Александр Кнырович,

Среди четырех кандидатов на высший государственный пост Беларуси один стоит особняком. Действующий президент страны, Александр Григорьевич Лукашенко, баллотируется на этот пост уже в пятый раз. Можно со всей ответственностью утверждать, что сложившаяся общественно-политическая система, показатели развития экономики страны — прямой результат 21-летнего его управления, его представлений о том, что «такое хорошо и что такое плохо» для белорусского народа, где его друзья, а где — враги.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Александр Кнырович. Соучредитель группы компаний «Сармат-СТИ», владелец бара Bristle и бизнес-ангел

Читайте также:

Кому доверить будущее Беларуси? Кейс Гайдукевича

Кому доверить будущее Беларуси? Кейс Короткевич

В предыдущей, допрезидентской жизни нашего кандидата остались и учеба в Могилевском пединституте и Белоруской сельскохозяйственной академии, и служба в армии, и руководство совхозом «Городец» в Шкловском районе, и депутатство в отечественном парламенте в самый «разгульно-демократический» период в жизни страны, в 1990—1994 годах.

21 год в президентском кресле — целая жизнь. Особенностью белорусской политики является то, что и сторонники Александра Григорьевича, и его противники связывают все события предыдущих лет с личными решениями главы государства, в зависимости от симпатий и антипатий, выставляя им положительную или отрицательную оценку.

А вспомнить есть что. Начиная от «выстрелов в Лиозно»: референдумы по поводу смены государственной символики, неограниченных президентских сроков, русского языка, разгон Верховного совета, сбитый воздушный шар с несчастными американскими туристами, «депортацию» дипломатов из Дроздов, близкую «дружбу» с ельцинской Россией (стратегию — «нефть в обмен на поцелуи»), головокружительный проект создания «единого государства» (с объединенной валютой и президентским постом), жесткое «притирание» с новым российским руководством, фактическое непризнание Абхазии, Южной Осетии, перехода Крыма в состав России, нефть из Венесуэлы, полковника Каддафи в Минске и девальвации, девальвации, девальвации.

А с другой стороны — запуск заводов в 1990-х, ликвидация бандитизма, бурный экономический рост 2000-х, реально работающее законодательство во многих сферах, массовое строительство жилья для нуждающихся, сохранение доступными медицины и образования, практическое отсутствие безработицы, Парк высоких технологий, совместный белорусско-китайский промышленный парк «Великий камень», роль Беларуси как миротворческой площадки в украинском конфликте и уровень жизни населения, вероятно, 2-й, после России, на просторах СНГ (из стран, не пошедших на «шоковые» экономические и политические реформы).

Фото: Reuters
Фото: Reuters

Несомненно, сегодняшняя реальная независимость страны, её декларируемый нейтралитет, но с огромной экономической и политической привязкой к «старшему брату» — также результат долгосрочных усилий народного лидера.

Предвыборная программа Александра Лукашенко на этот раз не содержит образов внешних врагов и внутренних вредителей. В программе, по сути, признается провал предыдущей экономической политики и формулируется сбалансированный набор базовых принципов работы на следующий президентский срок (с благоразумным отсутствием конкретных, измеримых ориентиров).

Основные слова — мир, безопасность, занятость, стабильность, независимость.

