Владимир Улахович,

Лиссабонский договор в действии

В 2011 году председательство в Европейском союзе попадает в руки двух восточноевропейских стран. Впервые это сделают Венгрия и Польша, и для каждой из этих стран это, без сомнений, важное событие.
 
Интерес экспертов к этому связан еще и с тем, насколько эффективной окажется модель управления ЕС, определяемая теперь Лиссабонским договором. Ведь по нему значительная часть полномочий и функций председателя остается в руках брюссельских структур, а роль страны-председателя оказывается не столь значимой. Впрочем, в Будапеште и Варшаве не склонны так считать.
 
Даже при всей своей ограниченности председательство остается не только простым модераторством, но и предполагает серьезную политическую работу, а для Венгрии, равно как и Польши, председательство имеет еще и презентационное, "имиджевое" значение.
 
В Будапеште не скрывают, что нынешнее полугодие должно сделать Венгрию более заметной как внутри, так и за пределами ЕС. Это также шанс изменить общественное мнение в самой стране в лучшую сторону по вопросам европейской интеграции, которое заметно накренилось в сторону скептических настроений.
 
В Варшаве также полны надежд и амбиций.
 
Привилегия председателя состоит в том, что он может акцентировать отдельные направления, предложить список шагов и мероприятий по развитию союза и решению проблем.
 
Но по Лиссабонскому договору, приоритеты нынешнего венгерского председательства должны унаследовать еще и идеи предыдущих председателей (Испании и Бельгии). Для обеспечения непрерывности процесса Лиссабонский договор легализировал так называемую Тройку председателей. Теперь Тройка обязана готовить 18-месячную программу председательства. Такая программа состоит из двух частей: стратегическая часть, в которой кратко излагаются основные политические цели, и операционная часть, которая разрабатывает первую часть уже в деталях и мероприятиях.
 
Программа испано-бельгийско-венгерского председательства в ЕС в течение 2010 года была доступна на соответствующем ресурсе: http://www.eutrio.eu. В качестве ключевых целей в ней обозначены одиннадцать элементов, среди которых внедрение Лиссабонской стратегии, экономический кризис, эффективный контроль за финансовыми рынками, проблемы энергетики, единой европейской политики в области иммиграции, внешнеполитических представительств ЕС, прав человека. Это – матрица для всех трех председателей. Свои же национальные акценты и приоритеты страны могут сформулировать уже только в этих рамках.
 
Венгрия своими приоритетами назвала деятельность по укреплению прав человека и гражданина, имея ввиду при этом и национально-культурные права венгерских меньшинств в соседних странах, а также разработку закона, который предусматривал бы ответственность за преступления в коммунистическую эпоху.
 
Кроме того, Венгрия, также как и Польша, надеется, что в период ее председательства в Европейский союз вступит Хорватия и начнутся переговоры о членстве с Сербией.
 
Расширяя горизонты
 
Сейчас о своем членстве в ЕС ведут переговоры Хорватия, Турция и Исландия. Хорватия уже подходит к финишу, и не исключено, что во время польского председательства она подпишет договор о вступлении. Для Венгрии, и особенно для Польши, это был бы большой подарок, наполненный символическим смыслом, - страна, недавно ставшая членом ЕС, приводит в его семью новое независимое государство. Однако на этом пути хватает известных проблем.
 
У части стран ЕС есть претензии к взаимодействию Загреба с Международным трибуналом по бывшей Югославии. У Хорватии остаются открытыми вопросы по границам с соседями.
 
Вопрос Турции вообще выглядит абсолютно неактуальным. Некоторые страны ЕС, например Франция, прямо и вполне однозначно не один раз заявляли, что несмотря на начало переговоров, они не видят в союзе места для Анкары. Польша неизменно поддерживает стремление Турции в ЕС. Но в этом вопросе все слишком очевидно.
 
Переговоры с Исландией не так сложны. Уже удалось пройти примерно половину разделов из 31 вопроса переговорной повестки дня, но за прошедший год энтузиазм и простых исландцев, и политического истеблишмента по поводу вступления в Евросоюз заметно поубавился, и, похоже, что никто не собирается ускорять процесс. Здесь все, скорее всего, будет зависеть от эффективности антикризисных мер внутри еврозоны.
 
Кроме Хорватии, еще несколько государств Западных Балкан рассчитывают во время председательства Венгрии и Польши "приоткрыть себе путь в ЕС". Переговоры с Македонией могут быть начаты, Албания ожидает ответа на свою заявку. Черногория уже его получила. Рассмотрения ожидает и заявка на вступление в ЕС Сербии. Сложная ситуация с Боснией и Герцеговиной, по поводу которой у ЕС возникают сомнения в отношении темпа проведения реформ, и укрепления демократических процедур, касающихся в основном избирательного процесса.
 
Восточная политика - 2011
 
Восточное внешнеполитическое направление ЕС называется двумя председателями главным в 2011 году, хотя после того, что произошло и происходит в странах Магриба поверить в это трудно.
 
Польша, намерена инициировать создание долгосрочной стратегии сотрудничества с Россией. Видимо с этим можно связывать и нынешнее приглашение России на совещание в формате "Веймарского треугольника" (Германия, Франция, Польша). Именно польский президент пригласил Д. Медведева.
 
