/

Фото: www.un.org
Фото: www.un.org
Заявление главы Парламентской ассамблеи ОБСЕ Илкки Канервы о том, что после минских переговоров контактной группы по Украине на восток этой страны могут быть введены миротворческие войска, прозвучало достаточно неожиданно. TUT.BY разбирался, реальна ли эта перспектива.
 
В интервью финской радиостанции Илкка Канерва заявил, что итогом очередного раунда минских консультаций может стать начало миротворческой операции, и вполне возможно, что своих миротворцев на Донбасс направит именно Россия. Канерва, однако, отдает предпочтение международному миротворческому контингенту.
 
Интересно, что в конце августа глава ПА ОБСЕ уже призывал ввести на Донбасс миротворцев под эгидой ООН или своей организации.
 

Не в первый раз

Идеи направить в зону конфликта в Украине миротворцев звучали неоднократно, но пока так и не были воплощены в жизнь.
 
В апреле, накануне объявления Верховной радой Украины силовой фазы Антитеррористической операции, тогдашний временный президент Александр Турчинов предложил генсеку ООН Пан Ги Муну провести совместную операцию с миротворческими силами ООН.
 
"Мы не возражаем и приветствуем, если с вашей помощью будет проведена совместная антитеррористическая операция на востоке. Тогда специалисты и наблюдатели сами смогут подтвердить легитимность и правомерность наших действий", – подчеркнул он.
 
30 июля, после падения малайзийского "Боинга-777" в Донецкой области глава МИД России Сергей Лавров предложил Совбезу ООН одобрить введение на место катастрофы российских миротворцев: "Когда мы слышим на фоне этих очевидных фактов призывы к России обеспечить доступ международных экспертов к месту катастрофы, у меня просто не остается никакой другой реакции, как предложить, чтобы Совет Безопасности принял резолюцию… если они уверены, что только Россия может это сделать, пусть примут резолюцию, приглашающую Россию развернуть свои миротворческие силы и обеспечить периметр безопасности вокруг места катастрофы".
 
Реакция официального Киева на предложение Лаврова была отрицательной. Замглавы администрации президента Украины Валерий Чалый заявил, что Россия по определению не может выполнять миротворческую функцию, инициировать миротворческую операцию и принимать в ней участие.
 
"В Украине нет конфликта, который с точки зрения международного права может рассматриваться как допускающий привлечение миротворцев, более того - российских. Противодействие "российских миротворцев" российским же наемникам выглядело бы странным", – подчеркнул Чалый.
 
В конце августа разговоры о возможных миротворцах в Украине, на этот раз – из Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), куда входит и Беларусь, возобновились. На этот раз с подачи генерального секретаря организации Николая Бордюжи, который заявил, что миротворцы ОДКБ готовы к возможности участия в миссии в Украине.
 
Впрочем, в тот же день его заявление уточнил пресс-секретарь организации Владимир Зайнетдинов: "Речь о том, чтобы отправить миротворцев ОДКБ в Украину, не велась". По его словам, Бордюжа "просто давал характеристики миротворческим миссиям".
 
В конце сентября на эту тему высказался украинский президент Петр Порошенко: "Не будет никаких миротворческих контингентов на Донбассе. Потому что опыт таких контингентов в Приднестровье и других точках приводит к тому, что страна теряет суверенитет".
 
Всего спустя неделю настоящей информационной бомбой стали слова белорусского президента в интервью Euronews. Александр Лукашенко заявил, что готов послать белорусские войска в Украину, чтобы развести воюющие стороны.
 
Реакция украинской стороны была прежней. "Российская Федерация должна вывести свои войска с территории Украины. Никаких миротворческих войск в Украине не нужно. Мы способны сами навести порядок на своей земле, если ее покинут иностранные войска", – отметил пресс-секретарь украинского МИД Евгений Перебийнис.
 
Спустя полмесяца белорусский президент уточнил, что речь шла о его давнем плане урегулирования конфликта, который он предложил России и Западу, но не получил от них согласия: "А сейчас там такая кутерьма… Там вообще не с кем разговаривать. Сейчас даже с согласия Украины, России, ДНР и ЛНР вмешиваться в этот конфликт и посылать туда войска рискованно".
 

