Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новости компаний


5 октября в г. Минске состоялась мини-конференция "Спорт в Республике Беларусь: правовые проблемы и перспективы развития".

Мероприятие, организованное республиканским государственно-общественным объединением "Президентский спортивный клуб", Белорусским республиканским союзом юристов и ООО "ЮрСпектр", посетили спортивные юристы, руководители и специалисты кадровых и финансовых служб спортивных федераций, спортивных клубов, руководители, тренеры и преподаватели спортивных школ.
 
В качестве экспертов на конференции выступили: Инесса Лемак, начальник юридического отдела Министерства спорта и туризма Республики Беларусь; Николай Бабец, заслуженный тренер Республики Беларусь; Алексей Анищенко, старший преподаватель кафедры международного частного и европейского права факультета международных отношений Белорусского государственного университета, Арбитр Международного арбитражного суда при БелТПП, партнер юридической фирмы "SORAINEN"; Александр Данилевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного частного и европейского права факультета международных отношений Белорусского государственного университета; Людмила Кошкалда, начальник отдела учебно-спортивных организаций Управления спорта Министерства спорта и туризма Республики Беларусь; Вера Сморчкова, главный советник Управления социального законодательства в социальной сфере Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь.

С приветственным словом в адрес участников конференции выступил Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Председатель ОО "Белорусский республиканский союз юристов", доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь Виктор Каменков. Обрисовав сложившуюся в спортивном праве ситуацию, он акцентировал внимание на большом поле деятельности в части развития предпринимательской составляющей в спорте. Кроме того, по мнению В.Каменкова, необходимо скоординировать деятельность, создав определенные группы по направлениям. Такие действия позволят взвешенно определиться по концепции спортивного законодательства.
 
В.Каменков пообещал, что со следующего года такая дисциплина, как спортивное право, будет преподаваться во многих вузах Беларуси, которые будут готовить юристов для спорта и менеджеров в спорте.
 
Заслуженный тренер Республики Беларусь Николай Бабец поделился особенностями взаимодействия органов государственного управления и общественных объединений в сфере спорта. По его мнению, только полное и правовое регулирование спортивных отношений позволит сделать национальную систему управления спортом надежной, эффективной и оптимально управляемой.
 
Пленарный доклад начальника юридического отдела Министерства спорта и туризма Республики Инессы Лемак был посвящен обзору законодательства в сфере спорта и актуальным проблемам спортивного права. Особое внимание лектор уделила аспектам вовлечения государства в спорт. Были также освещены ближайшие изменения законодательства в сфере спорта. При этом эксперт отметила высокую степень интегрированного взаимодействия со смежными отраслями: помимо специальных актов, регулирующих общественные отношения в сфере физической культуры и спорта, отдельные нормы содержатся также в законах Республики Беларусь, актах Главы государства и Правительства Республики Беларусь. Однако, несмотря на наличие целостной системы правового регулирования, на практике встречаются проблемы, требующие законодательного регулирования. В качестве примера И.Лемак назвала вопрос, связанный с определением места профессионального спорта в общей системе физической культуры и спорта.

В национальном законодательстве сегодня не урегулирован ряд проблем, которые волнуют спортсменов, тренеров, руководителей спортивных федераций и клубов. Это вопросы правового регулирования трудовых отношений между спортсменами и тренерами, социальной защиты спортсменов - их здоровье, гарантии и компенсации, страховки, проблемы совмещения занятия профессиональным спортом с обучением в вузах, вопросы трудоустройства по окончании спортивной карьеры, особенно если окончание спортивной карьеры вызвано травмой, вопросы дисквалификации из-за допинга и многое другое.
 
Спортивный юрист рассказала о необходимости продолжить работу по созданию благоприятных условий для организаций, реализующих социальные программы в области физической культуры и спорта, спонсоров и инвесторов, направляющих свои средства на подготовку белорусских спортсменов.
 
***
 
В качестве эксперта по инвестиционным проектам и спонсорской поддержке в спорте выступил партнер юридической фирмы "SORAINEN" (СОРАЙНЕН), старший преподаватель кафедры международного частного и европейского права факультета международных отношений БГУ Алексей Анищенко.
Его содержательный доклад был посвящен таким волнующим многих спортивных субъектов темам, как бизнес спорта и бизнес с помощью спорта, реализация инвестиционных проектов в спортивной сфере и правовое регулирование спонсорской деятельности.
 
