Поддержать TUT.BY
Коронавирус: свежие цифры


/

Беларусь и Украина больше 20 лет не живут в Советском Союзе. В День независимости Украины TUT.BY с помощью экспертов сравнил развитие Украины и Беларуси за период суверенитета.

Политика / Экономика / Здравоохранение / Образование / Армия / Население / Религия / Десять судьбоносных фактов

Политика

Украина

Фото: Александр Васюкович
Фото: Александр Васюкович

С момента выхода Украины из состава СССР в стране сменилось шесть президентов: Леонид КравчукЛеонид КучмаВиктор ЮщенкоВиктор ЯнуковичАлександр Турчинов (исполнял обязанности президента с 28 января по 7 июня этого года) и Петр Порошенко.
 
Конституцию Украины приняли в 1996 году. С тех пор в нее пытались внести изменения, связанные с ключевыми вопросами управления страной, пять раз.
 
Изначально Конституция свидетельствовала о президентско-парламентской форме правления в Украине. Но в 2000 году по инициативе президента Леонида Кучмы прошел референдум, где предложили усилить роль президента, ввести двухпалатный парламент, сократить Верховную раду с 450 депутатов до 300. 

По опубликованным данным, народ поддержал на референдуме инициативу Кучмы. Но все эти изменения остались лишь на бумаге: Верховная рада их не одобрила.
 
Перед своим уходом в 2004 году Кучма инициировал новую конституционную реформу. По ее итогу роль президента ослабили. Если ранее президент формировал правительство и представлял его парламенту, то теперь парламентское большинство формировало правительство.
 
Несмотря на то, что затем, после "оранжевой революции", к власти пришел Виктор Ющенко, вся исполнительная власть была в руках Виктора Януковича, который занимал пост премьер-министра. Большинство в Раде было у Партии регионов и коммунистов. Ющенко предпринимал попытки вернуться к прежней Конституции, но у него не было большинства в парламенте.
 
В 2010 году конституционную реформу 2004 года отменили, вернувшись к Конституции 1996 года, по которой уже президент Виктор Янукович имел больше полномочий и формировал парламент.
 
Реформу 2010 года многие украинцы посчитали спорной, так как ее провел Конституционный суд. То есть судьи Конституционного суда признали незаконным решение 2004 года. И хотя перемены 2010 года украинский парламент не принял, на практике их утвердили.

Когда во время акций протеста в этом году Виктор Янукович покинул страну, в Украине вернулись к Конституции 2004 года. 

Сегодня Украина - парламентско-президентская республика, где правительство формирует парламент. 

Президент Украины – Петр Порошенко. Президента избирают сроком на пять лет. Один и тот же человек не может занимать президентский пост более двух сроков подряд. Премьер-министр – Арсений Яценюк.

Верховная рада (парламент) Украины состоит из 450 депутатов. Председатель парламента – Александр Турчинов.

Народных депутатов избирают на пятилетний срок на выборах по смешанной системе.

Беларусь




Политическое развитие суверенной Беларуси отличается стабильностью.
 
После выхода из состава СССР, с 1991 по 1994 год, премьер-министром Беларуси был Вячеслав Кебич, а председателем Верховного совета - Станислав Шушкевич.

В марте 1994 года приняли Конституцию Беларуси.
 
В июле 1994 года прошли первые выборы президента, где во втором туре победу одержал Александр Лукашенко. В выборах участвовали уже упомянутые Вячеслав Кебич, Станислав Шушкевич, а также лидер Белорусского народного фронта "Адраджэньне" Зенон Позняк, от аграрной партии - Александр Дубко и от партии коммунистов - Василий Новиков.

Первые президентские выборы были единственными в истории суверенной Беларуси, которые проходили в два тура.
 
В 1995 году, 14 мая, прошел первый референдум. По его итогу президент получил право на роспуск парламента, русский язык стал вторым государственным, государственный бело-красно-белый флаг изменили на красно-зеленый с орнаментом и герб "Погоня" - на герб, который представляет собой зеленый контур страны в золотых лучах солнца над земным шаром. Окружает контур венок из колосьев. Также на референдуме избиратели, по официальным данным, поддержали интеграцию с Россией.
 
