Андрей Коровайко,

Россия и Казахстан ратифицировали Таможенный кодекс еще весной, Беларусь это сделала только на днях.

Как Москва оценивает такое поведение официального Минска? О чем не могли договориться президенты? Чего еще ожидают от белорусской стороны уже после того, как документ ратифицирован? Что дает всем трем странам этот документ? При каких условиях он может быть полезным Беларуси? Об этом в телефонном разговоре из Москвы в эфире TUT.BY рассказал Алексей Портанский, ведущий научный сотрудник Института торговой политики Государственного университета - Высшая школа экономики.


Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.



 
Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео (26 Мб) >>>

Россия и Казахстан ратифицировали Таможенный кодекс еще весной. Беларусь сделала это буквально на днях, причем до самого конца не было понятно – сделает ли она это. Как Москва оценивает официально такое поведение Минска?

После того как это произошло, официальная Москва предпочитает это не комментировать. Все прекрасно понимают, что вокруг всего этого, за закрытыми дверями кипели нешуточные страсти. Президент Беларуси до последнего момента напоминал, какие требования имеет Беларусь относительно Таможенного союза по поводу ликвидации экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Было очевидно, что от этих требований Минск не отступит, несмотря на то, что это было обещано, и что это будет выполнено с 1 января 2012 года, когда заработает Единое экономическое пространство. Думаю, что Александр Григорьевич решил не обострять отношения и не ссориться. Но до последнего момента никто из нас не был уверен, что все втроем мы ратифицируем этот документ 6 июля 2010 года.

То есть вы считаете, что таким образом Александр Лукашенко решил не портить отношения и пошел на уступку? Это не было блефом? Действительно Беларусь могла отказаться от подписания Таможенного кодекса Таможенного союза? Что бы было тогда?
Думаю, что вышестоящее руководство Беларуси все просчитало и решило, что отказать – сделать себе же дороже, а значит пойти на какое-то обострение, на какой-то небольшой скандал. Так или иначе, но потом все равно пришлось бы восстанавливать, ведь Беларусь не выходит из Таможенного союза вообще. И именно поэтому было решено, что так будет выгоднее и удобнее. Хотя само уже такое поведение говорило о том, что Александр Григорьевич недоволен.
 
Если президент Беларуси недоволен, чего еще может ожидать официальная Москва от белорусской стороны после того, как документ уже ратифицирован?
Думаю, что официальный Минск будет продолжать оказывать давление по поводу нефтепродуктов и нефтяных пошлин. Одновременно будет говориться о том, что его не устраивает также и решение по пошлинам на автомобили, поскольку через год закончатся все эти льготные и переходные периоды. Для Минска наступит не очень выгодная ситуация, когда эти пошлины должны будут подняться до российского уровня. Но это все Минск считает уступкой со стороны Беларуси. И конечно, он об этом будет напоминать.

А что именно дает принятый документ всем трем странам? Кому он может быть важнее, интереснее других?

Если Беларусь добьется всех своих требований, то для нее это может оказаться даже еще интереснее, чем для России. У России здесь больше присутствуют геополитические аспекты. А у Минска есть реальная экономическая выгода, так как он поставляет России товар, а это и молочные продукты, и трактора. А если Минск еще решит и вопросы по нефтепродуктам, то думаю, что Беларусь станет именно той страной, которая будет выигрывать больше всех остальных.

Как, по-вашему, может развиваться Таможенный союз? Будут ли еще какие-то страны подключаться к нему?

Было очень много торжественных заявлений о вступлении в силу Таможенного союза и несколько тише говорилось о том, что еще есть проблемы, что он еще недостроен и на уровне таможни еще не все понятно. В российской таможенной службе для консультаций была открыта горячая линия.

Вначале необходимо достроить Таможенный союз. Надо двигаться шаг за шагом, и ни в коем случае нельзя забегать вперед. А как показал вчерашний саммит, у нас все-таки есть тенденция к этому. Уже говорят о Едином экономическом пространстве, о валютном союзе. И говорят об этом так, как будто это начнет выстраиваться чуть ли не завтра. Я вижу в этом некоторую опасность того, что случится именно забегание вперед.

Пока до конца не реализован настоящий этап. А настоящий этап – это Таможенный союз. И для его реализации предстоит еще много чего сделать. Полностью еще не реализован предыдущий этап – зона свободной торговли.

Забегание вперед может разрушить все скромные достижения, которые уже имеются.
{banner_819}{banner_825}
-15%
-25%
-40%
-30%
-25%
-20%