178 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. В Беларуси сокращается количество банкоматов, инфокиосков и платежных терминалов
  2. «Здесь очень скучно». История Марии и Максима, которых по распределению отправили в агрогородок
  3. По центру Минска ранним утром гулял бобр. Рассказываем, что с ним приключилось
  4. Йоханнес Бё души не чает в жене и ребенке. Только взгляните на их семейную идиллию
  5. Белорусы «без государства ни черта не сделают»? Собрали примеры, которые доказывают, что это не так
  6. Замначальника Генштаба рассказал о возможной отработке нанесения авиаударов НАТО по Беларуси и России
  7. В обвинении по «делу студентов» прокуроры говорят о санкциях ЕС и США
  8. И снова умерли 10 человек. Минздрав выдал свежую суточную статистику по коронавирусу в Беларуси
  9. В «Песочнице» засадили овощами новые грядки, теперь полить и прополоть лучок может любой минчанин
  10. В Гомеле из-за вылетевшего на тротуар авто погибла девочка. Поговорили с экспертами и ГАИ, как защитить пешеходов в таких ДТП
  11. По деньгам выходит дешевле, чем отели. Путешествие на автодоме по Полесью
  12. Проект указа: садовые товарищества могут стать населенными пунктами. Но не сразу
  13. Посмотрели цены на рынке «Валерьяново», куда приезжал Лукашенко, и сравнили с Комаровкой
  14. Мексиканка стала победительницей «Мисс Вселенная»
  15. Культурная революция в Китае: как школьники вырезали интеллигентов в рамках «классовой борьбы»
  16. Депрессия и 20 лишних кг почти похоронили ее карьеру. Фигуристка, которая была одной из лучших в мире
  17. Очевидцы сообщили о задержании ОМОНом велосипедистов на Цнянке
  18. Ваш народ от рук отбился. Почему у власти уже сбоит система распознавания «свой-чужой»
  19. Медики больше не будут прививать от ковида всех желающих в ТЦ «Экспобел»
  20. Беларусь лишили права проведения этапа Кубка мира по биатлону
  21. Надежды нет? Прикинули, ждать ли белорусам тепла этим летом
  22. С чем полезнее съесть шашлык: с майонезом или кетчупом? Главное о здоровье за неделю
  23. Как Юрий Зиссер менял жизнь белорусов к лучшему. Рассказывают коллеги
  24. «Скинул 20 кг за 5 месяцев». Белорус рассказывает, как похудел, а потом набрал мышечную массу
  25. «Среди стран Европы хуже только в Молдове и Албании». Изучили статистику по белорусской науке
  26. «За попытку скрыться». Задержали работника «Белоруснефти», который записал видео против насилия
  27. Какая боль в шее особенно опасна и что при этом делать нельзя
  28. «Открыл нам неограниченный кредит и разрешил тратить, сколько хотим». Меценат Юрий Зиссер
  29. Что сейчас происходит в Индии, которая шокирует мир смертностью от COVID-19? Рассказывают белоруски
  30. Генпрокурор: «Установлены сведения о еще живых нацистских преступниках. Из литовских батальонов СС и Армии Крайовой»


Министерство юстиции Беларуси выступило с разъяснениями ряда правовых аспектов объявленного референдума. Как сообщили корреспонденту БЕЛТА в пресс-службе Минюста, в заявлении, в частности, указывается, что проведение референдума в порядке, предусмотренном законодательством, является суверенным правом каждого демократического государства.

С правовой точки зрения, как сообщают в министерстве, предстоящий плебисцит правомочен. "Президент Республики Беларусь принял основанное на Конституции страны решение о проведении референдума", — говорится в заявлении. Если белорусский народ поддержит инициативу главы государства, то "для нынешнего Президента Республики Беларусь — Александра Лукашенко, и для других возникают равные возможности для избрания главой государства".

Что касается положений Избирательного кодекса, то, как уже указывалось ранее, они регулируют обстоятельства, связанные с избранием и освобождением от должности Президента Республики Беларусь конкретного лица. Так, например, невозможно вынести на республиканский референдум вопросы об избрании президентом определенного человека или об изменении общепризнанных принципов избирательного права /выборы должны быть свободными, равными, прямыми, тайными/.

Ниже приводим текст заявления Минюста полностью.

ЗАЯВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

7 сентября 2004 г. Указом Главы государства в стране был назначен республиканский референдум. Действия Президента Республики Беларусь полностью соответствуют статье 74 Конституции Республики Беларусь и статье 113 Избирательного Кодекса Республики Беларусь.