На втором в истории суверенной Беларуси референдуме 24 ноября 1996 года, по обнародованным данным, белорусы поддержали перенос Дня независимости на 3 июля и принятие изменений и дополнений в Конституцию, предложенных президентом. Согласно последним, права президента расширились, а парламентско-президентская республика стала президентской. При этом по итогу референдума президентский срок начал отсчитываться заново на пять лет.
 
В 2001 году прошли выборы президента, на которых снова победу одержал Александр Лукашенко.
 
На третьем в Беларуси референдуме в октябре 2004 года, по официальным данным, избиратели поддержали исключение из Конституции - ограничения на количество президентских сроков. То есть Александр Лукашенко мог беспрепятственно баллотироваться дальше.

В 2006 и 2010 годах на выборах президента с большим отрывом от кандидатов от оппозиции неизменно побеждал Лукашенко. Акции протеста после выборов были жестко подавлены.
 
Сегодня Беларусь – президентская республика. Президент может издавать декреты и указы, которые приравниваются к законам. Также один и тот же человек может быть президентом неограниченное количество раз. Президента избирают на пять лет.

Премьер-министр - Михаил Мясникович.
 
Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей (110 депутатов, которых избирают по мажоритарной системе прямым всеобщим голосованием) и Совета Республики (64 человека, восемь из которых назначает президент, остальных избирают местные советы депутатов от каждой области и Минска по восемь человек).

Денис Юрчак, историк, автор книги "Беларусь - Украина: 20 лет межгосударственных отношений": 
Фото: nspaper.by
Фото: nspaper.by

- Политическое развитие Украины определило наличие у власти разнообразных политических сил и финансово-политических группировок. В 90-х годах в Украине говорили о существовании Донецкой, Днепропетровской и Киевской финансовых групп, которые влияют на политическую ситуацию. Кучма и Тимошенко - выходцы из Днепропетровской, Янукович - ставленник Донецка. Сейчас ситуация изменилась: Порошенко сложно причислить к какому-то из кланов.

Общественное мнение в Украине сильно разделено – достаточно приверженцев самых разных политических сил: от коммунистов до крайних правых партий. При этом поддержка радикальных партий для многих украинцев – форма протеста против остальных политических сил, которые дискредитировали себя коррупцией. В то время как политическую систему Украины на протяжении всего периода независимости сильно лихорадило, в Беларуси она была достаточно стабильной. И это связано с тем, что у нас не настолько, как в Украине, развита партийная система. У нас действует мажоритарная система выборов, когда каждый депутат представляет отдельный округ государства, а не выборы по спискам, как в Украине.

В Беларуси ситуация гораздо стабильнее в том числе из-за того, что Конституция более проработана по сравнению с украинской, которая неоднократно менялась, причем в сжатые сроки. В Беларуси Конституция прорабатывалась два года до того, как ее приняли, над дополнениями к ней тоже работали. Это не было спонтанным решением для стабилизации обстановки.

Экономика

Украина Беларусь
Валовый внутренний продукт (номинальный)
 
1992 год - 21,4 млрд долларов за год
 
2013 год – 177, 4 млрд долларов за год
 
ВВП на душу населения по паритету покупательной способности
 
1991 год – 6 427 долларов в год

2013 год – 8 788 долларов в год

Инфляция
1992 год – 2000,54% в год
 
2013 год – 0, 50 %
 
Коррупция
 
2013 год - 144-е место из 177 в рейтинге восприятия коррупции Transparency International
Валовый внутренний продукт (номинальный)
 
1992 год - 17,02 млрд долларов за год
 
2013 – 71,71 млрд долларов за год

ВВП на душу населения по паритету покупательной способности
 
1991 год – 5 338 долларов в год

2013 год – 17 615 долларов в год

Инфляция
 1992 год – 1 659 % в год

2013 год - 16, 5 %

Коррупция

2013 год - 123-е место из 177 в рейтинге восприятия коррупции Transparency International
Катерина Борнукова, научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра BEROC:
Фото: beroc.by
Фото: beroc.by

- Определяющий фактор в экономическом развитии Украины - коррупция. Экономика страны развивается во многом вопреки ей. В то время как для экономики Беларуси судьбоносным был приход к власти Александра Лукашенко, который сказал "нет" приватизации, сохранив большую долю госсобственности в экономике. Также развитие экономики нашей страны определили политические договоренности с Россией, включая интеграцию в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Они позволили Беларуси получать энергоносители по заниженным ценам.