Инвестиции в спорт

По убеждению Александра Анищенко, никакие бюджетные средства, никакие иностранные инвесторы не смогут обеспечить быстрого развития физической культуры и спорта в стране, если в решении этой задачи не будут участвовать отечественные предприниматели.
 
Рассматривая экономическую составляющую инвестиционных процессов в спорте, эксперт обратил внимание на необходимость разграничения бизнеса спорта и бизнеса с помощью спорта.
К бизнесу спорта, по его мнению, относятся такие мероприятия, как продажа билетов, продажа прав на радио- и телетрансляцию соревнований, игроков, привлечение спонсоров, использование спортивных соревнований и спортсменов для рекламы товаров и услуг, продажа спортивной атрибутики (фотографий, значков, сувениров), издательская деятельность, услуги спортивных объектов и все остальное, что может приносить доход спортивным организациям.
Что касается использования бизнесом спорта, здесь эксперт выделил 3 направления, когда бизнесмен, имеющий свободные ресурсы, может быть заинтересован в их вложении в спортивную сферу: инвестирование в спорт (спортивные объекты, спортивные клубы, конкретных спортсменов), спонсорство, меценатство. Спорт привлекает внимание бизнеса, потому что стал для многих людей огромной притягательной силой, важной частью образа жизни. Он интересен практически всем социальным и демографическим группам населения.
 
Комментируя вопрос о том, "почему государство и спортивные функционеры часто выступают против активного вовлечения бизнеса в спорт", докладчик отметил три наиболее часто звучащих аргумента "против": бизнес превращает спорт в коммерческое шоу, ведет к профессионализации любительского спорта и обесценивает его гуманистические идеалы; бизнес подрывает независимость спорта; бизнес начинает вмешиваться в решения спортивных вопросов.
Однако, по мнению А.Анищенко, вопрос следует рассматривать не с точки зрения того, привлекать или не привлекать бизнес в спорт, а применительно к тому, каким образом эффективно привлекать бизнес в спорт: на каких условиях, в каких правовых рамках и какие при этом должны соблюдаться принципы.
 
Эксперт уверен, что для реализации этого достаточно соблюдать несколько базовых принципов, которые позволят минимизировать негативный эффект и обеспечить эффективное взаимодействие бизнеса и спорта: cпорт должен контролироваться спортивными организациями, а не бизнесом; должны учитываться интересы зрителя; участие государства в регулировании отечественного спорта должно быть, но оно должно быть разумным и эффективным, но не всеобъемлющим.
Спортивный бизнес в целом развивается в рамках общих законов экономики и бизнеса. В отношении инвестиций в спорт, по мнению эксперта, можно также выделить три основные формы реализации инвестиций: прямые инвестиции, портфельные инвестиции и государственно-частное партнерство (ГЧП).
 
Обычно процесс входа на отечественный рынок иностранных инвесторов состоит из 3 основных этапов.
 
Первый состоит из предварительного ознакомления с бизнес-средой (семинары и конференции, встречи с представителями госорганов, общение с инвестбанкирами, юристами, пробные контракты с будущим объектом приобретения), принятия принципиального решения и примерного графика действий, найма консультантов, начала переговоров с госорганами, подписания первых документов.
 
Второй этап представляет собой комплексный аудит, который включает в себя финансовый, юридический, налоговый, технический, аудит в отношении окружающей среды и др. От результатов аудита, как отметил эксперт, напрямую зависят инвестиционная оценка и предполагаемый размер инвестиций.
 
Заключительный этап входа на рынок состоит из утверждения результатов аудитов руководством компании инвестора, переговоров по структуре и конкретным условиям сделки, дополнительным гарантиям, заключению и исполнению инвестиционного договора.
 
В качестве злободневных проблем в процессе реализации проектов по привлечению прямых и портфельных инвестиций Анищенко А.И. отметил отсутствие четких норм, регламентирующих реорганизацию предприятий (состав участников, правила обмена акций/долей, формирование уставного фонда и т.п.); несоответствие биржевых процедур потребностям участников рынка; пробелы и противоречия в Законе Республики Беларусь "О хозяйственных обществах"; ограниченную свободу выбора применимого права и юрисдикции; неопределенность антимонопольного законодательства; сложности с определением уровня принятия ключевых решений и ответственных лиц с белорусской стороны; сложность согласования различных процедур (аудит, инвентаризация, проверки и т.п.), вопросы конфиденциальности; отсутствие дисциплины переговоров, взаимопонимания в процессе инвестиционных переговоров с госорганами.
 
