Андрей Коровайко,

Что такое имидж страны? Почему так важно иметь привлекательный имидж? Какие преимущества мы хотим получить, создавая свой имидж? Кто должен работать над созданием имиджа Беларуси? Каким образом МИД вовлечен в этот процесс? На какие группы населения и аудитории за рубежом мы должны ориентироваться, формируя и развивая свой национальный имидж?



На эти и другие вопросы в студии TUT.BY отвечал Андрей Савиных, начальник управления информации - пресс-секретарь МИД РБ. 

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео

Давайте обозначим, что же такое имидж страны.

Имидж страны, государства – это достаточно интересное понятие. Наверное, всем нам кажется, что мы великолепно представляем себе, что это такое, но никогда не лишне обратиться к теории. Одно из самых распространенных определений имиджа страны – это совокупность общих представлений и восприятие страны у иностранных граждан, которая складывается у них на логическом, рациональном уровне и на эмоциональном уровне. Таким образом, хочу подчеркнуть парадоксальную вещь: я, вы, тысячи других людей, которые здесь родились и выросли и которым кажется, что они великолепно знают свою собственную страну, их представления об этой стране для понимания внешнего имиджа намного менее релевантно, чем представление любого отдельно взятого иностранного гражданина.
 
Имидж – это понятие динамическое: он находится в постоянном развитии, постоянно меняется в лучшую или худшую сторону. На него влияют четыре достаточно серьезных процесса. Прежде всего, имидж страны зависит от нашей собственной информационной политики и наших собственных усилий, то есть от того, как интересно и талантливо мы рассказываем о собственной стране внешнему миру. К сожалению, наш имидж также зависит от информационной политики других государств, причем как наших друзей, так и наших соперников – это тоже нельзя сбрасывать со счетов. По своему собственному практическому опыту могу сказать, что многие страны грешат тем, что пытаются приподнять собственный имидж за счет соседей.

Важным процессом, влияющим на имидж страны, являются каналы общения негосударственных аудиторий и неправительственных организаций, то есть своего рода неформальные информационные потоки, которые существуют между всеми странами, особенно сейчас, в условиях информационного общества и глобализации. И, наконец, четвертый элемент – это собственная активность целевых аудиторий тех иностранных граждан, которые интересуются Беларусью или приезжают в нее по работе или с туристическими целями.
Таким образом, любое государство вовлечено в процесс глобальной или региональной конкуренции за создание собственного имиджа. Надо понимать, что имидж государства – это всегда есть продукт противостояния и конкуренции между различными имиджами с другими странами. Поле деятельности, на котором разворачивается эта конкуренция, - это, естественно, сознание и восприятие целевых аудиторий.

Нужно ли оглядываться на соседей? Важно ли нам иметь привлекательный имидж?

Вопрос даже не в том, чтобы оглядываться на соседей. Конечно, надо идти от главного – от самого себя, формируя этот привлекательный имидж. Он, безусловно, важен. Давайте затронем такие простые и прагматичные вещи, как экономика и торговля. Например, Германия вызывает ассоциацию со страной, которая производит очень надежную бытовую технику. Другими словами, если вы вдруг встретите какую-то неизвестную компанию, но увидите, что продукт произведен в Германии, вероятнее всего, вы предпочтете его аналогичному продукту, произведенному в Австрии, Италии, а тем более в Китае. Имидж страны влияет на имидж продуктов, товаров, которые производятся в этой стране, стимулирует эти продажи.

С другой стороны, Италия для нас сразу же ассоциируется с высокой модой, с эксклюзивной одеждой. Я думаю, что любая компания с итальянским названием имеет гораздо больше шансов на успех по сравнению со своими конкурентами из других регионов. Кстати, я был очень удивлен обилием итальянских компаний и бутиков в Минске, которые достаточно сложно встретить в самой Италии, либо они есть, но второго-третьего порядка.
Имидж, кстати, так же работает и в отношении инвестиций. Это миф, что инвесторы вкладывают деньги в страны, регионы, базируясь исключительно на детальном анализе инвестиционных тенденций, рисков, рассчитывая кривые спроса и предложения. Все это присутствует, но в конечном счете, чем больше знакомишься с тем, как они принимают решения, тем больше понимаешь, что инвесторы – это не вычислительная машина: это обычный эмоциональный человек со своей психологией и интуитивной логикой принятия решений.

