Поддержать TUT.BY
Коронавирус: свежие цифры


/

Раньше, когда страны хотели выяснить отношения, они шли на войну. Сегодня универсальным механизмом давления на государства, чье поведение не нравится другим, стали санкции. TUT.BY попытался разобраться, работают ли они на самом деле и если да, то когда?
 
Мы рассмотрели 10 историй санкционного давления на страны, некоторые из которых ушли в прошлое, другие уже всем надоели, а какие-то в самом разгаре.
 

Беларусь

Фото: Reuters
Фото: Reuters

Против белорусских властей действуют и с переменной интенсивностью действовали санкции Евросоюза, ряда европейских стран, не входящих в ЕС, и США. Большинство из них вводились за нарушения прав человека, фальсификацию выборов и с целью принудить Минск освободить политзаключенных. Ограничительные меры касаются запрета на выдачу виз для около 200 чиновников, бизнесменов, судей, сотрудников избирательных комиссий и правоохранительных органов, а также заморозку их счетов на Западе. В санкционных списках также остаются компании бизнесменов, приближенных к власти. С 2008 по начало 2011 года санкции Евросоюза были приостановлены, однако после разгона демонстрации в день выборов 19 декабря 2010 года возобновлены и расширены. С 2012 года санкционный список ЕС ежегодно пересматривается с медленной тенденцией к сокращению.
 
Судя по тому, что политическая ситуация в Беларуси не меняется, а санкции продолжают действовать, сложно говорить об их эффективности. Сторонники же санкций говорят, что без них (и перспективы их отмены в случае уступок со стороны Минска) было бы невозможно добиться освобождения тех политзаключенных, которые были помилованы в разные годы.
 

Узбекистан

Ислам Каримов, фото Reuters
Ислам Каримов, фото Reuters

Санкции в отношении руководства Узбекистана были введены Евросоюзом в мае 2005 года после массовых беспорядков в Андижане. Тогда, по официальным данным, погибли 176 человек, однако неправительственные организации утверждают, что число жертв волнений составляет порядка 500 человек. Евросоюз потребовал международного расследования. Узбекские власти, со своей стороны, отказались пойти на данный шаг, в ответ на что были введены санкции в форме визовых ограничений и эмбарго на поставки оружия.
 
В течение следующих лет санкции постепенно ослаблялись и были полностью отменены в 2009 году. Правозащитники критиковали это решение европейских властей, заявляя, что правящий режим в Ташкенте не стал демократичнее. Европейцы же мотивировали свое решение тем, что Узбекистан стал первой страной региона, начавшей на уровне парламента диалог с ЕС по правам человека. Кроме этого, в актив Ташкенту Брюссель записал освобождение из заключения правозащитников, отмену смертной казни и ратификацию Конвенции ООН по запрету детского труда.
 

Югославия

Слободан Милошевич, фото: Reuters
Слободан Милошевич, фото: Reuters

Санкции против Югославии (тогда включавшую в себя только Сербию и Черногорию) были введены Совбезом ООН в конце мая 1992 года за поддержку сербских сепаратистов в Боснии и Герцеговине. По сути, Югославию взяли в торговую, финансовую и даже культурную блокаду: под запрет попала любая торговля с Белградом, использование югославских кораблей и самолетов, деловые контакты, все финансовые транзакции с физическими и юридическими лицами из СРЮ, югославские счета по всему миру замораживались, запрещалось участие югославских представителей в спортивных, научных и культурных мероприятиях за границей. Единственное исключение было сделано для ввоза в Югославию продовольствия, медикаментов и т.д. В экономике страны наступил глубокий кризис: инфляция в сотни миллионов процентов, правительство провело пять деноминаций подряд, начался дефицит продовольствия и лекарств, задержки отопления зимой, массовые увольнения. Упала рождаемость и выросла детская смертность.
 
Беспрецедентно жесткие меры вынудили президента Слободана Милошевича прекратить поддержку сербских сепаратистов в Боснии, и в 1996 были подписаны знаменитые Дейтонские мирные соглашения. Санкции против Сербии были сняты. С одной стороны, они принудили Белград к подписанию мирного договора, с другой – были очень болезненными для населения и не привели к смене власти в Сербии. Милошевич будет свергнут в 2000 году в результате "бульдозерной революции".
 

