Главное
Минск
Эксклюзив
Деньги и власть
Общество
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Спорт
Авто
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
Про бизнес.
TAM.BY

Программы и проекты TUT.BY
  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
    303112345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    272812345
  • Популярное

Новости компаний


Первая международная научно-практическая конференция "Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: современность и перспективы" состоялась в Минске 14 - 15 октября 2010 г.



Конференция была организована Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь, Белорусским государственным университетом и ООО "Юрспектр" при участии Комиссии таможенного союза, Федеральной таможенной службы Российской Федерации, Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан.
 
Участники и приглашенные получили подробную информацию, касающуюся организационных и правовых аспектов настоящего и будущего развития таможенного союза, выявили основные сложности и преимущества для бизнеса, обсудили меры по совершенствованию таможенных процедур.
 


Выступая с пленарным докладом, Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Александр Шпилевский представил основные тенденции, проблемы и направления будущего развития Таможенного союза.
 
В своем выступлении Председатель ГТК подробно остановился на преимуществах электронного декларирования товаров, проведении операций таможенного контроля на основе системы анализа рисков.
 
Говоря о введенном Таможенным кодексом таможенного союза институте уполномоченных экономических операторов, А.Шпилевский обратил внимание на то, что таможенным службам необходимо устанавливать и развивать партнерские взаимоотношения с предпринимательским сообществом, а также разработать положение, согласно которому статус уполномоченных экономических операторов будет признан на всей территории таможенного союза.
 
Председатель ГТК отметил, что формирование таможенного союза проходит при активном выявлении проблемных вопросов, их разрешении на всех уровнях - от экспертов до руководителей таможенных служб.
 
В заключение Александр Шпилевский подчеркнул, что главными задачами таможенный службы остаются: наполнение госбюджета, защита экономических интересов государства от криминальных проявлений во внешнеэкономической деятельности, содействие легальной торговле.
 
Руководитель Федеральной таможенной службы Российской Федерации Андрей Бельянинов представил партнерский взгляд на развитие таможенных отношений в рамках таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, а также проанализировал сложившуюся ситуацию в сфере взаимодействия таможенных служб государств - членов таможенного союза при решении возникающих проблемных вопросов.
Глава российского таможенного ведомства подчеркнул, что работа по формированию нормативной базы таможенного союза была проведена в рекордные сроки и теперь дело за практикой.
Вместе с тем он обратил внимание на не до конца продуманный механизм создания таможенного союза, в результате чего на таможенников возложили всю ответственность по формированию нормативной базы таможенного союза и в итоге их "сделали крайними".
 
Институт уполномоченных экономических операторов, на который возлагаются все цивилизованные формы таможенного оформления, по утверждению А.Бельянинова, стал определенной новацией и для российских таможенных органов, поскольку в России мало юридических лиц, которым можно без сомнения присвоить такой статус. Сложности связаны с присутствием на российском таможенном поле криминала в виде недостоверного декларирования, занижения таможенной стоимости, изменения страны происхождения.
 
В качестве одного из направлений сотрудничества руководитель ФТС Российской Федерации особо отметил сотрудничество таможенных служб по линии правоохранительной деятельности, поскольку гигантские товарные потоки создают предпосылки для возникновения разного рода нарушений.
 
Андрей Бельянинов выразил озабоченность в связи с отсутствием надлежащего информационного взаимодействия в части иностранных транспортных средств, временно ввозимых юридическими лицами на территорию таможенного союза. В Беларуси и России уже разработаны реестры, содержащие информацию о таких транспортных средствах, регламент обмена реестрами. Более того, с 1 ноября 2010 г. обмен реестрами между таможенными службами будет осуществляться в автоматическом режиме. А.Бельянинов выразил надежду, что к процессу присоединится и Казахстан, выразил надежду главный таможенник России.
 
Руководитель ФТС РФ рассказал о намерении таможенных служб стран - участниц таможенного союза создать коллегиальный орган таможенного союза. Предполагается, что наблюдателями в этом органе будут Украина и Кыргызстан.
 