Задачей привлечения государством частного бизнеса для выполнения определенных работ по техобслуживанию, эксплуатации, реконструкции, модернизации или новому строительству объектов общественной инфраструктуры и предоставлению публичных услуг с использованием таких объектов на условиях разделения рисков, компетенций и ответственности, определяемых на договорной либо нормативной основе (ГЧП), является развитие экономической и социальной инфраструктуры, повышение инвестиционной и инновационной активности. Как отметил специалист, в этом направлении у Беларуси имеется положительный опыт.
 
Здесь основной интерес для государства заключается в экономии бюджетных средств, снижении бюджетных затрат на развитие инфраструктуры, увеличение поступлений от налогов и других выплат в бюджет, привлечение средств в крупномасштабные проекты.
 
Бизнес, в свою очередь, привлекает предоставление государством дополнительных гарантий, возможность заработать деньги в сфере традиционного доминирования госкомпаний. Общество получит качественные услуги по приемлемым ценам.
Что касается преимуществ ГЧП, эксперт видит их в оптимальном распределении рисков, возможности реализации большего количества проектов за счет снижения нагрузки на бюджет, внедрении инновационных решений за счет использования опыта частных инвесторов, снижения стоимости проекта. Кроме того, право собственности на объект инфраструктуры может сохраняться за государством.
 
В числе возможных недостатков ГЧП А.Анищенко отметил сложность структурирования и правового закрепления взаимоотношений и рационального распределения рисков между участниками инвестиционных проектов, реализуемых по схеме ГЧП.
В случае проведения инвестиционного конкурса эта процедура может оказаться более длительной и затратной как для государства, так и для частных инвесторов, по сравнению с прямыми переговорами. Кроме того, концессионные соглашения не всегда обеспечивают достаточную гибкость на этапе реализации.
 
В связи с этим необходимо внимательно изучать все факторы, оказывающие влияние на выбор модели инвестирования: цели государства, экономику проекта, рыночную конъюнктуру, состояние инфраструктуры и потребность в инвестициях.
Докладчик представил аудитории сравнительный анализ форм ГЧП и участия инвесторов в капитале, участия в виде договора управления (привлекаются опытные иностранные специалисты с наработанными методиками), долгосрочной аренды, концессии, подробно осветив преимущества и недостатки всех перечисленных форм.
 
Спонсорство
 
Что касается спонсорства, то, по мнению А.Анищенко, оно не получило в нашей стране распространения в классическом, принятом в спортивном мире понимании этого понятия.
 
Эксперт привел список основных нормативных правовых актов, которыми в настоящее время осуществляется правовое регулирование спонсорства: Указ Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 116 "О дополнительных мерах государственной поддержки отдельных видов спорта", Указ Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 "О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи" (далее - Указ № 300), Декрет Президента Республики Беларусь от 28.11.2003 № 24 "О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи", Закон Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З "О рекламе", Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2445-XII "О физической культуре и спорте", Закон Республики Беларусь от 10.12.1992 № 2034-XII "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13.07.2005 № 779 "Об утверждении примерной формы договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи".
 
В нашей стране юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь вправе оказывать организациям, индивидуальным предпринимателям, иным физическим лицам республики безвозмездную (спонсорскую) помощь в виде денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), работ, услуг, имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, на условиях, определяемых Указом № 300.
Безвозмездная (спонсорская) помощь предоставляется безвозвратно на основе добровольности и свободы выбора ее целей в соответствии с Указом № 300.
 
Таким образом, как отметил юрист, существующая правовая модель не стимулирует отечественных и иностранных инвесторов вести активную спонсорскую деятельность в Беларуси, и деньги зачастую оседают в бюджетах других государств. Обычно спонсоры, оказывая поддержку спорту, взамен получают какие-либо услуги, права, привилегии, которые могут быть использованы в коммерческих целях, т.е. отношения строятся на условиях взаимной выгоды и взаимного сотрудничества и это приводит к положительным результатам. Как подчеркнул эксперт, спорт нужен бизнесу как одно из средств продвижения своих товаров, и за рубежом эффективное спонсорство рассматривается как вид предпринимательской деятельности, подчеркнул эксперт.
 
