
"Для этого вам надо избрать другого президента, и я буду бороться за свою страну, что бы мне ни стоило", — сказал он.
Заявление было сделано в контексте отношений с Российской Федерацией. "Нам всегда было непросто сотрудничать с новой Россией. Но другой нет, это и наша Россия, там живут русские люди, наши люди, и мы готовы с ними работать", — подчеркнул белорусский руководитель.
"Говоря о России, вопрос ведь не в личном, что вот Лукашенко такой, вот он конфликтный, такой-сякой, нет. Вопрос не в этом, вопрос только в экономике, я готов терпеть все, грязь, что угодно ради своей страны, ради людей, но я не могу согласиться, когда мне под новый год в два раза поднимают цены. Как тогда строить государство для народа?" — заявил Лукашенко.
"Разве это нормально, что мы каждый год под Новый год — у кого, у людей, праздник, а у нас от президента до руководителя департамента всех министерств корячимся в Москве или еще где-то, выпрашивая ложку дегтя или баррель нефти, или кубометр газа? Это ненормально", — считает белорусский руководитель.
"За пятилетку в четыре раза повысилась цена на газ. Какая конкуренция на общем рынке, в том числе на российском! Я сколько раз говорил: дорогие мои, если вы ввели ограничительные меры на поставку нашей продукции в Россию, вы не только нас ударили — вы ударили себя, потому что наша экономика, наши предприятия дают предприятиям России работу, где работают 15 млн россиян. Мы оттуда берем сырье и комплектующие, вы нас "рубите", вы "рубите" этих людей", — сказал Лукашенко.
Он подчеркнул, что, если белорусские предприятия не будут работать на российском рынке, не будет денег для оплаты нефти и газа.
"Если мы едем в Венесуэлу, это не потому, чтобы уколоть Россию. Если мы качаем нефть по трубопроводу через Украину Одесса — Броды, это не потому, чтобы как-то ее там унизить и т.д. У нас выхода другого нет", — заявил Лукашенко.
"Мы с удовольствием бы по имеющимся трубам качали эту нефть, вместе с россиянами перерабатывали бы ее и продавали. Мы этот газ готовы качать. Зачем этот "Норд Стрим", если мы построили газопровод Ямал — Европа и рядом положили фундамент для другой нитки еще во времена Рэма Вяхирева, когда развалился Советский Союз. Я с ним ходил по грязи и строил этот газопровод еще мальчишкой-президентом. Мы построили для второй нитки — нет, через Беларусь не будем ложить, ненадежный партнер, давайте через Балтику, там надежнее. Ну что ж, это право тех, кто производит этот газ, но мы тоже вправе искать альтернативу, и мы ее найдем. Нашли по нефти, найдем и по природному газу", — пообещал Лукашенко.
"Надо понимать одно: мы не нахлебники, мы ни у кого ничего не просим и просить не будем, — подчеркнул он. — Мы не стали на колени, мы не рухнули, мы в землянки не поползли, выдержали, выдержим все. Но и русским людям, и даже не людям, а россиянам надо понимать, что у них больше нет более надежного друга, у них нет более важной задачи, чем удержать, если хотите, Беларусь в своих стратегических интересах".
"Здесь, на западных рубежах нашего некогда общего, я считаю, Отечества, мы всегда были и будем надежной опорой россиянам, русским людям. Мы готовы выполнять свои функции по обеспечению самого святого сегодня: безопасности государств. Если вы думаете, что безопасность сегодня не имеет никакого значения, заблуждаетесь. И выборы наши сегодня надо рассматривать не через призму обещаний, в том числе и моих, а через призму выживаемости, безопасности государств, тем более России", — сказал Лукашенко.
Лукашенко: "Мне стыдно говорить сегодня о белорусско-российских отношениях"
"Мне стыдно говорить сегодня о белорусско-российских отношениях", — заявил Александр Лукашенко 6 декабря, выступая на IV Всебелорусском народном собрании.