"Было бы значительно легче, если бы мы не только говорили, но и разрабатывали механизмы, и внедрили бы, в конце концов, единую валюту расчетов в таможенном союзе. Введение такого понятия в практическую плоскость значительно облегчило бы как работу таможенных служб, так и работу по формированию единого экономического пространства", - полагает А.Бельянинов.
Кроме того, руководитель ФТС РФ считает, что было бы проще работать, если бы правительства трех государств определились и сформировали промышленную и экономическую политику каждой страны. Он подчеркнул, что это разные понятия. "Например, нужно ли Беларуси развивать космос? Наверно, нет. Мне хочется понимать, куда движется экономика наших государств. Одна страна может развиваться за счет туризма, другая – за счет разработки полезных ископаемых. Тогда можно было бы говорить о формировании единого экономического пространства", - пояснил Андрей Бельянинов.
 
Заместитель Председателя Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан Сержан Дуйсебаев в своем докладе "Развитие таможенных отношений в рамках таможенного союза Беларуси, России и Казахстана: партнерский взгляд – Республика Казахстан" поделился опытом обустройства внешней границы таможенного союза для защиты общего экономического пространства, внедрения технологии "одного окна" в таможенной службе Республики Казахстан и новых информационных таможенных технологий в рамках таможенного союза.
 
Таможенная служба Казахстана сегодня развивается в 3 направлениях: совершенствование технологий таможенных операций непосредственно на границе (ускорение процедур прохождения грузов), совершенствование таможенных процедур на основном этапе (упрощение процедур прохождения грузов, т.к. 95% товара оформляется не на границе, а внутри страны), обеспечение безопасности (существует наркотрафик).
По мнению С.Дуйсебаева, в рамках таможенного союза перед таможенными органами стоят две главные задачи, которые необходимо решить: унификация всех таможенных процедур и оперативный обмен информацией.
 
Глава сектора Восточной Европы Генерального директората по таможенному союзу и налогообложению Европейской комиссии Марко Латти в своем докладе поделился опытом Европейского союза по построению таможенного союза, привел анализ европейских нормативных правовых актов в сфере таможенного регулирования, рассказал об основных новациях Модернизированного таможенного кодекса Европейского союза, которые должны быть введены в 2011 году. В числе основных идей по модернизации представитель Еврокомиссии назвал упрощение таможенного законодательства, введение новых таможенных правил. Основная задача новаций - сделать ЕС привлекательным местом, содействовать развитию торговли и конкурентоспособности, а также обеспечить жителей ЕС и защитить их от рисков, существующих в международной торговле.
 
Взгляд представителей науки на формирование таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации был представлен в докладе декана факультета международных отношений БГУ, доктора исторических наук, профессора Виктора Шадурского "Экономическая интеграция на постсоветском пространстве: проблемы и перспективы" и докладе декана экономического факультета БГУ, доктора физико-математических наук, профессора Михаила Ковалева и представителя Евразийского банка развития Сергея Пасеко "Рубежи и приоритеты научно-практических исследований в области развития таможенных отношений Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации".
 
Подчеркнув в своем выступлении положительные направления формирования таможенного союза, В.Шадурский отметил, что не все в его развитии вызывает оптимизм. В кризисный и посткризисный период взаимная торговля Беларуси, России и Казахстана не только ухудшилась, но и начала смещаться в другие страны. Так, например, Казахстан нарастил свой экспорт на азиатских рынках до 18%, в то время как с Россией торговля замерла на отметке в 11%. И если не будет найдено интересных идей, то дезинтеграция в торговле продолжится.
 
На постсоветском пространстве до сих пор не определилась оптимальная модель экономической интеграции, отсутствует единая промышленная политика.
В числе взаимосвязанных существенных проблем Виктор Шадурский назвал незавершенность экономических реформ постсоветских государств, отсутствие гармонизации экономических интересов стран-партнеров, что приводит к некоторому недоверию сторон. Для стран, переживающих серьезные экономические трудности, вступление в такие интеграционные структуры имеет целью получение дотаций и преференций, нежели равноправное взаимоответственное сотрудничество. В качестве примера такого интеграционного эгоизма ученый привел факт вступления Кыргызстана в ВТО.
 
Одной из главных дезинтегрирующих проблем в сфере экономики В.Шадурский считает неурегулированность интересов в сфере торговли и транзита углеводородного сырья. Конкуренция в этой сфере набирает новые обороты.
Проблемой является и неучастие Украины в интеграционном процессе.
 
Ученый выразил надежду, что ситуация изменится с развитием таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, однако для этого все участники должны проявить творчество, терпение и уважение к интересам партнера.
 
Заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Андрей Евдоченко рассмотрел в своем докладе "Новый этап развития региональной международной торговли" перспективы трансформации таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в Единое экономическое пространство и современное состояние дел с формированием договорно-правовой базы таможенного союза и пути ее совершенствования.
 
Среди важных для бизнеса нововведений таможенного союза Замминистра отметил подписанное 5 октября т.г. двустороннее белорусско-российское соглашение о переносе транспортного контроля на внешний контур, контроль сохранится только в отношении весьма ограниченного списка товаров, которые находятся в изъятиях. Среди других важных для бизнес-сообщества решений А.Евдоченко отметил отмену в торговле правил определения страны происхождения товаров, что значительно упростило порядок пересечения внутренних границ для внешнеторговых грузов. Кроме того, таможенное оформление товаров и транспортных средств производится с использованием единых документов.
 
Важным шагом в развитии таможенного союза стало введение с 1 сентября т.г. нового механизма распределения и зачисления сумм вывозных таможенных пошлин. Если механизм будет нормально функционировать, Беларусь сможет многократно укрепить доверие партнеров по таможенному союзу.
 
"Наш интеграционный формат вызывает все большую заинтересованность и признание в мировом сообществе, - заявил Андрей Евдоченко. – Мы получили уведомление от целого ряда стран, выразивших заинтересованность в установлении с нами преференциального торгового режима в форме зоны свободной торговли".
 
Заместитель начальника главного управления методологии налогообложения организаций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь Юрий Коновалов рассказал о налоговых аспектах взаимоотношений в рамках таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, отметив общие подходы и национальные реалии.
 
Первые результаты бизнес-процессов в условиях таможенного союза были отражены в выступлении председателя Правления Белорусского союза предпринимателей и нанимателей имени М.С.Кунявского Георгия Бадея, доклад которого вызвал большой интерес у участников конференции.
 
По результатам опроса 20 руководителей предприятий негативных оценок или фактов ухудшения условий работы в сфере ВЭД почти нет. Более того, большинство опрашиваемых уверенно отмечали упрощение процедур ввоза и вывоза, гигиенической регистрации и сертификации товаров происхождением из третьих стран, что особенно актуально для малых и средних предприятий, которые импортируют или экспортируют небольшие партии товаров.
 
Вместе с тем с учетом того, что таможенный союз в его новом виде функционирует немногим более трех месяцев и многие документы еще в стадии подготовки, делать окончательные выводы о его достоинствах и недостатках, по мнению Г.Бадея, преждевременно.
 
Необходимо унифицировать хозяйственное законодательство, создать равные условия хозяйствования, т.е. снять все искусственные ограничения на свободное перемещения товаров, услуг, денег и рабочей силы. Эти вопросы можно успешно решать путем взаимных консультаций, государственно-частного партнерства, привлечения бизнес-ассоциаций к подготовке нормативных правовых актов.
 
После введения единого Таможенного тарифа таможенного союза в связи с существовавшей и ранее высокой степенью унификации с Россией уровень тарифной защиты Беларуси существенно не изменился. Однако по отдельным позициям ставки повышены более чем на 20%. Поэтому по позициям сырья и материалов, производство которых на территории стран таможенного союза не существует, подход должен быть более взвешенным. Для сохранения уровня рентабельности и объемов продаж товаров повышение пошлин неприемлемо. Ситуация с пошлинами приводит к сворачиванию части инвестиционных программ, что в долгосрочной перспективе будет препятствием для увеличения объемов экспорта.
 
Таможенный кодекс таможенного союза меняет статус ряда лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела. Так, например, статус Добросовестного участника внешнеэкономической деятельности заменяется статусом уполномоченного экономического оператора, а таможенный агент – статусом таможенного представителя.
 
Существенными отличиями от действующих в Республике Беларусь требований к таким лицам является обязательное предоставление ими обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в размере:
 
1 млн. евро – для получения статуса уполномоченного представителя (таможенного агента) (белорусское таможенное законодательство подобных требований не содержит);
200 тыс. евро – для получения статуса таможенного перевозчика (Таможенный кодекс РБ предусматривает поручительство на сумму не менее 15 тыс. БВ);
1 млн. евро – для получения статуса уполномоченного экономического оператора.
 
Лицами, осуществляющими деятельность по производству товаров и (или) экспортирующими товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, при их соответствии критериям, определенным решением Комиссии таможенного союза, предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную 150 тыс. евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения (п. 1 ст. 39 Таможенного кодекса таможенного союза).
 