Закрепленный в законодательстве Республики Беларусь типовой договор о спонсорской помощи не предусматривает таких типичных для классического спонсорского договора условий, как предоставляемые права, категории рекламируемых продуктов, территориальные пределы, обязательства спонсора, гарантии на случай отмены соревнований (травм и т.п.), страхование, ограничение ответственности, допуск на соревнования, расторжение и продление договора, применимое право и разрешение споров и т.д. Эти серьезные условия вписать в рамки нашей правовой модели крайне затруднительно.
 
Одной из основных форм государственной поддержки спорта является льготное налогообложение или полное освобождение отдельных спортивных организаций и их спонсоров от налогов.
 
Эксперт привел показательный пример из опыта Испании, одной из наиболее динамично развивающихся спортивных наций, где эффективно законодательно закреплены существенные скидки или полное освобождение от уплаты налогов на спонсорские суммы:
 
а) для фирм, в которых более 50 % доходов образуется за счет спортивной деятельности отдельных физических лиц или любой другой деятельности, относящейся к спорту;
 
б) для фирм, где спортсмен и члены его семьи участвуют в доходах данной фирмы.
 
Кроме того, в соответствии с законодательством освобождаются от налога на сумму, не превышающую 10 % от общей суммы корпоративного налога, дары (спонсорские вклады) фирм в пользу национальных федераций спорта. Если поступление денег атлету, его фирме, национальной федерации или Национальный олимпийский комитет Испании проходит по условиям спонсорского контракта, по корпоративному закону Испании данная сумма освобождается от налога.
 
Изучение международного опыта показывает, что подобная политика поддержки спорта является весьма эффективной.
 
***
 
Доцент кафедры международного частного и европейского права факультета международных отношений БГУ Александр Данилевич представил правовой анализ мерчендайзинга и лицензионных соглашений в спорте.

Под спортивным мерчендайзингом эксперт понимает использование торговых знаков и знаков обслуживания (наименований команд, имен игроков), их изображений и иных объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих участникам спортивных отношений, в коммерческой деятельности посредством лицензионных и иных смежных соглашений.
 
Мерчендайзинг должен быть обусловлен договором - все должно быть оформлено лицензионными либо иными схожими договорами (например, спонсорскими).
 
Как пояснил эксперт, принцип лицензирования состоит в том, чтобы позволить использовать марку или изображение одного продукта или знака обслуживания (логотипов команды, игроков) для продажи другого (например, прохладительного напитка). Торговые знаки (знаки обслуживания) – фирменные знаки, эмблемы или изображения передаются по лицензии изготовителям продуктов, таких как игрушки или одежда, и изготовители наносят их на товары в надежде, что они продадут этот товар лучше, чем такой же без такого изображения.
 
Как отмечает А.Данилевич, спонсорство в классическом виде в мировой практике сейчас встречается крайне редко. Лицензионные соглашения в спорте тесно связаны с отношениями спонсорства, но это не одно и то же. Разница состоит в том, что спонсорами спортивных организаций являются неспортивные организации, которые в результате финансирования деятельности спортивных субъектов (клубов, федераций, лиг) получают возможность рекламы своих торговых марок и товаров, при этом спонсор платит деньги за право представить свой логотип в спортивном состязании. При лицензировании в спорте неспортивная организация использует спортивную символику для увеличения продаж в спорте. Сегодня большое распространение получили смешанные соглашения с элементами лицензионного и спонсорского договоров в одном.

Рассказывая об истории лицензионных соглашений в спорте, которая началась в 60-х годах прошлого века в США, юрист отметил тот факт, что заключать эти соглашения начали не клубы и не спортсмены, а профсоюзы спортсменов. Исполнительный директор MLBPA заключил двухлетний договор с Coca-Cola на 120 тыс. долларов на изображение игроков на пробках напитка, а затем договор с продавцом коллекционных карточек Topps Company на условиях оплаты 80% годовых продаж до 4 млн. долларов и 10% на всех последующих продажах. В первый год Ассоциация заработала 320 тыс. долларов.
Мерчендайзингом занимаются специальные службы в спортивных федерациях, лигах и клубах, которые, как правило, также занимаются и вопросами спонсорства и лицензионных соглашений.
 
