106 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. По обновленному КоАП судили айтишника из квартала «Пирс». На его балконе БЧБ-флаг держался с августа
  2. В Минск привезли первый экземпляр нового поколения Renault Duster
  3. Украина опять внесла Беларусь в «зеленый список» по COVID-19. Можно ехать без ПЦР-теста и карантина
  4. Не с того начали. Бизнес-союз резко ответил на предложение МНС побороться с зарплатами в конвертах
  5. У кого больше? Подсчитали, сколько абонентов у A1, МТС и life:)
  6. «В школе думали, что приводит бабушка». История Даши, у которой разница в возрасте с мамой 45 лет
  7. Задержано более 20 участников конференции Лиги студенческих объединений, приговоры судов. Что происходило 5 марта
  8. Лукашенко: КГБ вам в ближайшее время расскажет, сколько сюда тротила завезли. И даже пластита
  9. Насколько хорошо вы понимаете логику приговоров. Попробуйте себя в роли судьи. Игра
  10. На ЧМ эту биатлонистку хейтили и отправляли домой, а вчера она затащила белорусок на пьедестал
  11. «Парень выдержал полгода». История мотоциклистки, которая в 25 лет стала жертвой страшной аварии
  12. По зарплатам «в конвертах» ввели новшество. Оно касается как работников, так и нанимателей
  13. Лукашенко рассказал, что сделал, «если бы в стране была настоящая диктатура» и о своем «дворце»
  14. Кто стоит за BYPOL — инициативой, которая публикует громкие расследования и телефонные сливы
  15. ЕЭК предложила Беларуси избавиться от обязательного перечня белорусских товаров в магазинах
  16. Погода в длинные выходные: мокрый снег, метели, гололедица и ночные морозы
  17. От 16 до 73. Спросили белорусок разных возрастов о женской дружбе, красоте, возрасте и солидарности
  18. Стильно и минималистично. В ЦУМе появились необычные витрины из декоративных панелей
  19. «Дочка видела, как нас забирали. Всю ночь плакала». Минчанки хотели обратиться к депутату, а попали на Окрестина
  20. «Скорее ад замерзнет». В МИД Литвы отреагировали на требование о выдаче Тихановской
  21. Белорусов атаковали банковские мошенники. Откуда у них данные, почему их сложно найти, как защититься
  22. МАРТ — ЕЭК: Беларусь не нарушает своих обязательств по применению ассортиментных перечней товаров
  23. Что сделать для сердца, если переболел коронавирусом? Кардиолог помогает разобраться
  24. Генпрокуратура возбудила уголовное дело против BYPOL
  25. Помните, сколько стоили машины на авторынке в Малиновке 20 лет назад? Сравнили с современными аналогами
  26. Генпрокуратура направила в Литву запрос о выдаче Тихановской, а в суд — дело «о тайной вечере»
  27. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara
  28. Суд огласил приговор водителю, который прокатил на капоте гаишника
  29. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  30. Оперная певица, которая троллит чиновников и силовиков. Кто такая Маргарита Левчук?


28 июня 1995 года — дата, с которой начинается отсчет истории тендерных торгов в белорусской строительной отрасли. Именно тогда был издан Указ Президента Республики Беларусь № 242 "О торгах подряда в капитальном строительстве". С тех пор практика проведения тендеров на выполнение строительных работ в республике стала привычной частью работы строительных и проектных организаций.
 
Как все начиналось

В том же году Министерством архитектуры и строительства Беларуси было разработано и утверждено Положение, касающееся порядка организации и проведения торгов подряда в капитальном строительстве на всей территории Республики, в основу которого лег опыт некоторых зарубежных стран, в первую очередь ФРГ. В соответствии с принятыми документами проведение подрядных торгов становилось обязательным при определенной в законе стоимости строительства, причем не имело значения, из каких источников финансируются работы и формы собственности (государственной либо негосударственной) юридического лица, выступающего в качестве заказчика. Подрядные торги используются во всем мире как эффективный инструмент демонополизации рынка строительных услуг и развития конкурентной среды. Они являются предпочтительной альтернативой прямым двусторонним договорам, поскольку позволяют заказчику обеспечить себе лучшие условия с точки зрения стоимости, качества работ и сроков их выполнения. С другой стороны, обязательное конкурсное размещение заказов требует как от заказчиков, так и от претендентов на роль исполнителей работ дополнительных усилий и финансовых затрат.
 
Здесь следует оговориться — при разработке новых правил последний момент был учтен. Самым первым указом устанавливался порог стоимости объекта, после которого объявление тендера становилось обязательным. Он высчитывался с таким расчетом, чтобы дополнительные затраты на подготовку и проведение конкурса среди подрядчиков (разработку тендерной документации, публикацию объявления о торгах в прессе, оплату услуг экспертов и членов конкурсной комиссии) составляли незначительную сумму по сравнению с общей стоимостью объекта и, следовательно, приводили к самому незначительному его удорожанию. Так, по данным, которые озвучила директор НИАП "Стройэкономика" Лариса Воробей на IX международном семинаре "Общественные строительные подряды", при установленной на тот момент норме в 70 тыс. минимальных заработных плат, или около 500 тыс. долларов США, удельные затраты на проведение торгов составляли примерно 0,3% стартовой цены объекта.
 
Чтобы уравнять шансы всех потенциальных кандидатов и не превращать торги в формальную процедуру, было принято решение отказаться от практики проведения закрытых торгов, где заказчик мог определять перечень участников тендера на свое усмотрение. Да и экономический эффект — то есть возможность выбрать наиболее выгодный вариант — при проведении закрытых торгов не столь высок. Закрытые торги могли применяться только в случаях строительства экспериментальных объектов, а также объектов оборонного и специального назначения, требовавших соблюдения особых условий. Во всех остальных случаях предписывалось проводить открытые торги.
 