Давайте посмотрим на компанию Franck Muller, всемирно известного производителя часов. Казалось бы, они выбрали именно Беларусь для работы на базе Минского часового завода для создания новой компании с белорусским брендом. Их не волновали сложности рынка и торговой марки – для них были важны две вещи: то, что белорусы имеют математический склад ума, смогут собирать сложные часовые механизмы, и то, что руководство страны заинтересовано в сохранении часового производства. Два субъективных фактора, не имеющих никакого отношения к экономике, стали главными. Поэтому очень важно иметь привлекательный внешний имидж.

Какие преимущества мы хотим получить, создавая свой имидж?

Точно такие же, как и все другие. Если мы говорим об инвестициях, значит, мы хотим позиционировать свою страну как благоприятное место для размещения инвестиций, как выгодное место для реализации крупных инфраструктурных проектов, как место, где поощряются и защищаются инновации, где их можно успешно разрабатывать. Формируя позитивный имидж, мы таким образом привлекаем внешние инвестиции и пытаемся через них ускорить социально-экономическое развитие страны.
 
Очевидно, что позитивный имидж Беларуси работал бы так же и на продвижение нашей продукции за рубеж. Здесь, может быть, ситуация несколько сложнее, но, с другой стороны, мы находимся в хороших конкурентных условиях: какая еще страна Центральной или Восточной Европы может похвалиться тем, что владеет 8% мирового тракторного рынка? Я многократно сам убеждался, что люди, практически ничего не знающие о Беларуси, знают трактор "Белорус". Это мировой бренд, который мы должны укреплять, всячески защищать и развивать. Я думаю, что таких других мировых брендов пока у нас нет, хотя просится на память еще БелАЗ, белорусские калийные удобрения, где мы тоже глобальные игроки на рынке. У нас много региональных брендов: давайте будем говорить о "Милавице", "Керамине", "Кристалле". Я думаю, что чем больше таких брендов будет, тем больше мы будем формировать также и имидж нашей страны. Нам важно, чтобы любой иностранец, который услышал фразу "Произведено в Беларуси", представлял, что это хороший товар с оптимальным сочетанием цены и качества, недорогой в эксплуатации, простой в использовании и постоянно модернизирующийся. Нужно создавать позитивное отношение к товару через бренд страны.
 
Надо с оптимизмом смотреть на эти процессы, потому что этот процесс никогда не кончается. На каком бы историческом отрезке мы не вошли бы в него, все равно впереди бесконечность. Не будем забывать, что и Coca-Cola когда-то была маленьким производителем, затерянным где-то на просторах Америки.
 
Кто конкретно должен работать над созданием имиджа Беларуси?

Ответ здесь очень простой – все без исключения. Абсолютно все. Дело в том, что позитивный имидж нашей страны одинаково необходим, полезен, выгоден всем без исключения гражданам Беларуси, независимо от религии, политической ориентации, возраста, рода занятий. Это вообще можно рассматривать как священную корову, которую надо лелеять и пестовать при любых обстоятельствах и работать на нее. Это надо очень четко понимать. Кроме всего прочего, у нас здесь нет выбора, потому что это универсальный мировой стандарт: подавляющее большинство стран очень четко понимают, как развивать собственный имидж, и понимают, что это национальное достояние, которое должно находиться вне каких-либо конфликтов, происходящих внутри страны.
 
Понятно, что "все" означает "никто", поэтому, говоря более детально, - это органы государственного управления, причем, все без исключения. Сегодня происходят процессы глобализации международных отношений, и международной деятельностью занимаются все министерства и ведомства, а не только Министерство иностранных дел. Мы, скорее, работаем в сфере межправительственных политических контактов, в то время, как отраслевые министерства работают на отраслевом уровне. Возьмите, например, Министерство транспорта: только в рамках Европы они поддерживают контакты с 55 министерствами транспорта, регулярно встречаются с ними, проводят двусторонние встречи, участвуют в многосторонних мероприятиях и сессиях в рамках Европейской экономической комиссии при ООН. Вся та информация, которую они распространяют на эти 55 объектов, дальше распространяется на компании-перевозчики, от них – к водителям. Можете себе представить, водитель после рейса через Беларусь делится с друзьями о том, как ему было интересно пересечь нашу страну, как он прекрасно пообедал в придорожном сервисе и увидел черных журавлей, которых раньше живьем никогда не видел. Получается, что даже через одно министерство охват аудитории может быть очень широким.
  