Мьянма

Экс-глава хунты Мьянмы, генерал Тан Шве. Фото: Reuters
Экс-глава хунты Мьянмы, генерал Тан Шве. Фото: Reuters

После того как в 1988 году к власти в Мьянме (Бирме) пришла военная хунта, а в 1989 году под домашний арест была взята лидер оппозиции Аун Сан Су Чжи, против страны были введены санкции со стороны ЕС и США. Срок их действия уже неоднократно продлевался. Помимо запрета на въезд в западные страны и замораживания счетов, санкции предусматривали также ограниченные дипломатические отношения и эмбарго на поставку вооружений. Санкции затронули более 800 предприятий и компаний, а ограничения на въезд распространялись почти на 500 человек.
 
Однако в конце 2010 года в Мъянме прошли всеобщие выборы, Аун Сан Су Чжи выпустили из-под домашнего ареста, и в 2011 году военные передали власть гражданскому правительству. В стране отменили цензуру, выпустили сотни политзаключенных. В 2012 году Аун Сан Су Чжи стала депутатом парламента. В итоге ЕС и США начали постепенно отменять санкции. На сегодняшний день в силе остается только эмбарго на поставку оружия. Эксперты Пол Айван и Франческо Джумелли, анализируя демократические реформы в Мьянме, отметили, что их причины остаются загадкой. Исследователи пришли к выводу, что западные санкции не смогли серьезно повлиять на экономику Мьянмы, поскольку не были поддержаны основными торговыми партнерами страны. Как считают политологи, решение о реформах было принято внутри хунты из-за желания выйти из-под китайского влияния и ускорить темпы экономического развития.
 

КНДР

Династия Кимов. Фото с сайта www.businessinsider.com
Династия Кимов. Фото с сайта www.businessinsider.com

Северокорейский режим в среде политологов считается едва ли не единственным сохранившимся заповедником тоталитаризма в мире. Однако основной массив санкций в отношении КНДР введен не за нарушения прав человека, а за разработку и испытания ядерного оружия без сотрудничества с МАГАТЭ. Санкции против Северной Кореи введены на уровне Совбеза ООН, США, ЕС, отдельных государств. Ограничения включают в себя эмбарго на поставку в КНДР вооружений, предметов роскоши, эмбарго, связанное с ядерными программами, заморозку активов, визовые ограничения, запрет на финансовые операции и др.
 
В 1990-х Северная Корея пережила сильнейший голод, вызванный в том числе и санкциями со стороны международного сообщества. Уступки Ким Чен Ира в вопросе ядерной программы на время ослабили санкции, но после неудачи переговоров и возобновления испытаний в середине 2000-х в отношении КНДР были введены новые ограничения, которые расширяются по сей день.
 
В итоге санкции так и не привели к изменению политического курса Северной Кореи, однако серьезно испортили ее репутацию и понизили уровень жизни ее населения. Однако ядерная программа КНДР оказалась заторможена, не в последнюю очередь благодаря международным эмбарго.
 

Ирак

Саддам Хусейн, фото: Reuters
Саддам Хусейн, фото: Reuters

Экономические санкции против Ирака были введены в 1990 году за оккупацию Кувейта. Совбез ООН постановил, что все государства должны прекратить импорт из Ирака, торговлю оружием и военным оборудованием, а также не оказывать финансовую помощь Багдаду. В последующих резолюциях против Ирака была введена воздушная, морская и сухопутная блокада. Несмотря на санкции, изгонять войска Саддама Хусейна из Кувейта пришлось военной операцией "Буря в пустыне" в 1991 году. Санкции остались в силе. Их снятие увязывалось с допуском экспертов МАГАТЭ к ядерным объектам Ирака. Последствием санкций стал резкий экономический спад. В 1996 году санкции были ослаблены, принята программа "Нефть в обмен на продовольствие": Ираку разрешалось продавать нефть на 2 млрд долларов в месяц. Постепенно эта планка повышалась, однако отказ сотрудничать с экспертами МАГАТЭ не позволил Ираку полностью избавиться от санкций. Однако, как писал журнал Newsweek, Саддам Хуссейн и его окружение сумели наладить контрабанду нефти, и вырученных денег иракской верхушке хватало для поддержания своего благополучия.
 