В проекте указа Президента Республики Беларусь о таможенном регулировании отмечено, что лица, обладающие на дату вступления в силу договора статусом "Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности", с даты вступления в силу договора признаются уполномоченными экономическими операторами и обязаны предоставить таможенному органу, в зоне оперативной деятельности которого они находятся, обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, указанную в п. 1 ст. 39 Таможенного кодекса таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения по официальному курсу белорусского рубля по отношению к евро, установленному Национальным банком Республики Беларусь. При неисполнении свидетельство о включении в реестр уполномоченных экономических операторов отзывается. Добросовестный, законопослушный участник ВЭД – это не обязательно платежеспособный участник, и отожествлять их не следует.
 
Многие предприятия заинтересованы быть уполномоченными экономическими операторами, но сумма в размере 150 тыс. евро за "перерегистрацию" экономически необоснованна, т.к. ежемесячные платежи, связанные с таможенными процедурами, в 4 - 5 раз меньше данной суммы.
 
Еще ряд предприятий заинтересован в скорейшей разработке и введении в действие нормативного акта, регламентирующего деятельность свободных складов. При этом при определении перечня товаров, допускаемых к размещению на свободных складах, желательно указывать перечень запрещенных к помещению на свободный склад товаров, а также не ограничивать перечень операций, совершаемых с товарами, размещенными на свободных складах.
 
В связи с разработкой национального законодательства в отношении таможенной процедуры "переработка для внутреннего потребления" Г.Бадей от имени членов БСПН имени М.С.Кунявского просил инициировать решение ряда вопросов. Например, уполномочить отраслевые министерства устанавливать перечень товаров, заявляемых по процедуре переработки для внутреннего потребления, и выдавать согласования об этом заинтересованным субъектам хозяйствования; при помещении товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления после процедуры переработки для внутреннего потребления таможенную стоимость продукта переработки определять на основании стоимости заявленных иностранных товаров и применять ставку таможенной пошлины, установленную в отношении продукта переработки.
 
Георгий Бадей обратил внимание на отсутствие электронного обмена информацией между таможенными органами Республики Беларусь и Казахстана. Дело в том, что для применения ставки НДС в размере 0% в отношении товаров, экспортируемых транзитом через Казахстан, необходимо заверенные копии грузовых таможенных деклараций направлять в таможенные органы Казахстана. Так как это занимает длительное время (более 60 дней со дня отгрузки), белорусские экспортеры вынуждены облагать данные обороты по ставке 20%, что способствует неправомерному отвлечению денежных средств.
 
Председатель БСПН имени М.С.Кунявского акцентировал внимание и на ситуации с введением с 1 января 2011 г. новой таможенной декларации. Решением Комиссии таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257 утверждена Инструкция о порядке заполнения Декларации на товары и форма декларации. Однако разработка программного обеспечения задерживается и это может стать проблемой, связанной с введением новой декларации.
 
Еще один общий и болезненный для субъектов хозяйствования вопрос – вопрос взимания, подтверждения и возврата НДС. "Субъектов хозяйствования мало интересуют вопросы зачисления НДС в тот или иной бюджет. Их волнуют проблемы, связанные с подтверждением поставок продукции в России и Казахстане, а следовательно, применение нулевой ставки и сроки возврата НДС. Почему-то налоговые органы Беларуси и России возложили эту работу на субъектов хозяйствования, которые вынуждены нести немалые издержки по открытию различных представительств, филиалов и т.п. Не надо забывать и про то, что и в Беларуси, и в России действует упрощенная система налогообложения, которая может и не выделять НДС", - обратил внимание Г.Бадей. Поэтому для нормальной работы субъектов хозяйствования с точки зрения косвенных налогов, необходимо искать новые пути подтверждения и распределения НДС по бюджетам наших стран. "Ведь смогла Комиссия таможенного союза найти компромиссы и согласовать механизм и пропорции зачисления в бюджеты ввозных таможенных пошлин", – заметил Г.Бадей.
 
