоящим пунктом государственного ценового регулирования по одному виду социально значимого товара на отдельной территории не может превышать 90 дней в течение одного года. Продление этого срока может осуществляться по согласованию с Комиссией Таможенного союза.
Эти положения не применяются к государственному ценовому регулированию на услуги, включая услуги субъектов естественных монополий, а также к сфере государственных закупочных и товарных интервенций.
 
Кроме того, положения не применяются к случаям государственного ценового регулирования на товары, указанные в приложении к Соглашению: природный газ, сжиженный газ для бытовых нужд, электрическую и тепловую энергию, водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28% (минимальная цена), этиловый спирт из пищевого сырья (минимальная цена), лекарственные препараты, топливо твердое, топливо печное и керосин для бытовых нужд, продукцию ядерно-энергетического цикла, нефтепродукты.
 
По всем остальным товарам Беларусь после ратификации Соглашения Казахстаном и Россией будет иметь право применить экстренную меру госрегулирования в течение 90 дней в течение одного года.
 
В настоящее время контролерами Департамента ценовой политики проводятся только плановые проверки субъектов хозяйствования, а также мониторинг цен и ценообразования субъектов хозяйствования, особенно тех, на товары которых наблюдается ажиотажный спрос, отметил эксперт.
 
Эти меры необходимы для того, чтобы выяснить, все ли субъекты хозяйствования готовы к ценовой свободе или в Постановление № 495 следует все же внести изменение, добавив товарные позиции, при формировании цен на которые субъекты хозяйствования еще не готовы к самостоятельности.
 
По словам Игоря Фомина, нередки случаи, когда субъекты хозяйствования при формировании цен и тарифов закладывают в них или во взимаемые торговые надбавки неоправданно высокие девальвационные и валютные риски. В качестве примера эксперт привел ситуацию, когда при проведении мониторинга цен в гипермаркетах, магазинах "спальных" районов городов выяснялось, что один и тот же товар можно купить по разным ценам в различных объектах торговли.
 
Что касается проверок, Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 510) дает возможность (подп. 9.1 п. 9) назначить проверки в отношении проверяемых субъектов без включения в координационный план контрольной (надзорной) деятельности (далее – внеплановые проверки) по поручениям Президента Республики Беларусь, Президиума Совета Министров Республики Беларусь. Поручение на проведение внеплановой проверки может быть дано, внеплановая проверка – назначена по следующим основаниям:
 
при наличии у контролирующего (надзорного) органа информации, в том числе полученной от государственного органа, иностранного государства, иной организации или физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, историко-культурным ценностям, имуществу юридических и физических лиц. По мнению Игоря Фомина, в настоящее время наблюдается угроза необоснованного повышения цен, что ведет к подрыву стабильности в обществе. По словам директора Департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, положение с ценами – это следствие нестабильной ситуации на валютном рынке и ряда других причин. Поэтому именно сейчас следует усилить контроль за ними со стороны государства, но в рамках действующего законодательства.
 
Ограничение торговых надбавок на товары согласно Перечню социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом (утв. Постановлением № 495), по мнению Игоря Фомина, недостаточно для сдерживания цен на такие товары, так как в результате отмены ограничений на оптовые надбавки импортеров и обязательности составления экономических обоснований цен субъекты хозяйствования, ввозящие товары, при одинаковом уровне контрактных цен формируют свои цены с различным наполнением контрактных цен в белорусском эквиваленте. Причем, нередко, с необоснованно большим запасом. Поэтому Министерство в пределах всех имеющихся возможностей будет проводить экспертные оценки и мониторинг ценообразования в организациях-импортерах.
 
Один из факторов нынешнего повышения цен на продовольственные товары – диспаритет цен в приграничных с Республикой Беларусь районах. И это побуждает Правительство Республики Беларуськ защите внутреннего рынка. Так, с 12 мая вступило в силу Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.05.2011 № 601 "О некоторых мерах по обеспечению внутреннего рынка потребительскими товарами" (далее – Постановление № 601), которым Министерству экономики Республики Беларусь вменено в обязанность совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом обеспечить мониторинг отпускных и розничных цен на потребительские товары, принимать меры по выявлению и пресечению фактов их необоснованного увеличения; осуществлять государственный контроль за деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, субъектов естественных монополий; в целях исключения неорганизованного вывоза товаров за пределы Республики Беларусь принимать меры по недопущению ценового диспаритета.
 