В 2003 году США и союзники в ходе вторжения в Ирак свергли режим Саддама Хусейна, обвинив его в помощи террористам "Аль-Каиды" и хранении оружия массового уничтожения. Оба обвинения позже не подтвердились. Санкции против Ирака сняли после свержения Хусейна. До 2010 года в силе оставалось оружейное эмбарго. Эффективность санкций по-разному оценивается экспертами: одни указывают, что оба раза международному сообществу приходилось прибегать к военным операциям, а значит – экономическое давление не работало, с другой стороны, без санкций, утверждают их сторонники, Саддам Хусейн смог бы получить ядерную бомбу.
 

Ливия

Муаммар Каддафи, фото: Reuters
Муаммар Каддафи, фото: Reuters

Первые экономические санкции (оружейное эмбарго, заморозка активов, ограничения поставок продукции для нефтепереработки) против режима Муаммара Каддафи были введены в 1992 году по обвинению ливийских властей к причастности к крушению пассажирского самолета над Локерби (Шотландия). Ущерб для ливийской экономики оценили почти в 1 млрд долларов. К 1999 году Каддафи выдал шотландскому суду причастных к катастрофе сотрудников ливийских спецслужб. Часть санкций сняли. К 2003 году была согласована сумма компенсаций родственникам жертв, и Каддафи признал ответственность за трагедию. Тогда же сняли остававшееся в силе оружейное эмбарго и запрет на авиаперелеты в Ливию.
 
Новый виток санкций в отношении Триполи был связан с революцией и вооруженным противостоянием оппозиции и правительственных войск 2011 года. 26 февраля Совбез ООН ввёл санкции, запрещающие поставки в Ливию оружия и любых материалов военного назначения, а также запрет на международные поездки Каддафи (его семьи и приближенных) и замораживание его зарубежных активов. В марте санкции расширили до введения бесполетной зоны над Ливией, что открыло дорогу для военно-воздушной операции международной коалиции при активном участии США, Франции и Великобритании. После падения режима Каддафи и его убийства в октябре 2011 года основной массив санкций был снят. В силе до сих пор остается лишь оружейное эмбарго, отступление от которого возможно по разрешению Совбеза ООН.
 

Куба

Фидель Кастро, фото: Reuters
Фидель Кастро, фото: Reuters

Первые санкции США против Кубы были введены еще в конце 1950-х во время вооруженного конфликта между повстанцами Фиделя Кастро и режимом Батисты. После прихода к власти Кастро было введено эмбарго против Кубы, которое регулярно расширялось: ограничения на денежные переводы в Кубу, поставки всех товаров, кроме еды и медикаментов, визиты в страну, сотрудничество с кубинскими компаниями, санкции против стран и компаний, которые сотрудничают с Кубой, запрет на импорт кубинских товаров. Свои дипломатические санкции вводил и Евросоюз в 2003 году за нарушения прав человека в Кубе, но ограничения были заморожены в 2005 году и отменены в 2008-м после освобождения арестованных диссидентов.
 
Генассамблея ООН около 20 раз призывала США отменить эмбарго. Первые шаги в этом направлении сделал Барак Обама в 2009 году: американцы получили право посещать близких родственников на Кубе раз в год, был упрощен режим денежных переводов на остров. В 2010 году американские компании получили право развивать интернет на Кубе. В конце 2014 года Обама и новый глава Кубы Рауль Кастро заявили о готовности восстановить дипотношения и двигаться к отмене санкций и обмену заключенными по обвинениям в шпионаже. 16 января 2015 года в США были введены серьезные послабления на торговлю, ведение бизнеса и туристический обмен с Кубой. 11 апреля Барак Обама и Рауль Кастро на саммите Америк в Панаме провели двусторонние переговоры. Это первая встреча лидеров двух стран с 1956 года.
 