Не меньший интерес у участников конференции вызвал доклад заведующего кафедрой менеджмента экономического факультета Белорусского государственного университета, доктора технических наук, профессора Бориса Паньшина, в котором были рассмотрены актуальные вопросы проведения госзакупок в рамках таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
 
Основные проблемы таких госзакупок профессор видит в том, что они являются тонкой правовой и сложной организационной процедурой, а кроме того, требуют значительных материальных и людских ресурсов. Вместе с тем закупки являются мощным импульсом в развитии экономик стран таможенного союза, поскольку, по сути дела, являются взаимными инвестициями, это – институт развития. Сейчас норма инвестирования в экономику составляет 17 - 20%, а должна составлять 30 - 35%.
 
Оценивая потенциал взаимного роста госзакупок, Б.Паньшин привел следующие цифры: Россия закупает на 120 млрд. USD, Беларусь – 7 млрд. USD, Казахстан - 8 млрд. USD.
 
Самое главное ожидание в рамках таможенного союза для формирования Единого экономического пространства связано с предоставлением национального режима предприятиям - резидентам Сторон при участии в госзакупках и с гармонизацией правил их проведения при унифицированном документообороте.
 
Сейчас важно создать единую комплексную систему для стран - участниц таможенного союза, где были бы доступны сводные планы по госзакупкам для всех поставщиков на рынке таможенного союза. Общие выгоды Борис Паньшин представляет в виде обеспечения системных связей между заказчиками и поставщиками, снижения затрат (например, снижение документооборота на 20-30%, сокращение сроков проведения закупки с 30 дней до 30 минут, экономия бюджетных средств).
 
Пленарное заседание первого дня работы конференции завершало выступление начальника Управления информационных технологий, таможенной статистики и анализа ГТК Республики Беларусь Людмилы Кузьмич, в котором была представлена информация об инновационных таможенных технологиях в рамках таможенного союза, практике обмена предварительной информацией между субъектами предпринимательской деятельности и таможенными органами государств - членов таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
 
Подводя итоги первого дня конференции, Первый заместитель председателя ГТК Республики Беларусь Владимир Гошин констатировал, что за 100 дней, прошедших со дня введения в действие Таможенного кодекса таможенного союза, разработанного на основе Киотской конвенции, системных ошибок не выявлено, несмотря на то что законодательная база для функционирования таможенного союза была создана усилиями экспертов трех стран-участниц всего за полтора года. Товарооборот за этот период увеличился на 25 - 30%. Отменено оформление любых товаров, которые перемещаются по территории таможенного союза. Необходимо отрегулировать еще несколько документов, касающихся таможенных вопросов. Кроме того, сейчас идет работа с Казахстаном по урегулированию отдельных вопросов в таможенной сфере.
 
"Что касается проблем, возникающих у субъектов хозяйствования, с одной стороны, они происходят от недостаточности информирования, с другой стороны, есть шероховатости, устранение которых в наших силах", – пояснил В.Гошин.

"Я для себя сделал вывод, что за прошедшее время меньше всего проблем на территории Республики Беларусь, Таможенный кодекс Республики Беларусь и Таможенный кодекс таможенного союза совпадают примерно на 80%, новелл оказалось больше для России и Казахстана", - заявил первый заместитель председателя ГТК Беларуси.

В то же время В.Гошин высказал обеспокоенность тем, что с 1 января 2010 г. вступают в силу новые формы грузовой и транзитной декларации, их бланки утверждены еще летом, но пока нет программного обеспечения. Однако над этой проблемой сейчас очень серьезно работают специалисты, чтобы представители бизнеса 1 января 2010 г. этой трудности не заметили, как не заметили дату 6 июля 2010 г.
 
"Если раньше мы говорили, что для нас задача № 1 – это наполнение бюджета, борьба с контрабандой и таможенными нарушениями, то сейчас для нас задача № 1, не снимая с повестки дня первые две, это уменьшение затрат бизнеса. Это осознанная политика, которую проводит руководство белоруской таможенной службы", - заявил Владимир Гошин. Сейчас все наши усилия направлены на то, чтобы максимально облегчить прохождение таможенных операций для законопослушных субъектов хозяйствования, мы хотим показать, что с таможней выгодно работать честно и прозрачно".
 
Обратившись к представителям Еврокомиссии, В.Гошин пообещал, что в случае заключения соглашения о предварительном информировании о тех товарах, которые идут из Западной Европы через границу Республики Беларусь, 95% грузов будет оформляться в течение максимум 30 минут. Белорусский экспорт на белорусской таможне уже сейчас оформляется в течение 15 минут. То же самое планируется сделать и при импорте товаров для добросовестных участников ВЭД.
 