Оценивая роль влияния Постановления № 601 на процесс либерализации ценообразования в Беларуси, Игорь Фомин отметил, что это не возврат к жесткому регулированию, а временное введение мер по защите потребителя. Стратегически Министерство экономики Республики Беларусь не планирует возврат к тотальному госрегулированию.
Глава Департамента ценовой политики констатировал, что реальность такова, что цены, в том числе регулируемые, будут расти, т.к. изменились курсы, подорожали затраты производства и издержки обращения, средств на многочисленные дотации на фоне отрицательного сальдо внешней торговли (в основном за счет энергоресурсов) у государства нет. Пример – последнее повышение цен на нефтепродукты. Это непопулярная мера, но она обусловлена диспаритетом цен на нефтепродукты с соседними странами.
 
В соответствии с Указом № 72 Министерству экономики Республики Беларусь поручено регулировать цены на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь. Механизмы такого регулирования установлены Постановлением Министерства экономики от 28.06.2007 N 121 (далее – Постановление № 121). А постановлением Министерства экономики от 27.02.2003 № 273 (далее – Постановление № 273) установлены предельные уровни рентабельности товаров (работ, услуг), производимых и реализуемых организациями-монополистами на территории Республики Беларусь.
 
Сегодня специалистами Департамента ценовой политики проводится работа по экспертизе цен организаций-монополистов и выявлению таких организаций. При этом от такого механизма госрегулирования цен организаций-монополистов, как установление предельных уровней рентабельности, предусмотренного Постановлением № 273, планируется отказаться, пояснил Игорь Фомин, Постановление будет отменено.
 
В заключение Игорь Фомин призвал всех участников рынка к учету взаимных интересов, цивилизованным взаимоотношениям, повышению культуры ценообразования на свои товары, работы и услуги. При этом главный ценовик страны полон оптимизма и одним из путей выхода из сложившейся ситуации видит усиление роли государства в процессах ценообразования, даже при изменившихся правилах.
 
Заместитель начальника отдела методологии, анализа и прогнозирования цен Департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь Людмила Козеко продолжила тематику секции с вопросами формирования и применения цен и тарифов на товары (услуги) с учетом требований Директивы № 4 и Указа № 72.
Эксперт отметила, что нередки случаи, когда организации-монополистов не нужно выявлять путем мониторинга. Информацию о них в Департамент ценовой политики сообщают организации, недовольные необоснованно высокими ценами своих поставщиков, с просьбой включить таких поставщиков в сферу госрегулирования как организации-монополисты.
 
По словам Людмилы Казеко, в Указ № 510 будут внесены изменения, позволяющие проводить экстренные проверки субъектов хозяйствования в плане соблюдения антимонопольного законодательства с целью пресечения монопольных сговоров. Также есть предложения снизить минимальные предельные величины, установленные Министерством экономики Республики Беларусь для отнесения к организациям-монополистам. Таким образом, по мнению Людмилы Казеко, не исключена возможность для организаций, которые еще вчера не считались организациями-монополистами, стать ими сегодня. В ценах должна быть преемственность, так что экономистам организаций лучше не забывать, как составляются экономические обоснования цен.
 
В качестве методов регулирования цен организаций-монополистов Министерство экономики видит не только установление предельных уровней рентабельности товаров (работ, услуг), производимых и реализуемых организациями-монополистами на территории страны, который прописан в ныне действующем Постановлении № 273 и которое будет отменено (т.к. импортная составляющая у различных организаций-монополистов разная), но и заключение соглашения с организациями-монополистами о предельном повышении цен в течение года. Применение нормативов рентабельности будет дифференцировано в разрезе отдельных наименований товарных позиций, по которым они включены в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, с соблюдением утвержденного предельного уровня рентабельности в целом по данным товарным позициям (как это предусмотрено п. 6 Инструкции о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий, утвержденный Постановлением № 121).
 
Кроме того, будут использоваться и такие методы регулирования цен монополистов, как декларирование и регистрация цен.
 
Экономические обоснования цен согласно действующему законодательству обязательны только по регулируемым позициям. Но, по мнению Людмилы Казеко, они необходимы и при свободном ценообразовании, т.к. целью любого бизнеса является извлечение прибыли. Без экономических обоснований цен невозможно осуществить бизнес-планирование, управление организацией.
 
По нерегулируемым товарам (работам, услугам) Л. Казеко видит выход в установлении договорных отношений между субъектами хозяйствования. Т.е. покупатели (заказчики) и поставщики имеют право прописывать в договоре предоставление экономических обоснований цен (калькуляций) как обязательное условие исполнения договора.
По мнению Людмилы Казеко, экономические обоснования цен необходимы при проведении таварообменных операций, о чем идет речь в ныне действующем Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.1999 № 405 "О вопросах ценообразования при проведении товарообменных операций".
 
В качестве рычагов регулирования процессов ценообразования (кроме отнесения к организациям-монопостам) Л. Казеко назвала ведомственную подчиненность, когда министерства должны осуществлять методологическое руководство подведомственными организациями, и республиканскую подчиненность.
 
