Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новости компаний


28 июня 1995 года — дата, с которой начинается отсчет истории тендерных торгов в белорусской строительной отрасли. Именно тогда был издан Указ Президента Республики Беларусь № 242 "О торгах подряда в капитальном строительстве". С тех пор практика проведения тендеров на выполнение строительных работ в республике стала привычной частью работы строительных и проектных организаций.
 
Как все начиналось

В том же году Министерством архитектуры и строительства Беларуси было разработано и утверждено Положение, касающееся порядка организации и проведения торгов подряда в капитальном строительстве на всей территории Республики, в основу которого лег опыт некоторых зарубежных стран, в первую очередь ФРГ. В соответствии с принятыми документами проведение подрядных торгов становилось обязательным при определенной в законе стоимости строительства, причем не имело значения, из каких источников финансируются работы и формы собственности (государственной либо негосударственной) юридического лица, выступающего в качестве заказчика. Подрядные торги используются во всем мире как эффективный инструмент демонополизации рынка строительных услуг и развития конкурентной среды. Они являются предпочтительной альтернативой прямым двусторонним договорам, поскольку позволяют заказчику обеспечить себе лучшие условия с точки зрения стоимости, качества работ и сроков их выполнения. С другой стороны, обязательное конкурсное размещение заказов требует как от заказчиков, так и от претендентов на роль исполнителей работ дополнительных усилий и финансовых затрат.
 
Здесь следует оговориться — при разработке новых правил последний момент был учтен. Самым первым указом устанавливался порог стоимости объекта, после которого объявление тендера становилось обязательным. Он высчитывался с таким расчетом, чтобы дополнительные затраты на подготовку и проведение конкурса среди подрядчиков (разработку тендерной документации, публикацию объявления о торгах в прессе, оплату услуг экспертов и членов конкурсной комиссии) составляли незначительную сумму по сравнению с общей стоимостью объекта и, следовательно, приводили к самому незначительному его удорожанию. Так, по данным, которые озвучила директор НИАП "Стройэкономика" Лариса Воробей на IX международном семинаре "Общественные строительные подряды", при установленной на тот момент норме в 70 тыс. минимальных заработных плат, или около 500 тыс. долларов США, удельные затраты на проведение торгов составляли примерно 0,3% стартовой цены объекта.
 
Чтобы уравнять шансы всех потенциальных кандидатов и не превращать торги в формальную процедуру, было принято решение отказаться от практики проведения закрытых торгов, где заказчик мог определять перечень участников тендера на свое усмотрение. Да и экономический эффект — то есть возможность выбрать наиболее выгодный вариант — при проведении закрытых торгов не столь высок. Закрытые торги могли применяться только в случаях строительства экспериментальных объектов, а также объектов оборонного и специального назначения, требовавших соблюдения особых условий. Во всех остальных случаях предписывалось проводить открытые торги.
 
От ужесточения…

Первоначально установленные нормы действовали только в отношении белорусских участников строительного рынка. При этом иностранные организации по-прежнему могли строить объекты на территории Беларуси без объявления тендеров либо с проведением закрытых тендеров, которые не предусматривали возможность участия отечественных подрядных организаций. В последующие редакции Положения, касающегося порядка проведения и организации подрядных торгов на строительство объектов, были внесены соответствующие изменения: организация тендеров стала обязательной и для иностранных заказчиков. А для защиты интересов отечественных проектных, строительных и инженерных организаций и поставщиков строительных товаров белорусского производства в Положении была предусмотрена преференциальная поправка — при оценке конкурсных предложений заявленная ими цена уменьшалась на 15% по отношению к цене претендентов, которые предлагали товары, работы и услуги не отечественного происхождения. В феврале 2005 года был издан Указ Президента РБ № 58, в котором утверждался порядок проведения торгов подряда в строительстве, а также были признаны утратившими силу отдельные указы Президента Республики Беларусь. На его основании Совет Министров принял новое постановление, касающееся утверждения положений о формировании договорной (или контрактной) цены и порядке расчетов между подрядчиком и заказчиком при строительстве объектов, а также о порядке проведения и организации торгов подряда на строительство объектов. Одним из наиболее существенных изменений стало обязательное проведение подрядных торгов для всех объектов (связанных не только со строительством, но также с ремонтом, реконструкцией, реставрацией и благоустройством), которые финансируются за счет бюджетных средств. Исключение было сделано лишь для объектов, чья стоимость не достигает порога в три тысячи базовых величин. В то же время, при осуществлении финансирования за счет иных источников эта планка была установлена на уровне 50 тыс. базовых величин. Тогда же впервые была установлена административная ответственность в виде штрафов за уклонение от проведения подрядных торгов или несоответствие принятому порядку их проведения.
 