В Украине приватизация зачастую была связана с коррупцией. Многие приватизированные предприятия продали по заниженным ценам и пустили на металлолом. Часть советской промышленности, которая все еще оставалась конкурентоспособной, перешла в собственность будущих олигархов.

Белорусская промышленность в большинстве своем не была приватизирована и продолжала функционировать в сохраняющихся и даже растущих объемах, выступая двигателем экономики. Ее конкурентоспособность, которая снижается, во многом поддерживалась благодаря низким ценам на энергоресурсы.

ВВП на душу населения в Беларуси в два раза превосходит (по паритету покупательной способности) украинский. Но официальной статистике верить в сравнении ВВП двух стран не стоит: в Украине уровень неучтенной экономики, скорее всего, гораздо выше.

Доля обрабатывающей промышленности в ВВП Беларуси выше (около 20% против 9%), чем в Украине. В Украине, наоборот, более развит сектор услуг. При этом IT-сектор развивается успешно в обеих странах.

У экономик двух стран есть и кое-что общее. Например, в двухтысячных годах обе экономики росли благодаря хорошему внешнему спросу на экспорт "рентных" отраслей: продукты нефтепереработки для Беларуси и сталь для Украины.

Последние события в Украине привели к девальвации. Но ее фундаментальные причины не в революции, а в накопившихся внешних дисбалансах. Сейчас девальвация оказывает оздоравливающее влияние на экономику Украины, стимулирует экспорт и подавляет импорт. При этом в Украине в отличие от Беларуси девальвация не приводит к пропорциональному росту цен: они растут не настолько, насколько курс.

Добавляет кризисности в Украине и торговая война с Россией, а чтобы переориентироваться на рынок Евросоюза, нужно время.

Здравоохранение

Украина Беларусь
Уровень младенческой смертности
 
1993 год - почти 15 на 1000 живорожденных
2012 год – 8,38 на 1000 живорожденных

Количество койко-мест в больницах
 
2011 год - 8 койко-мест на тысячу человек (ВОЗ подвергает такое большое количество койко-мест критике) 

Количество врачей

43,2 врачей на 10 тысяч населения (2011 год)

Расходы на здравоохранение
около 3,5 процента ВВП (2011 год)
Уровень младенческой смертности
 
1993 год - 12,5 на 1000 живорожденных
2012 год – 3,4 на 1000 живорожденных
 
Количество койко-мест в больницах
 
2011 год – более 11 на тысячу населения (ВОЗ критикует Беларусь за большое количество койко-мест, за 2012 год оно сократилось на 0,7%)
 
Количество врачей
51,6 врачей на 10 тысяч населения (2012 год)
 
Расходы на здравоохранение
3,5 процента ВВП (2011 год) 
Игорь Зеленкевич, бывший министр здравоохранения Беларуси:
Фото: bsmu.by
Фото: bsmu.by
- Есть объективные показатели деятельности системы здравоохранения, такие как младенческая смертность. Этот показатель влияет на продолжительность предполагаемой жизни. Он у нас по сравнению с Украиной лучше. Чья это заслуга? В целом системы здравоохранения и политики государства. За 20 лет, без преувеличения, сложилась белорусская модель здравоохранения, когда человек при серьезном заболевании может получить помощь. Несмотря на это, у нас есть тысяча проблем: надо реформировать первичное звено здравоохранения, серьезно заниматься ранним выявлением онкологических заболеваний, но мы видим подходы. У нас также не хватает врачей первичного звена, узких специалистов... Но я думаю, что все дело в организации, и это решаемые вопросы. 

После распада СССР мы пытались и пытаемся оставить положительное, что было в системе здравоохранения СССР, и добавить свое. За 20 лет получила развитие специализированная помощь. Например, у нас пересадка сердца, почки давно уже на конвейере.

Если мы хотим такое здравоохранение, как в Европе, надо платить. Нужно увеличить расходы от ВВП на здравоохранение. Не сразу до 6%, как это в Прибалтике и Чехии, и не так как в США - до 14%, где каждый шаг - серьезные материальные затраты. Надо увеличить долю расходов обдуманно. Посмотреть, где у нас узкие места.

Также нужно изменить подход к стационарной помощи: у нас достаточно коек, их, возможно, надо уменьшить. Больницы должны быть менее затратными.
 