В Беларуси мерчендайзинг реализуют комитеты по маркетингу национальных спортивных федераций, менеджеры клубов. Хотя, как констатировал эксперт, о широкой практике практически ничего неизвестно.
 
Говоря о формах мерчендайзинга в спорте, А.Данилевич отметил мерчендайзинг спортивных субъектов (логотипы, торговые марки, названия команд), а также мерчендайзинг производителей спортивной экипировки, аксессуаров и одежды.
 
Персональный мерчендайзинг – это разновидность мерчендайзинга спортивных субъектов. Он может быть первичным (все вопросы решаются напрямую со спортсменом) и вторичным (через клуб или федерацию).
 
Эксперт рассказал о таком существующем в США и странах Западной Европы инструменте планирования, как лицензионные программы. Они составляются лицензиарами или компаниями, отвечающими за использование лицензий, и включают в себя: координацию использования многочисленных лицензий; контроль качества лицензионных изделий; возможность распространения лицензионных изделий; наблюдение и пресечение нарушений лицензионных прав.
 
Имеются лицензионные программы у лиг и федераций. Они являются специфичными в силу того, что лига отвечает за маркетинг и лицензирование марок всех команд лиги, использование знака лиги и ее спортивных мероприятий, использование знаков различных лиг в системе общей структуры спорта на национальном уровне.
 
Лицензионные программы клубов существуют тогда, когда имеются исключительное право клубов на использование знака клуба в связи с презентацией самого состязания, неисключительные права на местную рекламу, неисключительные права разрешать третьим лицам использовать марку (логотип) клуба в локальных целях и неисключительное право на использование знака (логотипа) клуба в своих публикациях. Как заметил лектор, такая практика характерна для США, где стараются предоставлять неисключительное право на использование своего логотипа.
 
Противоборство между клубами и лигами в США существует и по сей день в силу того, что клубы считают, что лицензионные программы лиг убивают конкуренцию. Ведь лига получает средства от продажи всех брендов и потом распределяет их вне зависимости от соревновательного успеха команды. Тем самым команда, находящаяся в самом низу турнирной таблицы, тоже получает деньги. Успешные клубы не желают делить доходы от продаж своих брендов с менее успешными, мотивируя это нежелание тем, что клубы могут в лучшей степени использовать свой собственный бренд.
 
Говоря о правовой основе для мерчендайзинга в нашей стране, эксперт выделил статьи 982-985 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее ГК), регулирующие вопросы личных неимущественных и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, перехода исключительных прав к другому лицу, лицензионного договора.
 
Эксперт отметил, что регистрация лицензионного соглашения в Беларуси отменена с 25 января 2010 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2009 № 1719.
 
К существенным условиям лицензионного договора относятся предмет, условия о цене (или условие о безвозмездном характере договора), форма платежа (твердая (паушальная), которую рекомендует использовать эксперт в целях эффективного контроля, и роялти). В качестве базиса для исчисления роялти стороны лицензионного договора могут использовать объем производства (количество выпускаемого товара), отпускную стоимость произведенного товара, прибыль лицензиата и т.п.
 
В числе рекомендуемых условий лицензионного договора в спорте А.Данилевич выделил: требования в отношении качества продукции, изготавливаемой по лицензии, территорию действия лицензии, обеспечение конфиденциальности, условия о рекламе (ссылка на наличие лицензии), порядок разрешения споров (арбитражная оговорка), срок действия договора и условия его расторжения.
Что касается моральных оговорок и ограничений для спортсменов, то, несомненно, лицензионные соглашения могут содержать ограничения для спортсменов, получающих по лицензии форму или экипировку: не использовать товарные знаки других субъектов, не вредить имиджу торгового знака, положения о конфиденциальности.
 
Эксперт ознакомил участников со способами правовой защиты от нарушения договора с использованием способов, предусмотренных гражданским законодательством Республики Беларусь (ст. 11, 989 ГК), а также коснулся административной и уголовной ответственности за нарушение авторских, смежных и патентных прав.
 
