Поддержать TUT.BY
62 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры


В последнее время Европейский союз подвергается критике за то, что не предпринимает никаких серьезных действий в отношении ситуации в Украине и вообще недостаточно активно присутствует в политике стран бывшего СССР. В аналитической статье известного агентства Bloomberg высказывается мнение о том, что ЕС действительно следовало бы изменить стратегию в отношении нашего региона, однако предлагаемые агрессивные действия – санкции, эмбарго и проч. – не принесут желаемого результата. Эксперт фонда Карнеги Томас де Ваал предлагает другую стратегию. 

Фото: Reuters
 
Завтрашняя встреча между президентом России Владимиром Путиным и лидерами Европейского союза в Брюсселе будет, похоже, самым "холодным" саммитом подобного рода за последние 20 лет, т.к. между сторонами есть серьезные противоречия относительно ситуации в Украине.
 
Кризис в этой стране, тем не менее, должен послужить напоминанием о более серьезной проблеме: затяжной болезни, которой поражены шесть стран в Восточной Европе и на Южном Кавказе, и которые являются участниками т.н. Программы "Восточное партнерство".
 
Российские имперские привычки, конечно, являются серьезной проблемой для группы стран, в которую входят Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина. Однако их собственная неспособность выбрать путь стратегического развития – и следовать ему – являются проблемой еще большей.
 
Хорошей новостью является то, что сегодня Грузия и Молдова уже предпринимают попытки идти по пути евроинтеграции: они инициировали подписание соглашений подобных тому, которое президент Украины Виктор Янукович отверг в ноябре, что привело к волнениям в его стране. Перед ЕС сегодня стоит вопрос, хочет ли Союз иметь серьезное влияние на то, как развивается его восточное партнерство. Если да, то ему необходимо продемонстрировать более серьезную поддержку выбору, который сделали две упомянутые страны.
 
ЕС разработал программу "Восточное партнерство" для того, чтобы предложить некоторые выгоды евроинтеграции заинтересованным в этом постсоветским странам, однако без гарантии их будущего членства в ЕС.
 
Грузия и Молдова дальше всех продвинулись в реализации условий участия в программе, и в Вильнюсе в ноябре прошлого года было инициировано подписание ими Соглашения об ассоциации с ЕС, а также были начаты переговоры о торговом соглашении, предусматривающем предоставление им привилегированного доступа к единому европейскому рынку.
 
Россия, которая использовала запугивание, с тем чтобы предотвратить подписание подобного соглашения Арменией и Украиной, сегодня начинает высказывать угрозы в адрес Молдовы, надеясь предотвратить подписание ею Соглашения об ассоциации. В ответ на это многие эксперты и политики в США и Европе призывают ЕС заняться "геополитикой" и бросить вызов России. Это было бы ошибкой. Путин – не Леонид Брежнев, и его проект строительства Евразийской альтернативы ЕС весьма и весьма далек от геополитических махинаций СССР. Однако если говорить об агрессивных тактиках – использовании санкций, эмбарго или ценах на энергоносители в качестве политического оружия – Россия выиграет у ЕС при любом раскладе. В случае Молдовы, например, Россия может сильно повысить цены на газ и использовать свое влияние на местную Коммунистическую партию и сепаратистский регион Приднестровье, чтобы с успехом продавить свою политику.
 
Кроме того, было бы поспешным решить, что люди в странах Восточного партнерства хотят полностью уйти от России. Сотни тысяч их граждан работают в России или даже получили ее гражданство. Многие грузины, молдаване или украинцы желали бы интеграции с ЕС, но не за счет разрыва активных экономических и культурных связей с Россией.
 
Большинство граждан Грузии, например, приветствовали потепление в отношениях между их страной и Россией, которое началось после избрания в 2012 году нового правительства и ухода в отставку предмета ненависти Москвы, президента Саакашвили. Грузинское вино и сельскохозяйственные продукты снова появились на российских прилавках после семилетнего отсутствия, и сегодня происходит восстановление коммуникации между странами. Это по-прежнему больше похоже на холодное рукопожатие, чем на теплые объятия. Дипотношения все еще заморожены из-за конфликта в отношении Абхазии и Южной Осетии. Но ЕС следовало бы оказывать поддержку этому нерешительному примирению, т.к. оно принесет пользу всему Кавказу.
 
То есть, ЕС не следует ужесточать (или смягчать) свою политику в отношении России в связи с ее политикой в отношении Молдовы или Грузии. Следует оставить возможность русским упражняться в блистательной риторике, сотрудничать с Путиным по конкретным важным вопросам, и начать наконец проводить более грамотную политику, чтобы доказать выгоды евроинтеграции на местах, т.е. в самих этих странах.
 
Фото: Reuters
 
Этот аргумент, возможно, будет нелегко доказать. Однако наибольшую угрозу европейскому будущему Грузии сегодня представляет не российская армия, а местные изоляционисты, которые поддерживаются православной церковью и рассматривают Европу как синоним упадка и гомосексуальности. Евросоюз должен дать ответ посредством более широкой информационной кампании о том, чем на самом деле он является и каковы его цели и идеалы. Ведь у него есть чем гордиться и что может увлечь соседние страны – мирная интеграция 28 стран, хоть этот факт зачастую и забивается техническим и бюрократическим жаргоном. Если чиновники ЕС смогут объяснить простым языком, понятным всем, выгоды зоны свободной торговли бизнесменам в этих странах, в т.ч. и многочисленным российским компаниям, которые работают в них, уже половина работы будет сделана.
 
Пакет предложений ЕС Грузии и Молдове состоит из трех М: Money, Mobility, Markets (деньги, мобильность, рынки). И каждый из этих пунктов следует сделать более осязаемым в странах-партнерах. Это означает упрочение и ускорение визовых процедур, чтобы грузины и молдаване могли бы проще путешествовать по территории ЕС. Это также значит предложение больших объемов технической помощи, чтобы облегчить проблемы, которые принесут местным фермерам и бизнесменам новые законы, основанные на стандартах ЕС, после того как обе страны будут продвигаться к присоединению к зоне свободной торговли с ЕС.
 
Со стороны ЕС и элит в Грузии и Молдове (а может, в будущем - и Украине) потребуется определенная смелость, чтобы заставить этот процесс работать и вывести регион из вечной сумеречной зоны, в которой он пребывает. И на этом пути ЕС мог бы сделать еще одно предложение, которое могло бы кардинально изменить ситуацию: заявить о возможности в долгосрочной перспективе четвертого "М" - Membership (членство в ЕС). Это успешно сработало для стран Центральной Европы и Балкан.
Все эти шесть постсоветских стран уже десятилетиями не отвечают стандартам ЕС, так что у стран - членов ЕС нет особых поводов для опасений. После того, как будет объявлено о потенциальном членстве в ЕС, Грузия и Молдова займут свои места в конце очереди ожидающих, после Сербии и Турции. Но даже такая долгосрочная перспектива изменит стратегическое равновесие, позволив гражданам Грузии, Молдовы и Украины сильнее стремиться к европейскому будущему.
 
Томас де Ваал, известный британский журналист, специалист по Кавказу, старший научный сотрудник Фонда Карнеги
-40%
-30%
-20%
-10%
-20%
-50%
-15%
-23%