Оксана Микитенко (Украина), директор организации "Международная помощь и развитие" ("International Relif and Development" IRD):
Фото: investigator.org.ua
Фото: investigator.org.ua
- После распада СССР здравоохранение Украины находилось в застое. Много лет мы пытались создать общегосударственный реестр пациентов, где можно учитывать услуги, которые оказывают пациенту, стоимость данных услуг. Вкладывали в эту реформу сумасшедшие деньги, но реестр так и не появился. Предыдущее правительство в 2013 году пыталось реформировать здравоохранение, выбрав четыре пилотных региона. Там хотели укрепить первичное звено, чтобы 60-70% пациентов получали помощь у семейного врача. Ведь стоимость работы врача на вторичном звене в четыре-пять раз выше, а пациенты, возможно, нуждаются в простой консультации.

Но при этой попытке реформирования допуcтили ошибку, разделив финансирование первичного звена и вторичного. Первичное звено было не заинтересовано полностью оказывать услуги и не отправлять пациентов на вторичное.

За последние десять лет Украина как была коррумпированной в области здравоохранения, так и осталась. По опросам пациентов, практически 40% здравоохранения финансируется "карманным способом".

Образование

Украина Беларусь
Обеспеченность детей учреждениями дошкольного образования (2012 год) – 59%
Обеспеченность детей учреждениями дошкольного образования (2012 год) - 74,8% 
Число дневных учреждений общего среднего образования и численность учащихся в них (на 2012/13 учебный год) - 19,7 тысячи учреждений и 4 миллиона 160 тысяч учащихся
Число дневных учреждений общего среднего образования и численность учащихся в них (на 2012/13 учебный год) - 3,6 тысячи учреждений и 923 тысячи учащихся
Численность педагогических работников учреждений общего среднего образования (2012 год) - 510 тысяч
Численность педагогических работников учреждений общего среднего образования (2012 год) - 127,5 тысяч 
Число учреждений профессионально-технического образования и численность учащихся в них (на 2012/13 учебный год) - 972 учреждения и 423,3 тысячи учащихся 
Число учреждений профессионально-технического образования и численность учащихся в них (на 2012/13 учебный год) - 226 учреждений и 79,9 тысячи учащихся
Количество подготовленных специалистов (выпуск квалифицированных рабочих, 2011 год) - 202 тысячи
Количество подготовленных специалистов (выпуск квалифицированных рабочих, 2011 год) - 50 тысяч
Охват (количество обучающихся учреждений профессионально-технического образования на 10 000 населения, на 2012/13 учебный год) - 93 человека
Охват (количество обучающихся учреждений профессионально-технического образования на 10 000 населения, на 2012/13 учебный год) - 84 человека
Число учреждений среднего специального образования и численность учащихся в них (на начало 2012/13 учебный год) - 489 учреждений и 345 тысяч учащихся
Число учреждений среднего специального образования и численность учащихся в них (на начало 2012/13 учебный год) - 225 учреждений и 125 тысяч учащихся
Численность преподавателей (штатный персонал) учреждений среднего специального образования (2011 год) - 31,7 тысячи
Численность преподавателей (штатный персонал) учреждений среднего специального образования (2011 год) - 11,1 тысячи
Выпуск учащихся учреждениями среднего специального образования (2012 год) - 92,2 тысячи
Выпуск учащихся учреждениями среднего специального образования (2012 год) - 48,7 тысячи
Охват (количество обучающихся в учреждениях среднего специального образования на 10 000 человек населения) (на 2011/12 учебный год) - 78,25 человек
Охват (количество обучающихся в учреждениях среднего специального образования на 10 000 человек населения) (на 2011/12 учебный год) - 172,1 человек
Число учреждений высшего образования и численность студентов в них (на начало 2012/13 учебный год) - 334 учреждения и 1 млн 825 тысяч студентов 
Число учреждений высшего образования и численность студентов в них (на начало 2012-13 учебный год) - 54 учреждения и 429 тысяч студентов
Численность преподавателей (штатный персонал) вузов (2011 год) - 139,3 тысячи человек
Численность преподавателей (штатный персонал) вузов (2011 год) - 24,7 тысячи человек
Выпуск специалистов учреждениями вузов (2012 год) - 520,7 тысячи
Выпуск специалистов учреждениями вузов (2012 год) - 84,6 тысячи
Охват (количество студентов в вузах в расчете на 10 000 человек населения) (на 2011/12 учебный год) - 428,71 человек

Количество студентов-иностранцев в вузах (декабрь 2013 года) - 65 тысяч (СНГ - 32%, Азия - 45%, Африка - 16%, Европа - 3%)

Включены в Болонский процесс с 2005 года.

