Андрей Коровайко,

Какие возможности или, наоборот, трудности для белорусских субъектов хозяйствования можно ожидать от вступившего в силу Кодекса? Каким может быть эффект от углубления интеграции между Беларусью, Казахстаном и Россией? Что, в принципе, дает этот союз белорусским субъектам хозяйствования? Обо всех подробностях нового Таможенного кодекса Таможенного союза в эфире TUT.BY рассказал Андрей Чумаков, руководитель налоговой и юридической практики "Эрнст энд Янг" в Беларуси.




Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.



 
Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео (101 Мб) >>>

Вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза. Можно ли сейчас говорить о том, каких последствий мы можем ожидать? Открываются ли возможности или, наоборот, появляются ли какие-то трудности для белорусских субъектов хозяйствования?

Очевиден и бесспорен тот факт, что появление Таможенного союза выгодно для Беларуси. Уже сейчас для нас открывается обширный рынок России и Казахстана, на который можно беспошлинно ввозить любой товар, в том числе товар, который не имеет белорусского происхождения. Здесь очень важно понимать, что для очень многих компаний, которые сейчас рассматривают приход Беларуси на рынок, появление Таможенного союза стало критическим фактором. Это облегчает многие вопросы взаимодействия между Россией и Беларусью и упрощает процедуру перемещения товара между компаниями.

Не секрет, что есть несколько компаний, которые на время "заморозили" процесс открытия бизнеса в Беларуси до того момента, пока конкретно не определятся все нюансы с Таможенным союзом. И здесь я слышу только положительные отклики.

Параллельно открывается и белорусский рынок для российских и казахстанских субъектов хозяйствования. Не станет ли конкуренция на нашем, внутреннем рынке слишком жесткой?

У России и Беларуси уже давно существуют правила, которые позволяют без особых сложностей ввозить в Беларусь товар, произведенный в России. Концептуально здесь мало что изменилось. Единственное – теперь из России на белорусский рынок активно может пойти продукция не только российского производства. Но это вряд ли будет большим минусом. И я не вижу в этом большой и критической проблемы.

Обращаются ли клиенты компании "Эрнст энд Янг" за разъяснениями в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса?

Компания "Эрнст энд Янг" имеет довольно обширную практику консультирования именно по таможенным вопросам. В России существует большая, отдельная группа специалистов, которая занимается только таможенным законодательством и консультирует только по таможенным вопросам. В последние полгода особенно активно мы консультируем по самым сложным вопросам Таможенного союза.

Что же касается информирования, то не секрет, что 27 мая компания "Эрнст энд Янг" проводила очень крупный семинар совместно с компанией "КонсультантПлюс" по вопросам Таможенного союза. Это мероприятие получило довольно широкую поддержку, и было очевидно, что тема востребована и актуальна.

Пока еще таможенное оформление товара приходится оформлять по месту регистрации импортера. Обсуждается ли возможность оформления товара в любой из стран союза?

Изначальная идея создания Таможенного союза заключалась в том, что любая компания сможет оформлять товар в любой стране союза. Но именно сейчас в качестве переходного положения закреплена идея, что пока резиденты той или иной страны могут оформлять товар только в той стране, резидентами которой они являются. Но нет ничего более постоянного, чем временное. Никаких конкретных сроков пока не установлено, и это переходное положение может просуществовать еще много лет. Пока еще я не слышал, что что-то собираются менять.

Если товар ввезен на территорию одной из стран Таможенного союза, означает ли это, что он может без ограничений реализовываться и в других странах Таможенного союза? Будет ли создан какой-то таможенный контроль на внутренних границах союза?