…к либерализации

Следующая волна изменений последовала уже в 2006 году, когда были отменены некоторые из ранее существующих требований. Так, был создан перечень товаров, для закупки которых организация торгов перестала быть обязательной. В него вошли строительные товары отечественного производства, которые являлись дефицитными и приобретались по установленной квоте, — например, цемент, минеральная вата, щебень, нефтебитум, арматура, стекло, горючесмазочные материалы. Конкурсное размещение заказов в случаях, если торги уже проводились не менее двух раз и были признаны несостоявшимися по причине отсутствия необходимого количества претендентов (не менее двух) стало не обязательным.
 
В том же году была создана Межведомственная комиссия для проведения торгов подряда на строительство. Основной ее задачей стало повышение эффективности торгов подряда в строительстве, а также координация деятельности республиканских и местных органов управления по выработке единой методологии их проведения. Кроме того, комиссия получила право рассматривать некоторые жалобы претендентов (до заключения договоров в случае размещении заказов на строительство тех объектов, стоимость которых не превышает 100 тыс. базовых величин).
 
Курс на либерализацию политики в области организации тендеров в строительстве продолжается и в последние годы. Так, 2009 год стал судьбоносным для иностранных инвесторов: отныне с них была снята обязанность проводить торги подряда на строительство и ремонт объектов, которое осуществляется ими за свой счет, вне зависимости от стоимости производства работ. Впрочем, при желании возможность проводить такие торги без предварительного получения решения об изъятии и последующем предоставлении участка земли и разрешении строительства объекта. Была облегчена и процедура проведения торгов по упрощенной схеме. Раньше претенденты не всегда успевали собрать все необходимые документы и подать конкурсные предложения в течение установленного срока с даты публикации информации о тендере — от 5 до 15 дней. По новым правилам этот промежуток изменен и составил от 5 до 30 дней с момента извещения.
 
Вместе с тем в данном постановлении были ужесточены требования к сертификатам, которыми подтверждается качество товара, подлежащего поставке по результатам торгов. При этом перечень товаров белорусского производства при заключении договоров, поставка которых может осуществляться без проведения торгов, снова был расширен.
 
В целом практика показывает, что введение обязательной процедуры подрядных торгов себя оправдало: зачастую (примерно в 30% всех случаев) такие торги организуются даже тогда, когда законодательство этого не требует. При этом возможности для снижения стартовой стоимости заказа в строительной отрасли Беларуси благодаря проведению тендеров постепенно приближаются к мировому уровню, составляющему от 5 до 15%.
Прочитать другие статьи вы можете в печатной версии журнала "Заказчики и Подрядчики".
 
На сайте журнала размещены анонсы статей и краткие обзоры.
 
Продолжается подписка на 2011 год. До 15 ноября Стоимость подписки снижена на 50% и составляет 266 400 белорусских рублей с НДС. Скачать счет на журнал "Заказчики и Подрядчики".
 
Журнал "Заказчики и Подрядчики" - современное периодическое издание о строительстве, архитектуре, правовых и экономических нюансах в отрасли. Взаимодействии Заказчиков и Подрядчиков.
 
Отличительные особенности журнала: актуальная информация, минимум рекламы, аналитика от профессионалов, экспертные оценки, практические материалы от ведущих юридических, экономических, строительных, бизнес экспертов.
 
Адрес редакции:
220068, г. Минск
ул. Л. Карастояновой, 32-14
Тел/факс: +375 17 290-13-50
(многоканальный)
 
Подписку можно оформить:
в редакции журнала "Заказчики и Подрядчики"
тел.: +375 17 290-13-50
моб. тел.: +375 44 47-28-188
и в отделениях РУП "Белпочта"