фотоВласти Беларуси обвинили в незаконной торговле оружием. Это отнюдь не новое обвинение на страницах американской газеты "International Herald Tribune" озвучил специалист по Беларуси, старший научный сотрудник Совета по политике демократизации Марк Дуглас, бывший сотрудник Госдепартамента США.

Как пишет Марк Дуглас, большая часть оружия, которое подпитывает локальные военные конфликты, например, в Ливане и Судане, поступает из Восточной Европы, и, в частности, из, как пишет автор, "отверженной Беларуси".

"Чтобы перемирие в Ливане оказалось успешным, и миротворцы могли осуществлять свою миссию в Судане, необходимо заняться Беларусью как основным поставщиком оружия для этих конфликтов", — считает Марк Дуглас.

По мнению американского автора, Беларусь "отлично знакома нечистоплотным торговцам оружием и государствам, поддерживающим терроризм, как активный и надежный поставщик запрещенных видов оружия". Автор даже ссылается на ООН и пишет, что эта международная организация в конце 90-х признала Беларусь "одним из наиболее злостных нарушителей запрета на поставку оружия в Ирак". "Тяжелые боевые вертолеты Ми-24, которые сегодня сеют смерть и разрушение в деревнях Дарфура, — это поставки Беларуси", — пишет Марк Дуглас.

Тревогу автора статьи вызывает тот факт, что, по его мнению, "за последние шесть лет Беларусь настолько увеличила незаконную торговлю оружием, что стала лидером в военных поставках исламским странам, поддерживающим терроризм". В поддержку своей позиции Марк Дуглас приводит данные специализированного журнала Jane`s Defence International, согласно которому "Беларусь тайно продала оружия на сумму, превышающую 500 млн. долларов. Она продавала палестинским боевикам и таким странам, как Сирия и Иран, ракеты "Катюша", 120-миллиметровые минометы, противотанковые ракеты и мины".

Как говорится в статье, "даже после 11 сентября 2001 года Беларусь не только продолжила реализацию большого количества вооружений, доставшихся ей после развала Советского Союза, практически всем странам из американского списка спонсоров терроризма (включая Северную Корею, Судан, Иран и Сирию), но и обвинила в этом сам Вашингтон".

Автор материала в "International Herald Tribune" пишет, что "Лукашенко, кажется, доволен ролью международного преступника. Его отношения с Западом и так находятся на предельно низком уровне, и он считает, что терять уже нечего". Единственный, кто, по мнению Марка Дугласа, "может надавить на Беларусь, — это соседняя Россия, но Кремль продолжает поддерживать Лукашенко". Как считает автор, "это происходит не только потому, что Беларусь остается в сфере московского влияния, но еще и потому что она служит удобным посредником для продажи российского оружия сомнительным режимам, в связях с которыми Кремль не хочет быть замечен".

Автор также выступает с критикой в адрес властей США и ООН, которые прилагают слишком мало усилий, чтобы заставить Беларусь отказаться от торговли оружием с сомнительными странами.

"Слабые и несмелые дипломатические попытки остановить нелегальные поставки оружия из Беларуси государствам, поддерживающим терроризм, и группировкам вроде "Хизбалла" должны остаться в прошлом", — пишет Марк Дуглас. Вместо них автор предлагает Соединенным Штатам и Европейскому союзу приложить усилия "с целью добиться введения санкций ООН против Беларуси за нелегальные поставки оружия".

"ЕС и Вашингтон должны тесно сотрудничать, чтобы эффективнее обнаруживать и препятствовать нелегальным поставкам белорусского оружия, включая поставки транзитом через третьи страны, — считает автор статьи. — Если не наращивать усилия в этом направлении, белорусское оружие продолжит подрывать перспективы мирного урегулирования не только в Ливане и Судане, но и в ряде других горячих точек".