То же самое касается и других ведомств. Роль в формировании внешнего имиджа у Министерства спорта и туризма, учитывая их туристическую направленность, наверное, не меньше, а даже больше, чем и МИДа. Но эта работа будет неполной, если проводниками этого образа не станут простые люди. Мы же общаемся с иностранцами, очень многие иностранные граждане проезжают через Беларусь, общаются неформально, и нам очень важно скоординировать наше общее представление о стране с тем, чтобы мы могли посылать этот согласованный сигнал. Если простые люди не поверят и не поддержат эти усилия на уровне государственных органов, то эта работа будет провалена, будет неполной.
 
Здесь можно говорить о разных вещах. Например, иностранец прилетает, приземляется в минском аэропорту, и первые белорусы, которых он видит, - это пограничники и таможенники. Важно, чтобы эти люди улыбались приезжим: мрачный пограничник – это очень плохая визитная карточка для страны. Потом идут таксисты, гостиница, обслуживание в ресторане, и только потом они встречаются с компанией или органом госуправления, к которому они приехали для ведения переговоров. С туристом ситуация немного иная, но объем контактов и встреч достаточно велик. Именно отсюда формируется эмоциональное, образное впечатление о стране, которое гораздо более сильно, чем логическая, рациональная информация, которую можно почерпнуть из интернета и справочной литературы. Это намного дольше помнится, крепче держится в памяти и намного более действенно формирует имидж.
 
Хотелось бы сказать о позитиве и негативе. Имидж – это не есть лубочная, ложная картина страны: придумывать то, чего нет, нельзя категорически. Это приведет к очень плачевным последствиям. Но так же нельзя фиксировать внимание на негативных сторонах: если у нас есть какие-то проблемы, слабости, то мы, представляя наш имидж, увести внимание на более сильные стороны, и это нормально. Представьте: вы приходите в магазин покупать пылесос, а продавец начинает вам рассказывать, что и пластмасса у него плохая, и греется он очень сильно, и барахлит. У вас будет весьма странное впечатление от такого продавца. Представление имиджа – это тоже своего рода рекламная акция, работа Public Relations, где естественным образом идет подчеркивание сильных сторон и перенос внимания со слабых сторон на сильные.
Формирование имиджа – это не есть работа по обсуждению стратегии развития страны, где анализируются слабые стороны, происходит обмен мнениями, спор. Эти два понятия нужно четко разделить, иначе толку не будет.
 
Вы представляете Министерство иностранных дел. Как оно вовлечено в этот процесс?

Мы, естественно, вовлечены в этот процесс самым непосредственным образом, причем мы, наверное, традиционно рассматриваемся как ключевое ведомство по формированию внешнего имиджа, в первую очередь, благодаря наличию загранучреждений. У нас более 50 посольств и консульств по всему миру. Понятно, что информационная составляющая, работа по продвижению позитивного имиджа Беларуси, рассказ о наших торговых, инвестиционных, природных, туристических возможностях является главным в работе всех наших дипломатов за рубежом. О формах можно говорить бесконечно. Например, мы организуем около тысячи официальных визитов в год. Каждый визит планомерно готовится, предусматривает десятки встреч, передачу позитивной информации о Беларуси, которая дальше распространяется через средства массовой информации в стране пребывания. Это целый комплекс информационных мероприятий.
 
Представители наших загранучреждений участвуют более чем в двух тысячах международных мероприятий за рубежом, причем, часть из них мы организуем сами, часть – всей страной. Возьмем, например, Лондонский инвестиционный форум, международные выставки-ярмарки в Ганновере и многие другие мероприятия. Часть реализуется на уровне отраслевых министерств, но это также серьезные международные мероприятия – например, Сессия Европейской экономической комиссии ООН, где присутствуют делегаты от 55 стран и где наши представители рассказывают о развитии различных отраслей в Беларуси, делают доклады, размещают свои материалы на сайтах. Охват аудитории тоже получается достаточно серьезный. От того, как мы держимся, как мы ведем себя, насколько интересная позиция у Беларуси, формируется имидж не только ведомства и конкретного специалиста, который участвует в этом мероприятии, но и имидж страны.
 
