Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новости компаний


Юристы часто не придают значения легким темам, к которым относится транспортная перевозка для собственных нужд организации (индивидуального предпринимателя). А вместе с тем ответственность субъектов хозяйствования за нарушение законодательства в области транспорта никто не отменял.
 
И кому, как не юристам, отвечать на вопросы: какая перевозка считается лицензируемой, а какая – нет; как правильно учитывать режим рабочего времени водителей; в каком случае необходим медицинский осмотр водителя перед выездом на линию, а в каком достаточно приборного контроля его состояния.
 
Журнал "Промышленно-торговое право" провел правовой форум, посвященный теме "Транспорт в деятельности субъектов хозяйствования". Участники мероприятия в неформальной обстановке обменялись мнениями по поводу проблем, возникающих в деятельности субъектов хозяйствования, которые используют для перевозок для нужд организации собственные или арендуемые автомобильные транспортные средства.

Опытом работы поделились специально приглашенные гости: Павел Владимирович Божанов, начальник управления развития транспортных систем, транспортной логистики и инвестирования Министерства транспорта и коммуникаций; Владимир Вячеславович Канунников, начальник управления лицензирования и контроля Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций. Судебную практику озвучил Андрей Владимирович Плотников, судья хозяйственного суда г. Минска. Татьяна Николаевна Горнаева, начальник юридического управления Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия "Белгосстрах", рассказала об основных нововведениях в области страхования гражданской ответственности.

 
Страхование: что нового?
Указ Президента Республики Беларусь от 23 октября 2009 г. № 519 "О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам страхования" (далее – Указ) вступает в силу с 1 июля 2010 г.
Введен новый вид страхования – комплексное страхование, представляющее собой синтез обязательного страхования гражданской ответственности и КАСКО в усеченном варианте. Комплексный договор внутреннего страхования включает обязательное страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства – резидента Республики Беларусь и добровольное страхование его имущества (транспортного средства) на случай причинения вреда в результате ДТП.
Данный вид страхования экономически выгоден юридическим лицам: при его заключении нужно будет уплатить примерно 160 евро, тогда как тариф по КАСКО составлял в среднем от 4 до 6,5 % стоимости транспортного средства.
 
После вступления в силу Указа участники ДТП смогут не вызывать ГАИ к месту происшествия при наличии одновременно следующих обстоятельств:
 
1. В результате ДТП не причинен вред жизни или здоровью.
2. Вред причинен только имуществу участников ДТП.
3. ДТП произошло с участием двух транспортных средств.
4. Водители имеют право на управление транспортным средством соответствующей категории.
5. В отношении транспортных средств действуют договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
6. Обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате ДТП, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий у участников и зафиксированы в извещениях о ДТП, бланки которых заполнены лицами, управлявшими транспортными средствами, в соответствии с требованиями.
7. Водители не предъявляют претензий к состоянию друг друга (не находятся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ).
8. Вред, причиненный имуществу каждого из участников ДТП, оценивается ими в размере до 200 евро по установленному Национальным банком официальному курсу белорусского рубля по отношению к евро.
Т.Н. Горнаева отметила, что если вы оценили вред в пределах 200 евро и решили не вызывать ГАИ к месту ДТП, то вы не вправе будете предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда. После выплаты страхового возмещения дальнейшие споры между участниками регулирует Гражданский кодекс.
 
Правовой ликбез. Расскажите водителю
Алгоритм действий водителя при наступлении ДТП:
1. Сообщить о ДТП владельцу транспортного средства.
2. Вызвать ГАИ, в случае если:
• причинен вред жизни или здоровью;
• ДТП произошло с участием более чем двух транспортных средств;
• участник ДТП не имеет права управления транспортным средством либо соответствующей категории;
• у участника ДТП нет договора страхования;
• у участника ДТП истек срок действия договора страхования;
• у одного из участников ДТП договор страхования заключен до 1 июля 2010 г.;
• лицо, управлявшее транспортным средством, находится в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;
•вред, причиненный имуществу каждого из участников ДТП, оценивается ими в размере более 200 евро по установленному Национальным банком официальному курсу белорусского рубля по отношению к евро;
• характер и перечень видимых повреждений транспортных средств вызывают разногласия у участников;
•повреждения не зафиксированы в бланке извещения о ДТП и не подписаны обоими участниками.
В случае если ГАИ на место ДТП не вызывается, необходимо правильно составить схему ДТП и по возможности зафиксировать последствия (с помощью фотоаппарата, видеокамеры и т.п.).
 
Перевозка: нужна ли лицензия?
В ходе выполнения внутриреспубликанских перевозок автомобильным транспортом для собственных нужд возникает вопрос, необходимо ли субъекту хозяйствования соответствующее специальное разрешение (лицензия) в каждом конкретном случае. Критерии отнесения автомобильной перевозки к лицензируемому виду деятельности озвучил П.В. Божанов.
 
