Андрей Коровайко,

Каким видится Беларусь, имидж нашей страны из Лондона? Надо ли привлекать для формирования имиджа Беларуси пиарщиков из-за границы? Как на имидж Беларуси влияет информационная война между официальными Минском и Москвой? Как отразилось на имидже Беларуси вхождение ее в состав Таможенного союза вместе с Россией и Казахстаном? Чего не хватает Беларуси для улучшения своего имиджа?

Эти вопросы мы обсуждали в эфире TUT.BY с Натальей Лещенко, старшим экспертом лондонского Института государственных идеологий. 

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео

Каким видится Беларусь, имидж нашей страны из Лондона?

К сожалению, неоднозначно. Есть понимание того, что где-то в Европе есть такая страна – Беларусь. И есть такое понятие, что Беларусь это страна с очень строгим политическим режимом.

Надо ли привлекать для формирования имиджа Беларуси пиарщиков из-за границы? Вот первая попытка с лордом Беллом не увенчалась успехом. Недавно Беларусь посетил еще один британский лорд. Нужна ли подобная практика?

Мы считаем, что такая практика неэффективна по двум причинам. Во-первых, пиар-конторы, как правило, не занимаются брендингом. Они распространяют какую-то информацию о стране, но сами не знают, что конкретно о ней надо говорить. И вторая причина связана с тем, что люди, работающие на задании из небольших стран с откровенно не самыми большими бюджетами среди клиентов этих компаний, недостаточно квалифицированы или не имеют достаточного вознаграждения для того, чтобы сделать эту работу хорошо и на совесть. Откровенно говоря, они не очень заинтересованы в стране. В случае с лордом Беллом многие исполнители до того, как получили заказ, даже и не знали, что такое есть Беларусь и никогда там не были. Поэтому у них не было личной заинтересованности в том, чтобы помочь сделать хороший, положительный и интересный имидж Беларуси для европейцев.

В прошлом году Институт государственных идеологий проводил переговоры с правительством Беларуси о заключении контракта о формировании имиджа страны. Чем увенчались те попытки?

Дело в том, что мы делаем им предложение. Мы по-прежнему ведем переговоры с различными белорусскими госучреждениями, в частности, с Министерством экономики и с Национальным инвестиционным агентством. Наши предложения интересны, оригинальны и основаны на том, что мы действительно знаем Беларусь и при этом мы знаем и европейцев. Также знаем, как подать нужные или интересные стороны Беларуси для европейцев так, чтобы они захотели посетить Беларусь и связаться с ней. Белорусские чиновники это также понимают и слушают нас с интересом. Единственное, что бюрократический процесс, конечно же, тяжелый в любой стране. Поэтому для нас все идет не так быстро, как хотелось бы. Но мы продолжаем работать, потому что это такая вещь, которую не сделаешь за один день. Мы прекрасно понимаем, что, придя со стороны, можно сказать, мы не имели имени в Беларуси до того, как сделали свое предложение, о нас не знали, поэтому наше предложение рассматривали, образно говоря, под огромной лупой. Ко всему относятся внимательно, изучают нашу собственную экспертизу. Но мы совершенно спокойны и абсолютно уверены, что мы именно те, кто должен заниматься вопросами имиджа Беларуси.

Хотели у вас поинтересоваться названием Института государственных идеологий. У нас, если идеология, то сразу ассоциируется с какой-то пропагандой. Чем они занимаются и для кого? Для кого вы работаете?

Основа идеологии по-прежнему подпитывается марксистским пониманием, что это то, что правящие классы спускают для масс, чтобы подчинить их себе. Но это понимание далеко не самое новое, не самое объективное и, что самое главное, – не единственное. Мы считаем, что жизнь любого общества и государства основаны не только на институтах, но и на идеях, ценностях, национальных особенностях. И если мы говорим, что общество надо не только трансформировать, но и, например, сделать так, чтобы белорусское общество имело лучшие отношения с европейскими народами, то нужно работать именно на основе ценностных ориентаций людей, на основе идей и государственных идеологий, потому что мы работаем на уровне государства. Наш институт занимается вопросами политических коммуникаций, то есть всем тем, что связано с транслированием, коммуникацией национальных ценностей на государственном уровне между народами и государствами.

Как, на ваш взгляд, на имидж Беларуси влияет информационная война между официальными Минском и Москвой?