За год мы проводим около двух тысяч визитов деловых кругов. Это очень интенсивные по своему характеру мероприятия, которые предусматривают и контактно-кооперационные биржи, и переговоры на двусторонней основе. Естественно, СМИ – это великолепный канал распространения информации, и могу сказать, что в среднем послы публикуют около двух тысяч интервью, статей в зарубежных средствах массовой информации в год.
 
Все наши загранучреждения имеют сайты в сети Интернет. На них также публикуются новости о Беларуси, обзорные материалы, материалы для инвесторов и потенциальных торговых партнеров. Кроме того, Министерство иностранных дел издает презентационную литературу: каждый год выходят сборники "Беларусь. Факты", "Беларусь. Возможности делового сотрудничества". Мы приобретаем большое количество презентационной литературы о туристических возможностях, о природе Беларуси, и также направляем их в загранучреждения, где они потом находят своего пользователя в ходе встреч.
 
Какие элементы составляют наш имидж? Что можно назвать нашими визитными карточками как в хорошем, так и плохом смысле?

 
Нет такого понятия, как визитная карточка в плохом смысле. В понятии имиджа такие категории просто отсутствуют. Если говорить в целом о компонентах имиджа и том, как мы хотим его развивать, то давайте не будем забывать, что имидж – категория динамическая, находится в постоянном развитии. Конечно, он очень сложнокомпонентный. Здесь мы говорим и об имиджах государственных институтов, правительства, Вооруженных сил, правоохранительных органов, церкви, образа природы, экономики в целом, национального характера. Для того чтобы более эффективно управлять этими компонентами имиджа, современная теория выделяет шесть основных факторов, которые достаточно активно и целенаправленно используются при формировании имиджа. Во-первых, это туристическая привлекательность и история культуры. Они идут достаточно близко, потому что ориентированы на очень широкую аудиторию. Если говорить применительно к Беларуси, то сразу возникают ассоциации о нетронутой природе, которая в Европе существует только в виде окультуренных парков. Это заповедные пущи, великолепные озера.
 
Если говорить о культуре и историческом наследии, я на собственном опыте могу сказать, что наши замки в Несвиже и Мире ничем не уступают королевским замкам Франции. Естественно, их надо доводить до ума, в них надо открывать интересные исторические экспозиции, но их потенциал по-настоящему огромен. Давайте возьмем те замки, которые лежат в руинах – Черный замок Ольшанский, Новогрудский замок. Я думаю, что есть смысл даже восстановить их заново, ведь в этом случае наш исторический потенциал будет весьма значительным: этого будет достаточно, чтобы сделать Беларусь популярным местом туристических маршрутов.
 
При этом давайте не будем забывать, что мы – страна с очень богатой и древней историей. Возьмите Великое княжество Литовское: мы были первой страной в мире, в которой конституционно в средние века были запрещены разногласия и межрелигиозные трения. Через территорию Беларуси проезжал Карл XII, проходил Наполеон как на Москву, так и из Москвы. Здесь он потерпел сокрушительное поражение. Кстати, в битве на Березине погибла практически вся швейцарская гвардия Наполеона. Об этом мало кто знает, но в Швейцарии до сих пор популярна фольклорная песня о Березине, которую учат в школе. Именно гибель этой гвардии побудила швейцарцев начать процесс объявления своего нейтралитета. Это факты довольно серьезной исторической значимости для всего региона в целом, и я думаю, что если бы мы рачительно и разумно ими воспользовались, то этого более, чем достаточно для конкурентного представления Беларуси как страны с огромным туристическим потенциалом.
 
Давайте вспомним белорусский характер, белорусское радушие, гостеприимство, безопасность наших улиц. Давайте вспомним обряды, которые дошли даже с дохристианских времен. Все это вместе создает потенциал и является визитными карточками по этим двум факторам.
 
Третий фактор – это человеческий потенциал. Наверное, здесь уместно говорить о таких качествах национального характера, как дружелюбие, терпимость, доброта, открытость, простодушие, трудолюбие, тяга к образованию, законопослушание. Это хорошие качества, которые будут восприниматься иностранцами очень позитивно.
 
Четвертый фактор – это экспортируемые товары, по которым судят о стране.
 