Касаясь нормативного вакуума в сфере ценообразования, на который жалуются экономисты, Л. Казеко посоветовала и после утраты силы Инструкции № 183 и ряда отраслевых инструкций по ценообразованию продолжать формировать цены по-прежнему.
 
Что касается порядка формирования цен на товарные позиции, которые регулируются Министерством экономики Республики Беларусь, то скоро увидит свет новая инструкция. В качестве методов регулирования цен согласно новой инструкции не рассматривается ограничение предельных уровней рентабельности. Пока нет такой инструкции (и нет Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)), специалист посоветовала экономистам организаций для включения тех или иных статей расходов в свои калькуляции вспомнить те времена, когда затраты для целей налогообложения и ценообразования в нормативных документах упоминались рядом, и воспользоваться ст. 130 НК, в которой перечислены затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении. А для тех организаций, цены (тарифы) которых не регулируются Министерством экономики Республики Беларусь, – пользоваться новой инструкцией в рекомендательном плане.
 
Кроме того, можно и нужно пользоваться отраслевыми инструкциями по вопросам калькулирования себестоимости и ценообразования, которые на сегодняшний день практически переработаны соответствующими министерствами с учетом изменений законодательства, но не зарегистрированы в Министерстве юстиции Республики Беларусь и поэтому носят рекомендательный характер. Например, Методические рекомендации по прогнозированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) в промышленных организациях Министерства промышленности Республики Беларусь, утвержденные приказом Министерства промышленности Республики Беларусь от 31.12.2010 № 881.
 
В заключение работы секции начальник отдела цен и тарифов в непроизводственной сфере Министерства экономики Республики Беларусь Елена Волкова рассказала о порядке ценообразования в непроизводственной сфере.
 
Курс на сближение: переходим на язык международного бизнеса
 
В рамках 3-й секции участники конференции получили информацию по перспективе сближения национального бухгалтерского учета с МСФО
 
В качестве эксперта по проблемам гармонизации национального законодательства с международными стандартами финансовой отчетности выступила Татьяна Рыбак, заместитель начальника Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита - начальник управления методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Республики Беларусь.
 
С практическими примерами компиляции финансовой отчетности выступил Алексей Кашпей, менеджер по общим консультационным услугам ИООО "ПрайсвотерхаусКуперс" (PwC) в Беларуси (инвестиции в ассоциированные компании (IAS 28); консолидированная финансовая отчетность (IAS 27); объединение бизнеса (IFRS 3)). Тему продолжили: Дмитрий Сыч, CIPA, DipIFR, директор Департамента образования аудиторско-консультационной компании "КПМГ" в Беларуси (основные средства (IAS 16); запасы (IAS 2); выручка (IAS 18); отчеты о движении денежных средств (IAS 7)), Эдгарс Вольскис, доктор экономических наук, директор аудиторско-консультационной компании "КПМГ" в Беларуси (договор страхования (IFRS 4)), Наталья Никандрова, финансовый директор ИООО "Эрнст энд Янг", и Оксана Житомирская, старший менеджер отдела аудиторских услуг ИООО "Эрнст энд Янг" (финансовые инструменты (IAS 32, 39, IFRS 7); операционная и финансовая аренда (IAS 17); инвестиционная недвижимость (IAS 40))
 
Налоги – 2011
 
Тематика 4-й секции была посвящена основным аспектам применения налогового законодательства в 2011 году.
На тонкостях прикладных вопросов исчисления и уплаты налога на прибыль в своем выступлении остановилась Ольга Тарасевич, заместитель начальника управления прямого налогообложения и прочих налогов и сборов Главного управления методологии налогообложения организаций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
Начальник управления косвенного налогообложения Главного управления методологии налогообложения организаций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь Игорь Скринников подробно разъяснил существенные изменения в исчислении НДС в 2011 году.
С докладом на тему "Порядок исчисления и уплаты подоходного налога физических лиц с учетом изменений, вступивших в силу в 2011 году" выступила Инна Шибут, главный налоговый инспектор управления налогообложения граждан, декларирования доходов и имущества Главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
Судья хозяйственного суда г. Минска Светлана Марчук поделилась с участниками опытом разрешения налоговых споров в практике хозяйственных судов.
 
Конференция стала первым форумом в стране, на котором белорусские бухгалтеры обсудили свои насущные проблемы и выразили общую позицию по актуальным для профессионального сообщества вопросам. Кроме того, участникам мероприятия представилась возможность узнать позицию официальных органов по всем спорным вопросам бухгалтерского учета, налогового законодательства, ценообразования.
 
Полученные в ходе работы конференции дополнительные профессиональные знания и информация, несомненно, будут содействовать совершенствованию организации укрепления финансовой стабильности предприятий, эффективному управлению бизнесом, минимизации налоговых рисков, решению конкретных налоговых проблем.