168 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Эксперт рассказал, что можно сажать рядом с помидорами, а что — нельзя
  2. Юрий Мельничек: «Когда наступит Беларусь 2.0, все отыграет назад достаточно быстро»
  3. Мингорисполком отказал в проведении отдельного шествия «Бессмертный полк»
  4. Помните айтишника с БЧБ-флагом на балконе, у которого забрали машину? Узнали, что с авто сейчас
  5. В Беларуси готовят указ по банковскому мошенничеству. Что планируют изменить
  6. «Органы внутренних дел не дадут омрачить великий праздник». Милиция рассказала, как будет работать 9 мая
  7. СМИ назвали фамилию еще одного возможного фигуранта по «делу о госперевороте»
  8. Одежду и аксессуары с лого TUT.BY теперь можно купить онлайн. Рассказываем как
  9. Теперь официально: ветераны ВОВ не получат в этом году единовременные выплаты к 9 Мая
  10. В МИД Беларуси ответили на призыв «Большой семерки» провести новые выборы
  11. «Заинтересовали вещи определенных цветов». К дизайнерам Honar пришел с проверкой Госстандарт
  12. Скардино рассказала, как живет в Швейцарии и планирует ли возвращаться в Беларусь
  13. «Мы с Колей жили в этом домике». Показываем, где находится «любимый дворец» Лукашенко
  14. Семья минчан построила дом в дачном поселке и живет там круглый год. Вот как там все устроено
  15. Участвовавший в испытании «Спутника V» минчанин спустя полгода проверил, что ему вкололи
  16. Лукашенко: Нам нужны действительно государственные люди
  17. Белоруса посадили на 30 суток, а он все равно гуляет по Минску и даже путешествует. Все благодаря идее жены и ее подруги
  18. В День Победы над Минском пролетят самолеты и вертолеты всего двух моделей. Рассказываем почему
  19. Школьница написала на асфальте «Жыве» и попала в РУВД за пикет. Рассказываем, чем все закончилось
  20. «На 19 мая у него был обратный билет в Норильск». Что известно о докторе, которого задержали в Борисове
  21. «Жена разбудила и говорит: «Слушай, ты уже не подполковник». Поговорили с лишенными званий экс-силовиками
  22. Куда съездить в выходные? 10 необычных экскурсий по Беларуси для любопытных туристов
  23. Приближается 9 Мая. Как можно поздравить ветеранов и помочь им (в том числе финансово)
  24. Паша «Мясной король». Как популярный гродненский блогер занялся мясным мини-бизнесом, который вдруг «выстрелил»
  25. Опубликован список экс-силовиков, которых Лукашенко лишил званий
  26. Почему на лице появляются пигментные пятна и как от них избавиться. Комментирует дерматолог
  27. Тест. Вы хорошо ориентируетесь в простых вопросах экономики?
  28. Что в ВОЗ ответили на слова Лукашенко о том, что Беларуси ничем не помогли в борьбе с COVID-19
  29. Не дошла до дома несколько метров. Что известно об аварии в Гомеле, где погибла девочка
  30. «Зимой мы здесь живем совершенно одни». История пары, которая переехала из города в деревню


Комментарий Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведении республиканских референдумов в отношении Предварительного отчета Миссии ОБСЕ по наблюдению за выборами.

Центральная комиссия ознакомилась с предварительным отчетом Миссии ОБСЕ по наблюдению за выборами и полагает, что оценка прошедшей избирательной кампании как «существенным образом не соответствующая обязательствам ОБСЕ» не основывается на реальных событиях, имевших место в ходе выборов, а также на тех обстоятельствах, которые перечислены в заключении в обосновании сделанных выводов. Недостатком данного отчета является и то, что он почти не учитывает мнение значительного количества краткосрочных наблюдателей этой же Миссии, которые посетили страну непосредственно в период голосования и сделали положительные оценки в отношении организации процесса голосования в 9 из 10 случаев посещения избирательных участков, что отмечено в заключении Миссии ОБСЕ.

Заключение посвящено главным образом перечислению замечаний в отношении процесса подготовки выборов, а не самих выборов как таковых, при этом упор сделан на перечисление недостатков, в то же время замалчиваются такие положительные моменты, как гласность в работе избирательных комиссий всех уровней, возможность получить от избирательных органов любую информацию об их деятельности, доброжелательность проявления к представителям Миссии во время многочисленных контактов в ходе наблюдения за выборами. К сожалению, не получило должной оценки широкомасштабное наблюдение, которое осуществляли национальные наблюдатели в количестве 24,5 тысяч человек. Миссия отмечает только недостатки, которые имели место в контактах национальных наблюдателей и избирательных органов, при этом игнорируют широко представленную иную точку зрения как со стороны национальных наблюдателей, так и стороны других международных наблюдательных миссий. Указанное свидетельствует о наличии определенной заангажированности на неблагоприятную оценку выборов.