Пятый фактор – это качество государственного управления. Этот вопрос можно больше всего обсуждать и спорить по нему, но очевидной позитивной чертой для очень многих стран мира у нас будет политика социальной справедливости, защита уязвимых слоев населения, наша способность распределять богатство среди очень широких слоев населения – подтверждением тому служит международная статистика уровня бедности в Беларуси, которая сравнима даже с развитыми странами. Привлекательно качество и уровень медицинского обеспечения людей – очень хорошие отзывы я слышал от швейцарцев, когда работал в постоянном представительстве Беларуси в Швейцарии. Мы можем изнутри воспринимать это по-своему, а снаружи это воспринимается совершенно по-другому, и для правильного построения внешнего имиджа очень важно понять, как это воспринимают носители другой ментальности, другой культуры и другого характера.
 
Шестой фактор – это инвестиционная привлекательность. Работу над этим фактором мы начали несколько лет назад, и то, что Беларусь традиционно занимает очень высокие показатели по темпам либерализации национальной экономики, уверенно поднимается по рейтингам Всемирного банка, как раз и является позитивным фактором в формировании имиджа инвестиционной привлекательности, а задача войти в тридцатку лучших, которая стоит на повестке дня и над которой действительно серьезно и системно работают практически все органы госуправления, вне всякого сомнения, шаг в очень правильном направлении. Будем надеяться, что он принесет свои плоды.
 
Как нужно формировать свой имидж? Какой алгоритм действий можете предложить?

Когда мы говорим о формировании имиджа, мы должны понимать то, что этот процесс уже идет. Более того, он будет идти независимо от того, делаем мы что-то осознанно или не делаем. Он начался уже давно, еще до нашего рождения, и будет продолжаться долго после того, как мы уже покинем этот мир. Другой вопрос, что мы можем придать этому процессу более осознанный характер, и таким образом повысить его эффективность. Здесь есть определенные техники, технологии, уже хорошо отработанные. Хочу отметить тот факт, что это сфера, скорее, искусства, нежели технологий и чисто производства. Она очень плохо поддается директивному планированию; скорее, здесь важнее вдохновение и творческий подход, потому что формирование имиджа, в основном, - это субъективный процесс, который целиком и полностью основан на психологии восприятия.
 
Эмпирический опыт, который человечество имеет в этой области, позволяет выделить основные шаги, которые необходимы. Нужно принимать во внимание четыре процесса, влияющих на формирование имиджа. Первое – это наша собственная информационная политика, то, что находится в нашем ведении, и что мы можем реально изменить. На остальные вещи – воздействие на нас внешнего мира, впечатления самих людей – мы можем повлиять только косвенно. Поэтому и говорить надо о том, что при модернизации нашего внешнего имиджа мы должны, в первую очередь, обращать внимание на нашу информационную деятельность.
 
Во-первых, надо определить главные целевые аудитории, то есть то, на кого мы хотим распространять информацию о Беларуси, кого мы хотим заинтересовать и к какому поведению и отношению побудить.
 
Во-вторых, когда мы поймем, на какие аудитории мы нацеливаем свою работу, мы должны понять их информационные запросы, что их интересует и волнует. Людей нельзя заставить поглощать информацию, можно только привлечь их внимание, побудить их захотеть узнать больше о Беларуси. Поэтому нужно четко понимать структуру их интересов, то, как они воспринимают информацию, какова их система ценностей, как мы можем вести с ними диалог.
 
В-третьих, надо детализировать компоненты имиджа. Здесь мы начинаем говорить о стратегии. Наши визитные карточки должны быть развернуто прописаны в нашем сценарном плане, документе, должны быть доказательно и красиво раскрыты, четко и понятно изложены на бумаге и доступны всем без исключения. Когда появляется такой сценарный план, рассказ, очерк, мы должны включать в работу такие элементы, как слоган, девиз страны.
 
Например, девиз Хорватии звучит как "Хорватия – средиземноморье как это когда-то было", Кипра – "Остров для всех сезонов" или "Целый мир на одном острове". Латвия пропагандирует себя как "страна, которая поет"; Вьетнам – "Место назначения для следующего тысячелетия"; Индия – Incredible India ("Невероятная Индия"); штат Айдахо, США – "Большая картошка – вкусное назначение"; Миннесота – "Страна десяти тысяч озер"; Нью-Джерси – "Приедьте, посмотрите сами"; Орегон – "Вещи смотрятся по-другому отсюда". Каждая страна пытается позиционировать себя каким-то слоганом, который привлекает внимание и заставляет посмотреть на детали. Давайте попросим пользователей пофантазировать на эту тему и предложить те слоганы, которые могут привлечь внимание иностранных граждан и показать суть Беларуси. Есть только один ограничитель, который я прошу учесть: слоган должен быть только позитивным. Негативных слоганов быть не может, поскольку они работают против имиджа. Слоган должен быть коротким, не больше пяти-шести слов. У меня родился такой: "Беларусь – большая загадка Европы", причем, этот слоган я подслушал у комиссара по европейской интеграции Штефана Фюле, который недавно приезжал в Беларусь и сам заявил об этом. Отсюда родилось несколько других вариантов: "Беларусь – загадочная страна, скрытый потенциал", "Беларусь – скрытый образ, огромный потенциал". Это действительно так, потому что наш потенциал далеко не раскрыт. Немножко шуточное: "Беларусь – медленно просыпающийся зубр". Одним словом, поле для творчества здесь огромное.
 