К сожалению, таможенный контроль останется. Так как далеко не по всем вопросам России и Беларуси удалось договориться. В теории предполагается, что те редуты, которые стоят на границе России и Беларуси, исчезнут. Но останутся пункты приема уведомлений, где компании должны будут уведомлять о товаре, на который распространяется изъятие. Есть несколько категорий изъятий, где отдельной категорией является товар из Казахстана, потому что он вступил в союз с достаточно большим количеством изъятий в части таможенных пошлин. И поэтому по всем этим товарам в теории предполагается, что все компании должны честно заявлять о ввозе товара, на который распространяется изъятие. Однако для подавляющего большинства уже никаких ограничений быть не должно.

Несмотря на довольно тесную интеграцию трех стран, во взаимной торговле активно отменялись нетарифные меры. Сохранятся ли они, и можно ли рассчитывать, что торговые войны, которые периодически возникали, остались уже в прошлом?

Вопрос торговых войн всегда был политическим, а не экономическим. Конечно же, хотелось бы, чтобы они исчезли и больше не возникали. Сегодня существуют достаточные предпосылки к тому, чтобы этот процесс был максимально минимизирован. По многим вопросам уже существуют весьма конкретные договоренности, которые в теории уже должны были работать. Однако на практике они будут сталкиваться с различного рода техническими сложностями. Наиболее сложным до сих пор остается вопрос сертификации, так как до нынешнего момента существует неясность, будет ли российский сертификат признаваться в Беларуси, и наоборот. Для этого уже объявлен механизм, который просто грандиозно должен облегчить процесс, вплоть до взаимного признания сертификатов. Это своего рода переходный этап, когда российская лаборатория проводит исследования, а результаты этого исследования признаются белорусскими органами и соответственно, выдается сертификат. В теории товар сможет двигаться свободно по всей территории Таможенного союза.

Как теперь будет осуществляться защита общего рынка Таможенного союза от товаров из третьих стран? Раньше производители обращались с такими инициативами к правительству своей страны. А как это выглядит теперь?

По большому счету, обращаться придется туда же. А основной способ защиты себя от третьих стран – работа с таможенной пошлиной. Сегодня этот вопрос относится к компетенции Таможенного союза. Как правило, процедура остается прежней – вы приходите в то или иное правительство, инициируете какой-то вопрос, а затем это выносится на заседание Таможенного союза.

Другой вопрос - всевозможные антидемпинговые, компенсационные специальные меры, которые пока еще могут применяться на уровне отдельных государств. В этой ситуации теоретически каждое государство в отношении определенного товара может внести определенные меры его защиты.

Интересуется наш пользователь: "Каким образом будет оплачиваться НДС при ввозе из России товара из третьих стран? Будут ли российские компании иметь возможность отгружать этот товар с нулевым НДС, если порядок уплаты останется прежним?"

Законодательство Таможенного союза, в том числе касательно НДС, не претерпело существенных изменений. Еще до Таможенного союза между Россией и Беларусью существовали правила в вопросах налогообложения, правила оплаты и так далее. И соглашения, принятые уже в рамках Таможенного союза, большей частью скопированы с прежних соглашений. В общем и в целом ничего и не изменится. И если это будет, допустим, экспорт из России в Беларусь, то в России это будет нулевая ставка НДС, а в Беларуси, соответственно, это будет уплата НДС налоговому органу.

Какие платежи будут взиматься на территории Таможенного союза, и какие из них будут поступать в общий бюджет Беларуси, Казахстана и России?

Будут взиматься таможенные пошлины, таможенные сборы, НДС, акцизы, которые будут поступать на единый счет Таможенного союза. Однако пока еще этого единого счета не существует и, возможно, пока придется платить по счетам, по которым платили до этого. А в теории единый счет, на который все будут платить таможенные пошлины, должен появиться в течение нескольких недель. Что касается сборов и НДС, то нужно будет продолжать их платить в той же стране, где и раньше, и они будут поступать в бюджет соответствующей страны напрямую. А таможенные пошлины будут распределяться в определенной пропорции.

Импортные пошлины, ставки которых долго согласовывались, будут поступать в общий бюджет. Изменится ли что-то для плательщиков?