Стоимость года обучения в одном из ведущих университетов:
 
Институт международных отношений, специальность "международные отношения", Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко – 30 тысяч гривен в год (2 239 долларов на 24 августа по курсу Нацбанка РБ)
Охват (количество студентов в вузах в расчете на 10 000 человек населения) (на 2011/12 учебный год) - 470,75 человек

Количество студентов-иностранцев в вузах (декабрь 2013 года) - 16 тысяч (СНГ - 63,1%, Азия - 29,2%, Африка - 5,8%, Европа - 1,5%, Северная и Южная Америка - 0,4%

Не включены в Болонский процесс.
 
Стоимость года обучения в одном из ведущих университетов:

Факультет международных отношений, специальность "международные отношения", Белорусский государственный университет - 21 240 000 рублей (2 042 доллара на 24 августа по курсу Нацбанка РБ)
Андрей Лаврухин, кандидат философских наук, член общественного Болонского комитета:
 
Фото: nmnby.eu
Фото: nmnby.eu
- В 90-е годы, с одной стороны, в образовательной сфере обеих стран присутствовала советская инерция, с другой - открылись возможности интеграции в глобальный образовательный рынок, прежде всего европейский. 

В Украине взяли курс на эксперименты, реформы, национализацию и европеизацию. Курс на национализацию мы не прошли. Ни одного национального университета в Беларуси не создано, а уровень присутствия национального языка в школе снизился. Мы вроде бы сохраняли советскую школу, но советская инерция лишила нас не только национального, но и европейского.

На уровне средней школы как Беларусь, так и Украина принадлежат к 25% стран мира, где продолжительность среднего образования составляет менее 12 лет. Это серьезное препятствие для выстраивания глобальных рынков образования. Но в Украине на политическом уровне вопрос уже решен – будет 12-летка. Ее преимущество в том, что у школьников есть еще один дополнительный год. Это отражается на уровне интенсивности образования, уменьшаются нагрузки на детей. 

По охвату (доступности) образования Беларусь опережает Украину на уровнях дошкольного, общего среднего, среднего специального и высшего образования, но уступает на уровне профессионально-технического образования. 

Зарплаты учителей в Украине сопоставимы с белорусскими. Но при этом нагрузка на ставку у украинских учителей 18 часов в неделю, у белорусских – 20 часов.
 
Украина в 2005 году вступила в Болонский процесс, мы не вступили до сих пор. А это показатель того, настолько страны интегрированы в мировой образовательный процесс. 

За 20 лет в Украине освоили процедуры и механизмы управления учреждениями образования с гораздо большим участием заинтересованных сторон, чем в советский период. В Беларуси все осталось практически неизменным, а отчасти и ухудшилось - решения принимаются без участия заинтересованных. В Украине недавно Верховная рада приняла Закон о высшем образовании, согласно которому ректоров выбирает академическое сообщество, в том числе студенты. В Беларуси они назначаются президентом страны. В Украине давно работает ряд независимых агентств, осуществляющих рейтингование вузов и позволяющее студентам и их родителям выбирать лучшие вузы на основании открытых данных по целому ряду международно признанных параметров. В Беларуси нет ни одного рейтингового агентства, а лучшими вузами считаются те, которые просто такими считаются внутри страны.

Армия

Украина Беларусь
После распада СССР Украине перешли три военных округа: Одесский, Киевский и Прикарпатский.

Численность украинских войск насчитывала около 800 тысяч человек. Сегодня она составляет около 168 тысяч человек. 

После распада Союза страна получила более шести тысяч танков, сотни самолетов, стратегические ракеты, оперативно-тактические ракеты.
 
Не менее 700 предприятий ВПК в общей сложности могли производить любую технику.

На начало 2013 года у Украины было 2311 танков, 3782 ББМ, 3101 артсистем, 507 боевых самолетов, 121 ударных вертолетов. Количество техники за период суверенитета сократилось в разы: многое распродали, что-то пришло в неисправность. 