Следующий шаг тоже очень интересный и, может быть, даже еще более интригующий. Мы все знаем, что каждая компания и организация имеет миссию, то есть то, для чего эта организация существует. Например, я убежден, что портал TUT.BY имеет миссию предоставлять нужную и полезную информацию для своих пользователей, с использованием новейших технологий, в удобной форме. Например, фармацевтический концерн Myers не выпускает медикаменты, а говорит о том, что повышает качество жизни, решает наши проблемы, позволяет радоваться жизни, и таким образом формирует свою миссию.
 
Миссия – это достаточно краткое заявление о том, для чего эта организация существует в большом мире. И здесь возникает интересный вопрос: какой может быть миссия страны? Можем ли мы сформулировать такую миссию, и каким образом? Давайте посмотрим на какой-нибудь исходный материал. Например, президент страны Александр Лукашенко не так давно сказал очень ярко и емко, что белорусы – мирная нация, которая спокойно живет в своей стране и не создает никаких проблем для соседей. Это интересный тезис, от которого можно оттолкнуться, потому что мы также неоднократно говорили, что Беларусь – это донор стабильности в Европе. Это страна, где отсутствуют межэтнические, межрегиональные конфликты, это страна, которая активно и результативно противодействует международной торговле наркотиками, оружием, нелегальной эмиграцией. Это страна, которая видит себя как мост между Западной и Восточной Европой, которая выступает за создание Большой Европы – Европы без разделительной линии, которая объединит все экономическое пространство от Атлантики до Тихого океана. Это достаточно весомая миссия, и миссия, которая, вне всякого сомнения, будет вызывать позитивное отношение и уважение. Все это является элементами имиджевой стратегии страны.
 
А потом уже начинается систематизация уже проводимых мероприятий для того, чтобы повысить эффективность формирования внешнего имиджа с учетом финансовых ресурсов. Это самая трудоемкая часть работы, и должна делаться очень публично. Усилия органов госуправления должны быть объединены с усилиями простых людей, которые, встречая иностранца, смогут так же убедительно и интересно рассказывать о своей стране.
 
С какими впечатлениями уезжают иностранцы из Беларуси? Изменяется ли у них мнение о нашей стране после ее посещения?

В ста процентах случаев любой неангажированный человек, который впервые приезжает в Беларусь из Европы – самого проблемного с точки зрения белорусского имиджа региона, - возвращается потрясенным. Могу сказать это без преувеличения. Европеец едет к нам с багажом информации, которую он прочитал о Беларуси. Но когда он приезжает в нашу страну и видит динамичное общество, красивый, полный жизни Минск, современные тенденции, естественно, он поражен, и, возвращаясь в первый раз, он всегда выражает восторг. Это происходит настолько часто, что мы к этому уже привыкли, работая за рубежом – для нас это аксиома. Другой вопрос – что нужно сделать дальше, чтобы сохранить этот высокий уровень восприятия страны, а здесь уже включаются такие элементы, как деловой стиль общения с партнерами в Беларуси и многое другое, потому что когда человек начинает более детально знакомиться со страной, он начинает видеть и определенные недостатки в сфере сервиса, отношений. Очень большим барьером является знание иностранных языков в том числе.
 
Может быть, нам и не стоит что-то делать со своим имиджем – пусть остается эффект неожиданности для иностранцев.
Самый хороший экспромт – это экспромт, заранее подготовленный. То же самое и с имиджем: пусть он будет неожиданным, но хорошо продуманным и подготовленным.
 
 
{banner_819}{banner_825}
-29%
-15%
-20%
-46%
-10%
-25%