Судя по материалам СМИ, польские обозреватели признают, что этот процесс будет непростым, а сам документ может появиться достаточно не скоро, но он очень необходим. Он позволит ЕС вести в отношении восточного соседа согласованную и солидарную внешнюю политику. При этом Варшава анонсировала, что будет поддерживать во время своего председательства стремление России ввести безвизовый режим с ЕС. Также не исключено, что во второй половине 2011 года вступит в силу договор о малом приграничном движении между Калининградской областью и северо-восточной частью Польши. В Варшаве считают, что формирование политики ЕС в отношении Москвы не может ограничиваться новым проектом "Партнерство ради модернизации". Он должен идти в паре с новым Соглашением о партнерстве и сотрудничестве, так называемом СПС-2, по которому Россия ведет переговоры. Партнерство для модернизации имеет исключительно технический характер, а соглашение обязывает партнера в политической сфере.
 
Обе страны-председатели-2011 в качестве одного из главных своих приоритетов называют и развитие программы "Восточное партнерство" и намерены добиваться увеличения средств, которые ЕС выделяет на конкретные проекты в ее рамках. "Год председательства в ЕС Венгрии и Польши станет годом Восточного партнерства, поскольку обе страны считают этот проект приоритетным", - отмечал в начале 2011-го польский министр иностранных дел.
 
Венгрия запланировала ряд мероприятий в этом направлении, главное среди них - второй Саммит программы, который пройдет в Будапеште в мае 2011 года, а Польша собирается провести заседание Форума гражданского общества Восточного партнерства.
 
Кроме того, Польша намерена существенно укрепить программу по всем четырем тематическим платформам, создав для этого так называемый Клуб друзей, из числа стран, не являющихся членами ЕС, которые могли бы финансировать проекты. О своем желании участвовать уже заявили, США, Япония, Норвегия, Канада, среди других приглашенных называют Россию и Казахстан. В Варшаве считают, что это позволит решить задачу увеличения безвозвратной финансовой помощи и кредитования стран Восточного партнерства на сумму, равную примерно 4,5 млрд евро.
 
В конкретном плане Польша будет поддерживать либерализацию визового режима для украинцев, намерена оказать помощь Молдове в переговорах по соглашению об ассоциации. Прошедшей осенью специально для этого проведен польско-молдавский Форум европейской интеграции, который целиком был подчинен продвижению этой задачи.
 
Но развитие программы может столкнуться с серьезными препятствиями.
 
В Польше, к примеру, полугодовой период с июля 2011 года по 1 января 2012 года совпадает с очень важной избирательной компанией - выборами в Сейм и Сенат, запланированными на осень. По мнению некоторых польских политиков и экспертов, парламентские выборы во время председательства в ЕС вполне способны оказать нежелательное влияние на исполнение Варшавой своей европейской миссии. Маршалок Сената Б.Борусевич считает, что такой ситуации стоило бы избежать: "в подобной ситуации окажется и Венгрия, которая должна проводить свои выборы весной 2011 года. Если Польша и Венгрия поменяются очередностью председательства в ЕС, то обе страны смогут избежать осложнений с проведением парламентских выборов в определенный срок. Польское председательство в ЕС должно быть хорошо подготовлено и будет требовать четкой работы всего государственного аппарата, а это возможно только при условиях стабильной политической жизни в стране". Выборы же не обещают спокойного течения этой жизни.
 
Не все безоблачно и в целом в ЕС. Общим местом многочисленных комментариев стало утверждение о том, что Европейский союз ныне переживает весьма сложный период. Многие финансовые аналитики, комментаторы и инвесторы в настоящее время по-прежнему скептически относятся к возможностям ЕС остановить угрожающий распространением по всему региону долговой кризис.
 
Для Венгрии, кроме сложностей "союзного уровня", способных оказывать негативное влияние на миссию Будапешта, большинство экспертов называют еще и социально-экономическое неблагополучие самой страны-председателя, которое может неожиданным образом проявиться в ходе весенней избирательной кампании в венгерский парламент.
 
В силу разных причин в отношении Восточного партнерства пока преобладают оценки из области "умеренного пессимизма". Эксперт украинского Центра экономических и политических исследований им. Разумкова В. Чалый считает, что партнерство – слишком слабый проект, чтобы конкурировать с влиянием России на постсоветском пространстве. Другой аналитик замечает, что, к примеру, Молдове в рамках программы предоставляется ничтожная сумма в размере 8 евро на человека: "купить за такие деньги любовь к себе нельзя". Директор Европейского института МГИМО М. Энтин считает, что не стоит связывать больших ожиданий и с польским председательством, Он напоминает, что большие ожидания, к примеру, относительно сотрудничества ЕС с Россией, были в период председательства Германии, Франции и Испании. Однако, несмотря на двусторонние отношения России с этими странами, которые по очереди возглавляли ЕС, решения в союзе принимаются и будут приниматься коллективно. А в ЕС, как известно, энтузиастов развития программы "Восточное партнерство" не так уж и много.
 
К сожалению, не добавляет энтузиазма и нынешнее состояние белорусско-европейских и белорусско-польских отношений. Они вновь переживают непростые времена. Но хотелось бы не терять надежду на то, что позитивные подвижки все-таки возможны. Несмотря на всю остроту ситуации, Восточное партнерство пока остается открытой и перспективной опцией развития сотрудничества Беларуси в западном направлении.
 
{banner_819}{banner_825}
-15%
-10%
-20%
-50%
-20%
-15%
-15%