Дмитрий Лукашук,

Какой результат белорусских выборов удовлетворит ЕС и почему нам пока не уменьшили стоимость "шенгена", рассказал в интервью "Еврорадио" словацкий политолог Балаш Ярабик.
 
Балаш Ярабик, фото с сайта www.cepolicy.org
Балаш Ярабик - директор проектов неправительственной организации PACT, сотрудник аналитического центра FRIDE (Мадрид) и Института центральноевропейской политики (Братислава), внештатный научный сотрудник Фонда Карнеги в Вашингтоне. Фото с сайта www.cepolicy.org
 
- После саммита в Риге об инициативе "Восточное партнерство" начали говорить, что это "проект-зомби", что его постигла "клиническая смерть" и так далее. Вы видите признаки "клинической смерти" у Восточного партнерства?
 
- Вы о статьях в российских СМИ? Я думаю, что это хорошо, если российские СМИ считают, что эта инициатива - уже зомби. Главное в этой инициативе то, что она называется не "членство", а именно "партнерство". По мнению российских и даже ряда западных СМИ, это должно быть "членство", так как нужно расширять Евросоюз. Но это политика не расширения - это политика партнерства, и Рижский саммит показал, что партнерство возможно. Конечно, Украина, Молдова и Грузия хотели бы большего, но для этого им и проводить нужно больше различных реформ, направленных на реформирование государственных структур. И это хорошо, что Евросоюз искренне сказал: "Мы пока не готовы к вашему вхождению (в ЕС. - "Еврорадио"), и вы пока к этому не готовы". А это партнерство может помогать как странам, которые хотят членства и могут его в долгосрочной перспективе достичь, так и таким, как Беларусь, которые членства не хотят и им достаточно партнерства.
 
- Восточное партнерство еще будет жить, и хорошо, но какие результаты от конкретно Рижского саммита получила Беларусь? Отдельные белорусские эксперты и журналисты пишут, что из-за отказа подписывать первоначальный вариант итоговой декларации саммита наша страна понесла имиджевые потери...
 
- Имиджевые потери понесли те эксперты и журналисты, которые считают, что прежде всего Беларусь должна стать демократической, и только после этого мы можем принимать ее в программу партнерства. Это было бы правдой, если бы мы говорили не о "партнерстве", а о "членстве". Но это не так, и Евросоюз должен говорить с официальными властями страны-соседа, страны-партнера, а не только с оппозицией. Да и никаких имиджевых потерь Беларусь из-за отказа подписывать тот вариант декларации не понесла. Европейские политики обратили внимание на то, что из той формулировки вопроса по Крыму, что сначала была в декларации, Беларусь не сделала никакого скандала, а белорусская сторона сразу, еще несколько месяцев назад сказала, что не может под таким подписаться. В Евросоюзе прекрасно понимают: это не потому, что Беларусь принципиально не хочет на этом вопросе акцентировать внимание, а потому, что в Минске боятся потенциального русского ответа. С тем, что Россия сегодня - это риск, согласны все и поэтому смотрят на Беларусь с пониманием.
 
- Страны-партнеры хотят, и ЕС признает, что к каждому из шести участников Восточного партнерства нужен индивидуальный подход. Как будет выглядеть индивидуальное сотрудничество Евросоюза с Беларусью в рамках этой инициативы?
 
- А он уже есть, этот индивидуальный подход. С той же Украиной уже давно сотрудничают индивидуально. Отдельно развиваются отношения с Грузией и Молдовой. Азербайджан вообще стоит в программе сам по себе. Как и Беларусь, у которой вообще нет никаких правовых взаимоотношений с ЕС - даже Договор о дружбе и сотрудничестве не подписан! Я думаю, что если президентские выборы в вашей стране пройдут нормально, в рамках ожиданий, тогда Евросоюз вновь предпримет попытку урегулирования правовых вопросов во взаимоотношениях с вашей страной.
 
- Подписать Договор о дружбе - это одно, но возможно ли развитие диалога, пока политзаключенные за решеткой, а проблемы с правами человека не решены?
 
- Да, как и сейчас. Евросоюз будет продолжать говорить о демократии, о правах человека, что президентские выборы должны пройти демократично. Важно, что один из секторальных диалогов с Беларусью, который пройдет в сентябре, будет посвящен именно правам человека. И здесь важно то, что американцы ведут только один секторальный диалог с Беларусью - именно по правам человека. В общем, "тихий диалог" с официальным Минском идет. И права человека в нем остаются. Но говорить будут не только на эту тему. Вы же знаете, что в рамках такой "тихой дипломатии" прошло пять раундов "модернизационного диалога" - именно с государственными органами. В то же время продолжается поддержка гражданского общества и независимых СМИ Беларуси. Идет активизация сотрудничества в бизнес-направлении между ЕС и Беларусью - бизнес-форум, который проходит одновременно с саммитом Восточного партнерства, был инициирован вашей страной. Так что вклад Беларуси в Восточное партнерство достаточно велик. Но и вопрос с политзаключенными надо решать.
 