"Выступал российский президент, ни слова не сказал о Беларуси (во время послания Федеральному собранию. — БелаПАН.), как будто нет Союзного государства, нет СНГ. Уже подкидывают нам идею Евразийского союза. Прислали декларацию, читаю. Но есть же ЕврАзЭС, ОДКБ, Союзное государство. Вот еще новое образование", — сказал Лукашенко.
При этом он подчеркнул: "Мы хотим быть нацией, народом, иметь свое государство, мы должны его защищать, чего бы нам это ни стоило. Нас должны уважать", — заявил президент.
Лукашенко: В последние дни и недели в России началось осмысление того, что сделано за последнее время
"В последнее время власть в России выстраивает какую-то иную модель отношений с Беларусью, и не только с нами, не укладывающуюся в традиционное понимание дружеского взаимодействия и союзничества", — заявил Александр Лукашенко 6 декабря на IV Всебелорусском народном собрании.
По его словам, этот курс спровоцирован отнюдь не Минском и требует осмысления на предмет соответствия объективным стратегическим интересам народов двух стран.
"Мы столько сделали в рамках Союзного государства. Поверьте, не скоро другие государства до этого дойдут. Поэтому нельзя гробить союзный проект", — сказал белорусский руководитель.
"В последние даже дни и недели я вижу, что в России началось осмысление того, что сделано за последнее время, — заявил Лукашенко. — И мы хороши, и они еще лучше. Не надо кивать только на Москву. Мы тоже хороши. Но уже некоторые головы остыли, начали думать, что дальше. Начали, наверное, понимать, что бесхозной, грубо говоря, Беларусь же не останется. Это слишком лакомый кусок для любых — и для Евросоюза, и для Америки, и для других. Она не останется белым пятном, это центр, это душа, это сердце Европы. Она не будет просто каким-то банановым государством. Обязательно кто-то придет, обязательно кто-то предложит помощь и поддержку".
Лукашенко негативно отозвался о тех, кто критично относится к углублению контактов с Китаем и открытию этой страной кредитной линии для Беларуси: "Так у нас же как это восприняли? Слушайте, не позорьте страну, негодяи просто вот. Вот Беларусь, Лукашенко откроет китайский квартал, китайцев привезет. Вы слышите эти заявления от некоторых. Это вы что, лучше стране делаете? Люди к нам с добром, никто нам не предлагает. Никакие китайцы к нам не поедут, у них своих дел хватает. Но я их просил: ну постройте у нас — я вот был на Олимпиаде, мы жили недалеко от Пекина — хороший китайский огромный квартал, гостиницы, кухня там и прочее. Это для нас две тысячи рабочих мест… Ну что плохого, что Китай откроет свою культуру в Беларуси?.."
Лукашенко принес Китаю извинения "за выступления отдельных политиков", "но они ничего общего с Беларусью не имеют, им чем хуже, тем лучше".
"Мы опираемся на тех, кто протягивает нам руку, но это не в ущерб нашим отношениям с Россией, — подчеркнул официальный лидер. — Как бы ни складывались наши отношения, мы свято будем выполнять свой долг перед Россией. Мы это обещали, у нас есть договоры и соглашения. И даже если неимоверно трудно будет по этим несчастным нефти, природному газу — все это пройдет. То, что они делали последнее время, — это не политика, это не стратегия, это просто выплеск, всплеск эмоций, не зная, что происходит в Союзном государстве".
"Я сам не меньше вас понимаю, что с Россией рвать ни в коем случае нельзя… Никогда ни с кем, наверное, мы не будем так тесно сотрудничать, как с Россией, даже в самые худшие времена, поэтому мы нормализуем эти отношения. Вы увидите, они так же нормализуются, как неожиданно якобы испортились... Может, Путин и прав, что родственники тоже, говорит, на одной кухне ссорятся. Поэтому не надо потирать кому-то руки и думать, ну все, все, Лукашенко увел Беларусь непонятно куда. Никуда Беларусь я не поведу, как известный человек, который по пустыне в свое время водил… Успокойтесь, остыньте и знайте, что Москва — это не чужой для нас город", — заявил Лукашенко.