За постсоветский период до 2012 года Украина вошла в группу ведущих мировых экспортеров оружия. Из наличия ВС Украины на 2012 год было продано за рубеж 1162 танка, 1221 ББМ (БРДМ, БМП, БТР), 529 артсистем, 134 боевых самолета, 112 боевых вертолетов, значительное количество средств ПВО.

Планировалось, что с 2014 года армия будет контрактной и юношей в возрасте с 18 до 25 лет больше призывать не будут. Однако с началом Антитеррористической операции на Донбассе призыв начался снова.

Военные расходы (2005 год, данные www.wolframalpha.com) – 1,206 млрд в год или 1,4% ВВП.

Военнообязанное население (данные на 2008 год) – 16,57 миллиона человек с учетом населения Крыма. 
После обретения суверенитета стране перешел Белорусский военный округ с численностью 250-260 тысяч человек. 
Сегодня численность ВС Беларуси – больше 60 тысяч человек.
 
От военного округа стране в том числе перешли более трех тысяч танков, 3 600 бронетанковой техники. 

Армию решили комплектовать по смешанному принципу – профессионалы плюс призывники. Создали Военную академию, где организовали подготовку по большинству военных специальностей включая авиационные. В тех учебных заведениях, где было выгоднее готовить офицеров технических войск, организовали военные кафедры.

Военные расходы (2005 год, данные www.wolframalpha.com) – 422,9 млн долларов в год, или 1,4% ВВП.

Военнообязанное население (данные на 2008 год) – 3,821 млн человек.
 
Александр Алесин, военный обозреватель:

Фото: bk-brest.by
Фото: bk-brest.by
- Развитие военной отрасли каждого из государств зависело от того, как военно-политическое руководство распорядилось судьбой своей армии и как оценивало будущее развитие стран и военные угрозы. Если взять Беларусь, то, мне кажется, нам повезло с министрами обороны. Они решили достаточно экономно распорядиться имеющимся потенциалом и постепенно реформировать армию. Ее структуру привели в соответствие с современными требованиями, как это было в Европе: перешли от армейских дивизионных структур к бригадным.

Сейчас мы имеем одну из самых боеспособных армий на постсоветском пространстве. Ее можно даже сопоставлять с армией Польши. Она здоровый организм, который, несмотря на отдельные недостатки, способен выполнять поставленные задачи.

Украина в этом смысле - пример, когда, обладая многим, они остались у разбитого корыта. Украинская армия (после распада СССР. – TUT.BY) была самая сильная в Европе. Пойди они тогда на Москву, ей нечем было бы защищаться.

Большие запасы вооружения сыграли с ними злую шутку. Они начали их интенсивно распродавать. То, что у них осталось, не ремонтировали и не поддерживали техническую готовность. Кроме того, не было военных учений.

Происходило это потому, что Украина не чувствовала угрозы. Они считали, что если, что случится, то и Запад заступится, полагались на гарантии после вывода ядерного оружия. Но в общем – это (то, что не развивали армию. – TUT.BY) элементарное жлобство, попытка сэкономить на военных расходах, выжать из потенциала, который был, все возможное, ничего не вкладывая. Они неправильно оценивали политическую ситуацию. Всем казалось, что после распада СССР будет безбрежная дружба, но на самом деле и территориальные противоречия есть, и национальные, и религиозные. То, что сейчас происходит с Украиной, – вторая стадия распада СССР, дораспада.

Население

Украина
Беларусь
Количество населения:
1991 год – 51 млн 623 тысячи человек,
2014 год – 45 млн 245 тысяч человек,
с учетом почти двух млн населения Крыма
(по данным WolframAlpha knowledgebase – 44,5 млн).
Количество населения:
1991 год – 10 млн 194 тысяч человек,
2014 год – 9 млн 468 тысяч человек
За период суверенной Украины население сократилось больше чем на 6,3 млн человек. При этом в Крыму, который после референдума 16 марта этого года, по обнародованным данным, решил войти в состав Российской Федерации, проживает почти 2 млн человек.
За период суверенной Беларуси население сократилось примерно на 726 тысяч человек.
Также около 2 млн граждан Украины выезжает на краткосрочные (несколько месяцев) заработки за пределы страны, рассказал TUT.BY Алексей Позняк, заведующий отделом миграционных исследований Института демографии и социальных исследований имени Михаила Птухи Национальной академии наук Украины.
 