Лицензированию подлежат только автомобильные перевозки грузов и (или) пассажиров с использованием предназначенных для этого транспортных средств. Так, при перевозке на легковом автомобиле грузов специальное разрешение (лицензия) не требуется, поскольку такой груз является багажом. А вот если этот же груз разместить для перевозки в грузовом автомобиле, то ситуация изменится в обратную сторону.
 
Юристам следует быть внимательными, формулируя предмет договора об оказании транспортных услуг. Если это услуга по автомобильной перевозке груза из точки А в точку Б, то специальное разрешение (лицензия) однозначно требуется. А вот если эта перевозка – часть технологического процесса (например, сбор мусора, его перевозка на свалку и переработка), специальное разрешение (лицензия) не нужна. При невозможности определить исходя из предмета договора на оказание услуг (не транспортных), относится ли автомобильная перевозка к лицензируемому виду деятельности, можно проанализировать, из каких составляющих формируется стоимость таких услуг, т.е. если стоимость автомобильной перевозки включена в общую стоимость услуги и является частью технологии другой услуги, то такая перевозка не будет относится к лицензируемой.
По словам П.В. Божанова, Правительством подготовлены предложения о сокращении лицензируемых видов деятельности. С этой целью разработан проект Указа Президента Республики Беларусь, который будет включать общие нормы в области лицензирования и нормы по конкретным видам лицензирования. Предполагается отменить лицензирование внутриреспубликанских перевозок грузов. Международные автомобильные перевозки грузов останутся в перечне лицензируемых видов деятельности (за исключением перевозки грузов автомобилями общей массой до 3,5 тонн).
Отмена лицензирования не будет означать отсутствие контроля со стороны государства, поскольку взамен будет введено соответствующее страхование этого вида деятельности.
 
Водители: работаем в меру
В.В. Канунников обратил внимание субъектов хозяйствования на соблюдение режима труда и отдыха водителей.
Напомним, что в состав рабочего времени водителя включается:
 
подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии продолжительностью 20 минут;
время проведения предрейсового медицинского осмотра водителей продолжительностью 5 минут в смену;
время движения автомобиля на линии;
время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки, в местах посадки и высадки пассажиров;
время простоев не по вине водителя;
время дополнительного специального перерыва, предусмотренное графиком для кратковременного отдыха водителя от вождения в пути и на конечных пунктах, а также время для осмотра подвижного состава и его обслуживания;
время стоянки при междугородных перевозках в промежуточных и конечных пунктах, предусмотренное графиком для охраны груза и автомобиля;
половина времени, предусмотренного заданием на рейс, при обслуживании автомобиля, оборудованного спальным местом, в междугородном сообщении двумя водителями, когда один из водителей не управляет автомобилем.
 
С учетом вышеизложенного ошибочно полагать, что графа путевого листа "выезд на линию" является началом работы водителя. На практике инспектор при проведении контроля на линии добавляет нормативно установленное время к времени, указанному в путевом листе.
 
Предрейсовый медосмотр водителя: проходить или нет?
На форуме были подняты вопросы прохождения предрейсового медицинского осмотра водителей, который обязан организовать автомобильный перевозчик (в том числе субъект хозяйствования, осуществляющий перевозку для собственных нужд).
Было отмечено, что непроведение лицензиатом предрейсового медицинского осмотра водителя автомобиля перед выездом в рейс – грубое нарушение законодательства, которое может повлечь аннулирование специального разрешения (лицензии). Предрейсовый контроль физического состояния обязателен не только для водителей автомобилей, осуществляющих лицензируемую перевозку, но и для водителей, использующих автомобиль в служебных целях. Различается лишь порядок организации и нормативные правовые акты, регулирующие проведение такого контроля. Подробнее об этом см. в № 7 журнала "Промышленно-торговое право" за 2010 год.
 
Нет сопроводительных документов? Суд разберется
Живой интерес практикующих юристов вызвало выступление судьи хозяйственного суда г. Минска А.В. Плотникова, который озвучил судебную практику по спорам, связанным с перевозкой грузов и перевозкой для собственных нужд организации.
В хозяйственной деятельности часто встречаются описки, опечатки в сопроводительных документах, нередки ситуации, когда водитель уехал, а документы забыл. Это трактуется как грузоперевозка товара без сопроводительных документов. В результате – конфискация товара вне зависимости от того, кому он принадлежит.
А.В. Плотников отметил, что хозяйственный суд не сторонник формального подхода при оценивании доказательств, представляемых юридическими лицами в подтверждение совершения хозяйственной операции. Например, наличие описки, опечатки не влечет недействительности документов. Под не соответствующими действительности документами понимаются подложные (поддельные, фиктивные) документы; документы, содержащие недостоверные, не соответствующие фактическим обстоятельствам сведения (о наименовании, позволяющем идентифицировать товар; о количестве товара); а также документы, не содержащие сведения о сопровождаемом ими товаре.
Как видим, такая, казалось бы, легкая тема, как перевозка для собственных нужд организации, вызвала массу вопросов у юристов-практиков. Это еще раз доказывает: в юриспруденции простых вопросов не бывает.