Что касается разрешения споров, то в Беларуси компетентный государственный суд - Судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь. Арбитражный суд будет компетентен при наличии арбитражного соглашения.
 
***
 
Начальник отдела учебно-спортивных организаций Управления спорта Министерства спорта и туризма Республики Беларусь Людмила Кошкалда осветила вопросы социальной защиты спортсменов. Значительное внимание специалист уделила вопросам совмещения несовершеннолетними спортсменами занятий спортом с обучением в учебных заведениях, льготам при поступлении в вузы, учебно-тренировочным сборам, вопросам формирования и функционирования спортивных классов, материального обеспечения, а также вопросам трудоустройства и социальной защищенности профессиональных спортсменов после завершения ими спортивной карьеры и т.п.
 
***
 
Доклад главного советника Управления социального законодательства в социальной сфере НЦЗПИ Веры Сморчковой был посвящен особенностям трудовых отношений в спортивной сфере.

В этом направлении основная проблема заключается в том, что Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее ТК) не предусмотрены особенности регулирования труда спортсменов. До сих пор не издано ни одного комплексного нормативного правового акта, направленного на регулирование труда тренеров и профессиональных спортсменов. В настоящее время НЦЗПИ работает над законопроектом, который будет детально регламентировать трудовые отношения профессиональных спортсменов и их тренеров. Так, предлагается дополнить ТК специальной главой, в которой будут отражены особенности регулирования труда этой категории работников. В соответствии с проектом закона трудовые договоры с профессиональными спортсменами будут заключаться только на определенный срок. При заключении срочного трудового договора перечень существенных условий договора (по сравнению с уже закрепленными в ТК) в отношении обязанностей всех субъектов договора будет расширен. Например, спортсмена могут обязать соблюдать спортивный режим, принимать участие в спортивных соревнованиях только по указанию нанимателя и т.п. (в том числе достичь определенного результата), тренера - обеспечить достижение спортсменом этого результата. Вместе с тем эти условия будут факультативными: у нанимателя и спортсмена будет право выбора, дополнять договор такими условиями или нет и соответственно соглашаться на такие условия или нет. При невыполнении условий, внесенных в трудовой договор, последний может быть прекращен.
 
Законопроектом также предусмотрены новации, касающиеся трудовых отношений с женщинами-спортсменками, спортсменами в возрасте до 18 лет, перевода спортсмена от одного нанимателя к другому, расторжения трудового договора по инициативе нанимателя и др.
 
Серьезной проблемой является регулирование трудовых отношений в профессиональном спорте в случае отстранения спортсменов от участия в спортивных мероприятиях за использование допинга. Понятие "допинг" не существует ни в международном, ни в национальном законодательстве. Соответственно в национальном законодательстве отсутствуют нормы, предусматривающие применение санкций за употребление допинга.
 
В проекте закона предусмотрены 2 санкции в отношении спортсмена, уличенного в применении допинга: отстранение от работы и досрочное расторжение срочного трудового договора. Однако для реализации этого предложения на практике необходимо четко разграничить понятия "спортивная дисквалификация" и "дисквалификация за нарушение антидопинговых правил" и предусмотреть внесение соответствующих изменений в Закон о физической культуре и спорте.
 
Досрочное расторжение срочного трудового договора может осуществляться по желанию нанимателя в 2 случаях: дисквалификация спортсмена, уличенного в применении допинга, либо если он уличен в применении допинга, но дисквалификация как таковая не наступила.
 
В качестве дополнительной гарантии нанимателя трудовым договором может быть предусмотрена выплата спортсменом нанимателю денежной компенсации в случае, если договор расторгается по причине, связанной с допингом.
Вместе с тем в области трудовых отношений в спортивной сфере остается еще ряд вопросов, ответов на которые пока нет. Например, можно ли работать тренером дисквалифицированному пожизненно спортсмену?
 
***
 
Участники конференции не смогли обсудить все проблемные вопросы в области спортивного права. Обмен мнениями юристов, работающих в области спортивного права, продолжится на Международной научно-практической конференции по спортивному праву, которая состоится в г. Минске в январе 2011 г. Прошедшая 5 октября 2010 г. мини-конференция стала очередным этапом долгой и интересной работы в направлении исследования развития спортивного права.