По данным общенационального обследования по вопросам трудовой миграции, в 2008 году 48% от трудовых мигрантов среди украинцев уезжали на заработки в Россию, 13% – в Италию, 12% – в Чехию, 8% – в Польшу, 3% – в Венгрию, Испанию и почти 3% – в Португалию.
 
В 2012 году уже 43% трудовых мигрантов из Украины работали в России, 14% – в Польше, 13% – в Италии, почти 13% – в Чехии и Испании, 4,5% – в Германии, больше 2% – в Венгрии, Португалии, Беларуси.
По разным оценкам, от 100 тысяч до 1,2 млн граждан Беларуси работают за рубежом. При этом 85–90% выезжают в Россию.
Средняя зарплата по стране в июне 2014 года – 269 долларов.
Средняя зарплата по стране в июне 2014 года – 610 долларов.
Уровень безработицы (согласно подсчетам The World Bank, World Development Indicators):
1992 год – 7,6%,
2012 год – 7,7%
Уровень безработицы (согласно подсчетам The World Bank, World Development Indicators):
1992 год – 9,8 %,
2012 год – 9,7%
Место в рейтинге по индексу человеческого развития:
1992 год – 45-е место,
2013 год – 83-е место.
Место в рейтинге по индексу человеческого развития:
1992 год – 38-е место,
2013 год – 53-е место.
Фото: nspaper.by
Фото: nspaper.by
- В Украине большие проблемы в демографии наметились, когда стали закрываться предприятия и многие стали уезжать за рубеж (на постоянное место жительства. – TUT.BY) в поисках работы. Трудовая миграция в Россию началась, когда там в конце 90-х стабилизировалась экономическая ситуация. 

В Беларуси же не было такого повального банкротства предприятий. Трудовые мигранты чаще уезжали на заработки в поисках более высокой зарплаты в командировки, а не на постоянное место работы. 

Религия

Украина
Беларусь
1997 год – 17 610 общин

2014 год – 35 646 общин
 
Ведущие общины:

Украинская православная церковь Московского патриархата – 12 714 общин

Украинская православная церковь Киевского патриархата - 4661 община

Украинская греко-католическая Церковь - 3 765 общин
 
1991 год - 1092 общины

2012 год - 3210 общин
 
Ведущие общины:

Белорусская православная церковь Московского патриархата
 – 1567 общин
 
Римско-католическая церковь – 479 общин
 
Христиане веры евангельской (пятидесятники) – 512 общины
Денис Юрчак:  
 
- В 80-х годах Украина и Беларусь в плане конфессиональных отношений начинали практически с одинаковых позиций. Сегодня среди верующих в Беларуси больше православных и католиков. При этом в Украине католицизм не входит даже в тройку популярных конфессий. Там больше сторонников Украинской православной церкви Московского патриархата и Православной церкви Киевского патриархата, а также униатов (греко-католическая церковь). Униатская церковь в западной Украине стала возрождаться после распада СССР, что вызвало недовольство православных иерархов, но остановить этот процесс было сложно. В первую очередь он развивался благодаря тому, что среди украинской диаспоры за рубежом было очень много униатов.

При этом нужно понимать, что в Украине – раскол православной церкви. Среди ведущих конфессий там три православные церкви – Украинская православная церковь Московского патриархата, Украинская православная церковь Киевского патриархата (возникла в 1992 году) и Украинская автокефальная православная церковь (связана с эмиграцией и отсутствием поддержки Московского патриархата).
 
Православную церковь Киевского патриархата возглавил бывший высокий иерарх русской православной церкви - на тот момент он был митрополитом Киевским и Галицким Филаретом. Он до сих пор возглавляет Киевский патриархат и именует себя патриархом Киевским и всея Руси. Но эта церковь не признана ни одной православной церковью, она называется неканонической.
 
Бывший президент Украины Леонид Кравчук выступал за самостоятельность украинской православной церкви, а Киевский патриархат долгое время пользовался поддержкой государства.
 
Расколу способствовали резкие национальные тенденции в западной и центральной Украине. Прихожане и священники Украинской православной церкви Московского патриархата могли сами принимать решение о переходе в Киевский патриархат. Чаще всего здесь сказывались антироссийские настроения.

В Беларуси такого раскола в православной церкви нет.
 