Как я уже сказал - глобальных изменений не будет. Единственная возникшая проблема – теперь вряд ли получится засчитывать НДС в счет таможенных пошлин или наоборот, так как это разные счета и разные бюджеты. Это станет просто невозможным.

А сохранится ли возможность электронного декларирования?

Безусловно. И это полностью поддерживается и будет всячески стимулироваться. Более того, наши московские коллеги говорили, что в этом вопросе Беларусь идет впереди планеты всей. И если сравнивать нашу республику с Россией и Казахстаном, то у нас электронное декларирование гораздо сильнее развито, и поэтому эта практика будет всячески поддерживаться.

Вопрос от пользователей: "Один из основных вопросов, который сейчас волнует таможенных агентов – отменится ли в Беларуси таможенное оформление товаров из третьих стран, которые везут из России? Если отменится, то будет ли по-прежнему необходимо для них статдекларирование?"

Да. Как только товар будет ввезен в одну из стран Таможенного союза, дальше он курсирует совершенно без ограничений. Статдекларирование пока сохранится, по крайней мере, в Беларуси, так как в России его нет.

Ставки пошлин страны согласовали, а планируется ли унифицировать ставку НДС?

Честно сказать, я с трудом в это верю. Потому что в Казахстане ставка НДС – 12%, в Беларуси – 20%, в России – 18%. Каким образом они смогут об этом вообще договориться – не берусь говорить. Здесь кто-то кому-то должен будет пойти на очень сильные уступки. Не думаю, что в ближайшее время это станет возможным.

Один из принципов Таможенного союза – единые требования к лицам, которые осуществляют деятельность в околотаможенной сфере. Коснется ли это каким-то образом таможенных представителей?

Да, и достаточно сильно. Любой таможенный представитель рвет на голове волосы, вспоминая одно из требований, введенных для них о наличии обеспечения на один миллион евро. Первые полгода все таможенные представители будут функционировать в том же режиме, как и обычно. Но в течение следующего полугода они должны будут привести себя в соответствие со всеми установленными требованиями, кроме этого самого миллиона евро. Для миллиона евро существует несколько иной порядок. Здесь основной идеей остается то, что Беларусь должна ввести так называемую субсидиарную ответственность таможенных представителей вместе с компанией, ввозящей товар. И как только это будет введено, Беларусь также будет должна обязать таможенных представителей обеспечить наличие этого обеспечения.

В Беларуси был статус "добросовестного участника внешнеэкономической деятельности". Сможет ли он сохраниться в рамках Таможенного союза, и в каком виде?

Безусловно, он сохранится. Только теперь он будет называться не "добросовестным участником", а "уполномоченным экономическим оператором" и получит определенные льготы и упрощения в области декларирования и уплаты таможенных пошлин. Также там есть ряд ограничений и сложностей. Одно из них – наличие обеспечения на достаточно крупную сумму. Пока это ограничение не действует. Для Беларуси оно вступит в силу через 18 месяцев, с 1 января 2012 года.

Из всего сказанного становится очевидным, что будет углубляться интеграция между странами Таможенного союза. Какого эффекта можно от нее ожидать в обозримом будущем?

Мое личное убеждение – это бесспорное благо. Потому что это откроет для Беларуси большущий рынок. И сейчас у Беларуси появится просто уникальная возможность создать свою инфраструктуру для того, чтобы компании могли здесь открываться и могли везти свою продукцию дальше по всем странам.

Сейчас можно будет создать предприятие в Беларуси, недалеко от границы с Россией, производить свою продукцию, спокойно везти этот товар в Россию. При этом затраты на создание этого бизнеса будут принципиально меньше, чем это было бы в Подмосковье.

Это очень большое преимущество, и его надо всячески стимулировать. А с точки зрения привлечения своих инвестиций – это отличный новый рынок для Беларуси.
{banner_819}{banner_825}
-25%
-50%
-50%
-36%
-20%
-20%
-10%
-20%
-10%
-21%