От ужесточения…

Первоначально установленные нормы действовали только в отношении белорусских участников строительного рынка. При этом иностранные организации по-прежнему могли строить объекты на территории Беларуси без объявления тендеров либо с проведением закрытых тендеров, которые не предусматривали возможность участия отечественных подрядных организаций. В последующие редакции Положения, касающегося порядка проведения и организации подрядных торгов на строительство объектов, были внесены соответствующие изменения: организация тендеров стала обязательной и для иностранных заказчиков. А для защиты интересов отечественных проектных, строительных и инженерных организаций и поставщиков строительных товаров белорусского производства в Положении была предусмотрена преференциальная поправка — при оценке конкурсных предложений заявленная ими цена уменьшалась на 15% по отношению к цене претендентов, которые предлагали товары, работы и услуги не отечественного происхождения. В феврале 2005 года был издан Указ Президента РБ № 58, в котором утверждался порядок проведения торгов подряда в строительстве, а также были признаны утратившими силу отдельные указы Президента Республики Беларусь. На его основании Совет Министров принял новое постановление, касающееся утверждения положений о формировании договорной (или контрактной) цены и порядке расчетов между подрядчиком и заказчиком при строительстве объектов, а также о порядке проведения и организации торгов подряда на строительство объектов. Одним из наиболее существенных изменений стало обязательное проведение подрядных торгов для всех объектов (связанных не только со строительством, но также с ремонтом, реконструкцией, реставрацией и благоустройством), которые финансируются за счет бюджетных средств. Исключение было сделано лишь для объектов, чья стоимость не достигает порога в три тысячи базовых величин. В то же время, при осуществлении финансирования за счет иных источников эта планка была установлена на уровне 50 тыс. базовых величин. Тогда же впервые была установлена административная ответственность в виде штрафов за уклонение от проведения подрядных торгов или несоответствие принятому порядку их проведения.
 
…к либерализации

Следующая волна изменений последовала уже в 2006 году, когда были отменены некоторые из ранее существующих требований. Так, был создан перечень товаров, для закупки которых организация торгов перестала быть обязательной. В него вошли строительные товары отечественного производства, которые являлись дефицитными и приобретались по установленной квоте, — например, цемент, минеральная вата, щебень, нефтебитум, арматура, стекло, горючесмазочные материалы. Конкурсное размещение заказов в случаях, если торги уже проводились не менее двух раз и были признаны несостоявшимися по причине отсутствия необходимого количества претендентов (не менее двух) стало не обязательным.
 
В том же году была создана Межведомственная комиссия для проведения торгов подряда на строительство. Основной ее задачей стало повышение эффективности торгов подряда в строительстве, а также координация деятельности республиканских и местных органов управления по выработке единой методологии их проведения. Кроме того, комиссия получила право рассматривать некоторые жалобы претендентов (до заключения договоров в случае размещении заказов на строительство тех объектов, стоимость которых не превышает 100 тыс. базовых величин).
 
Курс на либерализацию политики в области организации тендеров в строительстве продолжается и в последние годы. Так, 2009 год стал судьбоносным для иностранных инвесторов: отныне с них была снята обязанность проводить торги подряда на строительство и ремонт объектов, которое осуществляется ими за свой счет, вне зависимости от стоимости производства работ. Впрочем, при желании возможность проводить такие торги без предварительного получения решения об изъятии и последующем предоставлении участка земли и разрешении строительства объекта. Была облегчена и процедура проведения торгов по упрощенной схеме. Раньше претенденты не всегда успевали собрать все необходимые документы и подать конкурсные предложения в течение установленного срока с даты публикации информации о тендере — от 5 до 15 дней. По новым правилам этот промежуток изменен и составил от 5 до 30 дней с момента извещения.
 
Вместе с тем в данном постановлении были ужесточены требования к сертификатам, которыми подтверждается качество товара, подлежащего поставке по результатам торгов. При этом перечень товаров белорусского производства при заключении договоров, поставка которых может осуществляться без проведения торгов, снова был расширен.
 
В целом практика показывает, что введение обязательной процедуры подрядных торгов себя оправдало: зачастую (примерно в 30% всех случаев) такие торги организуются даже тогда, когда законодательство этого не требует. При этом возможности для снижения стартовой стоимости заказа в строительной отрасли Беларуси благодаря проведению тендеров постепенно приближаются к мировому уровню, составляющему от 5 до 15%.
Прочитать другие статьи вы можете в печатной версии журнала "Заказчики и Подрядчики".
 
На сайте журнала размещены анонсы статей и краткие обзоры.
 
Продолжается подписка на 2011 год. До 15 ноября Стоимость подписки снижена на 50% и составляет 266 400 белорусских рублей с НДС. Скачать счет на журнал "Заказчики и Подрядчики".
 
Журнал "Заказчики и Подрядчики" - современное периодическое издание о строительстве, архитектуре, правовых и экономических нюансах в отрасли. Взаимодействии Заказчиков и Подрядчиков.
 
Отличительные особенности журнала: актуальная информация, минимум рекламы, аналитика от профессионалов, экспертные оценки, практические материалы от ведущих юридических, экономических, строительных, бизнес экспертов.
 
Адрес редакции:
220068, г. Минск
ул. Л. Карастояновой, 32-14
Тел/факс: +375 17 290-13-50
(многоканальный)
 
Подписку можно оформить:
в редакции журнала "Заказчики и Подрядчики"
тел.: +375 17 290-13-50
моб. тел.: +375 44 47-28-188
и в отделениях РУП "Белпочта"
 
-15%
-50%
-10%
-20%
-22%
-5%
-20%
-50%
-14%