Десять судьбоносных фактов в истории страны 
после выхода из состава Советского Союза, по мнению экспертов
 
Украина  Беларусь
Фото:bsu.by
Александр Тихомиров 
(Беларусь), кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений факультета международных отношений Белорусского государственного университета, специалист в области истории международных отношений и дипломатии, современных международных отношений
Фото: nspaper.by


Денис Юрчак (Беларусь), историк, автор книги "Беларусь - Украина: 20 лет межгосударственных отношений"
 
24 августа 1991 года – Верховный совет Украинской ССР принял Акт провозглашения независимости Украины. В тот же день изменилось официальное название государства (вместо УССР – Украина). 27 июля 1990 года - принятие Декларации о государственном суверенитете БССР. 19 сентября следующего года государство переименовали в Республику Беларусь. Название "Белорусская Советская Социалистическая Республика" и ее сокращенные варианты допускалось использовать на официальных бланках до 1993 года. 
1 декабря 1991 года – прошел референдум о подтверждении Акта независимости. Свыше 90% участников голосования высказались в поддержку независимости Украины.  25 августа 1991 года - придание Декларации о государственном суверенитете  статуса конституционного закона.
 
8 декабря 1991 года – делегация Украины во главе с президентом Леонидом Кравчуком на встрече с руководителями России и Беларуси в Вискулях (Беловежская пуща) приняла участие в создании СНГ. Название "Содружество Независимых Государств" предложила украинская делегация. 8 декабря 1991 года – подписание в Вискулях Соглашения об образовании СНГ делегациями из Беларуси, Украины и России. Беларусь представляли бывший председатель Верховного совета Станислав Шушкевич и председатель Совета министров Вячеслав Кебич
15 января 1994 года – официальный отказ от ядерного оружия. Последнюю ядерную ракету из Украины вывели в июне 1996 года.  15 марта 1994 года - принятие Конституции Беларуси.
 
28 июня 1996 года – Верховная рада (парламент) приняла Конституцию независимой Украины. Украина объявлена суверенным, независимым, демократическим, социальным, правовым, унитарным государством.  Июль 1994 года - первые президентские выборы, на которых победу одержал Александр Лукашенко.
 
22 ноября 2004 года – массовые общественные протесты в Киеве после объявления результатов президентских выборов ("оранжевая революция") привели к власти представителей политической оппозиции и существенному изменению внутренней и внешней политики. 14 мая 1995 года - первый республиканский референдум: принят второй государственный язык (русский) и новые государственные символы (герб "Погоня" и бело-красно-белый флаг лишены статуса государственных), большинство высказалось за интеграцию с Россией. Президент получил право на роспуск парламента. 
21 ноября 2013 года – массовые общественные протесты в Киеве с требованиями к руководству Украины подписать соглашение об ассоциации с ЕС (Евромайдан) положили начало политическому кризису в Украине. Его результат - смена украинского руководства и существенное изменение политической системы Украины. 24 ноября 1996 года - второй референдум. Выносятся вопросы об отмене смертной казни, свободной без ограничений купле-продаже земель сельскохозяйственного назначения, о новом государственном празднике (3 июля) и два варианта Конституции. Принимаются изменения и дополнения в Конституцию, предложенные президентом. 
23–27 февраля 2014 года – в результате смены исполнительной власти автономной республики Крым и Севастополя Крым фактически отделился от Украины. 18 марта 2014 года – Крым официально включен в состав Российской Федерации на основании проведенного 16 марта референдума о статусе Крыма (данное решение не получило полноценного признания международного сообщества).  2 апреля 1996 года - договор о создании Сообщества Беларуси и России. Начало интеграционных процессов с Российской федерацией.
 
21 марта 2014 года – Украина и ЕС подписали политическую часть, а 27 июня – экономическую часть Соглашения об ассоциации. 1 января 2012 года – создание Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и Российской Федерации. 
7 апреля 2014 года – руководство Украины объявило о начале Антитеррористической (военной) операции на юго-востоке Украины (Харьковская, Донецкая и Луганская области), мотивировав его намерением сохранить территориальную целостность Украинского государства.  29 мая 2014 года – подписание договора с Казахстаном и Россией о создании Евразийского экономического союза.

Источники: ukrstat.gov.ua, belstat.gov. by, Фонд народонаселения ООН в Украине, Фонд народонаселения ООН в Беларуси, hdr.undp.org, WolframAlpha knowledgebase, worldbank.org, ipress.ua, delo.ua.
-80%
-40%
-25%
-10%
-40%
-25%
-20%
-12%
-40%