Американское эмбарго против Кубы принято считать одним из самых неудачных примеров санкционного давления: при огромных убытках экономикам обеих стран (около 100 млрд долларов для Кубы за все время, по оценке ее властей, и по 1,2 млрд в год для США, по оценке американской торговой палаты) санкции не привели к смене режима Кастро и не пользовались международной поддержкой, в том числе среди союзников США.
 

Россия

Фото: Reuters
Фото: Reuters

Санкции США и ЕС в отношении небольшого списка российских чиновников действуют еще с 2013 года в связи со смертью в тюрьме юриста Сергея Магнитского (утверждается, что его смерть стала следствием отказа администрации СИЗО предоставить медицинскую помощь). Однако основной массив санкций был введен западными странами после событий в Крыму и на Донбассе в 2014 году.
 
Россию исключили из "Большой восьмерки", ввели широкий перечень визовых и финансовых ограничений в отношении лидеров пророссийских сепаратистов, чиновников и крупных бизнесменов, в черные списки попали ведущие государственные компании и банки, под запретом оказались инвестиции и экспорт в Крым, ряду компаний закрыли доступ к кредитным ресурсам, был запрещен экспорт в Россию военного оборудования, оружия, товаров двойного назначения, высоких технологий для нефтедобычи. НАТО и многие европейские страны приостановили свое военное сотрудничество с РФ. Наряду с падением цен на нефть санкции привели к фактической рецессии, почти двукратной девальвации рубля, снижению инвестиционных рейтингов России и массовому выводу капиталов из страны.
 
На данный момент сложно оценить эффект санкций. Их критики указывают, что конфликт в Украине не урегулирован, линия поведения руководства РФ не изменилась, а конфронтация с Западом сплотила россиян вокруг Владимира Путина. Их сторонники же говорят, что уже введенные санкции и риск введения новых принудили Россию и сепаратистов сесть за стол переговоров и удержали их от дальнейшей эскалации конфликта.
  

Иран

Махмуд Ахмадинежад на фоне портретов Аятолл Хомейни и Хаменеи, Фото: Reuters
Махмуд Ахмадинежад на фоне портретов Аятолл Хомейни и Хаменеи, фото: Reuters

Первые санкции против властей Исламской республики Иран были введены после захвата американского посольства и взятия дипломатов в заложники в 1979 году. США заморозили все активы Ирана, запретили своим гражданам и компаниям вести бизнес в Иране. После ирано-иракской войны в 1984 году президент Рейган запретил экспорт оружия и любую финансовую помощь Ирану, в том числе со стороны международных финансовых институтов, позже запрет был распространен на всю торговлю с Ираном. Санкции были незначительно ослаблены после прихода к власти умеренного президента Моххамеда Хоттами.
 
Однако в 2005 году недавно избранный президент Махмуд Ахмадинежад возобновил ядерную программу Ирана, что запустило масштабный механизм международных санкций со стороны ЕС, ООН и США. Ограничения включали в себя: замораживание активов, визовые, торговые, банковские, страховые санкции, запрет на экспорт ядерных и высоких технологий, введение режима инспекций иранских кораблей, эмбарго на покупку иранской нефти, санкции в отношении иранских ученых-ядерщиков, отключение Ирана от платежной системы SWIFT.
 
Беспрецедентно жесткие санкции возымели эффект: инфляция и девальвация национальной валюты в Иране достигли более чем ста процентов. В 2013 году на волне народного недовольства к власти пришел более умеренный президент Хасан Рухани, который пошел на переговоры с "шестеркой" международных посредников и согласился на серьезные уступки в обмен на снятие санкций. 2 апреля лидеры европейской дипломатии и Барак Обама заявили, что принципиальное соглашение с Ираном достигнуто: санкции будут вскоре сняты, а масштабы ядерной программы будут серьезно сокращены.
-90%
-25%
-25%
-12%
-20%
-21%
-10%
-10%
-50%
-20%
-15%