Александр АЛЕСИН,

Беларусь и Россия намерены усилить военно-техническое сотрудничество. И не только при модернизации существующих, но и при создании новых вооружений. Эти намерения подтвердила научно-практическая конференция по военно-техническому сотрудничеству двух стран, прошедшая 16-18 мая в Минске.

Фото belarmy.by

Она была организована Государственным военно-промышленным комитетом Беларуси при содействии Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации (ФСВТС). В конференции участвовали представители органов государственного управления и более 120 российских и белорусских предприятий оборонно-промышленных комплексов, всего более 400 руководителей и специалистов.

По мнению экспертов, проведение этой конференции следует рассматривать в русле договоренностей, достигнутых 15 марта в Москве на встрече первого вице-премьера Беларуси Владимира Семашко и вице-премьера России Дмитрия Рогозина. Было решено активизировать военно-техническое сотрудничество и даже создать специальную совместную рабочую группу.

Как заявил тогда Дмитрий Рогозин, в России ведется активная работа по восстановлению потенциала и глубокой модернизации оборонного комплекса. В связи с этим российской стороне крайне важно наладить тесное взаимодействие с Беларусью. Минск, в свою очередь, предложил усилить координацию в сфере научно-исследовательских и конструкторских работ, а также в производстве вооружений, чтобы исключить неоправданное дублирование. Кроме того, белорусская сторона подняла вопрос о равном доступе своих предприятий к участию в тендерах на выполнение заказов российского оборонного ведомства.

В качестве примеров успешного сотрудничества заместитель председателя Госвоенпрома Беларуси Игорь Быков привел взаимодействие минского ОАО "Пеленг" с ОАО "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" и ОАО "Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения" (Нижний Тагил) в разработке многоканального прицела наводчика "Сосна-У" для модернизации одного из самых массовых современных танков Т-72. Совместно с Волгоградским оптико-механическим заводом белорусское предприятие организовало выпуск прицелов "Эсса" для основного боевого танка Вооруженных сил России Т-90С и прицелов "Плисса" для танков Т-80У.

Настоящей визитной карточкой российско-белорусской военно-технической кооперации Быков назвал международную финансово-промышленную группу (МФПГ) "Оборонительные системы", созданную с целью разработки, производства и модернизации средств ПВО рядом российских и белорусских предприятий. Основателями этого консорциума со стороны Беларуси стали Минский завод колесных тягачей (МЗКТ), научно-производственное предприятие "Алевкуpп" (Минcк) и завoд № 2566 пo pемoнту pадиoэлектpoннoгo вoopужения (Бopиcoв).

Программа модернизации советского зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) С-125, предлагаемая МФПГ потенциальным заказчикам, включает в себя не только радикальное улучшение ocнoвныx xаpактеpиcтик базовой системы, нo и пpидание дopабoтаннoму кoмплекcу, получившему обозначение "Печopа-2М", pяда новых бoевыx cвoйcтв. В пpoцеccе мoдеpнизации в каждый иcxoдный ЗРК С-125 были интегpиpoваны мнoгие блoки электpoннoгo oбopудoвания, иcпoльзуемые в ЗРК C-300ПМУ1. Это не только резко сократило габаритные размеры аппаратных модулей, но и обеспечило в пять раз большую наработку на отказ.

Важным вкладом белорусской стороны в проект стало создание минским научно-производственным предприятием "Алевкурп" на базе инновационных аппаратных и алгоритмических средств не имеющей аналогов станции наведения ракет, помехозащищенность которой возросла на несколько порядков. Вдвое возросла дальность обнаружения целей при воздействии помех.

Одно из главных новых боевых свойств модернизированного комплекса — этo кoмплекcная мoбильнocть вcегo ЗРК. Она в значительной степени обеспечивается использованием автомобильных шасси Минского завода колесных тягачей (МЗКТ). Пoмимo пуcкoвыx уcтанoвoк на автошасси pазмещены радиолокационные cтанции pазведки и целеуказания, кабины упpавления и кoмандныx пунктoв.

МЗКТ является одним из ведущих предприятий белорусского ВПК. На сегодняшний день завод разработал и освоил автотехнику четвертого поколения военного, гражданского и двойного назначения. При этом практически вся она идет на экспорт, в том числе более 50% приходится на Россию. В свою очередь, почти 280 российских предприятий поставляют МКЗТ комплектующие изделия и материалы.

МЗКТ-79221

Флагманом модельного ряда МЭКТ является шасси МЗКТ-79221. Оно разработано под монтаж пусковых установок и транспортных машин российских подвижных грунтовых ракетных комплексов стратегического назначения "Тополь-М" и "Ярс", их транспортирования по всем видам дорог и разведанной местности и обеспечения боевого применения.

МЗКТ-7930

На шасси МЗКТ-7930 сегодня монтируются:

• пусковая установка и транспортно-заряжающая машина оперативно-тактических ракетных комплексов "Искандер-М" и "Искандер-Э";

• боевая и транспортные машины реактивной системы залпового огня "Ураган-1";

• машины обеспечения боевого дежурства стратегического ракетного комплекса "Тополь-М" и "Ярс";

• радиолокационная станция зенитной ракетной системы С-400;

• пусковые установки и транспортно-заряжающие машины противокорабельных береговых ракетных комплексов "Бастион", "Бал-Э", "Клаб-М"; мостоукладчик ТММ-6 "Гусеница-2" и другие.

Тему белорусско-российского военного и военно-технического сотрудничества в выступлении на конференции затронул и заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил Беларуси полковник Олег Кривонос.

По его словам, в сфере военно-технического сотрудничества существуют и проблемные вопросы, требующие решения. Одним из самых серьезных является отсутствие механизма реализации положений белорусско-российского договора о военном сотрудничестве в части, касающейся обмена или передачи продукции военного назначения, разработанной совместно предприятиями двух стран. Такая же ситуация возникает и в отношении научно-технической продукции.

Кроме того, по словам Кривоноса, проблемой является учет объектов интеллектуальной собственности, разработанных при выполнении совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ научными организациями Беларуси и России, а также порядок передачи конечного продукта головной организацией-исполнителем организации-партнеру.

Решение этих проблем белорусским специалистам видится в совершенствовании нормативно-правовой базы военно-технического сотрудничества. 
 
{banner_819}{banner_825}
-10%
-10%
-36%
-20%
-11%
-20%
-20%
-15%
-35%
-20%