Неправительственные организации и правозащитники в Беларуси по-прежнему подвергаются колоссальному политическому давлению, а деятельность гражданского общества без официального разрешения чревата уголовной ответственностью.

Миклош Харашти
Миклош Харашти
 
Об этом заявил специальный докладчик ООН по вопросу о положении в области прав человека в Беларуси Миклош Харашти, представляя делегатам третьего комитета Генеральной Ассамблеи ООН свой доклад о ситуации в Беларуси, сообщает сайт ООН.
 
Миклош Харашти сказал, что политика властей Беларуси, которая идет вразрез с международными обязательствами, целенаправленно парализует реализацию права граждан на свободу выражения мнений, а также на полное и всестороннее участие в общественной жизни.
 
"В последние два десятилетия системным явлением стало оказание массового давления на представителей гражданского общества в Беларуси и их притеснение, включая периодические случаи насилия, особенно непосредственно перед президентскими и парламентскими выборами и сразу после них", – сказал спецдокладчик.
 
Он отметил, что во время президентских выборов 2010 года были задержаны более 600 человек, в том числе несколько десятков активистов гражданского общества, журналистов, политических деятелей и их сторонников. Многие из них впоследствии были отданы под суд и приговорены к тюремному заключению.
 
Как сообщает БелаПАН, Харашти приветствовал освобождение по амнистии известного правозащитника Алеся Беляцкого. Отмечая, что в Беларуси были приняты определенные позитивные поправки к закону об общественных ассоциациях и политических партиях, эксперт заявил, что реализация прав на свободу ассоциации, собрания и выражения мнений в Беларуси по-прежнему серьезно ограничена.
 
В докладе Миклоша Харашти говорится, что "законы Беларуси, регулирующие свободу ассоциации, уже несколько десятилетий остаются самыми ограничительными в Европе".
 
Специальный докладчик ООН сказал, что белорусское правительство неоднократно отказывалось признать его мандат и ни разу не разрешило ему посетить страну. Тем не менее, Миклош Харашти смог собрать информацию из первоисточников, а также использовал другие сведения, почерпнутые в том числе из размещенных в открытом доступе аналитических докладов белорусских и международных групп гражданского общества и правозащитников, исследовательских материалов, сообщений средств массовой информации и физических лиц и из размещенных в открытом доступе заявлений и докладов правительства страны.
 
Миклош Харашти в своем докладе представил рекомендации относительно того, как можно улучшить положение с правами человека в Беларуси в тех областях, которые затрагивают деятельность гражданского общества.
 
По его словам, деятельность гражданского общества парализуют три основных фактора: ограничительные правила регистрации, вытекающие из этих правил массовые отказы в регистрации; и уголовная ответственность за деятельность гражданского общества, осуществляемую без регистрации, и за ее финансирование.
 
Представитель Беларуси отверг критику, заявив, что "доклады о ситуации в Беларуси пишутся спецдокладчиком под диктовку из Брюсселя", сообщает БелаПАН.
 
По словам представителя Беларуси, доклады и деятельность спецдокладчика "изобилуют такими несоответствиями и противоречиями, которые нельзя оценить иначе как попытку вмешательства во внутренние дела". "Полагаем, что УВКПЧ (Управление верховного комиссара по правам человека. — БелаПАН.) необходимо более внимательно рассматривать доклады некоторых так называемых спецдокладчиков на предмет их соответствия международному праву и даже здравому смыслу", — сказал он.
 
Представитель Беларуси, в частности, отметил, что та информация, которая распространяется внутри Беларуси, является, по мнению спецдокладчика, неправдивой и дискредитирующей. "А вот информация, которой оперируют зарубежные СМИ, в первую очередь западноевропейские, в глазах спецдокладчика является чуть ли не истиной в последней инстанции. Кстати, именно на зарубежных источниках информации спецдокладчик и выстраивает свои доклады", — сказал он.
 
Он подчеркнул, что с момента учреждения мандата спецдокладчика в 2012 году Беларусь предупреждала о том, что его деятельность не будет объективной и непредвзятой. "Ведь не случайно на должность спецдокладчика назначен представитель одной из стран — инициаторов резолюции. У Беларуси есть свое мнение в отношении так называемых стандартов в области прав человека, которые продвигаются ООН странами к западу от Минска", — сказал представитель Беларуси.
 
Он также отметил: "Говорить о том, что в стране, которая занимает 52-е место в рейтинге ООН по уровню человеческого развития, системно и систематически нарушаются права человека, по меньшей мере странно и нелепо. На этом фоне попытка приписать Беларуси новые обвинения в нарушении прав человека, например, гомофобию, также нельзя рассматривать серьезно. Все это лишний раз подтверждает правоту позиции Беларуси о непризнании мандата спецдокладчика и о его бессмысленности".
 
Он призвал авторов мандата спецдокладчика по Беларуси "наконец признать очевидное и понять, что благие дела, а именно так преподносится попытка оказать давление на Беларусь, не делаются путем принуждения и санкций". "Путь к любому решению спорных вопросов, в том числе и в сфере прав человека, лежит только через уважительный диалог и совместные усилия", — заявил представитель Беларуси.
 
В свою очередь представитель российской делегации сказал: "С сожалением отмечаем политически ангажированный и неадекватный характер очередного доклада, который содержит изначально ложные выводы. Доклад носит однобокий характер".
 
Представитель России заявил, что Харашти "делает выводы на основе сведений заангажированной группы неправительственных организаций и не учитывает правительственную информацию, что делает его доклад необъективным и содержащим неверную информацию".
 
В поддержку мандата спецдокладчика и критикой ситуации в Беларуси выступили представители Евросоюза, Канады, Швейцарии и Норвегии.
-10%
-45%
-25%
-30%
-50%
-10%
-40%
-10%
-6%