Украина не видит смысла

Фото с сайта kvedomosti.com
Евгений Перебийнис.
Фото с сайта kvedomosti.com
О заявлении председателя ПА ОБСЕ Илкки Канервы о возможности ввода миротворцев в Украину пресс-секретарь украинского МИД узнал от TUT.BY: "Очень интересно, я впервые слышу о таком заявлении. Я не совсем понимаю, на основании чего оно сделано".
 
На вопрос, есть ли планы по приглашению международных миротворцев в Украину, Евгений Перебийнис заявил: "Нет, таких планов у нас нет".
 
Но возможно ли изменение позиции Украины? TUT.BY обратился к экспертам.
 
Андрей Елисеев, аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS), убежден, что решение о размещении в зоне конфликта миротворцев зависит исключительно от Киева: "Вопрос не в том, найдутся ли страны, готовые послать миротворцев, они найдутся. Вопрос в политической воле украинской стороны".
 
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
При этом эксперт подчеркивает, что пока Киев не проявлял интереса к идее размещения международных миротворцев на востоке страны из-за внутриполитических причин – занятости политиков выборами – и опасений по поводу возможного состава миротворческого контингента: "Есть опасения, что российские миротворцы могут занять преобладающую позицию, но не будут нейтральными, а будут, в той или иной степени, контролироваться правительством России в его интересах".
 
Украинский политолог, директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев на вопрос, вероятно ли, что Киев согласится на ввод миротворцев, отметил: "Скорее нет, чем да. Если да, то только если это будут наблюдатели за соблюдением режима прекращения огня и контроля над демилитаризованной зоной".
Фото с сайта gazeta.ua
Фото с сайта gazeta.ua
 
Эксперт прокомментировал и причины такой позиции: "Сейчас эти республики (ДНР и ЛНР. – TUT.BY) экономически не состоятельны, у них проблемы. У Украины хорошая позиция накануне переговоров. Украинская власть мало видит смысла сейчас в каких-то миротворцах, потому что они только дестабилизируют конфликт. Вопрос сейчас в том, сколько протянут эти республики, на каких условиях они готовы возвращаться в состав Украины".
 

Dura lex 

Если говорить о правовой стороне вопроса, существуют два вида миротворческих операций: миссии наблюдателей (безоружных) и операции с участием миротворческих сил (оснащенных легким вооружением, которое они могут применять лишь для самообороны).
 
ООН не имеет собственных Вооруженных сил и полицейских формирований, и необходимый для каждой операции военный и полицейский персонал по просьбе организации предоставляют государства-члены.
 
Для отправки любой миротворческой миссии под эгидой ООН в какую-либо страну нужно согласие этого государства, а также решение Совета Безопасности ООН.
 
На сегодня "голубые каски" ООН есть в 13 странах мира. Самая длинная миротворческая операция ООН (она же и первая), которая до сих пор продолжается, проводится на Ближнем Востоке, в зоне палестино-израильского конфликта. Последняя миротворческая миссия была отправлена в 2013 году в Мали для стабилизации ситуации во время гражданской войны.
 
Отправить миротворцев в какую-то страну может не только ООН, но и другие организации (вроде ОДКБ) и отдельные государства. Но и для таких миссий действует все то же правило: необходимо и согласие самой страны, где может быть проведена операция, и мандат Совбеза ООН. Это значит - отсутствие возражений всех его постоянных членов: США, России, Китая, Великобритании и Франции.
 
Согласно статье 85 Конституции Украины, решение о допуске подразделений Вооруженных сил других государств на территорию Украины принимает Верховная рада. Таким образом, даже президент Порошенко, если изменит свою позицию по иностранным миротворцам, не сможет самостоятельно их пригласить.
 
Таким образом, политических и правовых препятствий для ввода иностранных миротворческих войск на восток Украины пока намного больше, чем возможностей. Если, разумеется, речь идет о законном вводе войск.
-10%
-10%
-21%
-21%
-28%
-10%
-10%
-25%