Во второй день конференции работали 3 секции по актуальным вопросам практики применения законодательства в таможенном союзе, в рамках которых представители ГТК Республики Беларусь, Европейской комиссии, таможенных органов Литвы, Латвии, Польши, учебных заведений Республики Беларусь и Российской Федерации представили доклады и обсудили проблемы и перспективы функционирования и дальнейшего развития таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
 
На первой секции представители ГТК Республики Беларусь ознакомили участников мероприятия с актуальными вопросами применения таможенных пошлин, тарифных льгот и косвенного налогообложения в рамках таможенного союза, в том числе: с применением единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и определением происхождения товаров; декларированием таможенной стоимости товаров и контролем правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза; исчислением и уплатой таможенных платежей при совершении внешнеторговых операций в рамках таможенного союза, единым таможенным тарифом, ставками ввозных таможенных пошлин и льготами по таможенным платежам. Кроме того, главный государственный инспектор Главного управления международного налогового сотрудничества Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь разъяснила вопросы косвенного налогообложения при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в рамках таможенного союза.
 
Одним из наиболее обсуждаемых на секции вопросов явилось применение ТН ВЭД ТС, в рамках которой существует возможность получения предварительного заключения по классификации товара. Это значительно упрощает ведение ВЭД субъектами хозяйствования, однако сами субъекты хозяйствования сегодня не до конца используют этот механизм.
 
Из докладов выступающих на 2-й секции представителей ГТК Республики Беларусь гости мероприятия узнали основные аспекты, связанные с порядком перемещения товаров через таможенную границу в рамках таможенного союза: порядок перемещения товаров через таможенную границу таможенного союза; таможенное декларирование товаров в рамках таможенного союза, в т.ч. таможенное декларирование в электронной форме; таможенные процедуры, применяемые при перемещении товаров через таможенную границу государств - участников таможенного союза, особенности оформления транспортных и товаросопроводительных документов, необходимых для осуществления таможенного декларирования на территории таможенного союза; актуальные вопросы нетарифного регулирования в рамках таможенного союза, особенности и порядок обращения товаров, подлежащих обязательной оценке (подтверждению) соответствия на территории таможенного союза.
 
Самым обсуждаемым на этой секции стал распространенный случай, когда перевозчик в лице водителя не может заключить договор с владельцем склада временного хранения. При этом проблемы появляются не только у перевозчика, но и у получателя товаров, который вынужден приезжать в место нахождения товара, чтобы разместить его на временное хранение. Между тем, как пояснила эксперт ГТК Республики Беларусь, владелец склада обязан заключить такой договор.
 

 
В рамках работы третьей секции конференции обсуждались системы таможенного транзита в таможенных союзах Беларуси, Казахстана и России, Европейского союза и перспективы взаимодействия. Из представленных докладов участники мероприятия узнали о таможенном транзите в рамках таможенных союзов Беларуси, Казахстана и России, Европейского союза, порядке оформления и регистрации транзитной декларации; о системе таможенного транзита в Европейском союзе и предварительном уведомлении о ввозе товаров в Европейском союзе; о предварительном информировании в рамках таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, порядке и документальном оформлении; о технологии развития системы транспортной логистики.
 
Ключевым вопросом обсуждения третьей секции стал институт обязательного предварительного уведомления таможенных органов Евросоюза, который вводится с 1 января 2011 г. Участниками конференции была отмечена явная нехватка информации по этой процедуре – как, что и в каком формате оформлять. С 1 января этот процесс может стать для субъектов хозяйствования сложным или трудно преодолимым. В связи с этим возрастает ответственность самих субъектов хозяйствования. Ведь технологии создаются для пользователей, которые должны их освоить и внедрять в свою практическую деятельность. Кроме того, как заметил представитель ГТК, в Беларуси есть таможенный агент – РУП "Белтаможсервис", который готовит все документы в необходимом формате, присваивает и передает перевозчику номер для последующего прохождения границы "Республика Беларусь - Евросоюз".
***
Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации - молодое образование. Основные решения приняты, но для эффективного решения вопросов и задач, поставленных перед таможенным союзом, необходим постоянный активный и конструктивный диалог Сторон.
 
Для того, чтобы узнать мнение представителей бизнеса всех трех стран, наметить очередные шаги по дальнейшему развитию таможенного союза, участниками конференции было высказано предложение сделать первую конференцию ежегодной, постоянной и традиционной.