Поддержать TUT.BY
63 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. В Беларуси делают полуколичественные тесты на антитела к коронавирусу. Объясняем, что это такое
  2. «Хотели дать понять, что с людьми так нельзя». Пятерых мужчин судят за поврежденное авто семьи милиционера
  3. «Прозревают люди уже после стройки». Архитектор — о выборе проекта дома и цене строительства
  4. У меня в венах тромбы? Сосудистый хирург отвечает на шесть частых вопросов
  5. Ультрамарафонец из Витебска установил табличку у истока Витьбы. Вы знаете, где это?
  6. Выросла на ферме и вышла замуж за парня, с которым встречалась 10 лет. Лучшая биатлонистка прямо сейчас
  7. С 21 января дорожает автомобильное топливо
  8. Стали известны планы по строительству жилья на 2021 год. Что, где и сколько?
  9. В Островце мужчину отправили в колонию за оскорбление Лукашенко и Караева в телеграм-чате
  10. Заправки для электрокаров стали платными. Пользователи жалуются, но вовсе не на цены
  11. «Мы уже неделю „на осадном положении“». Как жителей минских многоэтажек обходит милиция
  12. Совещание у Лукашенко и «дело Бабарико» в Верховном суде. Что происходит в Беларуси 21 января
  13. Уже год в столице работает музей Lego, но знают о нем не все. Взглянули на коллекцию минчан
  14. Посмотрели, на сколько за год подорожал один и тот же набор товаров. Разница в цене удивляет
  15. Видеоурок. Как выбраться даже из глубокого снега без буксира
  16. «Как-то в гробу зазвонил мобильный». История Юли, которая работает распорядителем похорон
  17. У США новый президент: Джозеф Байден официально вступил в должность
  18. В Москве задержан боец Алексей Кудин, ему грозит отправка в Беларусь и суд за августовские события
  19. «Лукашенко меня не обувал, чтобы я сейчас переобулась». Анжелика Агурбаш об отношении к ситуации в стране
  20. «Пуля повредила мой спинной мозг». История тренера по кроссфиту на коляске
  21. «Не чувствовал, что вокруг наркоманы». В Бресте первых 10 человек судят по большому делу о хороводе на перекрестке
  22. ЕС: Санкции в отношении Беларуси пока не дали никакого эффекта
  23. Лукашенко о госинвестпрограмме: Удивляет потеря отдельными членами правительства реалий, в которых мы живем
  24. Тихановская выступит перед Совбезом ООН. Представитель России назвал эту встречу провокацией
  25. Что происходит с TUT.BY? Отвечаем на назревшие вопросы
  26. Жителя Минского района оштрафовали на 870 рублей за красно-белые жалюзи
  27. «Беларуськалий»: с работников сняты дисциплинарные взыскания, уволенные могут быть приняты обратно
  28. Лукашенко заинтересовался пеллетами для отопления домов. Что это и сколько стоит?
  29. Где жили и отдыхали руководители Беларуси до Лукашенко
  30. «Танцевала, показывая, что ей все сойдет с рук». В суде по делу о надписях на щитах выступил военнослужащий


Сергей ПУЛЬША,

В ответ на предложение белорусских властей обсудить возможность создания национального учреждения по поощрению и защите прав человека правозащитники поставили ряд условий. Без их выполнения, по мнению правозащитников, никаких разговоров ни о национальном учреждении по правам человека, ни об омбудсмене не может быть и речи.

Впрочем, началось все с журналистов - именно они разнесли весть, что такое письмо Национального центра законодательства и правовых исследований (НЦЗПИ) при Администрации президента существует.

На встрече правозащитников 16 октября присутствовало около десятка представителей правозащитных организаций. Там выяснилось, что пока письмо-предложение получила лишь одна из них - Центр по правам человека. Остальные оказались вне игры. "Если бы не пресса, никто бы про это письмо и не узнал", - отметил заместитель председателя незарегистрированного правозащитного центра "Вясна" Валентин Стефанович.

Кстати, самим предложением "обсуждения возможности создания" в сегодняшней мрачной политической ситуации правозащитники были удивлены не меньше. Хотя к вопросу создания учреждения по правам человека белорусские власти обращались не раз.

Первый раз создание такого учреждения предусматривалось в концепции судебно-правовой реформы 1992 года. Затем на протяжении 10 лет дважды появлялись какие-то законопроекты об омбудсмене. Последний вариант законопроекта, который нигде не был официально опубликован и не получил широкого общественного обсуждения, предполагал, что омбудсмен будет назначаться президентом.

Сейчас власти начали обсуждение, которое сами правозащитники назвали "широким обсуждением в узких кругах". В письме НЦЗПИ отмечалось, что 23 сентября 2010 года Совет ООН по правам человека утвердил доклад по итогам пройденного Беларусью Универсального периодического обзора по правам человека (УПО).