- Но будет ли сейчас ЕС на вопросе политзаключенных так же акцентировать внимание, как раньше?
 
- Все европейские делегации всегда поднимают вопрос прав человека и политзаключенных. Мы с Беларусью в течение последних двадцати лет говорили практически исключительно о правах человека, и какие результаты? Тактика сейчас такая: если будем говорить и на другие темы, на которые Беларусь хочет, тогда мы, если наладим контакты и понимание, сможем более эффективно решать вопрос прав человека. Думаю, стоит попробовать такой подход.
 
- Можно добиться от Европы доверия после того, как это доверие обманули в 2010 году?
 
- Выхода другого нет. Доверие приходит в результате контактов и диалога. Из-за того, что Беларусь постоянно ориентировалась на восток, у нас нет банального взаимопонимания. Сейчас мы начинаем слушать друг друга и искать это понимание. А потом будем пытаться решать проблемы конструктивно. В определенных вопросах Минск уже сейчас может быть конструктивным, но этого мало.
 
- Евросоюз готов к улучшению отношений с Беларусью, а какие-то технические причины нашли, по словам министра Владимира Макея, чтобы работу над Договором об облегчении визового режима затормозить накануне саммита!
 
- Это была одна из самых важных и больших стран Евросоюза. Но это действительно чисто технические причины - это не внешняя политика. И причина такая серьезная, что Латвия заявила, что не сможет ее решить до июля - конца своего председательства. Позиция и желания госпожи Меркель тут ни при чем.
 
- Я слышал, что Германия и Франция в ответ на желание белорусской стороны, чтобы владельцы дипломатических паспортов получили безвизовый режим, заявили: тогда эти паспорта должны быть биометрическими.
 
- Я тоже слышал. Но насколько я знаю, такое требование ЕС выдвигает только Беларуси...
 
- Двойные стандарты!
 
- Это вы говорите - не я! Но если дело действительно в этом "техническим моменте", то, к сожалению, это действительно выглядит так (как двойные стандарты. - "Еврорадио").
 
- Во время конференции "Минск после Риги" вы сказали, что "скобки взаимоотношений ЕС и Беларуси должны меняться". Что это значит?
 
- Беларусь всегда говорит, что "мы - равные партнеры!". Но это не так - ЕС намного больше. С другой стороны, и ЕС должен понять, что у Беларуси есть свои предложения и не надо сюда постоянно приходить с поучениями, как жить. Диалог надо налаживать не только с моральной позиции, но и смотреть, что Беларусь может нам дать, а что Евросоюз может дать Беларуси. И тогда решать проблемы, которые у нас есть. Прежде всего - демократии и прав человека. До выборов 2010 года у нас будто бы был диалог. Но на самом деле мы только говорили о диалоге, но не проводили его. Диалог не может строиться таким образом: я сюда приезжаю с поучениями. Чиновники и власти должны научиться слушать друг друга, и теперь это в таком "тихом" формате происходит.
 
- Как должны пройти выборы в Беларуси, чтобы потепление отношений пошло быстрее?
 
- Так, чтобы результат был такой, как белорусский народ проголосует.
 
- Хорошо: 86% в поддержку Лукашенко и Площади нет?
 
- Мы даже не говорим сейчас о Площади - я возможности Площади не вижу, ее никто не хочет. Также я не думаю, что угроза из России до такой степени велика, как об этом говорит Минск. Нет, я имею в виду только одно: чтобы результат голосования был на самом деле такой, как белорусы проголосуют. А это означает, что должны быть не только хорошие условия для голосования, они в Беларуси с технической стороны всегда на высоком уровне, но и подсчета голосов. Тогда контакты и потенциал возможностей будет для Беларуси значительно большим.
 
- И снимут с Лукашенко санкции?
 
- Санкции связаны не с выборами, а с политзаключенными и процессами, которые были после выборов. Думаю, что постепенные изменения в санкциях будут. Думаю, что у Европы есть желание снять санкции, но пока есть политзаключенные, европейцы ничего не могут сделать.
-20%
-50%
-10%
-70%
-7%
-30%
-25%