Татьяна Коровенкова,

Ситуация с правами человека в Беларуси не изменилась. Такой вывод содержится в отчете спецдокладчика ООН по Беларуси Миклоша Харашти, который будет представлен на 32-й сессии Совета ООН по правам человека. Сессия пройдет с 13 июня по 1 июля в Женеве. Отчет содержит информацию, полученную спецдокладчиком до 31 марта 2016 года.

Миклош Харашти
Миклош Харашти

В отчете Харашти указывает на такой положительный факт, как освобождение шестерых политзаключенных накануне президентских выборов 2015 года. При этом докладчик обеспокоен тем, что освобождение политзаключенных «было осуществлено в том же произвольном стиле, что и их заключение под стражу». Кроме того, освобожденные не были восстановлены в своих гражданских и политических правах.

Сами выборы, в отличие от предыдущих 2010 года, проходили без насилия со стороны милиции и арестов политических оппонентов власти, отмечает докладчик. Однако, несмотря на это, выборы не были признаны ОБСЕ «заслуживающими большего доверия, чем выборы 2010 года».

«Поэтому освобождение заключенных накануне выборов без восстановления их права выдвигать на них свою кандидатуру, возможно, лишь только усугубило атмосферу страха, в которой уже не первое десятилетие осуществляется управление страной. Репрессивная правовая система после 2010 года стала лишь еще жестче, и одновременно жестче стали систематически применяться уголовные и административные наказания в отношении оппонентов и критиков и вообще всех, кто каким-либо образом, даже вполне мирно, выражает несогласие», — отмечает Харашти.

«Проверкой того, насколько президент страны настроен осуществить реформу в области регулирования прав человека в Беларуси», по мнению докладчика, станут предстоящие парламентские выборы.

«Белорусский парламент — единственный на Европейском континенте не имеет в своем составе даже подобия оппозиции и ограничивается тем, что послушно проштамповывает решения президента. Это относится к составам парламента всех созывов за последние 20 лет, независимо от того, пыталась ли оппозиция принять в них участие или бойкотировала выборы в знак протеста против ограничений», — говорится в отчете.

Харашти также обращает внимание на то, что в Беларуси по-прежнему применяется смертная казнь, что является «еще одним типичным несоблюдением правозащитных стандартов, которое отличает данное государство от всех остальных стран на Европейском континенте».

Как отмечается в докладе, не произошло изменений в «разрешительном принципе» свободы собраний и ассоциаций. «Эта система заключается в том, что де-юре становится уголовно наказуемым любой вид публичной деятельности, не получивший предварительного одобрения властей», — констатирует Харашти.

По-прежнему сохраняются сложности для деятельности организаций гражданского общества и политических партий. «Ущемление права на свободу ассоциации обусловлено тремя основными ограничениями: правилами в отношении регистрации, широко распространенными отказами в регистрации и установлением уголовной ответственности за несанкционированную гражданскую деятельность и ее финансирование», — говорится в докладе.

Его автор отмечает: хотя за последние месяцы оппозиционные акции не разгонялись правоохранительными органами, на их участников налагались «непропорционально высокие административные штрафы».

Харашти также указывает на факты ущемления свободы СМИ в Беларуси, преследования журналистов, которые сотрудничают с зарубежными медиа без аккредитации МИД.

В стране отсутствует благоприятная обстановка для безопасной работы правозащитников, говорится в докладе. В качестве примеров приводится суд над Михаилом Жемчужным, приговоренным к шести годам заключения, преследование гомельского правозащитника Леонида Судаленко, высылка из страны правозащитницы Елены Тонкачевой.

Харашти отмечает, что власти отказываются предоставить правозащитникам доступ к пенитенциарной системе. При этом по-прежнему появляются сообщения о применении пыток в местах лишения свободы.

В стране сохраняется практика произвольного задержания общественных и политических активистов, журналистов, правозащитников, нет подвижек в расследовании нераскрытых дел об исчезновении оппозиционных политиков и журналиста Дмитрия Завадского в 1999—2000 годах, отмечает докладчик.

Он обеспокоен тем, что представление об улучшении ситуации с правами человека в Беларуси, «сложившееся из-за незначительных изменений», «может скрыть отсутствие политической воли и готовности приступить к настоятельно необходимым фундаментальным подвижкам».

В докладе содержатся рекомендации для белорусских властей. Харашти, в частности, рекомендует: восстановить всех освобожденных политзаключенных в гражданских и политических правах; отменить статью 193.1 УК (ответственность за участие в деятельности незарегистрированной организации); ввести уведомительный принцип регистрации партий и общественных объединений; ввести мораторий на смертную казнь, выполнить рекомендации ОБСЕ по улучшению избирательного законодательства; учредить независимый орган, отвечающий за назначение, продвижение по службе, временное отстранение от должности и увольнение судей и прокуроров в соответствии с основными принципами независимости судебных органов.

В сопроводительной записке к докладу секретариата Совета по правам человека (СПЧ) ООН отмечается: «Собранные материалы показывают, что за исключением недавнего освобождения политических заключенных накануне президентских выборов 2015 года никаких других улучшений в ситуации укоренившегося систематического ограничения основных прав человека, послужившей поводом для учреждения мандата специального докладчика в 2012 году, отмечено не было».

В связи с этим СПЧ считает необходимым «и далее сохранять достигнутый уровень контроля со стороны ООН за соблюдением Беларусью ее обязательств в области прав человека, особенно в контексте грядущих парламентских выборов».

Беларусь не признает мандат спецдокладчика ООН, считая его политически мотивированным.

{banner_819}{banner_825}
-33%
-20%
-20%
-10%
-10%
-21%
-20%
-50%
-20%
-20%