Для властей Беларуси обвинения в незаконной торговле оружием уже стали привычным явлением. И, в принципе, основания для таких подозрений можно объяснить. У Беларуси действительно непросто складываются отношения с США и ЕС, а в декларируемой многовекторной внешней политике есть существенный перекос в сторону стран, имеющих такой же как и у Беларуси сомнительный международный имидж. Частые контакты с Сирией, Ливаном, Ливией, Ираном, а до свержения режима Саддама Хусейна и весьма плотные взаимоотношения с Ираком вполне могли вызвать у мирового сообщества определенные подозрения.

Правда, если бы у обвиняющих Беларусь в тайной торговле оружием стран существовали веские доказательства, то сегодня, наверняка, разговор о санкциях имел бы не гипотетический, а вполне реальный характер.

Еще в апреле этого года все то же журнал Jane's со ссылкой на авторитетный информированный источник сообщал, что поставляемые Россией в Беларусь комплексы С-300 на самом деле, якобы, предназначаются Ирану для защиты их ядерных объектов от возможного авиаудара со стороны США или Израиля. Белорусская сторона эту информацию назвала "очередной глупостью". И до сего дня, кстати, других фактов, подтверждающих намерение Беларуси перепродать Ирану зенитно-ракетные комплексы, Запад так и не привел.

Хотя в тот же Судан Беларусь в свое время оружие действительно продавала и этого не скрывает. Согласно данным Регистра ООН по обычным вооружениям, в 2004 году в Судан были поставлены 21 бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2, семь бронетранспортеров БТР-80, 10 бронетранспортеров БТР-70 и одна боевая машина пехоты БМП-1. В 2003 году Судан закупил в Беларуси девять БМП-2, 39 БРДМ-2, 32 единицы различных артиллерийских систем. А годом ранее Судан купил 14 единиц различных артсистем. Официальных данных о продаже вертолет, о чем пишет Марк Дуглас, у ООН нет.

В прошлом году белорусское оружие покупали только три страны Азербайджан, Словакия и Джибути. Кроме того, в списке стран-покупателей (за все время) значатся Кот-д'Ивуар, Швеция, Иран, Алжир, Перу, Конго, Папуа-Новая Гвинея, Сьерра-Леоне, Эфиопия, Заир, Уганда, Марокко, ОАЭ, Украина. А по итогам 1997 года Беларусь даже входила в десятку ведущих стран-экспортеров оружия.

Отвечал на обвинения в незаконной торговле оружием и сам президент Беларуси Александр Лукашенко. Накануне президентских выборов, выступая на третьем Всебелорусском народном собрании, Лукашенко отметил, что Беларусь сама оружие не производит, только компоненты. А те вооружения, которые идут на экспорт — это излишки, оставшиеся с советских времен. "Что на этом б/у заработаешь?", — спрашивал тогда Лукашенко в ответ на упреки Запада и оппозиции в том, что его власть заработала на продаже оружия миллиарды долларов. По словам президента Беларуси, половина вырученных денег пошла на модернизацию военной отрасли, остальные — в белорусские банки, откуда их направляли на строительство социальных объектов.

Беларусь неоднократно и на разных официальных уровнях заявляла, что в торговле оружием "строго соблюдает санкции Совета безопасности ООН, демонстрируя мировому сообществу прозрачность этого процесса".

Политолог Андрей Федоров также отмечает, что документальных фактов, подтверждающих продажу Беларусью оружия странам, по отношению к которым ООН были применены санкции, действительно нет — одни только подозрения. "Формально Беларусь режим торговли оружием не нарушает, но здесь есть и моральный аспект. Например, продажа оружия Судану, где гражданская война стала причиной глобальной гуманитарной катастрофы — десятки тысяч убитых, миллионы беженцев", — говорит эксперт.

Но, по-видимому, белорусские власти на этот счет совесть не мучает. "Мы суверенное государство, и вопрос, с кем нам торговать или не торговать, решаем мы сами", — сказал однажды министр обороны Беларуси Леонид Мальцев.

Александр ЗАЙЦЕВ
{banner_819}{banner_825}
-10%
-30%
-20%
-30%
-30%
-10%
-45%
-35%
-25%
-20%