Вместе с тем, некоторыми лицами распространяется в определенных СМИ информация о, якобы, невозможности проведения республиканского референдума в Республике Беларусь, неправомерности вынесенного на его рассмотрение вопроса. Отдельные общественные объединения призывают граждан страны к бойкоту референдума, а Правительство, местные исполнительные и распорядительные органы, Центризбирком — не исполнять Указ Президента Республики Беларусь.

Министерство юстиции в связи с изложенным уполномочено заявить:

Конституция Республики Беларусь (статья 3) устанавливает, что единственным источником государственной власти в стране является народ. Носителем суверенитета нашей страны также является народ.

Белорусским народом избрана государственная власть: Президент, Национальное собрание, сформировано Правительство и Суды. В Республике Беларусь нет другой власти, которая была бы вправе представлять народ, принимать законы, поддерживать порядок и стабильность в обществе. Народ вправе выразить свою волю по важнейшему судьбоносному для него вопросу на референдуме.

Гарантом Конституции нашей страны, прав и свобод ее граждан и иных лиц является Президент Республики Беларусь, который в соответствии с предоставленными ему Конституцией полномочиями, вправе вынести на республиканский референдум любой важнейший вопрос государственной и общественной жизни. Конституция Республики Беларусь обладает высшей юридической силой. Все принимаемые в стране законы, декреты, указы и иные акты государственных органов должны приниматься только на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. В случае расхождения любого нормативного правового акта с Конституцией действует Конституция Республики Беларусь.

Избирательный Кодекс Республики Беларусь (статья 112) действительно устанавливает, что на республиканский референдум не могут быть вынесены некоторые вопросы, которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Беларуси. Так, нельзя вынести на республиканский референдум вопросы, которые могут вызвать нарушение территориальной целостности нашего государства, отделения какой-либо ее части, выхода из состава страны, отторжения части территории в пользу другого государства и т. д.

На республиканский референдум, исходя из смысла Избирательного Кодекса (статья 112), не могут быть вынесены вопросы, связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением и освобождением должностных лиц, назначение и освобождение которых относится к компетенции Главы государства и Парламента.

Так, невозможно вынести на республиканский референдум вопросы об избрании на должность Президента Республики Беларусь конкретного лица, изменений общепризнанных принципов избирательного права (выборы должны быть свободными, равными, прямыми, тайными).

Конституция Республики Беларусь не запрещает проводить референдум в порядке, предусмотренном законодательством. Это право является суверенным правом каждого демократического государства.

Поскольку разделы Конституции Республики Беларусь: «Основы конституционного строя», «Личность, общество, государство», «Президент, Парламент., Правительство, Суд», «Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения» приняты народом на республиканском референдуме 1996 года, то изменить нормы этих разделов Конституции вправе только народ и только на референдуме,

В этих условиях Президент Республики Беларусь принял основанное на Конституции страны решение о проведении референдума. С правовой точки зрения выносится единый вопрос, позволяющий любому кандидату в Президенты страны избираться на пять лет непосредственно народом страны на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного нрава при тайном голосовании.

Если белорусский народ примет такое решение, то и для нынешнего Президента Республики Беларусь — Александра Лукашенко, и для других возникают равные возможности для избрания Главой государства.

Для проведения всеобщих, свободных, равных и прямых выборов при тайном голосовании в республике создана и действует Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов,, которая в числе других полномочий осуществляет на всей территории нашей страны контроль за исполнением законодательства о выборах и референдумах. В целях повышения демократичности и прозрачности выборов Президентом страны принят нормативный правовой акт, в соответствии с которым представители политических партий, выдвинувших кандидатов в депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, вправе войти в состав Центризбиркома с правом совещательного органа. Для наблюдения за ходом избирательного процесса в Беларусь приглашены наблюдатели от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

В Республике Беларусь создана и функционирует надежная правовая система, действуют правоохранительные органы, суды, органы юстиции, обеспечивающие в стране правовой порядок и стабильность, В последнее время во исполнение поручений Президента предприняты дополнительные меры по борьбе с коррупцией, терроризмом и взяточничеством. Принимаются меры по дальнейшей защите прав граждан. В судах введен состязательный процесс, обеспечивающий равенство граждан перед законом и судом. По инициативе Главы государства разрабатывается институт апелляции, в соответствии с которым лицо, не согласное с постановлением районного суда, вправе поставить вопрос о повторном его рассмотрении в областном суде тремя профессиональными судьями. Укрепляется роль Прокуратуры, нотариата, адвокатуры по защите обоснованных прав граждан.

Министерство юстиции призывает граждан республики принять активное участие в референдуме и выборах депутатов Палаты представителей и поддержать курс Президента Республики Беларусь на укрепление суверенитета страны, формирование сильного эффективного государства с развитой системой защиты прав граждан.
-20%
-10%
-80%
-70%
-25%
-5%
-30%
-20%
-17%
-15%