Пять причин голосовать против программы действующего президента

  1. Сохранение гиперцентрализации власти. Сегодня и законодательная, и исполнительная, и судебная власти завязаны на единственную точку принятия решений. У такой системы есть плюсы — управляемость, скорость реализации решения. И она, при решении краткосрочных задач типа «штурма крепости», бывает очень эффективна. Но решение стратегических, долгосрочных задач в такой системе начинает зависеть от степени понимания проблемы, а иногда и от удачливости отдельного чиновника. Провалы в модернизации деревообработки и цементной отрасли — самые яркие тому примеры.
  2. Отсутствие внутренней политической жизни. Сама по себе система, увязывающая вместе законодательную власть всех уровней, судебные и исполнительные органы, предполагает обязательное наличие партий, представляющих весь политический спектр. Население в зависимости от политических пристрастий выбирает более близкую в конкретный момент идеологию и выдвигает своих представителей в парламент и местные советы всех уровней. Так формируется законодательная власть, представляющая интересы всех групп населения. Появляется канал коммуникации между рядовыми белорусами и государством. Сегодня эта система не работает. Все депутаты парламента представляют единый монолит — одни и те же политические взгляды.
  3. Внешнеполитическая и экономическая изоляция. Результаты президентских выборов, несмотря на усилия сторонников бойкота, имеют очень большие шансы быть признанными мировым сообществом. Этап сбора подписей прошел без существенных эксцессов. Есть конкуренция между кандидатами, в нашем, отечественном смысле. И на площадь в этот раз никто не пойдет. Да, рекламные возможности кандидатов ничтожны, и избирательные комиссии все те же, и будет досрочное голосование, и наблюдатели будут всё так же отделены от наблюдаемых объектов. Но это всё — «небольшие недостатки», на фоне выборов 2010 года. Поэтому, с большой вероятностью, санкции с нас снимут и Александр Григорьевич станет «рукопожатным». Но это не приведет к существенному вовлечению нас в политические и экономические региональные процессы. Виной тому — экономическая ситуация (и собственная, и в привязке к стремительно маргинализирующейся экономике России) и давно сложившийся имидж нашей Родины как страны с очень низкой инвестиционной привлекательностью.
  4. Нерешительные реформы. Сложившаяся экономическая ситуация не оставляет нам как государству выбора. Прежние рецепты эмиссионного разгона экономики не работают. И тут — или мы сами занимаемся реформированием (к чему нас призывают все кредиторы — и МВФ, и Россия), или мы будем наблюдать дальнейшее сползание в рецессию, где сегодняшние 400 $ средней зарплаты (не вспоминая про обещанные 1000 $) покажутся благословением Божьим. И в этот момент все здоровые реформистские порывы части правительства натыкаются на принципиальное нежелание высшего руководства страны проводить широкую приватизацию. Отношение к флагманам промышленности как к фамильному серебру уже привело к фактической утрате некоторых отраслей, обвальному падению сбыта в других. На горизонте — безработица.
  5. Опора на «одно крыло». 20 лет назад под лозунгом восстановления разрушенных хозяйственных связей была сделана ставка на единое экономическое пространство с Россией. И в годы нефтяного изобилия такая позиция себя оправдала. При крепком российском рубле всё увеличивающийся спрос россиян как губка втягивал в себя товары и услуги из Беларуси. Но обвальное падение цен на углеводороды вместе с западными санкциями разрушило идиллию. И, несмотря на отсутствие в Беларуси нефтяных и газовых месторождений, мы оказались в роли пострадавших. Очевидно, что при сохранении Александром Лукашенко своего поста такая ситуация имеет все шансы на продолжение. А нефти по 120 $ как-то не прогнозируется.