В Европе эта ситуация не очень широко освещалась. Был какой-то информационный всплеск в связи с нефтяными и газовыми вопросами, но к этому привыкли уже даже и европейцы. Россия периодически отключает газ и периодически об этом говорят по телевидению на протяжении трех дней. Но потом все каким-то образом само по себе налаживается. И положительным результат был только в том смысле, что Беларусь снова упоминалась в МИДе, на полосах газет, в интернете и так далее. Европейцев не стоит воспринимать так же, как и белорусов, в том смысле, что белорусы всегда знают, как обстоят дела в Европе, в России, знают даже о последних исследованиях британских университетов. В Британии дела обстоят совершенно не так. К сожалению, британцам интересна своя собственная жизнь и уровень международного кругозора там несколько уже. Поэтому работать с ними в этом плане гораздо труднее.

В своем блоге вы утверждали, что Москва допустила ошибку, начав использовать информацию, о которой в Беларуси и так все всё знают, мол, это холостые выстрелы. А вы уверены, что Кремль желает этой войны по-настоящему, смены нынешнего руководства Беларуси? Может быть, просто Россия желает подергать белорусских коллег за усы, чтобы те были более покладистыми?

Думаю, что верно и то, что сказали вы, и то, что сказала я. В Кремле, скорее всего, еще не знают, что пройдет, и поэтому они пробуют разные варианты и смотрят, что получится. России надо показать, что они имеют здесь силу, что Москва по-прежнему остается важным фактором. Но, с моей точки зрения, здесь Кремль может ошибиться, если как следует не разберется с ситуацией в Беларуси. Когда мы наблюдаем за российской политикой, мы видим много волюнтаристских решений, принятых под влиянием каких-то эмоций или без достаточного исследования и понимания контекста. Мне кажется, что в Кремле не всегда понимают именно этот контекст не только в отношении Беларуси, но и в отношении стран Центральной Азии, на которые делает ставки Россия как на создание пояса своего собственного влияния. Мне кажется, Кремлю нужно гораздо тщательнее разбираться перед тем, как что-то делать.

Как отразилось на имидже Беларуси вхождение в состав Таможенного союза вместе с Россией и Казахстаном?

Я бы повторила предыдущий свой ответ и сказала бы, что никак. Даже сам Таможенный союз освещался здесь крайне мало и в основном только в специализированной прессе для финансовых, экономических и бизнес-учреждений. В целом Таможенный союз широкую публику не волнует.

Чего, по-вашему, не хватает Беларуси для улучшения своего имиджа?

Беларуси сейчас не хватает очень многого. Во-первых, ей не хватает единого определения, что же такое есть страна и о чем, собственно, говорить европейцам. Мы уже все устали от зубров, драников и тракторов. Это может быть описанием страны, но не ее сутью. Нужно сказать, что есть Беларусь. Например, мы считаем, что Беларусь – это все, что связано с живительным белым светом и водой. На основе этого понимания нужно делать совершенно равнозначный посыл по всем белорусским учреждениям, которые работают с заграницей. У Министерства экономики будет совершенно другой сайт, чем у Таможенного комитета или у Национального инвестиционного агентства. Так быть не должно. Все должно быть четко, понятно и едино. Могу уверенно сказать, что у Беларуси пока еще нет единой позиции.

Потом, нужно понимать зарубежные практики. К сожалению, когда мы видим сайт Belarus.by, на который было потрачено много сил и в который люди напихали много-много информации. Но она будет интересна только тем, кто уже решил прийти в Беларусь. А тем, кто впервые заинтересовался страной, на этот сайт где-то даже будет скучно смотреть: когда говорят об экстремальных видах спорта и показывают двух мужчин с ружьем и собакой, это не выглядит убедительно. Стоит все-таки посмотреть, как это делается за границей, как это делают лучшие люди, привлечь лучшие практики и использовать это на свое благо. Повторюсь, нужна правильная идея, правильный посыл и правильная коммуникация.

Хочется уточнить, будет ли Институт государственных идеологий вести еще какие-то переговоры с правительством Беларуси?

Безусловно. Мы считаем, что знаем, что нужно делать. У нас есть хорошие, свежие идеи, мы продолжаем разговаривать, высылать предложения. В октябре мы будем организовывать специальную секцию на конференции "Брэнд года", которую будет проводить агентство Satio. Конференция будет посвящена страновому брендингу – тема для Беларуси актуальная и нужная.
-20%
-20%
-10%
-20%
-20%
-20%