В рамках УПО в адрес официального Минска и были сделаны рекомендации, согласно которым страна должна создать институт по правам человека. Причем создать до рассмотрения следующего УПО в начале 2014 года. Однако немаловажный факт - ни одна правозащитная организация, которая работала над УПО, к обсуждению учреждения по правам человека приглашения не получила.

Все это дало правозащитникам основания говорить о том, что власти пошли на "имитацию обсуждения".

"Мы убеждены, что имитация процесса обсуждения либо обсуждение с назначенным кругом лиц, как это было сделано по образцу так называемого общественно-консультативного совета при Администрации президента, которым руководил Макей (Владимир Макей - бывший руководитель Администрации президента, ныне министр иностранных дел. - Naviny.by.), - это не является выполнением процедуры публичности и реального обсуждения заинтересованной общественностью", - заявила Елена Тонкачева, председатель правления Центра правовой трансформации.

Впрочем, правозащитники в Беларуси никогда не были сборищем идеалистов и прекрасно понимают, что власти заинтересованы именно в карманном омбудсмене и имитации процесса обсуждения этого института.

Однако, по мнению Тонкачевой, власти упустили время для того, чтобы создать себе такой карманный орган: "Пять лет назад, в период чего-то, что напоминало некий процесс либерализации, мы думали о том, что на месте власти в тех условиях первое, что мы бы сделали, - два крайне точечных и безболезненных шага. Мы отказались бы от института смертной казни и мы бы ввели позицию, связанную с уполномоченным по правам человека".

"Мы были уверены, что именно тогда государственные органы власти и управления безболезненно для себя, по той модели, которую мы предполагали, эти шаги предпримут и тем самым получат достаточные, по их мнению, аргументы для утверждения о том, что ситуация с правами человека в Республике Беларусь, в том числе в связи с требованиями европейского сообщества и международного сообщества, удовлетворена", - говорит Тонкачева.

Но, по ее словам, тогда этих прагматичных и безболезненных шагов не последовало. А на сегодняшний день повестка дня и требования правозащитного сообщества уже более жесткие.

"Процесс имитации нас не устроит. Мы, со своей стороны, будем предпринимать действия, направленные на качественный мониторинг и оценку тех шагов, которые власть предпринимает в действительности. И будем продолжать информировать об этом международное сообщество", - заявила Тонкачева.

А инструментов такого информирования у правозащитников достаточно. "Международные организации имеют платформу и инструменты для совещания с независимыми правозащитными институтами внутри страны. Мы имеем эти институты в рамках ОБСЕ, Совета Европы, в рамках ООН, у нас большие надежды на должность спецдокладчика ООН по ситуации с правами человека в Беларуси. При профессиональном и последовательном подходе с нашей стороны наша позиция будет услышана", - уверена Тонкачева.

Кроме того, власть продолжает терять время. Напомним, Беларусь должна отчитаться о выполнении рекомендаций, которые она одобрила в рамках УПО, в начале 2014 года.

"Если Беларусь посчитает, что достаточно просто проведения консультаций и обсуждения целесообразности такого института, для этого сильно много времени и не нужно. Если за этот срок страна решит провести качественное обсуждение с заинтересованной общественностью, потом создать концепцию законопроекта, потом создать законопроект, то это я считаю нереалистичным ожиданием, и полагаю, что сделать этот процесс соответствующим конституционным установкам в такие сроки невозможно", - уверена Тонкачева.

О том, что власти намерены провести "имитацию обсуждения", говорит и бывший депутат Палаты представителей Ольга Абрамова.

По ее словам, можно, конечно, быстро написать шаблонный текст решения об уполномоченном по правам человека, быстро провести его через парламент и принять, "но каждый может представить, что это будет за документ".

В свое время, кстати, она работала с Национальной комиссией по правам ребенка. "В итоге это была структура для галочки. Даже итоговые документы и отчеты в международные инстанции писались исключительно в Министерстве образования, а членам этой комиссии их не предоставляли не то что для обсуждения - даже для согласования", - утверждает Абрамова.

Да, в принципе введение должности уполномоченного по правам человека в Беларуси - нужное дело. Этот вопрос дискутируется, в частности и в рамках предложенного Евросоюзом "Европейского диалога о модернизации с Беларусью".

Другое дело, что в сегодняшних условиях можно получить муляж. Так что белорусским правозащитникам придется задействовать все элементы информирования международного сообщества, чтобы не допустить создания карманного учреждения по правам человека.
-40%
-17%
-50%
-5%
-10%
-28%
-80%
-20%
-20%
-7%