Пять причин голосовать за кандидата Александра Лукашенко

  1. Мир и независимость. В белорусском обществе существует внутреннее напряжение между теми, кто видит будущее развитие страны в рамках сотрудничества с условной «Европой» (резкие реформы — вхождение в ЕС, шенгенскую зону, переход на евро, вступление в НАТО) и сторонниками сохранения текущего курса. Но напряжение это благодаря принятым властью мерам не выливается в серьезное политическое, а тем более уличное, противостояния. До Майдана — очень далеко. Других линий раздела белорусского общества: на бедных и богатых, националистов или сепаратистов, сторонников отдельных религий — объективно не существует.
  2. Занятость и социальная система. Программа кандидата в её экономической части ставит во главу угла не конкуренцию или экономический рост. А обеспечение всему населению реального права на труд. Можно предположить, что между нулевой безработицей при средней зарплате в 400 $ и 10-процентной безработицей при зарплате в 700 $ будет выбран первый вариант, обеспечивающий пусть и невысокий, но постоянный доход всем работающим гражданам. Медицинское обслуживание, образование, пенсионная система также, пусть и на невысоком уровне, но будут охватывать всех белорусов.
  3. Экономика изменений. Новые экономические условия требуют новых решений. И сегодняшние действия финансового блока правительства по ограничению денежной массы и недопущению разгона инфляционной спирали выглядят абсолютно обоснованными. Экономический блок программы включает в себя как сохранение жесткой монетарной политики, так и меры по привлечению в экономику инвесторов, изменение системы управления предприятиями, развитие финансового рынка. Если руководство страны проявит политическую волю к реформам, можно надеяться (при отсутствии новых внешних шоков) на возобновление экономического роста, постепенное увеличение доходов населения, возвращение доступных ставок кредитования.
  4. Стабильность и преемственность. Сегодняшний руководитель, как «старый друг», хорошо знаком белорусам. Как с положительной, так и с отрицательной стороны. Нужно отметить, что, несмотря на особенности белорусской политической и экономической систем, сложившуюся ситуацию невозможно называть диктатурой. Границы открыты как для туристических путешествий, так и для эмиграции (по любым причинам). Несмотря на засилье в государственных офлайн-СМИ одной точки зрения, право на получение объективной информации сегодня вполне реализуемо через интернет-источники. Да, есть несколько отраслей экономики, подвергающихся государственному регулированию и даже находящихся в монопольном состоянии, но, в целом, развитию бизнеса в Беларуси сегодня мешают, скорее, общеэкономические причины — низкий уровень доходов населения или высокие кредитные ставки. Само же правительство и президент не только декларируют, но и совершают конкретные шаги, направленные на облегчение жизни предпринимателям. Сегодня действительно можно зарегистрировать предприятия за один день и работать в условиях низких налоговых ставок (в малых городах или ПВТ). И, в отличие от СССР или Северной Кореи, правительство и президент сегодня не лезет «ни на кухню, ни в постель» к собственным гражданам.
  5. Отсутствие коррупции. Она, конечно, как понятие в Беларуси есть. Но формы ее настолько девственны, а размеры малы (на фоне соседних Украины и России), что этот факт можно, безусловно, отнести к плюсам многолетнего правления Лукашенко. Да, и у нас регулярно происходят коррупционные скандалы, и чиновников высокого уровня сажают в тюрьму, но размеры этих преступлений на фоне соседей просто смешны, и утверждать, что эти преступления носят системный характер и поддерживаются руководителем государства, — грешить против истины.

За всю историю существования независимой Беларуси мы не оказывались в более сложной экономической ситуации. Кризис не случаен. Он обусловлен предыдущими экономическими и политическими решениями. Отказом от динамики и рисков изменений. И ситуация не выровняется сама собой. Необходимо принимать меры, часть из которых относится к непопулярным или даже шоковым. Сможет ли сегодняшний руководитель из «президента стабильности» стать «президентом реформ», не знает никто, кроме него самого. Но иного экономического выбора у страны нет.

21 год назад народ Беларуси голосовал не за программу молодого кандидата, борца с коррупцией. Он голосовал за личность, за образ «человека из народа», который защитит, не даст его, народ, в обиду. И Александр Григорьевич все эти годы служил своему народу и в горе, и в радости. Как мог и как умел.

Сегодняшняя его предвыборная программа грамотно построена, выверена. Она представляет полновесную декларацию будущих намерений кандидата и заканчивается искренним обращением: «Беларусь — моя судьба. Служение ей — смысл моей жизни. Не было, нет и не будет у меня ничего дороже Родины».

Он готов продолжить. Но готов ли народ продлить этот «эмоциональный контракт», несмотря на все проблемы, кризисы, девальвации? Узнаем совсем скоро.

Мнение авторов может не совпадать с точкой зрения редакции TUT.BY.

-20%
-20%
-40%
-20%
-10%
-10%
-55%
-40%
-10%
-15%