Андрей Федоров,

Иллюстрация: naviny.by
Иллюстрация: naviny.by
В белорусском МИД подчеркивают: это первый с 2003 года визит делегации Беларуси такого уровня в Ирак. В ее состав входили представители руководства Минпрома, концерна "Белнефтехим" и сотрудники внешнеполитического ведомства.
 
 
Владимира Макея принял президент Ирака Мухаммед Фуад Массум, и он "оценил визит главы белорусского внешнеполитического ведомства как сигнал поддержки иракского руководства в борьбе с экстремистами". В ходе переговоров Макей осудил действия террористических групп, которые привели к масштабным жертвам среди иракского населения, и подтвердил "настроенность Беларуси на расширение партнерства с Ираком по всем направлениям". Глава белорусской делегации встретился также с действующим премьер-министром Ирака Нури Камелем аль-Малики и кандидатом на должность премьера Хайдаром аль-Абади, с ними он обсудил возможности наращивания торгово-экономического сотрудничества между двумя странами. Макей пригласил премьер-министра и других министров Ирака посетить Беларусь. "Бумажным" итогом визита стало межправительственное соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций.
 

Особые отношения

Несмотря на то что дипломатические отношения между двумя странами были установлены лишь в декабре 1996 года, активные контакты официального Минска с Багдадом начались раньше, вскоре после установления в Беларуси президентской системы правления. Правда, в те времена на них постоянно лежал некий налет таинственности. Так, когда двусторонние связи курировал тогдашний заместитель главы президентской администрации Владимир Заметалин, о некоторых его поездках в Ирак не знали не только белорусские граждане, но даже внешнеполитическое ведомство Беларуси. Хотя Заметалин встречался с Саддамом Хусейном и передавал ему личное послание Александра Лукашенко.

В политическом плане между Беларусью и Ираком наблюдалось полное единодушие. Белорусские власти постоянно демонстрировали Ираку свою поддержку, осуждая давление на него западных стран. В программы визитов в Беларусь всех иракских официальных представителей, даже не самого высокого ранга, непременно включались встречи с Александром Лукашенко. Можно вспомнить также о взаимных подарках в виде, скажем, редкого издания Корана или солидного финансового взноса на строительство Национальной библиотеки Беларуси.

Имели место и менее формальные контакты. Например, в 1998 году Ирак наведала делегация в составе депутатов Палаты представителей Национального собрания Беларуси, но возглавлял ее почему-то лидер Либерально-демократической партии (ЛДП) Сергей Гайдукевич. Белорусской делегации позволили посетить даже те объекты, которые были закрыты для инспекторов ООН. Как и ожидалось, никакого химического и бактериологического оружия посланники официального Минска на них не обнаружили.

Что касается экономического сотрудничества, то оно развивалось скачкообразно - главным образом из-за наложенных на Ирак торговых санкций. В 1997 году товарооборот между Беларусью и Ираком отсутствовал, но годом позже ООН разрешила поставки Багдаду сельскохозяйственной техники, и Беларусь сразу же продала туда 500 тракторов. Товарооборот составил 5,5 миллионов долларов. Еще год спустя, согласно официальным данным, этот показатель вновь упал до нуля, а 2001 году - внезапно взлетел до 320 миллионов долларов. По некоторым сведениям, в то время велись переговоры о возможном использовании белорусских специалистов в восстановлении электроэнергетики Ирака, рассматривались перспективы участия белорусских предприятий в проектах по модернизации и восстановлению промышленного производства тракторов, двигателей и грузовых автомобилей и т.д.
 

Скандалы, не имевшие продолжения

Однако все эти планы рухнули, когда в марте 2003 года началась операция "Свобода Ирака" и в течение короткого времени режим Садами Хусейна был свергнут. В тех условиях бывшим союзникам Хусейна рассчитывать на что-либо позитивное, мягко говоря, не приходилось. Более того, в адрес белорусских властей практически сразу же стали высказываться подозрения в нарушениях разного рода ограничений, введенных мировым сообществом по отношению к Багдаду.

На первых порах эти подозрения касались преимущественно военной сферы. Наиболее полно и детально инкриминируемые факты были изложены в докладе ЦРУ "Роль Беларуси в поставках военного оборудования и технологий в Ирак", который был опубликован в октябре 2004 года. В документе утверждалось, что "Беларусь была крупнейшим поставщиком сложных высокотехнологичных обычных вооружений для Ирака, начиная с 2001 года и до самого падения режима", "белорусское правительство на самом высоком уровне принимало участие в этой незаконной торговле".

Белорусский МИД эту информацию, естественно, с негодованием отверг. В итоге то ли в силу отсутствия доказательств, то ли по каким-то иным причинам данное дело заглохло без видимых последствий.
 
Годом позже в заключении комиссии, проводившей расследование программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие", было отмечено, что среди нарушавших ее условия многочисленных фирм, организаций и частных лиц были и белорусские, в частности, "Белметалэнерго" и Инфобанк, а также Либерально-демократическая партия. Но и в этом случае обошлось без негативных последствий.

В последние годы сотрудничество Беларуси и Ирака оставалось нестабильным. Например, в 2011 и 2012 годы объем торговли составлял около 23 миллионов долларов (что любопытно, исключительно в виде белорусского экспорта), а в прошлом году Ирака в списке белорусский партнеров не оказалось вовсе.
 

Вторая попытка

Итак, с перерывом более чем в десять лет мы наблюдаем новую попытку двусторонних контактов на столь высоком уровне. Разумеется, прежнего благоприятствования уже ожидать не приходится, но имеющиеся возможности все равно упускать не следует. К тому же в сегодняшней ситуации Минск не рискует подвергнуться прежним упрекам со стороны международного сообщества.

Правда, момент для расширения сотрудничества не самый подходящий. В Ираке уже несколько месяцев фактически идет война с фундаменталистской организацией, называющей себя "Исламское государство Ирака и Леванта". Причем даже после начавшегося недавно американского вооруженного содействия правительственным войскам нормализация обстановки пока не кажется неизбежной.

Тот факт, что нынешние встречи не были отложены, свидетельствует о твердости намерений Минска контактировать с Багдадом. Вероятно, белорусские власти решили, что игра в любом случае стоит свеч.  
-20%
-50%
-10%
-20%
-45%
-50%
-30%
-20%
-50%
-10%