Необоснованными представляются замечания, высказанные в отношении прошедшего республиканского референдума. На наш взгляд, поскольку Миссия отказалась наблюдать за ходом подготовки и проведения республиканского референдума, она обязана воздерживаться от каких-либо оценок данного мероприятия. Более того, не применимы и должны быть исключены из отчета всякие отрицательные оценки референдума как не опирающиеся на результаты наблюдения и не основанные на каких-либо доказательствах. Так необъяснимо с точки зрения логики утверждение о том, что референдум привел «к неподдающемуся регулированию вторжению, в том числе на избирательные участки». Очевидно, этим военным термином характеризуется высокая активность избирателей в связи с референдумом. Необоснованным является утверждение о том, что «вопросы, вызывающие обеспокоенность в ходе парламентских выборов, целиком относится и к референдуму», поскольку референдум соотносится с выборами только в момент голосования. Данная кампания не содержит в себе элементы состязательности кандидатов, необходимого для выборов, а это и являлось основным объектом изучения Миссии в ходе ее долгосрочного наблюдения.

Необоснованны утверждения о препятствиях, чинимых международным наблюдателям. Так, в отчете указано, что наблюдателям отказывалось в возможности посетить участки, расположенные в пограничных зонах, несмотря на «заверения центральных властей». Однако это не соответствует действительности, поскольку при обращении в Центральную комиссию представителям Миссии сообщалось, что доступ на указанные территории всем без исключения гражданам, в том числе и представителям Центральной комиссии, возможен только с соблюдением установленного порядка. Однако воспользоваться этим специальным порядком наблюдатели Миссии не пожелали.

Отмечены случаи нарушения мандата со стороны представителей Миссии, выразившиеся в том, что при посещении воинских частей наблюдателями выяснялись вопросы, несовместимые с целями наблюдения за выборами. Именно в тех единичных случаях, когда международные наблюдатели нарушали установленные стандарты наблюдения, в их адрес и делались замечания вплоть до предупреждения об удалении с участка.

Несмотря на официальное предупреждение Центральной комиссии о недопустимости сотрудничества с незарегистрированными организациями, в частности гражданской инициативой «Партнерство», поскольку по белорусскому законодательству деятельность незарегистрированных объединений запрещена, Миссия, согласно своего отчета, осуществляла контакты только с этой организацией, что, на наш взгляд, является недопустимым и в дальнейшем должно быть учтено БДИПЧ ОБСЕ при доработке Руководства по наблюдению за выборами.

Нельзя признать аргументированными высказанные замечания по порядку проведения предвыборной агитации. Как отмечается в заключении, всем кандидатам в депутаты было предоставлено право в соответствии с законом на бесплатные выступления на телевидении и радиовещании, а также на опубликование своих программ в средствах массовой информации. Случаи цензуры со стороны СМИ имели место в единичных случаях, в Центральную комиссию поступила только одна жалоба по этому поводу. Абсолютно непонятным представляется упрек в том, что некоторые кандидаты в депутаты прибегали к самоцензуре. Это не может вообще ставиться в упрек, поскольку право на контроль в собственных высказываниях является личным неотъемлемым и не поддающимися контролю со стороны кого-либо правом конкретного гражданина.

Характеризуя в негативных тонах только государственную прессу, Миссия в своем отчете никак не реагирует на недопустимые с точки зрения морали публикации в негосударственных изданиях, в которых избирателей обучили как портить бюллетени, выданные на референдум, и искажать результаты голосования. В целом данный раздел доклада не содержат доказательств нарушения международных избирательных стандартов со стороны государственных средств массовой информации по представлению равных прав кандидатам в депутаты на ведение предвыборной агитации.

Представленная в отчете оценка деятельности Центральной избирательной комиссии является субъективной и не основывается на национальном законодательстве.

Так в отчете отмечено, что работа окружных и участковых комиссий «осложнилась явным нежеланием ЦИК давать подробные и четкие указания». Между тем ни одна из нижестоящих комиссий в ЦИК за более подробными указаниями не обращались, тем более что сразу же после объявления выборов все избирательные комиссии получили четкие методические рекомендации, регламентирующими их деятельность и это было известно Миссии. С требованиями сделать более подробные указания в Центральную комиссию обратились эксперты Миссии, при этом ими были полностью проигнорированы замечания о том, что высказанные предложения выходят за рамки закона и не могут быть приняты комиссией.

Необъективным является утверждение о формальном характере рассмотрения жалоб в Центральной комиссии и Верховном Суде. Поскольку данный процесс осуществлялся полностью в рамках действующего законодательства.

По результатам выборов в Центральную комиссию поступило незначительное количество жалоб, в которых не отмечено фактов грубого нарушения избирательного законодательства. В заключении Миссии также отмечено, что кампания проходила с соблюдением национального законодательства.

Исходя из изложенного, полагаем предварительное заключение Миссии по наблюдению за выборами ОБСЕ необоснованными.
-10%
-30%
-10%
-21%
-17%